Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные противосуицидальные мотивации подростка



2020-03-17 310 Обсуждений (0)
Основные противосуицидальные мотивации подростка 0.00 из 5.00 0 оценок




К антисуицидальным факторам Амбрумова А.Г. относит [3]:

интенсивную эмоциональную привязанность к значимым близким;

родительские обязанности;

выраженное чувство долга, обязательность;

концентрация внимания на состоянии собственного здоровья;

зависимость от общественного мнения и избежание осуждения со стороны окружающих; представления о позорности, греховности суицида;

представление о неиспользованных жизненных возможностях;

наличие творческих планов, тенденций и замыслов;

наличие эстетических критериев в мышлении.

Амбрумова А.Г. делит антисуицидальные факторы на:

) требующие затрат энергии (например, наличие творческих планов)

) не требующие дополнительных затрат (сформированные устойчивые представления о недопустимости суицида).

Определение реального суицидального риска по ее мнению всегда должно проводиться на основании двух рядов факторов - суицидальных и противосуицидальных. При этом А.Г. Амбрумова отмечает, что до сих пор антисуицидальные факторы не включены ни в один из инструментов определения суицидального риска (шкалы, опросники и др.) [3, c.258].

С целью компенсации этих недостатков Ю.Р. Вагиным был разработан опросник, позволяющий выявить и количественно оценить 9 основных противосуицидальных защитных мотивационных комплексов [15]:

витальная мотивация

- религиозная мотивация

- этические мотивы

моральные мотивы

эстетические мотивы

нарциссическая мотивация

когнитивная надежда

временная инфляция

финальная неопределенность

. Витальные или провитальные мотивы отражают естественный для человека страх и ужас перед смертью, тесно связанный с инстинктом самосохранения.

В процессе жизни этот страх достаточно редко выходит на поверхность сознания, вытесняемый в глубины бессознательного. Но как только человек сталкивается с реальной угрозой собственной жизни и здоровью, этот страх независимо от нашей воли упрямо внедряется в самую сердцевину нашей психической деятельности, холодной рукой сжимая сердце человека и парализуя его активность [15, c. 40].

Для подростков страх перед смертью в некоторых случаях является как бы своеобразным испытанием. Ц.П. Короленко приводит характерный пример, что на вопрос. "Что значит, для тебя быть смелым?" обычным ответом для североамериканских индейцев-школьников является: "Иметь смелость убить себя" [53, с. 68].

. Религиозные мотивыотражают сформированные представления о самоубийстве как о грехе, страх погубить свою бессмертную душу, обречь себя на вечные мучения.

С точки зрения верующего человека, жизнь дается богом, и только он может распоряжаться судьбой человека. Человек не в праве сам определять спой последний час. Чем более мужественно человек справляется с трудностями, выпавшими ему на жизненном пути, чем больше ему воздастся после смерти. Исключение составляют самоубийцы, которые "презирают" заповеди божьи и поэтому будут справедливо наказаны после смерти.

Великий Данте в "Божественной комедии" поместил самоубийц среди грешников, мучающихся в аду. Души их превращаются в деревья, а безжизненные тела навеки вешались на эти деревья и своим видом возбуждали вечное отвращение и ужас у несчастных грешников.

Характерно, что по результатам проведенного исследования противосуицидальной мотивации самоубийство как грех воспринимают даже те люди, которые формально отрицают у себя какие-либо религиозные убеждения [15, c. 41].

. Этические мотивыотражают внутреннюю психологическую неприемлемость самоубийства из-за нежелания делать больно родным и близким людям, причинять страдания окружающим, этический императив жить ради тех, кто рядом, невозможность умереть из-за зависящих от него людей (например, детей).

Данный противосуицидальный мотивационный комплекс приобретает особую значимость в более зрелом возрасте.

При этом этические мотивы мало влияют на поведение подростка и молодого человека, так как ценность собственной личности в этот период всегда выше, чем ценность окружающей реальности, включая даже самых близких людей.

Опираться на этические мотивы для сдерживания суицидального поведения у подростков в этой связи достаточно сложно. Только в период ранней зрелости и среднем возрасте в соответствии с теорией эпигенетического развития личности Э. Эриксона, когда нормальное функционирование личности подразумевает способность принимать на себя обязательства, принимать и понимать других, заботу, усиление озабоченности тем, что было создано любовью, этические мотивы выходят на первый план в комплексе противосуицидальной мотивации [15, c.43].

. Моральные мотивы отражают представления о самоубийстве как о слабости и трусости,"позорном бегстве", представления о том, что только безвольный человек может покончить с собой, страх осуждения со стороны окружающих, нежелание оставить после себя "плохую память",

Моральные сдерживающие мотивы не идентичны этическим иво многом уступают им. Э. Эриксон говорил: "Основы морали рано или поздно изживут себя, этика - никогда... Универсальная этика заключается в том, что от поколения к поколению испытание того, что вы производите, - это забота [цит. по 15].

Необходимость жить ради продолжения рода, ради других - ценность не просто человеческая, это жизненно необходимая социобиологическая ценность. Не только люди, но и многие животные поступают так.

Моральные императивы, в отличие от этических более сиюминутны, более социально-обусловлены, если еще правильнее, микросоциально-обусловлены.

Если мать или отец добровольно уходят из жизни - это реально приводит к тому, что их потомство будет поставлено в более трудные условия существования и выживания. Это - жизненная, правда, которую большинство нормальных людей достаточно хорошо понимают. Если подросток добровольно уходит из жизни, он реально обесценивает жизнь своих родителей, прародителей, лишая их существование смысла. Большинство подростков если и не понимают этого отчетливо, то в процессе беседы с психологом или психотерапевтом легко приходят к такому пониманию, потому что это - правда. Это - этическая норма.

То, что самоубийство - слабость, низость, трусость, признак безволия, бесхарактерности - неправда. Бессмысленно убеждать в этом подростка. Он не поверит. Самоубийство может быть признаком силы, может быть проявлением героизма, смелостью, для его совершения необходимы и воля и характер. Все зависит от ситуации. Моральные критерии очень относительны.

В отношении самоубийства вопрос никогда не стоял в жесткой плоскости его полного одобрения или полного запрещения. Оценка каждого случая во все времена определялась мерой, соразмерностью и гармоничностью самоубийства со всей остальной жизнью человека, с вызвавшими его обстоятельствами, с традициями, принятыми в данном обществе. В тех случаях, когда самоубийство представлялось соразмерным тяжести и непреодолимости внешних обстоятельств, оно допускалось и одобрялось, в тех случаях, где эта мера нарушалась, - осуждалось и преследовалось.

В России самоубийство в целом осуждалось по христианской традиции, слабости индивидуального сознания и недооценке прав личности на самоопределение. Следует помнить, что моральные факторы являются реальной сдерживающей суицидальное поведение силой, и на них можно опираться. В случаях подросткового суицидального поведения это следует делать с большой осторожностью в связи с характерной для подростков негативной установкой к общепринятым нормам и стандартам [15, c. 44].

. Эстетические мотивы отражают восприятие самоубийства как некрасивого поступка, способность человека представить свое тело после самоубийства, невозможность воспользоваться тем или иным способом по чисто эстетическим соображениям.

В 1998 году под редакцией Трегубовым Л.З. было опубликовано специальное исследование по данному аспекту суицидологии: "Эстетика самоубийства".

Авторы исследования пришли к выводам, что [62]:

. При прочих равных условиях человек стремится выбрать тот способ самоубийства, который наиболее соответствует его понятиям о чести и красоте; приемлемости того иди иного способа самоубийства в данной социальной среде.

. При прочих равных условиях человек стремится выбрать тот способ, который, по его мнению, ведет к наименьшему обезображиванию тела.

. При прочих равных условиях человек всегда считается с тем, какие эстетические переживания вызовет вид его тела у окружающих.

Ю.Р. Вагин приводит пример девушки, которая передумала вешаться после того, как у подруги в атласе по судебной медицине увидела фотографии повесившихся [62].

Эстетический фактор не следует недооценивать. Ничто не оказывает столь явного и действенного влияния на человека, склонного к самоубийству, как воздействие на его эстетические чувства. Никакие логические, философские, моральные, нравственные и религиозные доводы не оказывают столь потрясающе действенного эффекта на потенциальных самоубийц, как, например, простая угроза лишения погребального ритуала или угроза осквернения и поругания их тела после смерти.

Еще в древнем Карфагене массовые самоубийства женщин прекращали, применяя угрозу выставить на всеобщее обозрение, обнаженное тело покончившей с собою женщины.

Любой взрослый человек; имеющий жизненный опыт, может без особого труда "просветить" подростка с суицидальными тенденциями по поводу тех эстетических компонентов, которые связаны с тем или иным способом самоубийства, например, с использованием огнестрельного оружия, движущегося транспорта, самоповешения, утопления и т.п.

Не случайно большинство потенциальных самоубийц при наличии свободного выбора останавливаются на самоотравлении как наиболее эстетичном с их точки зрения способе. При заполнении опросника наиболее выдающимися деятелями культуры в начале века, большинство из них выбрало самоотравление как наиболее предпочтительный способ самоубийства.

При приеме некоторых веществ в больших дозировках человек на самом деле просто засыпает, сон постепенно переходит в кому и смерть. Для многих, если не для большинства, намного эстетичнее представлять свое тело лежащим после смерти в постели или, в крайнем случае, на полу, чем висящим на веревке или исковерканным каким-либо движущимся транспортом или разбитым об асфальт.

Подросткам следует напоминать, что "эстетический идеал" красивой и быстрой смерти, связанный с самоотравлением, создан большей частью не суровой жизненной реальностью, а поэтическим вымыслом, тем, как это описывается в художественных произведениях и как это видится на сцене.

Может быть, только там все это и происходит быстро и красиво. В жизни все намного прозаичнее. Принятие токсических веществ в больших количествах в подавляющем большинстве случаев приводит к непроизвольной рвоте даже в бессознательном состоянии. Человек остается жив, но сохранность его психики после выраженной интоксикации, естественно; никто уже гарантировать нe может.

. Нарциссичсские мотивы, отражают, исходя из определения, любовь и жалость к себе в хорошем смысле этих слов; нежелание умирать, не окончив все дела; представления о том, что еще многое можно в жизни сделать и пережить.

Нужно помнить, что в момент мощной психотравмы, даже при длительной психотравмирующей ситуации происходит значительное сужение сознания человека, теряется перспектива, происходит негативная "перекраска" как прошлого, так и будущего. Боль сегодняшняя проецируется на все прошлое ("ничего хорошего не было") и на будущее ("ничего хорошего не будет"). Особенно наглядно этот феномен происходит у подростков с их отсутствием опыта переживания стрессовых ситуаций. В таких случаях хорошо помогает психотерапевтическая метафора [15, c. 47].

7. Мотивы когнитивной надежды отражают неуверенность суицидента в том, что все что можно сделать - уже сделано, поиск другого выхода, надежду найти другое решение проблемы, убежденность что выход все-таки есть, и если он сам не видит его - это не значит, что выход не знает кто-то другой.

Именно в связи с данной противосуицидальной мотивацией подавляющее большинство подростков с суицидальными мыслями, так или иначе информируют окружающих о своих намерениях, даже если формально они при этом отрицают возможность выхода из ситуации и разрешимость проблем.

При беседе с подростком в таких случаях не нужно бояться приводить как можно больше примеров различных сложных жизненных ситуаций, в которые попадали те или иные люди (в том числе и сам человек, к которому подросток обратился за помощью) и рассказывать, как они справились с этими ситуациями. Практически у каждого нормального человека хоть раз в жизни возникали суицидальные мысли, особенно в подростковом возрасте. Ничто так не помогает подростку справиться со сложными жизненными ситуациями как совет значимого для него лица, особенно подтвержденный примерами из собственной жизни [15, c. 48].

. Мотивы временной инфляции отражают надежду, что время - самое лучшее лекарство от всех проблем; желание выждать хотя бы какое-то время перед тем, как решиться на такой шаг; убеждение, что на смену черной полосе всегда приходит белая; и если проблему нельзя решить - ее можно просто пережить.

Самый лучший пример в этом отношении для подростков, особенно девочек - героиня одноименного художественного фильма, созданного по роману "Унесенные ветром" Скарлет. В самые тяжелые жизненные моменты она всегда говорила себе: "Я не буду думать об этом сегодня - я подумаю об этом завтра". Русская пословица "Утро вечера мудренее" также хорошо отражает этот защитный механизм.

Для разрешения сложных конфликтных ситуаций необходимо подключение всех психической активности человека, которая на 99 процентов протекает в области бессознательного. Попав в область бессознательного, любая самая сложная проблема будет решаться с использованием всего жизненного индивидуального опыта человека. Единственное, что для этого необходимо - время [15, c. 49].

. Мотивы финальной неопределенности отражают неуверенность в возможности до конца убить себя, незнание надежных способов самоубийства, опасения, что может получиться так, что вместо того, чтобы умереть - на всю жизнь останешься инвалидом.

Подростки, как правило, плохо информированы о возможных способах самоубийства и выбирают те из них, о которых удалось где-то прочитать, увидеть в кино или услышать от друзей. В суицидологии считается, что если человек выбирает для самоубийства способ, не обладающий достаточной летальностью (то есть, не несущий реальной угрозы для жизни) - это свидетельствует чаще всего об отсутствии истинных суицидальных тенденций. У подростков данное правило не срабатывает. Подростки с серьезными суицидальными тенденциями могут использовать "несерьезные" способы не потому, что они не имеют реального желания расстаться с жизнью, а потому, что они не информированы о его летальности.

Представления о летальности способа вполне можно использовать для профилактики суицидального поведения.

Как только подросток получает информацию о недостаточной летальности данного способа ипонимает, что даже в этом случае естьшанс остаться живой, мысли об использовании данного способа сразу же исчезают. Можно предположить, что человек в такой ситуации просто выберет другой способ, но поскольку подросток выбрал именно тот способ, значит, для нее он был наиболее оптимальным, удобным, простым иприемлемым. Следующий способ, который он попытается выбрать, уже не будет обладать этими характеристиками или будет обладать ими в меньшей степени, и совершить попытку самоубийства будет сложнее. Особый страх у подростков вызывают опасения, что после совершения попытки самоубийства можно остаться живым, но при этом повредить свое физическое или психическое здоровье. Поэтому следует обращать их внимание, что при использовании токсических веществ шансов умереть намного меньше, чем шансов остаться инвалидом [15, c. 51].

В заключение данного раздела можно подчеркнуть, что подросток совершает суицидальную попытку не тогда, когда у него есть для этого поводы, а тогда когда у него не остается поводов не совершать ее.

По мнению Ю.Р. Вагина, это принципиальное положение должно определять всю стратегию профилактики и блокады суицидального поведения не только у подростков, но и у всех лиц с суицидальными тенденциями.

От того, какой опыт имеет подросток в отношении феномена суицидального поведения, зависит во многом его собственное поведение в условиях так называемого суицидогенного конфликта.



2020-03-17 310 Обсуждений (0)
Основные противосуицидальные мотивации подростка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные противосуицидальные мотивации подростка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (310)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)