Профилактика суицидального поведения подростка
Как мы видим, причины и мотивы суицидального поведения многообразны, но во всех случаях помощь подростку необходима. Так как суицид является крайне опасными и трагическими проявлениями девиации, то основная задача в работе с такими людьми заключается в ранней профилактики девиантного поведения, которая состоит в предупреждении и коррекции социальных отклонений и социальной дезадаптации подростка, возникающих в результате неблагоприятного социального развития - социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями. Отклонения социально-пассивного типа, стремлении уйти от активной общественной жизни, уклониться от своих гражданских обязанностей и долга, в нежелании решать личные и социальные проблемы, являются сигналами для крайнего проявления социально-пассивной позиции - самоубийства (суицид). Основными компонентами технологического процесса решения проблемы суицидного поведения в подростковом возрасте являются целеполагание, сбор, анализ и систематизация информации, уточнение цели и задач, выбор варианта действий и инструментария, организационно-процедурные меры по реализации принятого решения. Одной из действующих технологий помощи подростку с суицидальным поведением могут быть социально-психологические технологии - это диагностические и коррекционные процедуры, объектом которых выступают социально-психологические явления, влияющие на поведение людей, включенных в различные социальные группы. Пример социально-психологической технологии социально-психологический тренинг. Социально-психологический тренинг- это психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Это - форма специально организованного общения, в ходе которой решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников (А.С. Прутченков, 1996). Основные задачи: . Восстановление доверия к миру. . Снятие тревожности и напряженности. . Развитие психологической устойчивости к трудным ситуациям. . Облегчение процесса школьной адаптации. . Предоставление возможности осознания собственных проблем. Дополнительные задачи: Оказание помощи в выборе жизненной стратегии . Исследование профессиональных интересов и возможностей выбора профессии. . Выявление профессиональных намерений подростков. 3. Формирование жизненного сценария в рамках социально-психологического тренинга. Во время занятий у подростка происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям. Они становятся более компетентными в сфере общения. Во время тренинговых занятий каждый человек окружается вниманием и заботой. Он может рассчитывать на помощь других, поэтому способен активно пробовать различные стили общения, усваивать новые, не свойственные ему ранее коммуникативные умения и навыки, учится доверять людям. Эти занятия готовят к более активной и полноценной жизни в социуме. Задача группы социально-психологического тренинга - помочь каждому участнику выразить себя индивидуальными средствами.Но для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя. Самовоспитание личности осуществляется по пяти основным направлениям: . Восприятие своего «Я» через соотнесение с другими, т.е. человек использует другого в качестве модели, удобной для наблюдения и взгляда со стороны. Это дает прекрасную возможность идентифицировать, сопоставить себя с другими членами группы. . Восприятие себя через восприятие другими, т.е. использование информации, передаваемой окружающими на основе обратной связи. Это позволяет узнавать мнение окружающих о себе, через их слова, чувства, поведенческие реакции. . Восприятие, себя через результаты деятельности, т.е. оценку того, что сделал человек. Этот способ самооценки закрепляет мнение о своих возможностях. 4. Восприятие себя через оценку внешнего облика. Участники учатся принимать себя и на этой основе развивать свои возможности Общие целисоциально-психологического тренинга, способствующие развитию личности; а) повышение социально-психологической компетентности участников, развитие их способности активно взаимодействовать с окружающими; б) формирование активной социальной позиции подростков и развитие их способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей; в) повышение общего уровня психологической культуры. В случае запущенности подросткового поведения, его глубокой дезадаптации требуется социально-педагогическая, психологическаяреабилитацияподростка - их возвращение, включение, реинтеграция в общество (семья, школа, класс, коллектив сверстников, система учебно-трудовых и досуговых отношений), способствующие полноценному функционированию в качестве социального субъекта. Оказание психологической, психокоррекционной и иной помощи по ликвидации кризисной ситуации в состоянии юноши, девушки, в семье, в коллективе. Ни одна работа с подростком не может обойтись без диагностики. В диагностической работе с подростком психологическая информация о видах девиантного поведения может быть получена при использовании опросника Р. Кеттела, патохарактероилогического опросника А.Е. Личко, проективного теста М. Люшера и т.п. Мотивация суицидального поведения подростка может быть диагностирована с помощью тестов: Ю.Р. Вагина «Суицидальная мотивация», «Противосуицидаольная мотивация», Бэка «Шкала суицидальной интенции» и др. Подводя итог теоретическому анализу можно выделить главное. Обследование учеными подростков, покушавшихся на самоубийство, и проведение психологического анализа завершенных самоубийств с целью определения факторов риска показали: хотя многие подростки, вероятно, испытывают действие отдельных или даже всех факторов риска и тем не менее не совершают самоубийства, эти факторы полезны при разработке профилактических программ. К общепризнанным факторам риска относятся: • Психические нарушения, такие как поведенческие расстройства, антисоциальная личность, депрессия или психические расстройства, вызванные лекарственными препаратами. • Предыдущая попытка самоубийства (единственный наилучший предсказатель). • Глубокие чувства депрессии, безнадежности или беспомощности. • Употребление наркотиков и алкоголя. • Стрессовые жизненные ситуации, такие как серьезный разлад в семье, развод или разлука. • Доступность и использование огнестрельного оружия. В общем, суицидные попытки подростка не являются их реакцией на единичное, выводящее из душевного равновесия событие. Скорее, решение покончить с собой вызревает в контексте накапливающихся в течение продолжительного времени личных или семейных проблем. Однако сама по себе попытка может быть импульсивной. Современные психологи объясняют тревожащий рост числа самоубийств среди подростков возросшим давлением на детей с целью заставить их добиваться успехов и брать на себя ответственность уже в раннем возрасте. Другие обвиняют средства массовой информации, считая, что значительный рост самоубийств в юношестве связан с нездоровым интересом к ним телевидения и печати. Возлагают вину за это и на литературу. Вообще говоря, социальное подражание - "самоубийство за компанию" - наиболее характерно для подросткового возраста, когда неокрепшие души особенно уязвимы к выводам о том, что будущее от них не зависит или что их мечты вряд ли сбудутся. С целью предотвращения самоубийств организуются кризисные службы, включая работу круглосуточных телефонов доверия по которым можно позвонить в любое время дня и ночи. За профилактическими мерами должна следовать психотерапия. В терапевтическом процессе лечения юноши и девушки с суицидальными тенденциями достигают осознания своих проблем и вырабатывают совпадающие стратегии. Кроме того, терапия помогает тинэйджерам укрепить позитивное отношение к себе и веру в свои силы. И, кроме всего прочего, прежде всего, родители должны быть очень внимательными к своим детям-подросткам, они не должны оставлять их одних со своими проблемами, быть им настоящими друзьями и советчиками. Профилактика суицидального поведения начинается не тогда, когда у подростка возникают суицидальные мысли, а намного раньше, практически с детства. К сожалению, в обществе существует табу на обсуждение многих тем в семье. Так, до сих пор выясняется правомерность обучающих программ по сексологии, и возраст, с которого можно говорить с детьми на эту тему. Однако, сами дети задают вопросы именно тогда, когда у них в этом возникает необходимость. Тема смерти в целом, и самоубийства в частности, относится к разряду табуированных. При исследовании динамических аспектов формирования суицидальной модели поведения у больных с пограничными нервно-психическими расстройствами выяснилось, что в большинстве случаев тема самоубийства ни разу не затрагивалась в семейных дискуссиях. Многие считают, что разговоры об алкоголе, наркотиках и токсических веществах в присутствии ребенка лишь разжигают ненужный интерес к этойтематике. Есть семьи, где ни разу не обсуждались эти вопросы. И, тем не менее, отношение к проблеме реально формируется уже к подростковому возрасту. Исследования информированности подростков о суицидальной модели поведения в настоящее время только проводятся, но уже можно сделать предварительные выводы о том, что к 13-15 годам у большинства подростков имеется определенная внутренняя концепция суицида, которая в случае возникновения суицидогенного конфликта будет оказывать непосредственное влияние на его реальное поведение.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (278)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |