Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изменения в налогообложении малых предприятий



2020-03-17 332 Обсуждений (0)
Изменения в налогообложении малых предприятий 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Прежде всего, хотелось бы остановиться на ряде документов, имевших большое значение для реформирования институциональной структуры российской экономики.

По оценкам специалистов Минэкономики РФ, для формирования конкурентной среды в России должно функционировать не менее 2,5-3,5 млн. субъектов малого предпринимательства. На начало 1999 года в стране действовало около 1 млн. МП - явно меньше оптимального числа. Особенно мало МП создано в сфере производства. С целью "обеспечения устойчивого развития малого предпринимательства в производственной, инновационной и других сферах экономики" Правительство РФ Постановлением N1256 от 18 декабря 1999 года утвердило Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 2000-97 годы. В числе ожидаемых конечных результатов реализации Программы значились: увеличение в 1,5-2 раза количества МП в стране; обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства в производственной, инновационной и других сферах экономики; создание около 1 млн. новых рабочих мест (в скобках заметим: достаточно странная цифра - 1 млн. рабочих мест на 1-1,5 млн. новых МП); насыщение товарного рынка конкурентными отечественными товарами и услугами. Сама Программа включает в себя обширный перечень мероприятий. Не вдаваясь в глубокий анализ системы предлагаемых мер, надо лишь, с огорчением, заметить двойственность позиции государства по отношению к малому предпринимательству в нашей стране: сначала государство участвует в создании агрессивной среды для МП (прежде всего, по линии налогообложения), а затем пытается оказывать удушенному налогами малому бизнесу поддержку. Правда, в конце декабря 1999 года для МП появился "свет в конце тоннеля". 29 декабря Президент РФ подписал Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". Согласно закону, применение такой системы означает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный год. При этом правда, сохранялся действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственной пошлины, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.

Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространялось на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек.

Из зоны действия такой системы были выведены организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Минфином был установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Кроме того, согласно закону, субъекты малого предпринимательства имели право перейти на упрощенную систему, если в течение года, предшествовавшего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения такой системы, "совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ на первый день квартала, в котором произошла подача заявления".

Официальным документом, удостоверяющим право применения упрощенной системы, является патент, который выдается на один календарный год налоговыми органами. Его годовая стоимость определяется органами государственной власти субъекта РФ в зависимости от вида деятельности. Для индивидуального предпринимателя уплачиваемая годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход.

Следует заметить, что принятие данного закона венчало собой целый комплекс решений исполнительной власти, проникнутых заботой о судьбе малого предпринимательства в стране. Так, 28 октября 1999 года Правительство РФ Постановлением N1045 утвердило Положение о Государственном комитете по поддержке и развитию малого предпринимательства. Вместе с этим положением малый бизнес получил наконец "свое министерство". Выгоды от наличия такого куратора обнаружились при обсуждении проекта бюджета на 2000 год, когда данный комитет отстоял в борьбе с другими отраслевыми лоббистами налоговые льготы для МП и средства от приватизации, предназначавшиеся для фонда поддержки малого предпринимательства.

О фонде надо сказать отдельно. Постановлением Правительства РФ N1184 от 4 декабря 1999 года Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Государственном комитете по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур был преобразован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Так, что в отличие от других по величине предприятий малые стали получать адресную поддержку. Теперь у малого бизнеса было все свое: и комитет, и фонд. Необходим только эффективный контроль за деятельностью этих структур со стороны самих предпринимателей. Правда, на него пока не приходится рассчитывать: в суровых условиях российского рынка (базара) предприниматели неотрывно заняты первоначальным накоплением капитала и выживанием.

Федеральный Закон от 29.12.95 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», принят Государственной Думой 8 декабря 1999 года и одобренный Советом Федерации 20 декабря 1999 года, определял правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства – юридических лиц (далее - организации) и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели).

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применялась наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие настоящего Федерального закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.

Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохранялся действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.

Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривало замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью (далее - патент).

Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространялось на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности.

Предельная численность работающих для организаций включала численность работающих в их филиалах и подразделениях.

Субъекты малого предпринимательства имели право в предусмотренном настоящим Федеральным законом порядке перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.

Объектом обложения единым налогом организаций в упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности устанавливался совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществлялся органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Совокупный доход исчислялся как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации плюс 3 процента), оказанных услуг, а также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.

Валовая выручка исчислялась как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.

Для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, были установлены следующие ставки единого налога на совокупный доход, подлежащего зачислению:

- в федеральный бюджет - в размере 10 процентов от совокупного дохода;

- в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет – в суммарном размере не более 20 процентов от совокупного дохода.

В случае, когда объектом налогообложения для субъектов малого предпринимательства определенных категорий является валовая выручка, устанавливаются следующие ставки единого налога, подлежащего зачислению:

- в федеральный бюджет - в размере 3,33 процента от суммы валовой выручки;

- в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет – в размере не более 6,67 процента от суммы валовой выручки.

Конкретные ставки единого налога в зависимости от вида осуществляемой деятельности субъектов малого предпринимательства, а также пропорции распределения зачисляемых налоговых платежей между бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, являлся патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет. Ответственность субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, наступала в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и другими законодательными актами Российской Федерации.

В действующий Закон РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон о налоге на прибыль) в 2002 г. в связи с принятием Федеральных законов от 31.07.98 N 141-ФЗ, N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес", N 143-ФЗ и N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" были внесены изменения в порядок определения величины налогооблагаемой прибыли.

Соответствующие изменения были внесены в Инструкцию N 37 письмом Госналогслужбы РФ от 25.08.98 N БФ-3-02/210.

Принципиальные изменения претерпел и порядок расчета налогооблагаемой прибыли при реализации предприятиями продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, а также ее обмене или безвозмездной передаче (см. Федеральный закон N 141-ФЗ).

Суть внесенных изменений состоит в отказе законодателя от применения при исчислении размера налогооблагаемой выручки в случаях реализации продукции (работ, услуг) ниже ее себестоимости максимальной цены реализации продукции или суммы затрат предприятия на ее изготовление (производство).

В этих случаях расчет ведется исходя из рыночных цен на аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившихся на момент реализации.

При этом фактическая цена реализации применяется только в случае, если подтвержденные рыночные цены оказались ниже цены отпуска реализованной продукции (работ, услуг) (см. п. 2.5 Инструкции N 37 в последней редакции).

В ситуациях обмена продукцией (работами, услугами) или передачи ее (их) безвозмездно также не требуется в целях налогообложения доводить цену реализации до себестоимости (балансовой стоимости), если средние или рыночные цены оказались ниже этой величины.

При этом устанавливается следующий механизм определения рыночной цены. Строго в соответствии с текстом новой редакции Закона о налоге на прибыль рыночными ценами реализации продукции (работ, услуг) признаются:

- в первую очередь цены, опубликованные в официальных источниках информации о рыночных ценах на продукцию (работы, услуги) и биржевых котировках;

- если таковых источников информации нет - данные информационной базы органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- в отсутствие этих сведений, что должно быть подтверждено указанными органами в письменной форме, в качестве подтверждения рыночной цены будет использоваться информация, представляемая налоговым органам самими налогоплательщиками (акты оценки независимыми экспертами и т.д. вплоть до доказывания того, что фактическая цена данной сделки является рыночной в данной местности ввиду отсутствия фактов иных сделок с данной продукцией).

Изменения, внесенные Федеральным законом N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (вступил в силу с 06.08.98), коснулись предприятий, ведущих розничную торговлю, с численностью до 30 человек (кроме нестационарной реализации ГСМ, где численность не имеет значения), а также организаций, предпринимательская деятельность которых протекает в следующих сферах:

- оказание бытовых услуг физическим лицам (ремонт обуви, изделий из кожи, меха, пошив и ремонт одежды, ремонт часов и ювелирных изделий; ремонт бытовой техники и предметов личного пользования, ремонт и изготовление металлических изделий, ремонт машин, оборудования и приборов, оргтехники и периферийного оборудования, сервисное обслуживание автотранспортных средств и иные бытовые услуги населению, в том числе фото- и киноуслуги, прокат, за исключением проката кинофильмов);

- оказание физическим лицам парикмахерских услуг (деятельность парикмахерских салонов), медицинских, косметологических услуг (в том числе в косметических салонах), ветеринарных и зооуслуг;

- общественное питание (деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых, нестационарных и других точек общественного питания с численностью работающих до 50 человек);

- оказание транспортных услуг предприятиями с численностью работающих до 100 человек (субъектами малого предпринимательства, т.е. не всеми предприятиями, а только с определенной пропорцией долей в уставном фонде);

- оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей.

Все перечисленные предприятия, после того как во исполнение названного Закона N 148-ФЗ законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации примут соответствующие нормативные правовые акты, на подведомственных им территориях становятся плательщиками единого налога на вмененный доход независимо от их желания. При этом не смогут применять старый порядок даже субъекты малого предпринимательства, поскольку положение, дающее им такую возможность в случае ухудшения условий их деятельности (см. п. 1 ст.9 Федерального закона от 14.07.95 N 88-ФЗ), утратило силу с 06.08.98.

Размер единого налога на вмененный доход определялся исходя из ставки 20% по отношению к вмененному доходу, исчисленному исходя из базовой доходности с учетом корректирующих коэффициентов. Базовая доходность и иные составляющие формул расчета размера вмененного дохода определяются нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ (республик, краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга).

Уплата единого налога освободила предприятия от ряда иных налогов, а также от внесения взносов во внебюджетные фонды в части, относящейся к данному виду деятельности.



2020-03-17 332 Обсуждений (0)
Изменения в налогообложении малых предприятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изменения в налогообложении малых предприятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (332)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)