Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возрастной портрет дошкольника.



2020-02-04 305 Обсуждений (0)
Возрастной портрет дошкольника. 0.00 из 5.00 0 оценок




Гиперактивность и ее коррекция в развитии детей 5-6,5 лет

 

Курсовая работа

Направление подготовки 44.03.01

«Педагогическое образование»

Профиль «Дошкольное образование»

 

Выполнила :

Гостева Оксана Валентиновна

 

 

                                                          

 

 

2017г.




Содержание

 

Введение……………………………………………………………… 3 – 6
Глава 1. Проблемы гиперактивного поведения дошкольников и его коррекции в научной и методической литературе   7
1.1. Возрастные особенности и проблема гиперактивного поведения дошкольников в отечественной и зарубежной научной литературе……………………………………………………     7 – 20
1.2. Гиперактивность детей дошкольного возраста и особенности проявления у них синдрома дефицита внимания……...   21 – 29
1.3. Особенности психологической и педагогической коррекции гиперактивного поведения дошкольников……………………   30 – 37
Глава 2. Эмпирическое исследование диагностики и коррекции гиперактивного поведения дошкольников……………………   38
2.1. Разработка программы и проведение диагностического обследования гиперактивности у дошкольников……………   38-50
2.2. Реализация программы коррекции гиперактивного поведения в педагогической работе…………………………………………………   51-54
2.3. Итоги анализа гиперактивного поведения дошкольников и его коррекции. Рекомендации для педагогов и родителей………………………………………………………………..     55-64
  Заключение……………………………………………………………   65-66
  Список литературы……………………………………………………   67 – 71
  Приложения……………………………………………………………   72

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема коррекции гиперактивного поведения дошкольников в настоящее время имеет огромное значение. Связано это как с увеличением числа детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), так и с объективными обстоятельствами научного познания этого непростого психологического, педагогического и медицинского феномена.

Синдром дефицита внимания и гиперактивность является серьезной проблемой для многих современных семей.

Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном  возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей учебной деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно.

Дошкольный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, а также в трудах их последователей: Л.И. Айдарова, А.К. Дусовицкого, А.К. Маркова,
Ю.А. Полуянова, В.В. Рубцова, Г.А. Цукерман.

В настоящее время проблема эффективности воспитания гиперактивных детей становится все более актуальной и обсуждаемой среди педагогов и психологов. Объясняется это, в первую очередь тем, что существующая система воспитания в детском саду не приспособлена к работе с гиперактивными детьми в силу того, что современный детский сад представляет собой систему норм, правил, требований, регламентирующих жизнь ребенка, выполнять которые детям с повышенным уровнем эмоциональной возбудимости достаточно сложно. Решить эту проблему можно только комплексно с помощью нескольких специалистов : детского психолога, невролога и психиатора, которые помогут родителям правильно обращаться с ребенком. Именно поэтому в последние годы увеличилось число педагогических и психологических исследований, посвященных данной проблеме. В числе работ отечественных ученых можно назвать исследования Брязгунова И. П., Касатиковой Е.В. , Кропотова Ю. Д. , Чутко Л.С., посвященные общей проблематике диагностики и работы с детьми данной категории; вопросы коррекции рассматривали Заваденко Н. Н., Чутко Л. С., Пальчик А. Б. и др.

Актуальность проблемы усиливается также фактом увеличения числа гиперактивных детей. Как отмечают воспитатели детских садов, если несколько лет назад гиперактивных детей было по одному-два в группе, то сейчас в эту группу попадает уже около 20-30% воспитанников. И этот процент постоянно растет. При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции гиперактивного ребенка не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу детского сада при условии соответствия требований дошкольной среды возможностям ребенка.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью является важной медицинской проблемой, так как в основе СДВГ лежат функциональная незрелость или нарушения работы специфической системы головного мозга - ретикулярной формации, которая обеспечивает координацию обучения и памяти, обработку поступающей информации, удержание внимания. Сбои в адекватной обработке информации приводят к тому, что различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство и раздражение. Кроме того, при СДВГ под влиянием неблагоприятных факторов, нарушается функционирование лобных долей, отвечающих за интеллект, подкорковых ядер головного мозга и соединяющих их нервных проводящих путей [50, с. 124].

Как отмечается в исследованиях по вопросу диагностики, дети, страдающие синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, отличаются неусидчивостью, невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью. СДВГ является серьезной социальной проблемой, так как встречается у большого количества детей (по данным разных исследований, им страдают от 2,2 до 18% малышей) и очень мешает их социальной адаптации. Так, известно, что дети, страдающие СДВГ, входят в группу риска по развитию в дальнейшем алкоголизма и наркомании.

Таким образом, несмотря на проработанность темы гиперактивного поведения детей в детском саду в современной детской практической психологии, существующие методы работы с гиперактивным поведением детей дошкольного возраста имеют недостаточно комплексный характер, следовательно, исследование проблемы диагностики, коррекции и педагогического сопровождения гиперактивных детей в настоящее время не только актуально, но и крайне необходимо. Особенно важным является нахождение новых путей коррекции, связанных с учетом индивидуально- типологических особенностей каждого ребенка, нуждающегося в помощи педагогов и психологов.

 Цель исследования: разработать комплексную программу коррекции гиперактивного поведения детей дошкольного возраста 5-6,5 лет и оценить ее эффективность на основании исследования, проведенного в государственном образовательном учреждении школа№1619дошкольный отдел «Фрайбург».

Объект: дети дошкольного возраста с гиперактивным поведением. 

Предмет: поведениеребенка дошкольного возраста с гиперактивными особенностями.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ исследований ученых психологов по проблеме диагностики и коррекции гиперактивного поведения дошкольников;

2. Описать возрастные особенности детей дошкольного возраста и определить способы коррекции гиперактивного поведения дошкольников;

3. На основе осуществленного анализа разработать комплексную программу по коррекции гиперактивного поведения дошкольников;

4. В ходе эмпирического исследования оценить результативности программы.

5. Разработать рекомендации для педагогов и родителей по осуществлению взаимодействия и организации учебной деятельности с гиперактивными детьми дошкольного возраста.

На основании выявленной актуальности, цели и задач исследования была выдвинута следующая гипотеза: улучшение объективных психологических характеристик проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста можно достичь при условии проведения коррекционной работы, которая носит комплексный характер и затрагивает коррекцию произвольности и концентрации внимания, а также развитие моторно-двигательных навыков детей.

Для оценки степени развития внимания и склонности ребенка к гиперактивном поведению использовалась следующие методики:

1. Опросник J. Svanson;

2. «Корректурная проба» (Бурлачук Л.Ф., Морозова С.М., 1990);

3. Методика «Запомни и расставь точки».

Практическая значимость: разработанная коррекционная программа может быть использована в качестве методического пособия для групповой работы с гиперактивными детьми по снижению проявлений гиперактивности.

 

 


Глава 1.  Проблемы гиперактивного поведения дошкольников и его коррекции в научной и методической литературе
1.1. Возрастные особенности и проблема гиперактивного поведения дошкольников в отечественной и зарубежной научной литературе.

 

Дошкольным возрастом принято считать возраст детей от рождения до 7лет, он включает следующие возрастные периоды: младенческий возраст, младший дошкольный возраст, средний дошкольный возраст, старший дошкольный возраст( старшая и подготовительная к школе группа детского сада).

Опишем черты развития детей, выделив для анализа особенности физического, социального, психического и личностного развития ребенка дошкольника.

Возрастной портрет дошкольника.

В дошкольном возрасте ребенок быстро растет и увеличивается в весе. Темпы роста в этот период неравномерны: ежегодный прирост длинны тела на четвертом году жизни 4-5 см. , на шестом-7-8см.  Удлиняется  туловище,  конечности, изменяются пропорции тела. Увеличивается мышечная масса , дошкольники становятся более мускулистыми.

Интенсивно протекают процессы окостенения скелета. Совершенствуется деятельность опорно-двигательного аппарата, развиваются физические качества -ловкость и уверенность движений. Крупная мускулатура в своем развитии опережает мелкую. К концу возрастного периода завершается миелинизация нервных волокон , что повышает пластичность и устойчивость нервно-психической деятельности и в целом защитные силы организма. Масса мозга приближается к параметрам взрослого человека. Происходит дальнейшая дифференциация клеточных элементов коры головного мозга, вследствие чего повышается скорость образования временных нервных связей и точность дифференцировки воспринимаемых раздражителей. Возрастает регулирующая роль коры по отношению к подкорковым центрам , в результате чего поведение дошкольника принимает более организованный и регулируемый характер , В старшем дошкольном возрасте дети становятся более самостоятельными и независимыми. Им становится доступна деятельность по собственной инициативе., продолжается автономизация от взрослого. Увеличивается число социальных функций доступных дошкольнику, в связи с этим связи со взрослым становятся более разнообразными. Дошкольный возраст это период овладения социальным пространством через общение со взрослыми, и сверстниками это наиболее сильный и важный источник переживаний. Отношение окружающих к ребенку влияет на его эмоциональное благополучие, развитие личности, выработке положительных качеств , доброжелательного отношения к людям. Ребенок во многом зависит от отношения, которое ему демонстрируют взрослые. Он нуждается в любви и одобрении, ребенок учится принятым в обществе формам общения с окружающими людьми.

Дошкольное детство -ответственный период для усвоения грамматического строя речи расширения лексики. В этот период продолжает формироваться способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление и воображение.

       Значительно улучшается координация движений и действий, формируется образ тела и отношение к нему в том числе к половым различиям, что способствует развитию полоролевой идентификации.

В возрасте от 3 до7 лет самосознание ребенка развивается на столько, что это дает основание говорить о детской личности. Ребенок дошкольник пользуется идентификацией и обособлением, постепенно обучается рефлексии. В этом возрасте наиболее типичной является идентификация в форме сочувствия. Идентификация сочувствия становится механизмом формирующейся эмпатии. Если ребенок чувствует недостаток любви и заботы от близких он может переживать отчуждение в форме страха, который может провоцировать состояние тревоги и беспокойства, что влияет на психическое и физическое состояние ребенка. Так же дети часто испытывают чувство страха за близких, тех, кого любит, это особая форма сочувствия, сопереживания.

Деятельность старшего дошкольника носит более длительный характер и значительно усложняется, проявляются элементы творчества. На формирование личности ребенка большое влияние оказывает темперамент. Дети холерического склада могут вести себя по гиперактивному типу-проявлять задиристость, непоседливость; у детей сангвинического склада проявляются доброжелательность и легкость в общении; флегматичные дети становятся более инертными и нуждаются в индивидуальном режиме, меланхоличные дети своими эмоциями могут привлекать больше заботы окружающих, что может быть расценено, как недостаточная их социальная адаптации.



2020-02-04 305 Обсуждений (0)
Возрастной портрет дошкольника. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возрастной портрет дошкольника.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (305)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)