Глава 1. Социально-психологические факторы юношеского суицида
Содержание
Введение Глава 1. Социально-психологические факторы подросткового суицида Психология суицида и предпосылки девиации в подростковом возрасте 1.2 Определение, формы и факторы суицидального поведения Склонности к суицидальному поведению у подростка Глава 2. Суицидальные мотивы в подростковом возрасте Интерперсональные мотивы суицидального поведения подростка Основные противосуицидальные мотивации подростка Профилактика суицидального поведения подростка Глава 3. Эмпирическое исследование мотивационных основ суицидального поведения подростка Организация и методы эмпирического исследования Диагностика и анализ характеристики и мотивов суицидального поведения и психологической характеристики подростка Рекомендации по профилактике подросткового суицида Заключение Список литературы Приложения
Введение Актуальность исследования. Современная социальная жизнь предъявляет к психике молодого поколения иные, более высокие требования. А если к этому прибавить крушение идеалов, распад многих молодежных организаций и почти ничего не созданного взамен, становится понятно, почему отклоняющееся, девиантное поведение в подростковом возрасте стало актуальной проблемой нашего общества. Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную разнообразными взаимодействующими факторами: биологическими, психологическими, социально-психологическими.Отклоняющееся поведениеможет быть охарактеризовано как взаимодействие молодого человека с микро социумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам. Очевидно, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации, т.е. не прохождение адекватно ступеней социализации. В результате неэффективных или несвоевременных профилактических действий либо их отсутствия дезадаптивное поведение закрепляется в различного рода социальных отклонениях - девиациях. Крайне опасными и трагическими проявлениями девиации следует считать суициды (самоубийства). Самоубийство - третья основная причина подростковой и юношеской смертности после несчастных случаев и убийств. Какими бы тревожащими эти данные ни были, они, вероятно, занижены. О самоубийствах не всегда сообщают по причинам религиозных запретов и исходя из пожеланий семьи. От 6% до 13% подростков указали при опросах, что они хотя бы раз в жизни пытались покончить с собой, пишет в своей книге "Психология развития" Г. Крайг [25]. Основная задача ранней профилактики девиантного поведения состоит в предупреждении и коррекции социальных отклонений и социальной дезадаптации молодых людей, возникающих в результате неблагоприятного социального развития - социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями. Учитывая специфику работы с дезадаптивными молодыми людьми, важно определить характер и причины отклоняющегося поведения. Индивидуально-психологическое обследование предполагает выявление как слабых, так и сильных сторон личности, которые с одной стороны, требуют психолого-педагогической коррекции, а с другой - составляют здоровый психологический потенциал молодого человека, на который нужно опираться в процессе воспитания, перевоспитания и самовоспитания. Проблемой отклоняющего, девиантного поведения занимались многие ученые, специалисты из области педагоги, психологии и социологии: Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д. - внесшие огромный вклад в теорию и практику воспитания «трудных» детей; Прихожан А.М., Юферева Т.И., - исследовавшие экспериментально аффекты неадекватного поведения у старших школьников; Кондрашенко В.Т., - изучающий девиантное поведение в подростковом возрасте; Савина Л.С., Соколова Е.Т., - изучающие проблемы недисциплинированности и психологических феноменов у детей с отклоняющим поведением; Битенский В.С, Вдовиченко А.А., Завьялов В.Ю., Максимова Н.Ю., изучающие проблему аддиктивного поведения несовершеннолетних. Вагин Ю.Р. , Вроно Е.М., изучающие проблему суицидального поведения у подростков. Не обошли стороной эту тему и классики отечественной психологии Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Ананьев Б.Г. Проблема исследования суицидального поведения и его профилактики заключается в том, что изучение взаимоотношений нормы и патологии при суицидальном поведении выявило, что на долю психических больных людей (в том числе и подростков) приходится не более 1/3 суицидов, а остальные совершаются людьми практически здоровыми или с пограничными нервно-психическими расстройствами. То есть людьми, не нуждающимися в обязательном лечении у психиатра, и последний даже не имеет права без согласия суицидента обсудить с ним его проблемы. Именно поэтому особая роль в профилактике суицидального поведения отводится изучению и пониманию индивидуальных психологических механизмов поведения подростка. Только в том случае, если мы сможем понять скрытые эмоциональные и мыслительные процессы, мотивы лежащие за внешними поведенческими актами, мы сможем реально повлиять на отклоняющееся поведение подростка Учитывая актуальность проблемы девиантного поведения в подростковом возрасте, и самой опасной и трагической из них - суицид, произошедшие изменений в обществе, которые возможно повлекли за собой и определенные изменения в психике и психологии поведения у современного человека, были определены объект, предмет и следующая цель дипломной работы. Объект исследования: суицидальное поведение в подростковом возрасте. Предмет исследования: мотивационные основы суицидального поведения подростка. Цель исследования: изучение мотивационных основ суицидального поведения подростка. Задачи исследования: 1) Провести теоретическое исследование и анализ проблемы подросткового суицида и влияния на него мотивационных факторов в научной литературе. 2) Выявить особенности суицидального поведения в подростковом возрасте. 3) Определить основные мотивации, способствующие суицидальному поведению в подростковом возрасте. 4) Экспериментально исследовать влияние основных мотиваций на проявление суицидального поведения в подростковом возрасте. Теоретический анализ литературных источников по проблеме и результатам исследования позволил сформулировать гипотезу, имеющую следующие допущения: суицидальное поведение в старшем подростковом возрасте обусловлено такими мотивациями как аутопунитическая мотивация - самонаказания; альтруистическая мотивация (смерть ради других) и инструментальная мотивация (манипуляция другими); основными противосуицидальными мотивациями у старших подростков являются - провитальная мотивация (страх смерти) и нарциссическая мотивация (любовь к себе); суицидальное поведение в старшем подростковом возрасте обусловлено такими факторами как семейные неурядицы, школьные проблемы и отношения с окружающими; психологическими характеристиками, способствующими суицидальному поведению являются повышенная тревожность подростка и такие акцентуации характера как эпилептоидный, сензитивный, истероидный типы характера. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: Теоретический анализ научных публикаций и литературных источников; Эмпирическое исследование: беседа, наблюдение, тестирование; Корреляционный анализ с помощью критерия Спирмена. Основой теоретического исследования и анализа проблемы стали работы отечественных ученых: Ю.Р. Вагина, Е.М. Вроно, А.А. Реан, И.С. Кон, Л.С. Выготского, С.А. Беличевой, А.Е. Личко, А.М. Прихожан, Л.А. Ярцева и др. База экспериментального исследования: Психоневрологический диспансер №3, Городской психоневрологический диспансер (дневной стационар) г. Новосибирска.
Глава 1. Социально-психологические факторы юношеского суицида
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (285)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |