Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эволюция героя в западноевропейском романе Х1Х века.



2020-02-04 835 Обсуждений (0)
Эволюция героя в западноевропейском романе Х1Х века. 0.00 из 5.00 0 оценок




Разные манеры выражение в нац. л-рах, но общий принцип и тенденция.

 

Размежевание с романтическим героем «необыкновенного героя» ----- обращение к последовательному реализму, к правде повседневного бытия.

 

«Чистый» романтизм \ реализм весьма редки: методы в различной степени взаимопроникаемы.

 

Происходит в л-ре «Дегероизация» - обыденный персонаж (связь с натурализмом).

 

Герои в 30 – 40-е годы и в 50 – 60-е годы 19 века различаются.

 

Проблема героя: концепция человека как предпосылка нового психологизма. Но прежде чем восторжествовал человек, должен был быть развенчан герой. Материалистическое (позитивистское) восприятие новой эпохи в соотв. с естественными науками поколебало романтические устои концепции исключительного романтического героя.

 

Возникает новое мироощущение с установкой на трезвость восприятия.

Французы: провожают романт. героя с горечью, однако, по Флоберу, реализм – это долг времени.

Англичане: нуждаются в добродетели, их герой – слепок времени; мотив утраты иллюзий намного позже, чем у французов (впервые у Диккенса).

 

Новые художественные манифестации в нач. 30-х годов 19 века: новое отношение к внешнему миру, среде, но не к герою. Реализм в этот период: эмоц. отрицание + исследование общества. Поэтому у Бальзака широта реалистического творчества на фоне романтиков. Реализм у Бальзака не из-за концепции человека, а за счет картины мира. Разрыв героя с романтической традицией не радикален, т.к. судьба героя подчеркнуто необыкновенно обычна. Герой всего лишь четче детерминирован (= обусловлен) средой и выглядит обыкновенней.

 

Крушение героя таит конфликт «индивид – мир»: только на смену абсолютно свободного героя приходит абсолютно несвободный герой. Такая дилемма воплотилась в творчестве Стендаля 30-х годов. Рассматривание героя как романтического драматичнее: Стендаль сосредоточен на анализе человеческой души, предвосхитил психологизм 50 – 60-х годов. Жульен Сорель – героическая натура, тщеславие и лицемерие навязанные, развитие души происходит под влиянием души. Исчерпывается логика реализма в более поздних произведениях (романтичность реализма поставлена в зависимость от среды). Все равно связь сромантизмом.

 

Новая концепция. Реализм через натурализм – флоберовская концепция героя. Эмма Бовари пыталась воплотить идеал, сформированный в пансионе. Бунтующая натура – «крушение надежд» - утраченные иллюзии. Флобер карает извращенное сознание. В романе «ГБ» романтизм во всех ипостасях - это источник извращенного и неадекватного сознания. – Новый вариант: отрицание романтического героя. Среда в романе торжествует, потому что протест Эммы романтичен. + В романе подмена героя: жизнь героя – история Шарля Бовари. «Главный герой» Шарль – негероичен. Шарля видим со стороны, но глазами Эммы. Шарль – самый обыкновенный и заурядный, но ч-к с естественными реакциями, меркнущий под взглядами Эммы. Смерть Эммы – выключается взгляд – Шарль такой, какой есть – исполненный душевного величия. Флоберовский психологизм специфически скуп, в его герое есть всегда «не свое» - «чужие внушения и влияния».

 

Перелом в традиции психологизма: худ. проблема – неоднозначность «негероического» героя. Разрушение модели романтизма = интересность негероев.

 

В английском романе 50 – 60-х не сильное отличие от Стендалевского и Бальзаковского героя. Ищут человеческое.

У Теккерея в «Ярмарке тщеславия» тип героя с опорой на концепцию «суеты сует» = освобождение от твердого амплуа: реальная жизнь с обычными людьми.

 

Образ неисключительного героя:

• Поведение непредсказуемо.

• Движение души – не страсть, а дробные импульсы психики.

• Не строит поведение как Бальзаковский герой, но результат тот же.

• Кульминация вызревает в неспешном сюжете (самоубийство Эммы Бовари).

• Не всегда говорит, что думает, не формулирует мысль.

 

Литература Франции 30-40-х годов Х1Х века. Общая характеристика.

 

Песня – Социальный роман - Новелла

 

Французский реализм XIX столетия проходит в своем развитии два этапа:

а) Первый этап - становление и утверждение реализма как ведущего направления в литературе (конец 20-х - 40-е годы) – представлен творчеством Беранже, Мериме, Стендаля, Бальзака.

Б) Второй (50-70-е годы) связан с именем Флобера - наследника реализма бальзаковско-стендалевского типа и предшественника «натуралистического реализма» школы Золя.

 

История реализма во Франции начинается с песенного творчества

Беранже, что вполне естественно и закономерно. Песня - малый и потому наиболее мобильный жанр литературы, мгновенно реагирующий на все примечательные явления современности.

В период становления реализма песня уступает первенство социальному

роману. Именно этот жанр в силу своей специфики открывает писателю богатые возможности для широкого изображения и углубленного анализа действительности, позволяя Бальзаку и Стендалю решить их главную творческую задачу - запечатлеть в своих творениях живой облик современной им Франции во всей его полноте и исторической неповторимости.

Более скромное, но тоже весьма значительное место в общей иерархии

реалистических жанров занимает новелла, непревзойденным мастером которой

в те годы по праву считается Мериме.

Становление реализма как метода происходит во второй половине 20-х годов, т. е, в период, когда ведущую роль в литературном процессе играют романтики. Рядом с ними в русле романтизма начинают свой писательский путь Мериме, Стендаль, Бальзак. Все они близки творческим объединениям романтиков и активно участвуют в их борьбе с классицистами. Именно классицисты первых десятилетий XIX в., опекаемые монархическим правительством Бурбонов, и являются в эти годы главными противниками формирующегося реалистического искусства. Почти одновременно

опубликованный манифест французских романтиков - Предисловие к драме

«Кромвель» Гюго и эстетический трактат Стендаля «Расин и Шекспир» имеют

общую критическую направленность, являясь двумя решающими ударами по

уже давно отжившему свой век своду законов классицистского искусства. В

этих важнейших историко-литературных документах и Гюго и Стендаль,

отвергая эстетику классицизма, ратуют за расширение предмета изображения в

искусстве, за отмену запретных сюжетов и тем, за представление жизни во всей

ее полноте и противоречивости.

При этом для обоих высшим образцом, на

который следует ориентироваться при создании нового искусства, является великий мастер эпохи Возрождения Шекспир (воспринимаемый, впрочем, романтиком Гюго и реалистом Стендалем по-разному). Наконец, первых реалистов Франции с романтиками 20-х годов сближает и общность социально-политической ориентации, выявляющаяся не только в оппозиции монархии Бурбонов, но и в острокритическом восприятии утверждающихся на их глазах буржуазных отношений.

 

После революции 1830 г., явившейся значительной вехой в истории

Франции, пути реалистов и романтиков разойдутся, что, в частности, получит

отражение в их полемике начала 30-х годов. Свое первенство в литературном процессе романтизм будет вынужден уступить реализму как направлению, наиболее полно

отвечающему требованиям нового времени. Однако и после 1830 г. контакты

вчерашних союзников по борьбе с классицистами сохранятся.

Реалисты тоже в свою очередь будут заинтересованно следить за творчеством

романтиков, с неизменным удовлетворением встречая каждую их победу

(именно такими, в частности, станут отношения Бальзака с Гюго и Ж. Санд).

Особое значение в связи с проблемой литературной преемственности

приобретает наследуемый реалистами важнейший из принципов романтической эстетики - принцип историзма. Известно, что этот принцип предполагает рассмотрение жизни человечества как непрерывного процесса, в котором диалектически взаимосвязаны все его этапы, каждый из которых имеет свою специфику.

«Классическая ясность» буржуазных отношений, особо «острая форма» выявившихся в них антагонистических противоречий и подготавливают

исключительную точность и глубину социального анализа в произведениях великих реалистов. Трезвость взгляда на современную Францию – характерная особенность Бальзака, Стендаля, Мериме. Свою главную задачу великие реалисты видят в художественном воспроизведении действительности как она есть, в познании внутренних

законов этой действительности, определяющих ее диалектику и разнообразие форм.

 

Теоретических работы, посвященные обоснованию принципов реалистического искусства:

1) «Расин и Шекспир» Стендаля предваряет собою наступление эпохи реализма во Франции, декларируя основные его постулаты

2) Труды Бальзака 1840-х годов «Письма о литературе, театре и искусстве», «Этюд о Бейле» и особенно - Предисловие к «Человеческой комедии» - обобщают богатейший опыт художественных завоеваний реализма, всесторонне и убедительно мотивируя его эстетический кодекс.

 



2020-02-04 835 Обсуждений (0)
Эволюция героя в западноевропейском романе Х1Х века. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эволюция героя в западноевропейском романе Х1Х века.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (835)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)