Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рекомендации по профилактике юношеского суицида



2020-03-17 351 Обсуждений (0)
Рекомендации по профилактике юношеского суицида 0.00 из 5.00 0 оценок




На основе нашего исследования можно дать следующие рекомендации по профилактики подросткового суицида:

Необходимо создать условия для развития у подростков стремления к активной общественной жизни, не позволять им уклониться от своих гражданских обязанностей и долга, помогать им решать личные и социальные проблемы.

Необходимо заблаговременное выявление суицидных тенденций у подростков для этого необходимо проводить беседы и психолого-коррекционные действия с группой риска среди подросткового возраста.

- Одной из действующих технологий помощи подросткам с суицидальным поведением могут быть социально-психологические технологии - это диагностические и коррекционные процедуры, объектом которых выступают социально-психологические явления, влияющие на поведение людей, включенных в различные социальные группы.

- необходимо помочь подросткам восстановить нарушенное доверия к миру; снять тревожность и напряженность.

Оказать помощь в развитие психологической устойчивости к трудным ситуациям.

Помочь в профориентации, исследовав профессиональные интересы и возможности выбора профессии, выявить профессиональные намерения подростка.

- Помочь в формирование жизненного сценария в рамках социально-психологического тренинга или индивидуальной консультации у психолога.

- Помочь смене внутренних установок, расширению знаний, опыту позитивного отношения к себе и окружающим людям.

Помочь подросткам стать более компетентными в сфере общения.

подросток психологический мотивация суицид


Заключение

 

Исследования, проведенные в нашей работе, показали чрезвычайную важность работы с подростками склонными к суицидальному поведению, при этом выявлено, что данное поведение относится скорее не к желанию уйти из жизни, а связано с криком о помощи.

Были поставлены и выполнены следующие задачи исследования.

1. Проведено теоретическое исследование и анализ проблемы подросткового суицида и влияния на него мотивационных факторов в научной литературе.

Как было выявлено, отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную разнообразными взаимодействующими факторами: биологическими, психологическими, социально-психологическими. И является одним из проявлений социальной дезадаптации, т.е. не прохождение адекватно ступеней социализации. В результате неэффективных или несвоевременных профилактических действий либо их отсутствия дезадаптивное поведение закрепляется в различного рода социальных отклонениях - девиациях. Крайне опасными и трагическими проявлениями девиации следует считать суициды (самоубийства).

Суицидальное поведение объединяет все проявления суицидальной активности - мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки самоубийства. Суицидальное поведение особенно актуально для подростково - юношеского возраста, поскольку у них наблюдается множество его форм. А.Е. Личко выделяет три формы суицидального поведения: демонстративное, аффективное и истинное. Демонстративное суицидальное поведение - это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Аффективное суицидальное поведение - тип поведения, характеризующийся, прежде всего действиями, совершаемыми на высоте аффекта. Истинное суицидальное поведение - намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства. При этом надо всегда помнить попытка самоубийства - это крик о помощи, желание привлечь внимание к своей беде, отчаянию, а иногда попытка оказать давление на окружающих.

Факторы, способствующие суициду: неблагополучная семья; школьные проблемы; сексуальные проблемы; депрессия; стресс; употребление наркотиков; незрелость личности и слабый контроль эмоциональных состояний; проблемы межличностных отношений. Личностная и индивидуальная характеристика подростка, выражающая в определенных акцентуациях характера: эпилептоидный, сензитивный, истероидный типы характера, конфликтность, эмоциональная неустойчивость, высокая тревожность, социальная незрелость.

2. Выявлены с помощью эмпирического исследования особенности суицидального поведения в подростковом возрасте.

В эмпирическом исследование приняли участие 10 мальчиков подростков в возрасте 15 -16 лет и 10 девочек подростков в возрасте 15 -16 лет, совершивших суицидальную попытку. С помощью тестирования методикой Бэка "Шкала суицидальной интенции"оценена степень суицидальной интенции, то есть, выраженность, напряженность, и в определенном смысле истинность суицидальных тенденцийу лиц, совершивших суицидальную попытку.

Результаты диагностики суицидальной интенции у испытуемых подростков выявили: индекс суицидальной интенции у подростков разный, в среднем же он не очень высокий - 9,7 балла, что говорит о том, что большинство подростков делали попытку суицида для привлечения внимания к своим проблемам взрослых, а не для истинного ухода из жизни. В большинстве случаев индекс суицидальных интенций у испытуемых подростков лежит ниже среднего уровня - 1, только у одного подростка интенция (приписываемая цель попытки) выше среднего уровня. Данная интенция указывает на то, что испытуемые старшие подростки сбегают от решения своих проблем, делая попытку суицида. Настораживает также интенция (выбор времени), у второго подростка - индекс 1 говорит о том, что вмешательство в попытку суицида для данных подростков маловероятно, что может привести к летальному исходу следующей попытки суицида.

Подростки, совершившие суицидальную попытку,и имеющие высокий индекс суицидальной интенции пошкале Бэка, в первую очередь должны попадать в поле зрения психолога, психотерапевта или психиатра.

Выявление суицидального риска у подростков по методике А.А. Кучера, В.П. Костюкевича дало следующие результаты: В среднем по группе суицидальный риск у испытуемых подростков высокий - по шкале «Добровольный уход из жизни» - 12,35 балла. Основными факторами суицидального поведения в данной группе старших подростков являются: семейные неурядицы - 10,85 балла, школьные проблемы - 10,45 балла и отношения с окружающими - 11,45 балла.

3. Определены основные мотивации, способствующие суицидальному поведению в подростковом возрасте.

В суицидальном поведении подростков присутствуют разные мотивации. Тест: «Суицидальная мотивация» Ю.Р. Вагина помог выявить и проанализировать мотивационные аспекты суицидального поведения, которые позволили оценить выраженность суицидальных тенденций.

В результате диагностики были выявлены основные суицидальные мотивации старших подростков, это аутопунитическая мотивация - самонаказания - 8,3 балла; альтруистическая мотивация (смерть ради других) - 6,5 балла и инструментальная мотивация (манипуляция другими) - 6,2 балла. Самая незначительная поствитальная мотивация (надежда на что-то лучшее после смерти) - 0,3 балла.

Тест: «Противосуицидальная мотивация» Ю.Р. Вагина помог нам выявить и проанализировать противосуицидальные мотивационные комплексы позволяющие оценить сформированность противосуицидальной защиты у подростков.

Было выявлено противосуицидальные мотивации у испытуемых старших подростков не развиты.Особенно необходимо обратить внимание на низкое развитие личного негативного отношения к самоубийству - моральной мотивации - средний балл по группе -1. Самые высокие противосуицидальные мотивации - провитальная мотивация (страх смерти) - средний балл по группе - 4,4 балла и нарциссическая мотивация (любовь к себе) - 4,4 балла. В целом противосуицидальные мотивации у старших подростков необходимо развивать.

Исследование основных характеристик подростков с суицидальным поведением с помощью Шкалы самооценки уровня тревожности Спилбергера, Ханина иМетодики «ПДО» вмодификации Шмишека, в адаптации к подростковому возрасту Вильдовской - распознание типа акцентуации у подростка выявило следующее:

У троих подростков с суицидальным поведением уровень тревожности средний, у остальных 17 подростков уровень тревожности высокий.

У всех испытуемых присутствуют повышенные акцентуации, которые выше среднего показателя 10-12 баллов (исключение составляет проявление шизоидного типа - средний балл всего - 6 и гипертимного - 4).

Самые большие повышения по эпилептоидному типу - средний показатель по группе 20 баллов. В конфликте такие типы не сдержанны, агрессивны, грубы. Склоны к затяжным периодам злобно-тоскливого настроения. В ответ на провоцирующие факторы могут в любой обстановке давать взрыв злобного аффекта, проявляя агрессию как в вербальной, так и в физической форме, без учета последствий своих действий. Подолгу не прощают обид.

Следующие по величине показатели по сензитивному (тревожному) типу - 18 баллов. Такие подростки зависимы от окружающих, чувствуют свою неполноценность, не делятся своими переживаниями, накапливают их.

По неустойчивому типу - 14 балов. Это говорит о следующих возможных отклонениях: невозможность усвоения морально-этических норм, различные формы нарушения поведения, невозможность успешной учебы из-за прогулов и отсутствия интереса к учебе.

По истероидному типу - 14 баллов. Внешние проявления, у таких подростков носят демонстративный характер. Часто проявляется реакция оппозиции с требованиями вернуть утраченное внимание. Общение в группе сверстников сопряжено с претензиями на лидерство или исключительность. Суицидальная попытка, носит также демонстративный характер и служит скорее цели привлечения внимания.

На основании диагностики были выявлены суицидальные девиации у испытуемых и возможные причины их возникновения, связанные с социально-психологическими условиями проживания испытуемых в неблагополучных семьях, а также патологическими индивидуальными психологическими характеристиками.

. Исследование влияния основных мотиваций на проявление суицидального поведения в подростковом возрасте с помощью корреляционного анализа по критерию Спирмена показало следующее.

Существует прямая тесная связь между уровнем интенции (вероятностью суицида у подростков) и следующих суицидальных факторов риска: алкоголь, наркотики (r = 0,063 при р = 0,001); несчастная любовь (r = 0,843 при р = 0,000); добровольный уход из жизни (r = 0,955 при р = 0,000); потеря смысла жизни (r = 0,803 при р = 0,000); школьные проблемы (r = 0,905 при р = 0,000); отношения с окружающими (r = 0,872 при р = 0,000). А также существует тесная обратная связь между уровнем интенции (вероятностью суицида у подростков) и семейными неурядицами (r = - 0,881 при р = 0,000). Существует тесная прямая связь с альтруистической мотивацией (r = 0,537 при р = 0,015); аномической мотивацией (r = 0,700 при р = 0,001); анастетической мотивацией (r = 0,873 при р = 0,000); аутопунистической мотивацией (r = 0,676 при р = 0,001) и поствитальной мотивацией (r = 0,608 при р = 0,004). Существует тесная обратная связь с инструментальной мотивацией (r = - 0,793 при р = 0,000).

Показатели дали нам информацию о факторах, которые способствует формированию суицидальных намерений у подростков, это в первую очередь школьные проблемы, отношения с окружающими, несчастная любовь, потеря смысла жизни, алкоголь. Данные связи говорят о том, что на истинное суицидальное намерение (интенцию) и вероятность повтора такого намерения оказывают влияние на подростка в первую очередь перечисленные факторы. Фактор - семейные неурядицы по нашим данным скорее всего вызывает намерение у подростка демонстрацию попытки суицида, для того чтобы привлечь внимание к своим проблемам близких взрослых.

Таким образом, в ходе исследования мы подтвердили выдвинутую ранее гипотезу о том, что:

- суицидальное поведение в старшем подростковом возрасте обусловлено такими мотивациями как аутопунитическая мотивация - самонаказания; альтруистическая мотивация (смерть ради других) и инструментальная мотивация (манипуляция другими);

основными противосуицидальными мотивациями у старших подростков являются - провитальная мотивация (страх смерти) и нарциссическая мотивация (любовь к себе);

суицидальное поведение в старшем подростковом возрасте обусловлено такими факторами как семейные неурядицы, школьные проблемы и отношения с окружающими;

психологическими характеристиками, способствующими суицидальному поведению являются повышенная тревожность подростка и такие акцентуации характера как эпилептоидный, сензитивный, истероидный типы характера.

Исходя из исследования проблемы суицидального поведения подростков, считаем, что основная задача ранней профилактики суицидального поведения состоит в предупреждении и коррекции социальных отклонений и социальной дезадаптации молодых людей, возникающих в результате неблагоприятного социального развития - социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями. Основными методами являются психологические тренинги, консультации, психотерапия, обучение, помощь в социальной адаптации, профориентации.

 


 

Список литературы

1. Алмазов, Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. / Б.Н. Алмазов. - Свердловск, 1986. - 231 с.

2. Александров, А.А. Нарушения поведения у подростков как один из критериев оценки степени психопатизации. / А.А. Александров // Патологические нарушения поведения подростков. - Л., 1973. - С. 37-48.

3. Амбрумова, А.Г. Суицидальное поведение в ряду других девиаций подростков: Комплексные исследования в суицидологи / А.Г. Амбрумова, Е.М. Вроно, Л.Э. Комарова / Под общ. ред. В.В. Новалева - М., 1986. - 379 с.

4. Баженов, В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков./ В.Г. Баженов - Киев, 1996. - 395 с.

5. Башкатов, И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. / И.П. Башкатов - М., 1993. - 272 с.

. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии. / С.А. Беличева - М., 1993. - 133 с.

. Блейхер, В.М. Практическая патопсихология. / В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков - Ростов-н/Д.:"Феникс", 1996. - 489 с.

8. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Р. Бернс - М., 1986.- 312 с.

9. Божович, Л. И. Личность и ее формирование / Л.И. Божович. - М., 1968. - 367 с.

10. Бойко, И.Б. Введение в суицидологию. Потенциарный аспект. / И.Б. Бойко - Рязань, 1995

. Бойко, И.Б. Самоубийство и его предупреждение. / И.Б. Бойко. - Рязань, 1997.

. Бойко, И.Б. Суицид - как социально-медицинская проблема в современном обществе, и его предупреждение / И.Б. Бойко - Рязань, 1998.

13. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности. / Л.П. Буева - М., 1968.- 214 с.

. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра./ М.И. Буянов - М., 1988. - 214 с.

. Вагин, Ю.Р. Профилактика суицидального и аддитивного поведения у подростков. / Ю.Р. Вагин. - Пермь, 1999. - 103 с.

16. Васильева, Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения / Ю.А. Васильева // Психол. журнал. Т. 18. № 2, 1997. С. 58-78.

17. Волкова, А.Н. Психолого-педагогическая поддержка детей - суицидентов. / А.Н. Волкова // Психосоциальная и корекционно - реабилитационная работа.- 1998. - № 2. - С. 43 -45.

. Вроно, Е.М. За гранью отчаяния / Е.М. Вроно // Школьный психолог -2000 - № 17 - С. 17-20.

. Вроно, Е.М. Особенности суицидального поведения детей и подростков с различными типами депрессий. / Е.М. Вроно - М., 1984. - 189 с.

20. Выготский Л.С. Педология подростка. Сбор, соч.. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984.-Т.4. - С. 56 - 69.

21. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы: Новое мышление. / О.С. Газман - М., 1995. - 231 с.

22. Голенков, А.В. Самоубийство среди детей и подростков: Охрана психического здоровья детей и подростков / А.В. Голенков, А.Б. Козлов, Т.В. Цурупа / Под общ. ред. А.А. Баранова - М. 1998. - 178 с.

23. Горьковая, И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков./ И.А. Горьковая // Психол. журнал - Т. 15. № 2. 1994. С. 57-65.

24. Григорьев, С. И. Психолого-педагогические основысоциальной педагогики. / С.И. Григорьев, Л.Д. Демина - Барнаул, 1996. - 172 с.

. Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред. О.С. Газмана, И.А. Костенчука. - М., 1995. - 282 с.

26. Гуткина, Н.И. Подростковая рефлексия. / Н.И. Гуткина М.: «Дрофа» 1998. - 234 с.

. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков. / Под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейниковой.- М.: Редакционно-издателъский центр Консорциума "Социальное здоровье России". 1995. - 131 с.

28. Жезлова, Л.Я. О соотношении некоторых видов девиаций поведения и суицида в детско-подростковом возрасте: Актуальные проблемы суицидологи. / Л.Я. Жезлова, Г.А. Скуратович, Э.А. Гомарян / Отв. ред. Ковалев В.В. - М., 1991. - 319 с.

29. Заика, Е.В. Психологическая характеристика личности подростка с отклоняющимся поведением. / Н.П. Крейдун., М.С. Ячина // Вопросы психологии 1990. № 4. - С.23-24.

30.Иващенко, Г.М. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении: Пособие для сотрудников специализированных учреждений. / Г.М. Иващенко, Н.С., Кантонистова, М.М. Плотников - М., 1996. - 149 с.

31. Казаков, А.Н. Социальная обусловленность отклоняющегося поведения в современном российском обществе. / А.Н. Казаков - Казань, 1996. - 217 с.

32. Кащенко, В.П. Психолого-педагогическая коррекция. / В.П. Кащенко - М., 1993. - 213 с.

. Клейберг, Ю.А. Социальные нормы и отклонения. / Ю.А. Клейберг- М., 1997. - 294 с.

. Ковалев Г. А. Психическое развитие подростка и жизненная среда / Г.А. Ковалев // Вопросы психологии, 1993.- №1. - С. 13-23.

35. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон - М.: Педагогика, 1989. - 246 с.

36. Крайг, Г. Психология развития. / Г. Крайг - СПб.: Питер, 2000. - 467 с.

. Куимова, О.М Суицидальное поведение и его мотивы. / О.М. Куимова. - М.: Медицина, 1995. - 167 с.

38. Куриленко, Е.Н. Социальная диагностика девиантного поведения. / Е.Н. Куриленко - Белгород, 1997. - 217 с.

. Кучер, А.А. Выявление суицидального риска у детей и подростков / А.А. Кучер, В.П. Костюкевич // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы № 3 - М., 2001. - С. 45 -47.

. Лазарашвили, И.С. Повторное суицидальное поведение у подростка. / И.С. Лазарашвили. - М.: Медицина, 1986. - 87 с.

41. Личко, А.Е. Типы акцентуации характера и психопатий у подростков. / А.Е. Личко - М.,1999. - 413 с.

42. Личко, А.Е., Подростковая наркология. / А.Е. Личко, В.С. Битенский - М.1991. - 214 с.

43. Манапова, Е.И. Диагностика отклоняющего поведения. / Е.И. Манапова. - Омск: Из. Дом. Знание 1998. - 349 с.

44. Меньковский, Г.М. Профилактика правонарушений несовершеннолетних. / Г.М. Меньковский, А.П. Тузова - Киев, 1987. - 98 с.

45. Мудрик, А. В. Социализация и «смутное время. / А.В. Мудрик - М., 1991. - 212 с.

46. Мухина, В.С., К проблеме социального развития ребенка / В.С. Мухина // Психологический журнал. - 1980. - № 5. - С. 46-53.

47. Патохарактерологические исследования подростков / Под ред. А.Е. Личко, П.Я. Иванова. Л.,1981. - 456 с.

. Прихожан, А.М. Психологический справочник для неудачника, или как обрести уверенность к себе./ А.М. Прихожан - М: Просвещение, 1994. - 342 с.

49. Психологическая диагностика детей и подростков. / Под ред. К.М. Гурсвича и Б.М. Борисовой. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 431 с.

. Психология подростка. / Под ред. А.А. Реан. - СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. 480 с.

51. Реан, А.А. Характерологические особенности подростков - делинквентов / А.А. Реан // Вопр. психол 1991. №4. С. 139-143.

52. Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учеб. пособие для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов пед. вузов / Под ред. Н.К. Арсановой. - М., 1997. - 84 с.

. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире / Короленко Ц.П., Донских Т.А. - Новосибирск: Наука, Сибирское Отделение, 1990. - 224 с.

54. Социально-психологические, социально-педагогические и индивидуально-личностные проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних / Под ред. В.Ф. Пирожкова - М., 1980. - 289 с.

. Социальная педагогика. / Ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 416 с.

56.Становление гуманистического мировоззрения личности: Пособие для студентов педвузов. - М., 1994. - 78 с.

. Тихонова, М.Г. Профилактика суицидального поведения. / М.Г. Тихонова. - М.: Академия, 1998. - 176 с.

58. Харчев, А.Г. Социология воспитания: О некоторых актуальных проблемах воспитания личности. / А.Г. Харчев - М., 1990. - 289 с.

59. Хрипкова, А.Г. Мальчик - подросток - юноша: Пособие для учителей. / А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов - М., 1982. - 178 с.

60. Шульга, Т.И. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. / Т.И. Шульга - М., 1997. - 99 с.

61. -Чернышев, А.С. Специфичность изменения самосознания старшеклассников в условиях развивающей социальной среды. / А.С. Чернышев, С.В. Сарычев, Ю.Л. Лобков // Здравый смысл и достоинство в школе. Современные проблемы социально-психологической адаптации детей и подростков. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Москва: "Генезис", 1998. -С. 34-37. <http://www.genesis.ru/conf/s209.htm>

. Эстетика самоубийства / Ред. Л.З. Трегубова. - М.: Академия, 1998. - 186 с.

63. Ярцев, Л.А. Особенности социализации современного подростка. / Л.А. Ярцев // Вопросы психологии. №6, 1999. - С. 54-59.


 

Приложение 1

 



2020-03-17 351 Обсуждений (0)
Рекомендации по профилактике юношеского суицида 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рекомендации по профилактике юношеского суицида

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (351)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)