Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Барнаульский завод в 1744-1747 гг.



2020-02-04 308 Обсуждений (0)
Барнаульский завод в 1744-1747 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок




5 июля 1744 г. Барнаульский медеплавильный завод начал действовать. За первые четыре года работы здесь было выплавлено 2401 пуд чистой меди и 1254 пудов черной меди. Чистую медь перевозили на Невьянский завод на Урале, а из черной на Барнаульском заводе изготовляли медные "доски" и по­суду для продажи.

Однако выплавлять только медь было невыгодно, так как 9/10 ее Деми­дов должен был продавать государству по твердо установленной цене - 4 р. 50 к. за пуд. Реально же производство пуда меди стоило 5 р., да еще пе­ревозка до Екатеринбурга обходилась около 50 к. То есть, на каждом выплав­ленном пуде меди А.Н. Демидов получал 1 рубль убытка. Вывод один - на ал­тайской меди состояния не сделаешь. Однако Демидов не только не сворачи­вал производства, но и всячески его расширял (в 1744 г. началось строитель­ство Шульбинского завода).

Эта загадка разрешалась просто. Отправляя своих людей на Алтай для строительства заводов, Демидов доподлинно знал, что там есть месторожде­ния серебра, причем серебра очень высокого качества - золотистого (с содер­жанием золота). Естественно, что добиваясь разрешения на разработку руд­ных богатств Алтая, Демидов не торопился объявлять о его наличии. Види­мо, этот факт ему все-таки удалось удержать в секрете, так как разрешение было получено в 1726 г., и Демидов без лишних проволочек начал осуществ­лять свои планы.

Однако долго скрывать наличие серебра и золота в алтайских рудах бы­ло довольно трудно, и об этом стало известно уже в 1735 г. В этом году Глав­ный начальник горных заводов Урала и Сибири В.Н. Татищев добился пере­дачи Колыванского завода (к тому времени строительство Барнаульского медеплавильного завода еще не было начато) и рудников в казенную (государ­ственную) собственность под начало Томского горного правления. Однако Демидов не собирался мириться с таким решением и уже через год вернул обратно все свои алтайские владения. Не обошлось без помощи всесильного временщика, фаворита императрицы Анны Иоановны, Бирона, которому Де­мидов просто дал взятку.

Борьба А.Н. Демидова с В.Н. Татищевым дорого стоила последнему, и в 1737 г. он был отстранен от должности. Очевидно, "птенец гнезда Петрова" так и не научился брать взятки и действовать вопреки государственным ин­тересам. Отставка беспорочного и неподкупного Татищева окончательно предоставила свободу действий Демидову, и он продолжил начатое дело с еще большей энергией.

А.Н. Демидов наладил на Колыванском заводе выплавку серебра и начал строительство двух новых заводов: Барнаульского и Шульбинского. Кроме того, он добился приписки к своим алтайским предприятиям государствен­ных крестьян. В 1740 г. к Колыванскому, а в 1742 г. к строившемуся Барна­ульскому заводам были приписаны 400 крестьянских дворов (около 3300 мужских душ) из ведомств Белоярской крепости, Малышевской слободы, Бердского, Чаусского и Сосновского острогов, которые были обязаны отраба­тывать подушный оклад на демидовских предприятиях.

Однако, после воцарения императрицы Елизаветы Петровны и устране­ния от власти Бирона позиции А.Н. Демидова пошатнулись. Его незаконные действия по выплавке серебра без правительственного разрешения вскоре опять выплыли на поверхность. В 1744 г. штейгер Филипп Трегер сбежал с Колывано-Воскресенских заводов и доставил в Петербург образцы руд, кото­рые содержали серебро и золото. Демидов пошел на хитрость, сообщив в Ка­бинет, что представленные Трегером руды похожи на серебросодержащие, поскольку в них содержится свинец, и, благодаря мастерству Иоганна Юнгханса, из них удалось получить серебро (из 233 пудов черновой меди 27 фун­тов чистого серебра). Он просил принять его заводы под покровительство Ка­бинета, надеясь таким образом получить известную независимость от цент­ральных и местных властей. Серебро А.Н. Демидов преподнес императрице Елизавете Петровне.

Комиссия А. Беэра. Меры, предпринятые А.Н. Демидовым по спасению сво­их владений на Алтае, дали временный эффект. Императрица Елизавета не слишком поверила заводчику, что серебро получено случайно, и в 1744 г. на Алтай была послана комиссия начальника тульских оружейных заводов бри­гадира А. Беэра. Численность комиссии вместе с солдатами и учениками со­ставляла 60 человек. А. Беэру было дано предписание: ехать на Алтайские заводы и сделать пробные выплавки меди, свинца, серебра; образцы руд за­купорить в десятипудовые бочки и отправить в Петербург; а также посчи­тать, во сколько обходится выплавка.

Комиссия прибыла на Барнаульский завод 20 января 1745 г., через не­делю на Колыванский. Приехав на Колыванский завод, А. Беэр отстранил от работы приказчиков Демидова, обследовал состояние рудников и заводов, а также наличие серебра и золота в рудах Змеиногорского рудника. При этом Барнаульский завод продолжал выплавлять медь для Демидова (в начале 1745 г. Демидову запрещено было плавить серебро, было оставлено лишь право вы­плавки меди на Барнаульском заводе). Ко­миссия Беэра определила наличие на Ал­тае огромных запасов золото- и серебросодержащих руд. В июне и декабре Беэр от­правил в Петербург образцы полученного серебра (46 пудов 16 фунтов) и предложил взять в казну Колыванский и Барнауль­ский заводы, приспособив их для выплав­ки серебра. Фактически, со времени при­езда на Алтай комиссии Беэра заводами и рудниками управляли не столько приказ­чики Демидова, сколько приехавшие гор­ные специалисты. 5 августа 1745 г. по до­роге из Тулы в Невьянск Акинфий Ники­тич Демидов умер. Похоронен в тульской родовой усыпальнице, расположенной в Николо-Зарецкой церкви. Свои алтайские владения он завещал младшему сыну Никите. Но возник спор между други­ми сыновьями Демидова, и заводы были временно переданы в ведение Берг-коллегии.

Тем временем Кабинет Его Императорского Величества начал всерьез го­товить почву для передачи демидовских рудников и заводов на Алтае в свою собственность. В первую очередь начались подготовительные работы по пе­рестройке Барнаульского завода на выплавку серебра. Эти работы были свя­заны с именем Иоганна Самюэля Христиани, который в 1743-44 гг. работал по контракту у Демидова и участвовал в выплавке первого демидовского серебра на Алтае вместе с Ио­ганном Юнгхансом. Позже И. Христиани был в комис­сии Беэра, более того, участвовал вместе с Юнгхансом и Улихом в выплавке тех самых 46 пудов серебра, ко­торые решили участь бывших алтайских владений Де­мидова. Естественно, что кандидатура И. Христиани как нельзя лучше подходила для организации на Бар­наульском, Колыванском и Шульбинском заводах ра­бот по подготовке к выплавке серебра. 27 марта 1746 г. И. Христиани заключил контракт с управляю­щим Кабинетом бароном А.И. Черкасовым, по которо­му обязывался служить на Барнаульском заводе в те­чение 6 лет. За время службы он должен был испра­вить оборудование Барнаульского завода, построить там новые печи, заготовить древесного угля и дров, а также "работу произво­дить со всяким радением" по очистке руды и выплавке серебра и меди. Хри­стиани был пожалован чином майора, ему было предоставлено жалование 600 руб. в год, а также квартира.

4 августа 1746 г. И. Христиани прибыл на Колывано-Воскресенский за­вод, где сделал все необходимые распоряжения, в том числе запретил деми­довским приказчикам плавить медную руду. Через две с небольшим недели он прибыл на Барнаульский завод. К середине ноября значительная часть намечавшихся работ на Барнаульском заводе была закончена. Была постро­ена печь для разделения серебра; сооружены дополнительно две медепла­вильные печи, которые могли использоваться при плавке серебряного рош-тейна. На левом берегу Барнаулки началось строительство десяти казарм (начало формирования Петропавловской линии - ныне ул. им. И.И. Ползуно-ва). Фактически с лета-осени 1746 г. Барнаульский завод перестал находить­ся в собственности Демидовых, хотя официальное решение было вынесено лишь в 1747 г.

В то время, когда И. Христиани руководил работами по перестройке Барна­ульского завода, Берг-коллегия проводила ревизию всех алтайских владений Демидовых. Делалось это непосредственно по велению императрицы для того, чтобы иметь представление о составе и ценности демидовского имущества.

1 мая 1747 г. бывшие владения Демидова на Алтае, включая все заводы, строения, земли, рудники, оборудование, а также приписных крестьян и ма­стеровых, отошли во владение Императора и отданы в ведение Кабинета Его Императорского Величества. С этого времени начинается новый этап в жиз­ни Барнаула и всего Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа.

 

 



2020-02-04 308 Обсуждений (0)
Барнаульский завод в 1744-1747 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Барнаульский завод в 1744-1747 гг.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (308)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)