Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определение, формы и факторы суицидального поведения



2020-03-17 292 Обсуждений (0)
Определение, формы и факторы суицидального поведения 0.00 из 5.00 0 оценок




Термин «суицидальное поведение» объединяет все проявления суицидальной активности - мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки самоубийства [35, c.436]. Этот термин особенно актуален для юношеского возраста, поскольку у них наблюдается множество форм суицидального поведения. Самоубийство (суицид) редко встречается у детей младше 13 лет. Это объясняется тем, что дети этого возраста еще очень зависимы от близких взрослых и у них только начинается процесс внутренней идентификации, поэтому мысль, что можно совершить враждебные агрессивные действия по отношению к себе самому, не приходит им в голову. С возрастом число самоубийств увеличивается.

Соотношение суицидных попыток и смертельных случаев самоубийства составляют 12:1 у детей и 5:1 у взрослых. Пропорция суицидных попыток и суицидов меняется год от года и связана с большим или меньшим напряжением в обществе или значительными социальными событиями. Так, в Чехословакии в период с 1961 по 1969 г. число суицидов, совершенных в возрасте 15-18 лет, на 100 тысяч населения колебалось от 13 до 36 для юношей и от 6 до 15 для девушек. Число попыток самоубийства было от 80 до 158 для мальчиков и от 192 до 386 для девочек. Рост числа проявлений суицидального поведения в Чехословакии к концу 60-х гг. был обусловлен социальным напряжением общества, в котором попытки социальных перемен окончились разгромом [35, c. 437]. В развитых странах подростковый суицид стал острой проблемой, начиная с 60-х гг. XX в. Так, в США на долю подростков до 1958 г. приходилось только 8% суицидных попыток, а после 1960 г. - более 20%. При этом среди мальчиков в возрасте 15-18 лет на 100 тысяч человек населения приходится 22 самоубийства, а среди девочек - 3,8. В 90-х гг. самоубийства занимали второе место среди причин гибели подростков в США, подобная статистика существует и среди большинства европейских стран, где подростковый суицид стоит на 3-м месте [26] .

Подростковое суицидальное поведение относится к области «пограничной психиатрии» - области психопатий и не психопатических реакций на фоне акцентуаций характера, свойственных данному возрасту (Личко, 1999). Только 5% суицидов, включая попытки, падает на психозы, тогда как на психопатии по европейской статистике приходится 20-30%, а остальное - на «подростковые кризы», а по отечественным данным, число попыток самоубийства среди юношей и девушек одинаково в случае психопатий и акцентуаций характера [26, c. 147].

Суицидные действия у подростков часто носят демонстративный характер, который обретает черты «суицидного шантажа». По данным А.А. Александрова (1973), кроме истинного суицида и демонстративных попыток можно выделить особый юношеский тип суицидального поведения - «недифференцированный», где трудно определить истинность намерения. Такие «неясные» попытки окрашены острым аффектом при потере или угнетении сознательного контроля, расстройством рассудочной деятельности. Отнести попытку к истинным или демонстративным действиям бывает невозможно. Объективно малоопасный способ самоубийства мог быть субъективно чрезвычайно эффективен. Так, 15-летний подросток принял несколько таблеток пипольфена, которые объективно не могут привести к летальному исходу. Однако этот подросток имел опыт употребления пипольфена, когда одна таблетка привела к развитию тяжелой аллергической реакции. Несколько таблеток он считал надежным средством совершения самоубийства [2, c. 40].

Французский психиатр Л. Мишо описал пять типов суицидных попыток: импульсивные, гиперэмотивные, депрессивные, паранойяльные и шизофренические - и три типа «суицидального шантажа»: истинный, аффективный и импульсивный. Однако данная классификация не имеет четких критериев разграничения форм суицидального поведения [35, c. 438].

А.Е. Личко (1999) предлагает выделять три формы суицидального поведения: демонстративное, аффективное и истинное. Исследования 300 подростков-юношей, проведенные А.Е. Личко, показали, что суицидальное поведение наблюдалось у 34%, из них демонстративное поведение - у 20%, аффективные попытки - у 11% и только 3% совершали обдуманные и спланированные покушения. В большинстве случаев суицидальное поведение в юношеском возрасте - это «крик о помощи», адресованный близким людям, надежда быть услышанным и понятым. 80% суицидных попыток совершается в дневное или вечернее время дома [26, c. 214].

Демонстративное суицидальное поведение - область находящихся в стадии созревания психических процессов, определяющая перспективу развития ребенка. Демонстративное суицидальное поведение - это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, уход от наказания за совершение тяжелого проступка, возмездие за обиду, несправедливость, когда окружающие отомстят обидчику. Место совершения попытки самоубийства указывает на ее адресат: дома - родным, в компании сверстников - кому-то из них, в общественном месте - обществу в целом, властям.

Аффективное суицидальное поведение - область находящихся в стадии созревания психических процессов, определяющая перспективу развития молодого человека. Аффективное суицидальное поведение - тип поведения, характеризующийся, прежде всего действиями, совершаемыми на высоте аффекта. Суицид во время аффекта может носить черты спектакля, но может быть и серьезным намерением, хотя и мимолетным. Длительность аффективной ситуации определяет и колебания намерения суицидального поведения.

Истинное суицидальное поведение - намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое. Истинное суицидальное поведение - намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое. Молодой человек заботится об эффективности действия и отсутствии помех при их совершении. В оставленных записках звучит мотив собственной вины, самобичевания, забота о близких, которые не должны чувствовать причастности к совершенному действию [26, c. 234-237].

Суицидальному поведению способствуют многие факторы.

Неблагополучные семьи. Подростки, делающие попытки самоубийства, происходят из неблагополучных семей. В таких семьях часто возникают конфликты между родителями, родителями и детьми, порой с применением насилия. Родители относятся к своим детям недоброжелательно, без уважения и даже враждебно. Способствовать самоубийству могут и экономические трудности в семье: ранняя потеря родителей, утрата с ними взаимопонимания, развод родителей. Уход отца, его отсутствие или пассивная роль при властной деспотичной матери отягчает положение взрослого ребенка в семье.

В подростковом возрасте конфликт в семье, потеря родителя, экономические неурядицы часто воспринимаются как собственная вина. Возникает ощущение эмоциональной и социальной изоляции, чувство беспомощности и отчаяния. Появляется уверенность, что ничего не возможно сделать, что нет будущего. В одном исследовании, проведенном американскими психологами в 1993 г., было показано, что существенным фактором, предопределяющим попытки совершения самоубийства, было отсутствие поддержки со стороны семьи [35, c. 440].

Школьные проблемы играют важную роль в дезадаптации, особенно старшеклассников, вызывают утрату контактов со сверстниками. Группа сверстников является референтной группой в подростковом возрасте, ориентиром в развитии собственной идентичности, развитии самооценок, представлений о себе, нормах социального поведения, освоении гендерных ролей. Потеря или осуждение группой может стать тем социально-психологическим фактором, который способен подтолкнуть или усилить желание юноши к суицидному действию. Это фактор особенно значим для юношей с невысоким интеллектом, сочетающимся с выраженной сенситивностью и уязвимостью.

Сексуальные проблемы, дополненные другими факторами, могут стать причиной дезадаптивного поведения, ведущего к суициду. Измена возлюбленного (или возлюбленной) может привести к суициду, если она сочетается с унижением достоинства или при условии сильной эмоциональной привязанности юношеского возраста, которая характерна особенно для юношей и девушек из неблагополучных семей, или у эмоционально-лабильных молодых людей, лишенныхподдержки дома, ощущающих эмоциональное отвержение родителей. Беременность несовершеннолетней девушки, импотенция, неудачный половой контакт, страх гомосексуализма («гомосексуальная паника») - все это может толкнуть молодых людей к суицидальному поведению.

Сексуальные проблемы становятся более значимыми в пубертатном возрасте, тогда как для предпубертата на передний план выступают семейные проблемы. Проблемы полового созревания более всего отягощены суицидами у мальчиков, выросших без отца при чрезмерной привязанности к матери.

Одним из наиболее часто встречающихся факторов, способствующих покушению на самоубийство, является депрессия. Она может быть следствием потере объекта любви и проявляться в печали, подавленности, потери интереса к жизни, отсутствии желания решать актуальные жизненные проблемы. Могут появляться психосоматические расстройства: потеря аппетита, нарушения сна, усталость, снижение сексуального интереса. Часто депрессия может носить скрытые формы: она маскируется повышенной активностью, вниманием к мелочам, а иногда социальными провокациями - правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными половыми связями.

Риск самоубийств более высок среди, употребляющих алкоголь или наркотики. Употребление алкоголя и наркотиков снижает способность контролировать импульсивное поведение, осознать последствия своих действий. Бывает, что смерть наступает от передозировки наркотиков и является непреднамеренной.

Причиной самоубийства может стать стресс. Семейные конфликты, неприятности в школе, институте, на работе, неудачи в отношениях с любимыми, потеря друга и тому подобное могут вызвать стрессовую ситуацию. Любой человек подвергается стрессу в повседневной жизни, однако юношеский возраст особенно уязвим и раним, что объясняется их особенно острым восприятием существующих проблем. Это обостряет чувство собственной неполноценности, незащищенности, безвыходности ситуации. Стрессовые ситуации, вызывающие острые аффективные реакции, провоцируют разные типы суицидального поведения.

Для подростков, совершающих самоубийства, характерна незрелость личности и слабый контроль эмоциональных состояний. Склонные к самоубийству подростки отличались высокой импульсивностью, агрессивностью или недостаточным уровнем личностной идентификации, что необходимо для чувства собственного достоинства, осмысленности существования и целеустремленности.

Некоторые подростки, склонные к самоубийству, характеризуются высокой внушаемостью или подражанием. Эти факторы обнаруживаются при анализе случаев «эпидемий самоубийств», случившихся в США и в нашей стране, когда несколько молодых людей совершают самоубийства вместе или друг за другом. Небольшие группы даже объединяются и создают общества самоубийц.

Самоубийства в подростковом возрасте часто связаны с проблемами межличностных отношений. В этих случаях обида на партнера, товарища переносится на самого себя. Внешняя агрессия, направленная на противника, обидчика, трансформируется во внутреннюю агрессию на себя, чтобы заставить другого почувствовать вину.

Попытка самоубийства - это крик о помощи, желание привлечь внимание к своей беде, отчаянию, а иногда попытка оказать давление на окружающих. Попытка самоубийства не всегда обусловлена желанием умереть, а скорее намерением обратить на себя внимание, просьбой о помощи, сострадании. Некоторые особенности характера также обусловливают склонность к самоубийству. Эти подростки особенно чувствительные, тонкие, с чувством ответственности за свои поступки, ранимые, берущие вину за происходящее на себя, зависимые от мнения окружающих, отличающиеся низкой самооценкой, неуверенные в себе, в своих возможностях. Жизненные проблемы у подростков такого типа вызывают обостренное чувство вины и отчаяния, мысли о собственной никчемности и бесполезности [35, c. 441-443].



2020-03-17 292 Обсуждений (0)
Определение, формы и факторы суицидального поведения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Определение, формы и факторы суицидального поведения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (292)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)