Тест: «Противосуицидальная мотивация» (Ю.Р. Вагин 1998)
Цель:Выявить и проанализировать противосуицидальные мотивационные комплексы позволяющие оценить сформированность противосуицидальной защиты. Порядок исследования: 1) Перед началом тестирования - инструктаж подростков, в ходе которого следует объяснить то, как надо выполнять задание, гарантировать неразглашение результатов тестирования. 2) Непосредственно тестирование. ) Подсчет и интерпретация результатов тестирования. ) Построение графика, отражающего результат, полученный при тестировании. Тест позволяет выявить и количественно оценить девять основных противосуицидальных мотивационных комплекса: - Провитальная мотивация (страх смерти). - Религиозная мотивация. Этическая мотивация (чувство долга перед близкими людьми). Моральная мотивация (личное негативное отношение к самоубийству). Эстетическая мотивация. Нарциссическая мотивация (любовь к себе). Мотивация когнитивной надежды (надежда как-то разрешить ситуацию, найти выход). Мотивация временной инфляции (ожидание, что со временем что-то измениться). Мотивация финальной неопределенности (неуверенность, что удастся умереть). Инструкция:Ответьте на предложенные высказывания, используя 4 варианта ответов: 1) «Да» - если вы полностью согласны с утверждением 2) «Частично» - если высказывание не полностью соответствует вашим переживаниям. ) «Сомневаюсь» - если вы не уверены, подходит вам высказывание или нет. ) «Нет» - в том случае, если вы уверены, что данное высказывание не соответствует вашим переживаниям. Каждый из вариантов ответа оценивается количественно в баллах: 1) «да» - 3 балла 2) «частично» - 2 балла ) «сомневаюсь» - 1 балл ) «нет» - 0 баллов. Подсчитывается сумма баллов по всем 5 высказываниям. Интерпретация результатов: Общая сумма баллов по всем 5 высказываниям, относящимся к одному из противосуицидальных мотивационных комплексов, определяет выраженность данного комплекса. Максимальная выраженность может равняться соответственно: 5´3=15 баллов. Минимальная - 0 баллов. На основании количественных показателей строится график, позволяющий наглядно отобразить спектр противосуицидальной мотивации у данного конкретного подростка, и на этом основании судить о сформированности противосуицидальной защит. Результаты диагностики приведены в табл. 4, Приложения 10. График показан в рис. 4.
Рис. 4
- Провитальная мотивация (страх смерти) - Религиозная мотивация - Этическая мотивация (чувство долга перед близкими людьми) - Моральная мотивация (личное негативное отношение к самоубийству) - Эстетическая мотивация - Нарциссическая мотивация (любовь к себе) - Мотивация когнитивной надежды (надежда как-то разрешить ситуацию, найти выход) - Мотивация временной инфляции (ожидание, что со временем что-то измениться) 9 - Мотивация финальной неопределенности (неуверенность, что удастся умереть) Из показаний графика видно, что противосуицидальные мотивации у испытуемых старших подростков не имеют большой величины. Особенно необходимо обратить внимание на низкое развитие личного негативного отношения к самоубийству - моральной мотивации - средний балл - 1. Самые высокие противосуицидальные мотивации - провитальная мотивация (страх смерти) и нарциссическая мотивация (любовь к себе) - 4,4 балла. В целом противосуицидальные мотивации у данных подростков необходимо развивать. 5. Шкала самооценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина) Цель: Оценить уровень тревожности подростка. Порядок исследования: ) Перед началом тестирования - инструктаж подростков, в ходе которого следует объяснить цель исследования, то, как надо выполнять задания, гарантировать неразглашение результатов тестирования. ) Непосредственно тестирование. ) Подсчет и интерпретация результатов тестирования. Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д. Спилбергером (США) и адаптирован Ю.Л. Ханиным. Приложение 5. Интерпретация результатов: При интерпретации результатов можно оценивать так: до 30 - низкая тревожность; 31-45 - умеренная тревожность; 46 и более - высокая тревожность. Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания. Результаты диагностики личностной тревожности подростка приведены в табл. 5 Приложения 11. На графике рис 5. видно, что тревожность у испытуемых подростков выше нормативной практически у всех.
Рис. 5
Из графика видно, что только у троих подростков с суицидальным поведением уровень тревожности средний, у остальных 17 подростков уровень тревожности высокий. 6. Методика «ПДО». (Модификация Шмишека, адаптация к подростковому возрасту Вильдовская Л.З.). Распознание типа акцентуации у подростка представляет собой немаловажную практическую задачу. Тип указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать дезадаптацию и отклоняющееся поведение подростка. Своевременное распознание типа или акцентуации характера у подростков является чрезвычайно важным как для профилактики, так и для педагогической и социально-психологической коррекции тех или иных нарушений поведения. Удобным для предъявления и достаточно быстрым для обработки является модификация опросника Шмишека на основе классификации акцентуированных личностей Леонгарда. Используемый в данном случае опросник адаптирован к подростковому возрасту. Опросник предназначен для определения типов характера при акцентуациях характера, являющимися крайними вариантами нормы. Описание интерпретации методики (подробно в Приложение 6): Акцентуаций следующих типов: Г - гипертимный, Ц - циклоидный, Л - лабильный, эмоционально-лабильный, А - астеноневротический, С - сензитивный, П - психоастенический, Ш - шизоидный, Э - эпилептоидный, И - истероидный, Н - неустойчивый, Интерпретация результатов тестирования дает следующие показания: · основные признаки акцентуации характера; · наиболее частая причина дезадаптации, «слабое место», факторы, провоцирующие возникновение поведенческих или эмоциональных нарушений; · наиболее частые формы проявления дезадаптации или декомпенсации; · характерные возрастные поведенческие реакции и возможные формы нарушения поведения (девиации), свойственные данному типу акцентуации; · индивидуально - диффиренцированный подход, применяемый к данному типу акцентуированной личности. Испытуемым давалась инструкция: вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак «+» (да), если нет - знак «-» (нет). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет. Результаты теста диагностика акцентуаций испытуемых (см. Приложение 12) показали следующее: у всех испытуемых присутствуют повышенные акцентуации, которые выше среднего показателя 10-12 баллов (исключение составляет проявление шизоидного типа - средний балл всего - 6 и гипертимного - 4), см. табл. 1. Самые большие повышения по эпилептоидному типу - средний показатель по группе 20. В конфликте такие типы не сдержанны, агрессивны, грубы. Склоны к затяжным периодам злобно-тоскливого настроения. В ответ на провоцирующие факторы могут в любой обстановке давать взрыв злобного аффекта, проявляя агрессию как в вербальной, так и в физической форме, без учета последствий своих действий. Подолгу не прощают обид. Следующие по величине показатели по сензитивному (тревожному) типу - 18. Такие подростки зависимы от окружающих, чувствуют свою неполноценность, не делятся своими переживаниями, накапливают их. По неустойчивому типу - 14. Это говорит о следующих возможных отклонениях: невозможность усвоения морально-этических норм, различные формы нарушения поведения, невозможность успешной учебы из-за прогулов и отсутствия интереса к учебе. По истероидному типу - 14. Внешние проявления, у таких подростков носят демонстративный характер. Часто проявляется реакция оппозиции с требованиями вернуть утраченное внимание. Общение в группе сверстников сопряжено с претензиями на лидерство или исключительность. Суицидальная попытка, носит также демонстративный характер и служит скорее цели привлечения внимания.
Таблица 1 Средние показатели акцентуаций у испытуемых
Качественный анализ по данным выявленным акцентуациям см. по Приложению 5. На основании социальной и психологической диагностики были выявлены суицидальные девиации у испытуемых и возможные причины их возникновения, связанные с социально-психологическими условиями проживания испытуемых в неблагополучных семьях, а также патологическими индивидуальными психологическими характеристиками. Для проверки статистически значимых связей суицидального поведения, его мотивов и психологических характеристик подростка был проведен корреляционный анализ с помощью критерия Спирмена. Для этого была использована компьютерная программа SPSS 11.5. Корреляционные матрицы см. В Приложениях 13,14,15,16. За исходные данные мы взяли суммарный уровень интенции суицидального поведения подростков, см. табл. 2 Приложения 8. Поочередно сравнивали показатели суммарной интенции с суицидальным риском, см. корреляционную матрицу Приложение 13, затем с мотивациями суицидального поведения подростков, см. Приложение 14, с противосуицидальными мотивациями, см. Приложение 15 и с психологическими характеристиками подростка, см. Приложение 16. В таблице 2 приведен корреляционный анализ связи интениции с факторами суицидального риска у испытуемых подростков. Таблица 2 Корреляционный анализ связи интенции с факторами суицидального риска у подростков
Из таблицы 2 видно, что существует прямая тесная связь между уровнем интенции (вероятностью суицида у подростков) и следующих суицидальных факторов риска: алкоголь, наркотики (r = 0,663 при р = 0,001); несчастная любовь (r = 0,843 при р = 0,000); добровольный уход из жизни (r = 0,955 при р = 0,000); потеря смысла жизни (r = 0,803 при р = 0,000); школьные проблемы (r = 0,905 при р = 0,000); отношения с окружающими (r = 0,872 при р = 0,000). Существует тесная обратная связь между уровнем интенции (вероятностью суицида у подростков) и семейными неурядицами (r = - 0,881 при р = 0,000). Существует тесная прямая связь с альтруистической мотивацией (r = 0,537 при р = 0,015); аномической мотивацией (r = 0,700 при р = 0,001); анастетической мотивацией (r = 0,873 при р = 0,000); аутопунистической мотивацией (r = 0,676 при р = 0,001) и поствитальной мотивацией (r = 0,608 при р = 0,004). Существует тесная обратная связь с инструментальной мотивацией (r = - 0,793 при р = 0,000). Показатели дали нам информацию о факторах, которые способствует формированию суицидальных намерений у подростков, это в первую очередь школьные проблемы, отношения с окружающими, несчастная любовь, потеря смысла жизни, алкоголь. Данные связи говорят о том, что на истинное суицидальное намерение (интенцию) и вероятность повтора такого намерения оказывают влияние на подростка в первую очередь перечисленные факторы. Фактор - семейные неурядицы по нашим данным, скорее всего, вызывает намерение у подростка демонстрацию попытки суицида, для того чтобы привлечь внимание к своим проблемам близких взрослых.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (862)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |