Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности психологической и педагогической коррекции гиперактивного поведения дошкольников



2020-02-04 242 Обсуждений (0)
Особенности психологической и педагогической коррекции гиперактивного поведения дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок




При планировании коррекционной работы с детьми, имеющими признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью следует учитывать, что в работе с гиперактивными детьми важен комплексный подход: требуется участие родителей, воспитателей, психолога и других педагогов детского сада непосредствено взаимодействующих с ребенком. Гиперактивный ребенок требует к себе повышенного внимания. Его надо увлечь, вовремя делать деликатную оценку результатов его действий.  Необходимо в первую очередь обеспечить ребенку благоприятные условия развития, как в детском саду, так и дома, минимизировать эмоциональные потрясения. В домашних условиях просматривать с детьми только спокойные передачи, мультфильмы и сказки, без страшных агрессивных героев, ярких эмоциональных вспышек. От всех членов семьи требуется понимание и доброжелательное отношение. Иногда нужно откорректировать режим дня, особенно продолжительность сна. Дозировать интеллектуальные нагрузки, спокойные занятия следует комбинировать с динамическими. Все занятия следует проводить в игровой форме, при этом устраивать по мере необходимости перерывы, давать возможность подвигаться. Для того чтобы коррекционная работа была результативной, необходимо разработать индивидуальные способы коррекции поведения и оптимизации процесса воспитания и обучения совместно с психологом, что невозможно без своевременного проведения диагностики. Целесообразно при поступлении в детский сад проводить диагностику всех детей с целью выявления признаков СДВГ. Вовремя выявленный дефект – гарантия эффективности коррекционной работы [9; 21; 33; 40].

 Проведение диагностики СДВГ – важная задача, требующая комплексного подхода.

Как было выявлено из анализа научных источников, СДВГ имеет обширную картину признаков. Синдрому могут сопутствовать не только достаточно много других признаков, но и другие заболевания. Поэтому, проведение диагностики и постановка диагноза является очень сложной задачей. Кроме того, как указывают исследователи, проявления наиболее характерные для СДВГ - дефицит внимания и гиперактивность, могут встречаться и у здоровых детей в силу особенностей возраста и определенных внешних обстоятельств [9; 31; 34].

Исходя из этих особенностей проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, а также понимая необходимость осуществления комплексного подхода к рассмотрению этого сложного психического состояния, диагностика СДВГ у детей дошкольного возраста должна осуществляться с привлечением психологов, врачей, педагогов, родителей.

В первую очередь диагностируются гиперактивность, импульсивность и нарушение внимания, так как их замечают родители, воспитатели , и педиатры на плановом осмотре. Для определения этих признаков используются диагностические критерии DSM-IV, разработанные американской психиатрической ассоциацией. По данным критериям родители, воспитатели и другие лица, тесно взаимодействующие с ребенком длительное время, оценивают поведение ребенка (Приложение 1).

При диагностике необходимо исключить связанность проявлений СДВГ с каким-либо психическим заболеванием. Необходимыми условиями так же являются наличие психологического дискомфорта и дезадаптации ребенка, имеющего признаки заболевания.

При наличии 6-ти признаков из 9-ти специалист может поставить ребенку предварительный диагноз: «синдром дефицита внимания и гиперактивности». Далее ребенок направляется на медицинское обследование. Врач выясняет причину возникновения СДВГ, проводя обследование ребенка и беседуя с матерью на предмет наличия неблагоприятных биологических, социальных и генетических факторов. В диагностике так же используются расширенные опросники для родителей и педагогов, так как врачу за один прием трудно наблюдать все возможные признаки заболевания [9; 21; 33; 40]. Наряду с первичными наблюдениями за ребенком, проводимыми родителями и обследованиями врача, необходимо заключение психолога. В задачи психолога входит: диагностика состояния высших психических функций (памяти, внимания, речи, мышления), изучение двигательной и эмоциональной сфер, изучение личностных особенностей (наличие или предпосылки к акцентуациям), изучение имеющихся социальных навыков и выявление психологических проблем
[9; 40].

Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей.

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.

2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).

5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

9. Не может играть тихо, спокойно.

10. Болтливый.

11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.

14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:

– чрезмерная двигательная активность;

– импульсивность;

– отвлекаемость-невнимательность.

Диагноз считается правомерным, если наличествуют, по меньшей мере, восемь из всех симптомов.

Диагностический и лечебный подход к детям с нарушениями поведения и подозрением на СДВГ в раннем детстве должен учитывать разные факторы – медицинские, психологические и семейно-социальные. Лечение также должно основываться на многосистемном подходе, и тогда, возможно, даже удастся предотвратить развитие полного синдрома в старшем возрасте [51].

Грамотная, основательная диагностика является чрезвычайно важной предпосылкой эффективной помощи ребенку с СДВГ. Речь идет не только о подтверждении диагноза расстройства, но и о комплексном, глубинном понимании каждой индивидуальной ситуации — без достижения этого невозможна ни одна успешная психокоррекционная программа.

Коррекции, так же-как и диагностика, требует комплексного подхода с участием педагогов и родителей.

Необходимо проинформировать родителей и воспитателей об особенностях детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и о возможных результатах коррекционной работы. Родители должны осознавать, что успешность коррекции зависит в первую очередь от их отношения к ребенку и от проведения целенаправленной деятельности по преодолению трудностей развития их детей. Исследования показывают, что в семьях, где существует конфликт между родителями, даже после медикаментозной терапии поведение ребенка остается прежним [40].

Психологи советуют завести для ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью домашнее животное или комнатное растение за которым ребенок может ухаживать.  Взаимодействие с животным помогает ребенку снизить уровень стресса и сформировать навыки заботы [9; 21].

Положительный эффект оказывают совместные занятия ребенка и родителей спортом. Особенно хорошо детям и СДВГ помогают занятия плаванием, кроме необходимых таким детям физических нагрузок, занятия в бассейне помогают ребенку расслабиться, тем самым регулируя, нарушенные процессы нервной системы, восстанавливая баланс между возбуждением и торможением.  Ребенок, проводя время с семьей, чувствует заботу и поддержку, чувствует себя более уверенным и защищенным. Кроме того, при занятиях спортом гиперактивные дети мало отличаются от нормально развивающихся сверстников, что придает уверенность родителям [9; 34; 46].

При планировании физической активности, необходимо помнить, что ребенка нельзя перегружать впечатлениям, таким детям не рекомендуются занятия агрессивными видами спорта так как это вызовет его перевозбуждение.

Положительный эффект на таких детей оказывают занятия в музыкальных студиях и коллективах, во время занятий танцами задействованы все группы мышц, ребенок получает необходимую физическую нагрузку, развивается координация движений, которая снижена у детей с СДВГ и кроме того музыка оказывает благотворное влияние на общее развитие ребенка и развитие специфических музыкальных навыков.

Так же положительное влияние оказывает занятие на музыкальных инструментах, особенно для развития слухового восприятия, мелкой моторики и координации движений.

Ребенку с СДВГ необходимо подобрать правильное увлечение, чтобы он мог проявить активность и израсходовать «неиссякаемую» энергию.

 Посещение музеев, выставок так же оказывают положительное влияние на таких детей, но учитывая их особенности, прогулки по городу лучше планировать в те дни, когда можно встретить меньшее количество людей.

Необходимо четко распланировать режим дня, детям дошкольного возраста необходим дневной сон, организовать рабочее место ребенка. На рабочем месте не должно быть вещей, отвлекающих его от деятельности.

Переходить к специально разработанным коррекционным программам и применять советы психолога родители могут лишь после того, как созданы все необходимые условия для развития детей.

Доброжелательное отношение родителей к ребенку и активные действия по проведению коррекционных мероприятий оказывают благоприятное воздействие, как на ребенка, так и на его родителей. Родители таких детей должны проявлять по отношению к ним максимум терпения и спокойствия и тогда ребенок чувствует себя нужным, любимым, понятым. А родители могут гордиться своим ребенком, видя его усилия.

Дети, имеющие синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, нуждаются в индивидуальном подходе не только дома, но и в детском саду. Детям с СДВГ необходимы частые перерывы а, обустройство группы детского сада не должно содержать много отвлекающих предметов в учебной зоне. С другой стороны, ребенку необходим положительный пример других детей и взрослого окружения. Видя, какое поведение одобряется воспитателем, ребенок подсознательно будет стремиться поступать так же. Очень важно при этом, чтобы воспитатель поддерживал ребенка за его старания и результаты- даже незначительные.

Воспитателю следует проявлять особое внимание к ребенку с признаками гиперактивности, он должен постоянно находиться в поле его зрения на занятиях и в свободной деятельности. Также воспитатель должен умело регулировать отношения детей в группе с ребенком с СДВГ, по возможности предотвращать возникающие конфликты.

При возникновении трудностей в освоении материала занятий необходимо проводить с ребенком дополнительные индивидуальные занятия, позволяющие ребенку не отстать от стальных дошкольников.

Воспитатели, по рекомендациям психолога, могут использовать специальные коррекционные приемы, которые позволят преодолеть проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Необходимо перестроить систему подачи учебного материала, большую часть материала преподносить детям в игровой форме, либо в различных видах деятельности. Инструкция к заданиям для таких детей должна быть точной и короткой, а обратная связь относительно правильности выполнения задания должна следовать сразу после окончания его выполнения. Время, отведенное на выполнение задания, должно быть индивидуальным для ребенка с СДВГ. Для того чтобы снизить проявления гиперактивности можно запланировать для ребенка какую-либо физическую активность во время занятия, проводить физминутки , динамические паузы и т.п.

Работа психолога по коррекции гиперактивности должна охватывает все сферы жизни ребенка, так как психолог проводит работу не только с ребенком, но с его окружением: родителями, воспитателями и другими лицами тесно взаимодействующими с ребенком. Содержание коррекционных занятий должно непосредственным образом опираться на результаты диагностики.

Успех коррекционных мероприятий можно обеспечить лишь при осуществлении комплексного подхода с участием всех взрослых, непосредственным образом взаимодействующих с ребенком.

 

Основные выводы по 1 главе:

1. Дошкольный возраст - важнейший период личностного развития, формирования значимых свойств и качеств психики.

2. Физическое и психофизиологическое развитие ребенка дошкольного возраста, обеспечивает ему возможность последующего успешного  обучения в школе.

3. Для детей дошкольного возраста характерным является недостаточная сформированность произвольной сферы, регуляции и контроля сложных форм психической деятельности, высокий уровень возбудимости, эмоциональности. Эти особенности могут спровоцировать формирование синдрома дефицита внимания при наличии социально неблагоприятных факторов развития ребенка.

4. Единого мнения среди ученых о факторах, ведущих к возникновению СДВГ нет. Выделяют три группы факторов: раннее повреждение ЦНС, связанное с патологией беременности и родов; генетические факторы и внешние социальные факторы.

5. Проявления СДВГ распределяются по четырем основным группам симптомов: нарушение внимания и импульсивность, гиперактивность, статиколокомоторная недостаточность, социальная дезадаптация.

6. Успешность психокоррекционной работы может быть обеспечена ранним выявлением признаков СДВГ, а также привлечением к проведению коррекционных мероприятий всех взрослых, участвующих в воспитании и обучении ребенка: родителей, воспитателей, психолога и всех педагогов взаимодействующих с ребенком. 


Глава 2. Эмпирическое исследование диагностики и коррекции гиперактивного поведения дошкольников

2.1. Разработка программы и проведение диагностического обследования гиперактивности у дошкольников

Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью является достаточно сложной и тонкой областью практической и клинической психологии, так как включает не только психологические, но и медицинские показатели. Как отмечалось в теоретической части нашего исследования (1.3.), диагностика СДВГ требует междисциплинарного подхода, участие следующих специалистов: психолога, психиатра, детского невролога, а иногда и консилиума специалистов . 

Для оценки степени развития внимания и склонности ребенка к гиперактивному поведению нами была разработана программа диагностики дошкольников.

Задачи констатирующего этапа исследования:

– подобрать экспериментально-психологические методики исследования свойств внимания и моторно-двигательного развития детей старшего дошкольного возраста , а также анкетирования родителей по выявлению симптомов гиперактивного поведения детей;

– изучить показатели переключения, продуктивности и устойчивости внимания дошкольников;

– выявить признаки проявления симптомов гиперактивного поведения детьми;

– определить состав экспериментальной и контрольной групп;

– наметить задачи коррекционной работы с детьми экспериментальной группы.



2020-02-04 242 Обсуждений (0)
Особенности психологической и педагогической коррекции гиперактивного поведения дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности психологической и педагогической коррекции гиперактивного поведения дошкольников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (242)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.026 сек.)