Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Социально-психологические факторы юношеского суицида



2020-03-17 285 Обсуждений (0)
Глава 1. Социально-психологические факторы юношеского суицида 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение

Глава 1. Социально-психологические факторы подросткового суицида

Психология суицида и предпосылки девиации в подростковом возрасте

1.2 Определение, формы и факторы суицидального поведения

Склонности к суицидальному поведению у подростка

Глава 2. Суицидальные мотивы в подростковом возрасте

Интерперсональные мотивы суицидального поведения подростка

Основные противосуицидальные мотивации подростка

Профилактика суицидального поведения подростка

Глава 3. Эмпирическое исследование мотивационных основ суицидального поведения подростка

Организация и методы эмпирического исследования

Диагностика и анализ характеристики и мотивов суицидального поведения и психологической характеристики подростка

Рекомендации по профилактике подросткового суицида

Заключение

Список литературы

Приложения

 


 

Введение

Актуальность исследования. Современная социальная жизнь предъявляет к психике молодого поколения иные, более высокие требования. А если к этому прибавить крушение идеалов, распад многих молодежных организаций и почти ничего не созданного взамен, становится понятно, почему отклоняющееся, девиантное поведение в подростковом возрасте стало актуальной проблемой нашего общества.

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную разнообразными взаимодействующими факторами: биологическими, психологическими, социально-психологическими.Отклоняющееся поведениеможет быть охарактеризовано как взаимодействие молодого человека с микро социумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам. Очевидно, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации, т.е. не прохождение адекватно ступеней социализации.

В результате неэффективных или несвоевременных профилактических действий либо их отсутствия дезадаптивное поведение закрепляется в различного рода социальных отклонениях - девиациях.

Крайне опасными и трагическими проявлениями девиации следует считать суициды (самоубийства). Самоубийство - третья основная причина подростковой и юношеской смертности после несчастных случаев и убийств. Какими бы тревожащими эти данные ни были, они, вероятно, занижены. О самоубийствах не всегда сообщают по причинам религиозных запретов и исходя из пожеланий семьи. От 6% до 13% подростков указали при опросах, что они хотя бы раз в жизни пытались покончить с собой, пишет в своей книге "Психология развития" Г. Крайг [25].

Основная задача ранней профилактики девиантного поведения состоит в предупреждении и коррекции социальных отклонений и социальной дезадаптации молодых людей, возникающих в результате неблагоприятного социального развития - социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями.

Учитывая специфику работы с дезадаптивными молодыми людьми, важно определить характер и причины отклоняющегося поведения. Индивидуально-психологическое обследование предполагает выявление как слабых, так и сильных сторон личности, которые с одной стороны, требуют психолого-педагогической коррекции, а с другой - составляют здоровый психологический потенциал молодого человека, на который нужно опираться в процессе воспитания, перевоспитания и самовоспитания.

Проблемой отклоняющего, девиантного поведения занимались многие ученые, специалисты из области педагоги, психологии и социологии: Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д. - внесшие огромный вклад в теорию и практику воспитания «трудных» детей; Прихожан А.М., Юферева Т.И., - исследовавшие экспериментально аффекты неадекватного поведения у старших школьников; Кондрашенко В.Т., - изучающий девиантное поведение в подростковом возрасте; Савина Л.С., Соколова Е.Т., - изучающие проблемы недисциплинированности и психологических феноменов у детей с отклоняющим поведением; Битенский В.С, Вдовиченко А.А., Завьялов В.Ю., Максимова Н.Ю., изучающие проблему аддиктивного поведения несовершеннолетних. Вагин Ю.Р. , Вроно Е.М., изучающие проблему суицидального поведения у подростков. Не обошли стороной эту тему и классики отечественной психологии Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Ананьев Б.Г.

Проблема исследования суицидального поведения и его профилактики заключается в том, что изучение взаимоотношений нормы и патологии при суицидальном поведении выявило, что на долю психических больных людей (в том числе и подростков) приходится не более 1/3 суицидов, а остальные совершаются людьми практически здоровыми или с пограничными нервно-психическими расстройствами. То есть людьми, не нуждающимися в обязательном лечении у психиатра, и последний даже не имеет права без согласия суицидента обсудить с ним его проблемы.

Именно поэтому особая роль в профилактике суицидального поведения отводится изучению и пониманию индивидуальных психологических механизмов поведения подростка. Только в том случае, если мы сможем понять скрытые эмоциональные и мыслительные процессы, мотивы лежащие за внешними поведенческими актами, мы сможем реально повлиять на отклоняющееся поведение подростка

Учитывая актуальность проблемы девиантного поведения в подростковом возрасте, и самой опасной и трагической из них - суицид, произошедшие изменений в обществе, которые возможно повлекли за собой и определенные изменения в психике и психологии поведения у современного человека, были определены объект, предмет и следующая цель дипломной работы.

Объект исследования: суицидальное поведение в подростковом возрасте.

Предмет исследования: мотивационные основы суицидального поведения подростка.

Цель исследования: изучение мотивационных основ суицидального поведения подростка.

Задачи исследования:

1) Провести теоретическое исследование и анализ проблемы подросткового суицида и влияния на него мотивационных факторов в научной литературе.

2) Выявить особенности суицидального поведения в подростковом возрасте.

3) Определить основные мотивации, способствующие суицидальному поведению в подростковом возрасте.

4) Экспериментально исследовать влияние основных мотиваций на проявление суицидального поведения в подростковом возрасте.

Теоретический анализ литературных источников по проблеме и результатам исследования позволил сформулировать гипотезу, имеющую следующие допущения:

суицидальное поведение в старшем подростковом возрасте обусловлено такими мотивациями как аутопунитическая мотивация - самонаказания; альтруистическая мотивация (смерть ради других) и инструментальная мотивация (манипуляция другими);

основными противосуицидальными мотивациями у старших подростков являются - провитальная мотивация (страх смерти) и нарциссическая мотивация (любовь к себе);

суицидальное поведение в старшем подростковом возрасте обусловлено такими факторами как семейные неурядицы, школьные проблемы и отношения с окружающими;

психологическими характеристиками, способствующими суицидальному поведению являются повышенная тревожность подростка и такие акцентуации характера как эпилептоидный, сензитивный, истероидный типы характера.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

Теоретический анализ научных публикаций и литературных источников;

Эмпирическое исследование: беседа, наблюдение, тестирование;

Корреляционный анализ с помощью критерия Спирмена.

Основой теоретического исследования и анализа проблемы стали работы отечественных ученых: Ю.Р. Вагина, Е.М. Вроно, А.А. Реан, И.С. Кон, Л.С. Выготского, С.А. Беличевой, А.Е. Личко, А.М. Прихожан, Л.А. Ярцева и др.

База экспериментального исследования: Психоневрологический диспансер №3, Городской психоневрологический диспансер (дневной стационар) г. Новосибирска.

 


 

Глава 1. Социально-психологические факторы юношеского суицида



2020-03-17 285 Обсуждений (0)
Глава 1. Социально-психологические факторы юношеского суицида 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Социально-психологические факторы юношеского суицида

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (285)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)