Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью



2020-02-04 282 Обсуждений (0)
Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Прежде всего нужно пройти обследование специалистов и поставить нужный диагноз. Без лечения СДВГ в детстве никуда не исчезнет по мере взросления.

2. Прежде всего родители должны понять, что меняться должен не только ребенок, но и все взрослые, окружающие его.

3. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

4. В спорных ситуациях всегда предлагать альтернативное решение проблемы.

5. Соблюдайте режим дня, ребенку необходимы прогулки и полноценный сон.

6. Доброжелательное спокойное отношение, корректные замечания, без использования категоричных слов «нет» и «нельзя». Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

7. Запрещаться должно только то, что может быть опасно или вредно для ребенка.

8. Свои отношения с ребенком стройте на взаимопонимании и доверии.

9. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

10. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

11. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

12. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, прогулок, игр и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.

13. Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, стадионах и других местах, которые оказывают на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.

14. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте шумных, беспокойных приятелей.

15.  Не давайте долго сидеть у телевизора, контролируйте программы и мультфильмы, которые просматривает ребенок на наличие страшных персонажей и агрессии в них.

16. Учите ребенка контролировать свои действия, задумываться о их последствиях.

17.  Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег, спортивные занятия (гиперактивные дети с удовольствием посещают бассейн можно заниматься бегом, танцами, катанием на велосипеде и роликовых коньках).

18.  Придумайте детям ежедневные посильные поручения по дому.

19. Не завышайте и не занижайте требования к ребенку, ставьте перед ним задачи, соответствующие его возрасту.

20. Не допускайте переутомления ребенка, это вызывает чрезмерную двигательную активность и снижает возможность самоконтроля.

21. Помните о том, что присущая детям с синдромом дефицита внимания гиперактивность хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

22. Очень важен микроклимат в семье. Родителям нужно так-же свести к минимуму ссоры между собой, особенно при ребенке.

23. Помните, что сами взрослые прежде всего являются примером для ребенка. Они должны быть сдержаны, лишний раз не повышать голос на ребенка и обязательно иметь с ним эмоциональный контакт.

Рекомендации составлены с использованием материалов издания: Заваденко Н. Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. — Школа-Пресс, 2001.

                                     

Заключение

В рамках теоретического анализа, касающегося проблемы проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста было установлено, что в настоящее время существует достаточно исследований,  посвященных этой теме. Однако данная проблема требует как теоретического, так и практического исследования с целью выработки конкретных путей преодоления затруднений дошкольников обусловленных СДВГ.

Наше исследование посвящено разработке программы коррекционной работы с детьми, имеющими признаки СДВГ.

В первой главе исследования нами была теоретически обоснована необходимость разработки методологии работы с детьми, имеющими признаки СДВГ и проведения последующей коррекции. Мы изучили возрастные особенности и проблемы гиперактивного поведения дошкольников, был дан анализ особенностей психологической и педагогической коррекции гиперактивного поведения. Сделанные выводы  легли в основу эмпирического исследования проблемы.

Во второй главе мы провели диагностическое обследование детей 5-6,5лет школы№1619 дошкольного отдела «Фрайбург» города Москвы. После проведенного первичного обследования была определена экспериментальная группа из 12 детей с признаками СДВГ. Для проверки, которая проводилась с детьми экспериментальной группы, была определена контрольная группа из 12 дошкольников.

 В результате диагностического исследования на констатирующем этапе по опроснику J . Swanson были выявлены особенности наличия признаков дефицита внимания с гиперактивностью у детей экспериментальной группы. Критических значений по шкалам гиперактивности в контрольной группе обнаружено не было. При проверке значимости различий в уровнях проявления гиперактивности детьми экспериментальной и контрольной групп, был сделан вывод о том, что различия сравниваемых средних значений показателей гиперактивности двух выборок статистически достоверны.

 Также была проведена диагностика свойств внимания. Результаты исследования по методике оценки концентрации и устойчивости внимания с кольцами Ландольта; объема внимания в соответствие и с методикой «Запомни и расставь точки», позволили нам сделать выводы о значительно более низких показателях развития свойств внимания у детей с признаками СДВГ.  

По результатам диагностики была составлена программа коррекции гиперактивного поведения.

Как показал анализ результативности эмпирического исследования, проведение комплексной работы, направленной на выявление и последующую коррекцию трудностей формирования свойств внимания, коммуникативных расстройств и недостаточного уровня сформированности произвольной сферы дошкольников - это одна из действенных форм работы, способствующая преодолению проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. 

Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи в полном объеме и подтверждена выдвинутая нами гипотеза о влиянии проведения комплексной коррекционной работы на улучшение объективных психологических характеристик проявления СДВГ у детей дошкольного возраста.

Учитывая сложность исследования синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и его и коррекции у детей дошкольного возраста, мы считаем необходимым дальнейшее изучение поставленной проблемы.

Результаты теоретического анализа, выводы, сделанные в ходе эмпирического исследования, а также разработанная коррекционная программа и рекомендации для педагогов и родителей, помогут при построении психолого-педагогической деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими признаки СДВГ

Список литературы

 

1. Альтхерр П., Берг Л., Вельфль А., Пассольт М. Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития. — М: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Астапов В.М., Дробышева Т.В., Викторова В.В. Тревога как сопутствующий фактор синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей // Психологический журнал / Под ред. Б.Ф. Ломова. – М. Наука. Т. 28. 2007. № 6. С. 91–100.

3. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания у детей // Психопатология детского возраста. Хрестоматия. / Под ред. А. Ю. Егорова. – СПб.: Издательство «Дидактика плюс» - 2002. – С. 222–226.

4. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. – М.: Издательство « Институт практической психологии», Воронеж: «МОДЭК», 1995.

5. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М. 1994.

6. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. Монография. М., РI4Ц «Альфа». МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2003. – 136с.

7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

8. Вераксы Н.Е., Т.С.Комарова, М.А.Васильева Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования Издательство Мозаика-синтез.М.2014

9. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок или все о гиперактвных детях. Издательство Института Психотерапии. – М. 2001.

10. Гасанов Р.Ф. Формирование представления о синдроме дефицита внимания у детей. – СПб.: СПб. НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2009. – 174 с.

11. Гасанов Р.Ф. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью // Лекции по детской психиатрии. – СПб.: Речь, 2007. С. 157–175.

12. Грибанова Г.В. Гиперактивный ребенок // Дефектология. 1994. № 6. С. 68–75.

13. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М.: Институт практической психологии, 1997. С. 103–138.

14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М., 1986.

15. Демьянов Ю.Г. Диагностика психических нарушений: Практикум. – СПб.: ИД «МиМ» ТОО «Респекс», 1999. С. 84–85.

16. Демьянчук Р.В. Психическое развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью // Специальная психология: Учебник для студентов высш. учебных заведений для направления подготовки бакалавров / Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2010. С. 198–205.

17. Дробинская А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. 1996. № 3. С. 72–74.

18. Ефимкина Р.П. Детская психология. Методические указания.. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995

19. Заваденко Н. Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. — Школа-Пресс, 2001.

20. Зaваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.

21.  Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Румянцева М.В., Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики. // Дефектология. 2003. № 6. 2003. С. 13–20.

22.  Иванов Е. С. Дискуссионные проблемы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Психоневрология в современном мире / Под. Ред. Н.Г. Незнанова. – СПб.: Издательство «Человек и здоровье», 2007. – С. 91–92.

23.  Иванов Е. С. К вопросу о синдроме гиерактивности с дефицитом внимания // Трудности развития у детей: диагностика и коррекция. Материалы межрегиональной конференции факультета специальной педагогики и психологии (28 марта 2006 года). / Под ред. Е.Л. Инденбаум, Л.Ю, Долгих. – И.: Издательство Иркутского государственного педагогического института, 2006. – С. 26–29.

24.  Иванов Е. С. О сложных формах психического развития у детей // Мнухинские чтения. Успехи детско-подростковой психиатрии и психотерапии (исторический и междисциплинарный подход): Материалы конференции / Под ред. Л.П. Рубиной, Ю.А. Фесенко. – СПб., 2007. – С. 83–85.

25.  Иванов Е. С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью как самостоятельная форма дизонтогенеза // Ананьевские чтения: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения» - 2006 / Под. ред. Л.А. Цветковой, А.А. Крылова. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2006. – С. 558–560.

26. Кулагина И.Ю.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998.

27.  Курганский Н.А., Немчин Т.А. Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности // Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – 2-е изд., доп и перераб., - СПб.: Питер, 2005. С. 309–314.

28.  Кучма В.Р., Брязгунов И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Детская патопсихология: Хрестоматия / Под ред. Белопольской Н.Л. – М.: «Когито-центр», 2000. С. 330–346.

 

29.  Лютова-Робертс Е.К., Монина Г.Б. Воспитание ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). // Вестник практической психологии образования. 2006. № 4(9). С. 84–88.

30.  Люшер М. Какого цвета ваша эизнь. Закон гармонии в нас. Практическое руководство.-М. ИСКР,2008. – 252 с.

31.  Максимова А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей. – Ростов н/д.: Феникс, 2006.

32.  Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая коррекция. — СПб.: Речь, 2007;

33. Мурашова Е. В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы». Гиподинамический и гипердинамический синдром. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004

34.  Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. Монография. – СПб.: Речь. 2007.

35. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2000.

36. Оклендер В. Окна в мир ребёнка : Руководство по детской психотерапии /Перев. с англ. - М.: Независимая фирма "Класс", 2000.

37. Л.А.Першина Возрастная психология. Москва, Альма Матер 2005.

38.  Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. - СПб.: Речь. 2006.

39.  Равич-Щербо КВ., Марютина Т.М., Григоренко ЕЛ. Психогенетика. М., 1999.

40.  Семакова Е.В., Макарова И.Ю. Системные семейные факторы в развитии личности гиперактивного ребенка. // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: материалы Международной научно-практической конференции. Ч.3. - СПб.: СПбИУиП, 2006. С. 56–60.

41. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998

42.  Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. - М.: «Медицина», 1986.

43.  Тржесоглава З. Специфические черты человеческих взаимоотношений в семье ребенка с легкой дисфункцией мозга и их оценка // Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия / Сост. Добряков И.В., Защиринская О.В.. – СПб.: Речь, 2007. С.348-350

44.  Тржесоглава З. Воспитание в семье. // Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия / Сост. Добряков И.В., Защиринская О.В. – СПб.: Речь, 2007. С. 351–354.

45. Чутко Л. С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства.- СПб.: Хока, 2007.

46. Чутко Л. С., Пальчик А. Б., Кропотов Ю. Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. — СПб.: Издательский дом СПб МАПО, 2004

47. Эльконин Д.Б. Избр. Психологические труды. – М., 1989.

Приложение 1

Адаптированный опросник « SNAP - IV »
( J . Swanson , Е. Nolan , W . Palham , 1992)

                                                                                                        

                                                                                                          0 – никогда

         1 – нечасто

                      2 – довольно часто

         3 – очень часто

 

№ п/п   Проявления Варианты Оценки
1. Отвлекается на посторонние стимулы 0 1 2 3
2. При отсутствии контроля со стороны взрослых отвлекается при выполнении каких-либо заданий 0 1 2 3
3. Отвлекается в играх 0 1 2 3
4. Не слышит, что ему/ей говорят 0 1 2 3
5. Теряет мысль (забывает, что хотел сделать, последовательность действий) при выполнении заданий 0 1 2 3
6. Отсутствует сосредоточенное внимание на деталях заданий 0 1 2 3
7. Испытывает трудности при планировании, организации своей деятельности 0 1 2 3
8. Бросает одно незаконченное дело и переключается на другое 0 1 2 3
9. Не может усидеть на месте в ситуации, где все должны сидеть на своих местах 0 1 2 3
10. Начинает действовать, не подумав 0 1 2 3
11. Испытывает трудности в групповых играх при необходимости дожидаться своей очереди 0 1 2 3
12. Начинает отвечать на вопросы, не дослушав их до конца 0 1 2 3
13. Испытывает трудности при необходимости играть спокойно и нешумно 0 1 2 3
14. Вертится, вскакивает с места в ситуации, когда это не принято (когда требуется сидеть неподвижно) 0 1 2  3
15. Предпринимает необдуманные действия (совершает необдуманные поступки), опасные для его (или чужой) жизни или здоровья 0 1 2 3
16. Совершает непроизвольные движения руками и ногами или вертит головой по сторонам 0 1 2 3
17. Вмешивается в разговоры взрослых и других детей, перебивает, спонтанно вторгается в чужие игры 0 1 2 3
18. Чрезмерно говорлив(а) 0 1 2 3
19. Отвечает невпопад 0 1 2 3
20. Выглядит заторможенным (сонным, медлительным, вялым) 0 1 2 3
21. Забывает о своих ежедневных обязанностях 0 1 2 3
22. Выглядит скучающим, бездеятельным, безразличным к какой-либо целенаправленной деятельности 0 1 2 3
23. Теряет ход мысли при рассуждениях на какую-либо тему 0 1 2 3
24. Испытывает затруднения при необходимости сосредоточения внимания, выполняя задания. 0 1 2 3
25. Испытывает затруднения при соблюдении правил в игре с другими и взрослыми 0 1 2 3
26. Выкрикивает или начинает громко говорить что-либо в ситуации, где необходима тишина 0 1 2 3
27. Испытывает затруднения при необходимости следовать четкому плану действий 0 1 2 3
28. Нуждается в особом контроле со стороны взрослых 0 1 2 3
29. Находится в движении большую часть времени (бесцельно перемещается, трудно оставаться на одном месте) 0 1 2  3
30. Допускает ошибки по невнимательности при выполнении заданий (например пропускает или дублирует цифры и буквы) 0 1 2 3

 

Приложение 2

Опросник J . Swanson

                                                                                                                0 – никогда

           1 – нечасто

                        2 – довольно часто

           3 – очень часто

 

№ п/п   Проявления Варианты Оценки
1. Отвлекается на посторонние стимулы 0 1 2 3
2. При отсутствии контроля со стороны Е выполнении каких-либо заданий. 0 1 2 3
3. Отвлекается в играх 0 1 2 3
4. Не слышит, что ему/ей говорят 0 1 2 3
5. Теряет мысль (забывает, что хотел сделать, последовательность действий) при выполнении заданий 0 1 2 3
6. Отсутствует сосредоточенное внимание на деталях заданий 0 1 2 3
7. Испытывает трудности при планировании, организации своей деятельности 0 1 2 3
8. Бросает одно незаконченное дело и переключается на другое 0 1 2 3
9. Не может усидеть на месте в ситуации, где все должны сидеть на своих местах 0 1 2 3
10. Начинает действовать, не подумав 0 1 2 3
11. Испытывает трудности в групповых играх при необходимости дожидаться своей очереди 0 1 2 3
12. Начинает отвечать на вопросы, не дослушав их до конца 0 1 2 3
13. Испытывает трудности при необходимости играть спокойно и нешумно 0 1 2 3
14. Вертится, вскакивает с места в ситуации, когда это не принято (когда требуется сидеть неподвижно) 0 1 2 3
15. Предпринимает необдуманные действия (совершает необдуманные поступки), опасные для его (или чужой) жизни или здоровья 0 1 2 3
16. Совершает непроизвольные движения руками и ногами или вертит головой по сторонам 0 1 2 3
17. Вмешивается в разговоры взрослых и других детей, перебивает, спонтанно вторгается в чужие игры 0 1 2 3
18. Чрезмерно говорлив(а) 0 1 2 3
19. Глядит в потолок и отвечает невпопад 0 1 2 3
20. Выглядит заторможенным (сонным, медлительным, вялым) 0 1 2 3
21. Забывает о своих ежедневных обязанностях 0 1 2 3
22. Выглядит скучающим, бездеятельным, безразличным к какой-либо целенаправленной деятельности 0 1 2 3
23. Теряет ход мысли при рассуждениях на какую-либо тему 0 1 2 3
24. Испытывает затруднения при необходимости сосредоточения внимания, выполняя задания. 0 1 2 3
25. Испытывает затруднения при соблюдении правил в игре с другими детьми и взрослыми 0 1 2 3
26. Выкрикивает или начинает громко говорить что-либо в ситуации, где необходима тишина 0 1 2 3
27. Испытывает затруднения в выполнении целенаправленной дея­тельности (не связанные с умственными нарушениями). 0 1 2 3
28. Нуждается в особом контроле со стороны взрослых 0 1 2 3
29. Чрезмерно подвижен (даже во время сна). 0 1 2 3
30. Находится весь в движении как «заведенный мотор»                        0 1 2 3
31 По невнимательности допускает ошибки в какой-либо работе. 0 1 2 3
32 У него (нее) падает настроение 0 1 2 3
33 Спорит с взрослыми 0 1 2 3
34 Игнорирует замечания взрослых или отказывается выполнять их требования, или иные правила. 0 1 2 3
35 Совершает непроизвольные действия, которые раздражают других 0 1 2 3
36 Перекладывает вину за ошибки или поступки на других 0 1 2 3
37 Его (ее) раздражают другие 0 1 2 3
38 Сердится и приходит в негодование 0 1 2 3
39 Бывает злобным и мстительным 0 1 2 3
40 Произносит ругательства и непристойные выражения 0 1 2 3
41 Говорит неправду 0 1 2 3
42 Командует другими и задирает кого-либо 0 1 2 3
43 Затевает потасовки со своими домашними 0 1  2 3

Индексы подсчета баллов по опроснику J. SWANSON

IATT (Невнимательность). № вопросов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

IMP / HYP (Импульсивность, гиперактивность). № вопросов: 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16.

ODD (Оппозиционные расстройства). № вопросов: 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43.

ADDH (невнимательность без гиперактивности). № вопросов: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 19, 20, 21, 22.

Оппозиционные расстройства определяются наличием негативистского, враждебного, вызывающего, непослушного, провокационного поведения. Обычно такие дети раздражительны, обидчивы, им легко досаждают другие люди, которых они обвиняют за свои собственные ошибки и трудности. Они легко теряют самообладание, становятся зачинщиками ссор, проявляя чрезмерную грубость, нежелание взаимодействия и сопротивление авторитетам.

 

 

Приложение 3


  Приложение 4

Оценка устойчивости внимания (V)

Показатель темпа выполнения (А) вычисляется по формуле: А = S/t

Где S – количество знаков в проработанной испытуемым части корректурной пробы;

t – время выполнения.

Переводим показатель А в шкальную оценку. Шкальная оценка интерпретируется следующим образом:

Таблица 1

ШО Характеристика уровня устойчивости внимания
1-3 Низкая устойчивость внимания
4-7 Ниже среднего устойчивость внимания
8-11 Средняя устойчивость внимания
12-15 Выше среднего устойчивость внимания
16-19 Высокая устойчивость внимания

 

Таблица 2

Оценка концентрации внимания в баллах

Концентрация (К)

Балл количество знаков дошкольников Балл количество знаков дошкольников
1. менее 570 (менее 70%) 14. 677 – 697
2. 571 – 591 15. 698 – 718
3. 592 – 613 16. 719 – 739
4. 614 – 634 17. 740 – 760
5. 635 – 655 18. 761 -780
6. 656 – 676 19. более 780 (менее 98%)

Приложение 5


2020-02-04 282 Обсуждений (0)
Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)