Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретические аспекты организации и управления расчетами с дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия



2020-03-17 281 Обсуждений (0)
Теоретические аспекты организации и управления расчетами с дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ


Введение

 

Одним из важнейших условий стабильного финансового положения любого предприятия в современных условиях является четкая организация расчетов с партнерами. Отсутствие должного внимания к задолженности покупателей и заказчиков может спровоцировать нехватку средств для погашения задолженности предприятия перед поставщиками, бюджетом, сотрудниками. Управление расчетами - это часть общей политики предприятия, которая включает в себя управление дебиторской и кредиторской задолженностью, выбор условий реализации продукции и инкассации задолженности заказчиков, выработку политики произведения платежей и движения денежных средств, урегулирование задолженности перед бюджетом и персоналом для достижения необходимого уровня финансовой устойчивости предприятия.

Движение денежных средств предприятия представляет собой непрерывный процесс. Для осуществления этого процесса необходимо наличие источников поступления средств. Таким образом, одной из главных задач управления расчетами предприятия является обеспечение непрерывного поступления средств для своевременного осуществления платежных обязательств.

Организация расчетов не возможно без глубокого и детального анализа всех процессов связанных с ней. Аналитическая работа чрезвычайно важна для организации расчетной системы предприятия. Контрольные мероприятия по дебиторской и кредиторской задолженности, а также процесс управления ими, проводятся на основе данных периодической отчетности предприятия.

Анализ расчетов на предприятия должен осуществляться систематически. Соотношения дебиторской и кредиторской задолженности может меняться ежедневно, соответственно, на данные изменения необходимо незамедлительно реагировать.

В основе квалифицированного управления дебиторской и кредиторской задолженностью лежит принятие решений относительно учета задолженности на отчетную дату, анализа причин снижения ликвидности задолженности, разработки оптимальной финансовой политики, управления текущим состоянием дебиторской и кредиторской задолженности.

Целью работы является оценка организации расчетов с дебиторами и кредиторами на ООО «ЮгчерноморСервис» и выработка мер по их оптимизации в условиях конкуренции.

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

раскрыть сущность системы финансовых расчетов предприятия;

проанализировать финансовое состояние предприятия;

определить причины и источники формирования дебиторской и кредиторской задолженности;

выявить причины возникновения неплатежей и оценить их влияние на состояние платежеспособности предприятия;

определить основные пути повышения эффективности управления поступлением и расходованием средств на предприятии;

предложить методику проведения оптимизации системы финансовых расчетов на предприятии;

рассчитать предполагаемые результаты применения выработанной методики.

Объектом исследования является предприятие ООО «ЮгчерноморСервис», основной вид деятельности которого - бурение и проведение капитального ремонта скважин для нефтедобычи.

Предмет исследования - сложившаяся на предприятии в период модернизации и интенсификации производства система финансовых платежей.

В ходе работы использовались приемы и методы экономического анализа и статистики, в частности, средних, абсолютных и относительных величин, метод группировки, структурно-динамический анализ, ряды динамики, метод финансовых коэффициентов, метод сравнения и пр.

Основными источниками информации для проведения исследования послужили финансовая отчетность предприятия за 2008-2010 гг. с пояснительными записками из бухгалтерии и методические источники под редакцией Э.А. Маркарьяна, В.Я. Савченко, Л.В. Донцовой и Н.А. Никифоровой, А.Д. Шеремета и Р.С. Сайфулина, а также издания иностранных авторов Дж.К. Ван Хорна, Ю.Ф. Бригхэма и М.С. Эрхардта, Д.Х. Хана и Х. Хунгенберга. Также при проведении исследования были использованы издания периодической печати.

 


Теоретические аспекты организации и управления расчетами с дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия

Сущность и содержание системы финансовых расчетов предприятия с дебиторами и кредиторами

 

Предприятие как субъект хозяйственной деятельности находится в постоянной связи другими субъектами посредством осуществления различных финансовых расчетов. «В технологическом аспекте функционирование фирмы можно представлять как сложнейшую совокупность ресурсных потоков. Эти потоки имеют как внутрифирменную так и внефирменную природу». {Ковалев, 452} Таким образом, можно говорить о том, что для каждого предприятия характерны присущие ему виды финансово-хозяйственных отношений, определяющих направление взаимодействия его с контрагентами. В частности, к таковым можно отнести отношения с дебиторами, основывающиеся на кратковременном, реже долгосрочном, предоставлении средств предприятия во временное пользование; отношения с кредиторами, построенные на временном использовании предприятием средств внешнего финансирования. Кроме того, отдельно необходимо выделить особый вид расчетов - расчеты с государством. Данный вид расчетов производится посредством системы налогообложения. Основная разница между отношениями с контрагентами и с бюджетом в том, что «финансовые отношения (с обычными кредиторами и дебиторами) инициируются субъектами бизнес-отношений, тогда как с бюджетом они предопределяются требованиями налогового законодательства». {Ковалев, 452}

Система расчетов предприятия подразумевает формирование стратегии расходования денежных средств предприятия, основанное на планируемых поступлениях от покупателей и заказчиков. Этот процесс имеет непрерывный характер, так как обязательства, как фирмы так и ее дебиторов, носят временной характер, и сумма задолженности постоянно меняется в процессе осуществления расчетов. Осуществление расчетов - это динамический процесс, управление которым является одной из первоочередных задач финансовых служб предприятия.

Таким образом, общая структура финансовых расчетов предприятия состоит из расчетов с дебиторами и кредиторами, и расчетов с бюджетом. Данная структура может быть представлена в виде схемы (рисунок 1):

 

 

 

Бюджет

 

 

 

 

 

 

 

Предприятие

 

 

       
 

Дебиторы

 

Кредиторы

               

Рисунок 1 - Финансовые расчеты, связывающие предприятия с другими субъектами хозяйственных отношений

 

Данная схема показывает направление движения средств фирмы, а также взаимосвязь между контрагентами. Так, отношения с государством строится на оттоке денежных средств предприятия в виде налоговых платежей. Так же отток средств осуществляется при расчетах с кредиторами.

Отношения с дебиторами представляют собой одну из форм коммерческого кредита, при которой покупателям и заказчиками предоставляется временной период на оплату полученных ими товаров, работ или услуг. Кроме того, возможно совмещение роли дебитора и кредитора. Это происходит, когда «дебитор, являясь покупателем продукции фирмы, в то же время иногда оказывает ей платные услуги и (или) выступает в роли поставщика сырья и материалов» {Ковалев, 452}

Основными документами, регулирующими вопросы учета и списания дебиторской и кредиторской задолженности, являются в первую очередь Гражданский кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено Приказом №34-н Минфина РФ от 29 июля 1998 г. с изменениями от 30.12.1999 №107н, от 24.03.2000 №31н, от 18.09.2006 №116н, от 26.03.2007 №26н), постановление Правительства РФ от 18 августа 1995 г. №817 «О мерах по обеспечению правопорядка при обеспечении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)» (в редакции от 20.02.2002 №121) и ряд других документов.

Наиболее актуальным, остро стоящим перед управляющими в настоящее время является вопрос, который напрямую связан с расчетно-платежными операциями и, как следствие этого - несомненно, координирующего работу хозяйствующего субъекта в целом - это дебиторская и кредиторская задолженности.

Дебиторская и кредиторская задолженность являются естественными составляющими бухгалтерского баланса предприятия. Они возникают в результате несовпадения даты появления обязательств с датой платежей по ним [Крейнина М.Н. Управление движением дебиторской и кредиторской задолженности предприятия]. На финансовое состояние предприятия оказывают влияние как размеры балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности, так и период оборачиваемости каждой из них. На сегодняшний день важнейшими проблемами, решение которых должно способствовать улучшению финансового состояния хозяйствующих субъектов, являются:

. Правильная организация учета дебиторской и кредиторской задолженности.

2. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности, который должен быть направлен на выявление факторов, влияющих на рост задолженности и определение резервов направленных на ликвидацию неоправданной, «зависающей» задолженности и снижение ее роста.

Дебиторская задолженность - важный компонент оборотного капитала. Когда одно предприятие продаёт товары другому предприятию, совсем не значит, что стоимость проданного товара будет оплачена немедленно [«Основы рыночной экономики»: Учебное пособие для вузов - М.: Банки и

биржи, ЮНИТИ, 1996].

Под дебиторской задолженностью понимается задолженность предприятию различных юридических и физических лиц, возникшая в ходе хозяйственной деятельности.

Дебиторская задолженность является одной из разновидностей активов организации, который может быть реализован, передан, обменен на имущество, продукцию, результат выполнения работ или оказания услуг. [Реформы и политическая стабильность в России. - М.: АО «Энергофининвест», 2002. - 87 с].

По своей экономической сущности дебиторская задолженность представляет собой средства, временно отвлеченные из оборота предприятия. Это просто деньги. Деньги, которые у предприятия, по идее, есть, но не «живьем», а в виде обязательств, выраженные в той или иной форме. Деньги, каковы бы они не были, это тоже товар. А товар, как известно можно продать. Вопрос в том, можно ли осуществить такую сделку, имеется ли покупатель на этот товар и насколько целесообразна такая продажа, в частности, по сравнению с другими вариантами взыскания долгов. «В зависимости от размера дебиторской задолженности, наиболее вероятных сроков её погашения, а также от того, какова вероятность непогашения задолженности, можно сделать вывод о состоянии оборотных средств организации и тенденциях её развития» [Штоль И.А. Наметилась положительная динамика // Экономический вестник РС (Я). - 1999, №45].

Актив дебиторской задолженности имеет три существенные характеристики [. «Основы рыночной экономики»:Учебное пособие для вузов - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996]:

1. Он воплощает будущую выгоду, обеспечивающую способность прямо или косвенно создавать прирост денежных средств.

2. Активы представляют собой ресурсы, которыми управляет хозяйствующий субъект. Причем права на выгоду или потенциальные услуги должны быть законны или иметь юридическое доказательство возможности их получения.

Например, при отражении факта продажи актива у продавца образуется дебиторская задолженность. Договор купли - продажи позволяет определить вероятную будущую выгоду. Но, если покупатель не внесет определенную сумму погашения дебиторской задолженности, то есть потенциальным поступлениям, и, следовательно, актив перестает быть активом.

. К активам не относятся выгода, которая будет получена в будущем, но в настоящее время не находится под контролем предприятия. При этом ключевым моментом является решение бухгалтера о том, что та или иная хозяйственная операция произойдет.

По характеру образования дебиторская задолженность делится на:

1. нормальную - обусловленную ходом выполнения производственной) деятельности предприятия;

2. неоправданную - возникшую в результате нарушения расчетной и финансовой дисциплины.

По степени ликвидности дебиторская задолженность подразделяется на:

текущую, это дебиторская задолженность, не оплаченная по договору за последний период платежа до наступления следующего за ним периода платежа;

реструктуризированную, это дебиторская задолженность, по которой подписаны и действуют договоры (соглашения) о реструктуризации (в том числе утвержденные судом мировые соглашения), описывающие порядок, форму и сроки погашения задолженности;

исковую, это дебиторская задолженность, взыскиваемая в ходе исполнительного производства, а также находящаяся в процессе судебного рассмотрения или в работе юридических служб (с момента подачи претензии о нарушении срока платежа);

мораторную, это дебиторская задолженность потребителей, в отношении которых, введена процедура банкротства;

«мертвую», это дебиторская задолженность, документально подтвержденная как нереальная к взысканию в порядке, определенным налоговым законодательством и положениями бухгалтерского учета.

Безнадежные поступления по дебиторской задолженности - это убытки или расходы, обусловленные тем, что часть дебиторской задолженности оказывается не оплаченной покупателями. На момент реализации продукции предприятие не располагает информацией о том, какая часть счетов не будет оплачена [Шопенко Д.В., Кныш М.И., Гончарук О.В., Управление финансами предприятия. Учебное пособие. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. 264 с, 235].

Значительный удельный вес дебиторской задолженности в составе оборотных активов определяет их особое место в оценке оборачиваемости оборотных средств. На величину дебиторской задолженности влияют:

. Объем продаж и доля в них реализации на условиях последующей оплаты. С ростом выручки (объема продаж), как правило, растут и остатки дебиторской задолженности.

. Условия расчетов с покупателями и заказчиками. Чем более льготные условия расчетов предоставляются покупателям (увеличение сроков, снижение требований по оценке надежности дебиторов), тем выше остатки дебиторской задолженности.

. Политика взыскания дебиторской задолженности. Чем активнее предприятие во взыскании дебиторской задолженности, тем меньше ее остатки и тем выше «качество» дебиторской задолженности.

. Платежная дисциплина покупателей. Объективной причиной, определяющей платежную дисциплину покупателей и заказчиков, следует назвать общее экономическое состояние тех отраслей, к которым они относятся. Субъективные причины определяются условиями предоставления кредита и мерами, которые предпринимает предприятие по взысканию дебиторской задолженности: чем более льготные условия предоставления кредита, тем ниже платежная дисциплина дебиторов.

. Качество анализа дебиторской задолженности и последовательность в использовании его результатов. При удовлетворительном состоянии аналитической работы на предприятии должна быть сформирована информация о величине и возрастной структуре дебиторской задолженности, наличии и объемах просроченной задолженности, а также о конкретных дебиторах, задержка расчетов с которыми создает проблемы с текущей платежеспособностью предприятия.

Для управления дебиторской задолженностью, необходимо выделить ее современные проблемы с учетом специфики производства предприятия и активизировать работу в следующих направлениях:

. формирование и удовлетворительное состояние аналитической работы для глубокого и всестороннего анализа качества и степени ликвидности задолженности;

. ускорение платежей;

. совершенствование расчетов;

. формирование резерва по сомнительным долгам;

. применение факторинговых операций;

. жесткая и грамотная политика взыскания дебиторской задолженности

. рассмотрение гибкой системы оплаты в договорах;

. проведение инвентаризации состояния расчетов с дебиторами;

. автоматизация расчетов.

Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости является положительной тенденцией экономической деятельности предприятия.

Ускорение оборачиваемости может быть достигнуто благодаря отбору потенциальных покупателей, определению условий оплаты, контролю за сроками погашения дебиторской задолженности и воздействию на дебиторов. Отбор покупателей осуществляется благодаря анализу соблюдению их платежной дисциплины в прошлом, анализу их текущей платежеспособности, анализу уровня их финансовой устойчивости и анализу других финансовых показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия-покупателя.

Определение условий оплаты товаров покупателями заключается в том, что покупателю устанавливаются границы сроков оплаты товаров: оплатили раньше - получили скидку по оплате товаров, оплатили в срок - потеряли предоставляемую скидку, оплатили позднее срока - платите штраф [Ковалёв В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 1996. -432с, с. 354].

Контроль за сроками погашения дебиторской задолженности включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения. Наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку дебиторской задолженности в днях: до 30 дней, от 30 до 60 дней, от 60 до 90 дней, от 90 до 120 дней, более 120 дней.

Управление дебиторской задолженностью, подразумевает обязательное проведение сравнительного анализа величины дебиторской задолженности с величиной кредиторской задолженности. Для финансового положения компании очень важно, чтобы дебиторская задолженность не превышала кредиторскую.

Кредиторская задолженность - наиболее доступный источник финансирования текущей деятельности предприятия. Как правило, товарный кредит, не требует залога и не связан со значительными денежными и трудовыми затратами по его оформлению [консалтинг группа ЭР-КАПИТАЛ «Управление кредиторской задолженностью»].

В условиях увеличения объемов полученных товарных кредитов задача поддержания финансовой устойчивости и ликвидности становится все более актуальной. Решение этой задачи включает в себя несколько этапов, при этом особое внимание следует уделять балансировке кредиторской и дебиторской задолженности по стоимости, срокам погашения, объемам.

В составе кредиторской задолженности выделяются обязательства [Соболева Е.А. Финансово-экономический анализ деятельности турфирмы, Финансы и статистика, 112 c.:]:

перед поставщиками и заказчиками за поставленные материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги;

по векселям, выданным поставщикам, заказчикам и прочим кредиторам в обеспечение поставок их продукции;

перед работниками по оплате труда (начисленная, но не выплаченная заработная плата);

перед социальными фондами по выплатам на государственное социальное страхование, в пенсионный фонд, в фонды медицинского страхования и занятости;

- перед бюджетом по всем видам платежей;

перед сторонними организациями и физическими лицами по авансам, полученным в соответствии с договорами и контрактами.

 



2020-03-17 281 Обсуждений (0)
Теоретические аспекты организации и управления расчетами с дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретические аспекты организации и управления расчетами с дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (281)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)