Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика западноевропейского реализма. Связь реализма с просветительской и романтической литературой.



2020-02-04 497 Обсуждений (0)
Общая характеристика западноевропейского реализма. Связь реализма с просветительской и романтической литературой. 0.00 из 5.00 0 оценок




Хотя история реализма как метода начинается еще в эпоху Возрождения, вплоть до второй половины XIX в. он не осознавал сам себя как направление ввиду отсутствия более или менее четко сформулированной единой эстетической программы. Не случайно даже сам термин «реализм» приобрел права гражданства лишь во второй половине XIX в. (сначала у оппонентов Шанфлери, а затем и в его собственных теоретических работах).

Реализм не предполагает копирование внешнего мира, а исследование его.

Связь с просвещением. Связь реализма первой половины XIX в. со своим предшественником в субъективном восприятии писателей-реалистов послереволюционной эпохи контакт устанавливается чаще всего не с просветительским реализмом, а с той или иной родственной творческой индивидуальностью:

• Стендаль – Руссо

• Диккенс и Теккерей — Филдинг и Стерн (сатира).

Точно так же реалисты избирали себе учителей, обращаясь к традиции Возрождения: Стендаль — Шекспира, Бальзак — Рабле.

Связь с романтизмом. Некоторые авторы чувствовали причастность к лит. направлению – романтизм. Европейский реализм первой половины XIX в. во многом складывался как направление внутри общего романтического потока — в борьбе с неприемлемыми для него или даже ему враждебными сторонами романтической эстетики (в частности, с «двоемирием», с тенденциями идеализации художественного образа) и в согласии с романтическим восприятием мира как непрестанно меняющегося.

Реалисты первой половины XIX в. и не причисляли себя к единому направлению, но 10—20-е годы оно уже созревало в недрах романтического движения, в 30—40-е годы заявило о себе в разных странах Европы как о заметном явлении.

Романтизм: 1) Консервативный (Германия, опора на Канта и Шиллинга) – только к 30-40 2) Прогрессивный и революционный романтизм (Франция, опора на Жорж Санд, Гюго) - реализм складывался в борьбе, но в то же время и в прямой преемственности с романтизмом: брали прогрессивные темы — демократизм, народность, интерес к историческим темам = раньше выступил реализм на лит. арену.

Первым, подготовительным этапом становления нового реализма был, как уже говорилось, так называемый «физиологический очерк». Само это название знаменательно. Под влиянием начинавшегося бурного развития естественных наук литература, подражая им и как бы вступая с ними в соперничество, стремилась воссоздать окружающий социальный мир со свойственной этим наукам точностью, объективностью. За очерком и др. реал.жанры.

Реализм начала XIX в. — качественно новый этап, вбирая традиция Ренессанса и Просвещение, пришли к некоторому синтезу: открытие реалистического историзма.

Основные черты критического реализма. Для писателя-реалиста характерны признание ценности объективной действительности и огромный интерес к ней. Художник-реалист стремится прежде всего глубоко познать, изучить действительность и всесторонне отобразить ее в своем творчестве, в полноценных типических образах.

Типический характер с масштабами реально-бытовой обстановки, герои во всем многообразии их жизненных связей и конкретно-исторических и бытовых отношений, в их развитии.

Растиньяк, Жюльен Сорель, Николас Никкльби, Ребекка Шарп и многие другие действуют «в типичных обстоятельствах»; они не отвлечены от той живой и сложной реальной обстановки, в которой складывались подобные характеры.

Представители критического реализма, давая правдивое изображение жизни, неизбежно превращали его в критику буржуазной действительности. Сказать о буржуазном обществе правду — это значило разоблачить это общество. Если художник сходил с позиций критики, он уже переставал быть правдивым художником, т. е. реалистом.

Глубокая правдивость и обличительный пафос в произведениях революционных поэтов 30—40-х годов (Беранже, Дюпон, Потье, Гейне, Веерт, поэты-чартисты) поднимались до подлинно революционного звучания.

Широчайшие эпические полотна создают великие романисты Франции, Англии и других стран — Стендаль, Бальзак, Диккенс, Теккерей, Бронте.

После 1848 года. Кризис буржуазной демократии, разложение буржуазной идеологии, обнаружившиеся после революции 1848 года во многих зарубежных странах, определили противоречивость исканий реалистов этой поры.

В реализме второй половины века все отчетливее начинают звучать мотивы пессимизма и скепсиса. Надвигающийся крах буржуазного мира дезориентирует писателей-реалистов, лишает их чувства перспективы. Все чаще из их лагеря раздаются жалобы на отсутствие каких-либо руководящих идеалов.

Плюс. Изменилось у реалистов и восприятие человеческого характера. У романтиков исключительный характер был субъективным достоянием отдельной личности; герой реалистического произведения — всегда уникальный продукт взаимодействия исторического процесса и конкретных (биологических, индивидуальных, случайных) обстоятельств, поэтому жизненный опыт каждого человека реалисты понимают как неповторимый и ценный уже самой этой неповторимостью, а, с другой стороны, жизненный опыт каждого человека представляет всеобщий, универсальный интерес, потому что в нем присутствуют повторяемые, всеобщие черты. Здесь лежит основа реалистического учения о типе, основа реалистической типизации.

Реалисты непосредственно унаследовали от романтиков открытую ими самоценность человеческой личности, но закрепили эту личность за определенным местом, временем, средой. Реалистическое искусство демократично — реалисты впервые вывели на сцену "маленького человека", который раньше не считался интересным объектом для литературы, восстановили его в правах. Реалистическая литература проникнута в целом оптимистическим духом: критикуя современное им общество, писатели-реалисты были уверены в действенности их критики, в том, что это общество поддается улучшению, реформированию, верили в неизбежность прогресса.

 



2020-02-04 497 Обсуждений (0)
Общая характеристика западноевропейского реализма. Связь реализма с просветительской и романтической литературой. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика западноевропейского реализма. Связь реализма с просветительской и романтической литературой.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (497)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)