Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тест: «Противосуицидальная мотивация» (Ю.Р. Вагин 1998)



2020-03-17 862 Обсуждений (0)
Тест: «Противосуицидальная мотивация» (Ю.Р. Вагин 1998) 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель:Выявить и проанализировать противосуицидальные мотивационные комплексы позволяющие оценить сформированность противосуицидальной защиты.

Порядок исследования:

1) Перед началом тестирования - инструктаж подростков, в ходе которого следует объяснить то, как надо выполнять задание, гарантировать неразглашение результатов тестирования.

2) Непосредственно тестирование.

)   Подсчет и интерпретация результатов тестирования.

)   Построение графика, отражающего результат, полученный при тестировании.

Тест позволяет выявить и количественно оценить девять основных противосуицидальных мотивационных комплекса:

- Провитальная мотивация (страх смерти).

-   Религиозная мотивация.

    Этическая мотивация (чувство долга перед близкими людьми).

    Моральная мотивация (личное негативное отношение к самоубийству).

    Эстетическая мотивация.

    Нарциссическая мотивация (любовь к себе).

    Мотивация когнитивной надежды (надежда как-то разрешить ситуацию, найти выход).

    Мотивация временной инфляции (ожидание, что со временем что-то измениться).

    Мотивация финальной неопределенности (неуверенность, что удастся умереть).

Инструкция:Ответьте на предложенные высказывания, используя 4 варианта ответов:

1) «Да» - если вы полностью согласны с утверждением

2) «Частично» - если высказывание не полностью соответствует вашим переживаниям.

)   «Сомневаюсь» - если вы не уверены, подходит вам высказывание или нет.

)   «Нет» - в том случае, если вы уверены, что данное высказывание не соответствует вашим переживаниям.

Каждый из вариантов ответа оценивается количественно в баллах:

1) «да» - 3 балла

2) «частично» - 2 балла

)   «сомневаюсь» - 1 балл

)   «нет» - 0 баллов.

Подсчитывается сумма баллов по всем 5 высказываниям.

Интерпретация результатов:

Общая сумма баллов по всем 5 высказываниям, относящимся к одному из противосуицидальных мотивационных комплексов, определяет выраженность данного комплекса.

Максимальная выраженность может равняться соответственно: 5´3=15 баллов.

Минимальная - 0 баллов.

На основании количественных показателей строится график, позволяющий наглядно отобразить спектр противосуицидальной мотивации у данного конкретного подростка, и на этом основании судить о сформированности противосуицидальной защит.

Результаты диагностики приведены в табл. 4, Приложения 10. График показан в рис. 4.

 

Рис. 4

 

- Провитальная мотивация (страх смерти)

- Религиозная мотивация

- Этическая мотивация (чувство долга перед близкими людьми)

- Моральная мотивация (личное негативное отношение к самоубийству)

- Эстетическая мотивация

- Нарциссическая мотивация (любовь к себе)

- Мотивация когнитивной надежды (надежда как-то разрешить ситуацию, найти выход)

- Мотивация временной инфляции (ожидание, что со временем что-то измениться)

9 - Мотивация финальной неопределенности (неуверенность, что удастся умереть)

Из показаний графика видно, что противосуицидальные мотивации у испытуемых старших подростков не имеют большой величины. Особенно необходимо обратить внимание на низкое развитие личного негативного отношения к самоубийству - моральной мотивации - средний балл - 1.

Самые высокие противосуицидальные мотивации - провитальная мотивация (страх смерти) и нарциссическая мотивация (любовь к себе) - 4,4 балла.

В целом противосуицидальные мотивации у данных подростков необходимо развивать.

5. Шкала самооценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина)

Цель: Оценить уровень тревожности подростка.

Порядок исследования:

) Перед началом тестирования - инструктаж подростков, в ходе которого следует объяснить цель исследования, то, как надо выполнять задания, гарантировать неразглашение результатов тестирования.

) Непосредственно тестирование.

) Подсчет и интерпретация результатов тестирования.

Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д. Спилбергером (США) и адаптирован Ю.Л. Ханиным. Приложение 5.

Интерпретация результатов:

При интерпретации результатов можно оценивать так: до 30 - низкая тревожность; 31-45 - умеренная тревожность; 46 и более - высокая тревожность.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания.

Результаты диагностики личностной тревожности подростка приведены в табл. 5 Приложения 11. На графике рис 5. видно, что тревожность у испытуемых подростков выше нормативной практически у всех.

 

Рис. 5

 

Из графика видно, что только у троих подростков с суицидальным поведением уровень тревожности средний, у остальных 17 подростков уровень тревожности высокий.

6. Методика «ПДО». (Модификация Шмишека, адаптация к подростковому возрасту Вильдовская Л.З.).

Распознание типа акцентуации у подростка представляет собой немаловажную практическую задачу. Тип указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать дезадаптацию и отклоняющееся поведение подростка. Своевременное распознание типа или акцентуации характера у подростков является чрезвычайно важным как для профилактики, так и для педагогической и социально-психологической коррекции тех или иных нарушений поведения. Удобным для предъявления и достаточно быстрым для обработки является модификация опросника Шмишека на основе классификации акцентуированных личностей Леонгарда. Используемый в данном случае опросник адаптирован к подростковому возрасту.

Опросник предназначен для определения типов характера при акцентуациях характера, являющимися крайними вариантами нормы.

Описание интерпретации методики (подробно в Приложение 6):

Акцентуаций следующих типов:

Г - гипертимный,

Ц - циклоидный,

Л - лабильный, эмоционально-лабильный,

А - астеноневротический,

С - сензитивный,

П - психоастенический,

Ш - шизоидный,

Э - эпилептоидный,

И - истероидный,

Н - неустойчивый,

Интерпретация результатов тестирования дает следующие показания:

· основные признаки акцентуации характера;

· наиболее частая причина дезадаптации, «слабое место», факторы, провоцирующие возникновение поведенческих или эмоциональных нарушений;

· наиболее частые формы проявления дезадаптации или декомпенсации;

· характерные возрастные поведенческие реакции и возможные формы нарушения поведения (девиации), свойственные данному типу акцентуации;

· индивидуально - диффиренцированный подход, применяемый к данному типу акцентуированной личности.

Испытуемым давалась инструкция: вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак «+» (да), если нет - знак «-» (нет). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет.

Результаты теста диагностика акцентуаций испытуемых (см. Приложение 12) показали следующее: у всех испытуемых присутствуют повышенные акцентуации, которые выше среднего показателя 10-12 баллов (исключение составляет проявление шизоидного типа - средний балл всего - 6 и гипертимного - 4), см. табл. 1.

Самые большие повышения по эпилептоидному типу - средний показатель по группе 20. В конфликте такие типы не сдержанны, агрессивны, грубы. Склоны к затяжным периодам злобно-тоскливого настроения. В ответ на провоцирующие факторы могут в любой обстановке давать взрыв злобного аффекта, проявляя агрессию как в вербальной, так и в физической форме, без учета последствий своих действий. Подолгу не прощают обид.

Следующие по величине показатели по сензитивному (тревожному) типу - 18. Такие подростки зависимы от окружающих, чувствуют свою неполноценность, не делятся своими переживаниями, накапливают их.

По неустойчивому типу - 14. Это говорит о следующих возможных отклонениях: невозможность усвоения морально-этических норм, различные формы нарушения поведения, невозможность успешной учебы из-за прогулов и отсутствия интереса к учебе.

По истероидному типу - 14. Внешние проявления, у таких подростков носят демонстративный характер. Часто проявляется реакция оппозиции с требованиями вернуть утраченное внимание. Общение в группе сверстников сопряжено с претензиями на лидерство или исключительность. Суицидальная попытка, носит также демонстративный характер и служит скорее цели привлечения внимания.


 

Таблица 1

Средние показатели акцентуаций у испытуемых

Типы акцентуаций Средний балл по группе (п=20)
Гипертимный тип 4
Циклоидный тип 11
Лабильный тип (эмотивный + экзальтированный) 12
Сензитивный (тревожный)тип 18
Психостенический тип 14
Шизоидный тип 6
Эпилептоидный тип 20
Истероидный тип 14
Неустойчивый тип 14

 

Качественный анализ по данным выявленным акцентуациям см. по Приложению 5. На основании социальной и психологической диагностики были выявлены суицидальные девиации у испытуемых и возможные причины их возникновения, связанные с социально-психологическими условиями проживания испытуемых в неблагополучных семьях, а также патологическими индивидуальными психологическими характеристиками.

Для проверки статистически значимых связей суицидального поведения, его мотивов и психологических характеристик подростка был проведен корреляционный анализ с помощью критерия Спирмена. Для этого была использована компьютерная программа SPSS 11.5. Корреляционные матрицы см. В Приложениях 13,14,15,16.

За исходные данные мы взяли суммарный уровень интенции суицидального поведения подростков, см. табл. 2 Приложения 8. Поочередно сравнивали показатели суммарной интенции с суицидальным риском, см. корреляционную матрицу Приложение 13, затем с мотивациями суицидального поведения подростков, см. Приложение 14, с противосуицидальными мотивациями, см. Приложение 15 и с психологическими характеристиками подростка, см. Приложение 16.

В таблице 2 приведен корреляционный анализ связи интениции с факторами суицидального риска у испытуемых подростков.

Таблица 2

Корреляционный анализ связи интенции с факторами суицидального риска у подростков

  Алкоголь, наркотики Несчастная любовь Противоправные действия Деньги и проблемы с ними Добровольный уход из жизни Семейные неурядицы Потеря смысла жизни Чувство неполноценности, уродливости Школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути Отношения с окружающими
Интенция 0,663 0,843 -0,245 -,020 0,955 -0,881 0,803 0,224 0,905 0,872
  0,001 0,000 0,298 ,934 0,000 0,000 ,000 0,343 0,000 0,000

 

  Альтруисти-ческая мотивация Аномическая мотивация Анестети-ческая мотивация Инструмен-тальная мотивация Аутопунити-ческая мотивация Гетеропуни-тическая мотивация Постви-тальная мотивация
Интенция 0,537 0,700 0,873 -0,793 0,676 -0,117 0,608
  0,015 0,001 0,000 0,000 0,001 0,625 0,004

Из таблицы 2 видно, что существует прямая тесная связь между уровнем интенции (вероятностью суицида у подростков) и следующих суицидальных факторов риска: алкоголь, наркотики (r = 0,663 при р = 0,001); несчастная любовь (r = 0,843 при р = 0,000); добровольный уход из жизни (r = 0,955 при р = 0,000); потеря смысла жизни (r = 0,803 при р = 0,000); школьные проблемы (r = 0,905 при р = 0,000); отношения с окружающими (r = 0,872 при р = 0,000). Существует тесная обратная связь между уровнем интенции (вероятностью суицида у подростков) и семейными неурядицами (r = - 0,881 при р = 0,000). Существует тесная прямая связь с альтруистической мотивацией (r = 0,537 при р = 0,015); аномической мотивацией (r = 0,700 при р = 0,001); анастетической мотивацией (r = 0,873 при р = 0,000); аутопунистической мотивацией (r = 0,676 при р = 0,001) и поствитальной мотивацией (r = 0,608 при р = 0,004). Существует тесная обратная связь с инструментальной мотивацией (r = - 0,793 при р = 0,000).

Показатели дали нам информацию о факторах, которые способствует формированию суицидальных намерений у подростков, это в первую очередь школьные проблемы, отношения с окружающими, несчастная любовь, потеря смысла жизни, алкоголь. Данные связи говорят о том, что на истинное суицидальное намерение (интенцию) и вероятность повтора такого намерения оказывают влияние на подростка в первую очередь перечисленные факторы. Фактор - семейные неурядицы по нашим данным, скорее всего, вызывает намерение у подростка демонстрацию попытки суицида, для того чтобы привлечь внимание к своим проблемам близких взрослых.

 



2020-03-17 862 Обсуждений (0)
Тест: «Противосуицидальная мотивация» (Ю.Р. Вагин 1998) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тест: «Противосуицидальная мотивация» (Ю.Р. Вагин 1998)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (862)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)