Рентабельность предприятия
В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций. Функционирование предприятия зависит от его способности приносить необходимую прибыль. При этом следует иметь в виду, что руководство предприятия имеет значительную свободу в регулировании величины финансовых результатов. Так, исходя из принятой финансовой стратегии, предприятие имеет возможность увеличивать или уменьшать величину балансовой прибыли за счет выбора того или иного способа оценки имущества, порядка его списания, установления срока использования и т.д. К вопросам учетной политики, определяющим величину финансового результата деятельности предприятия, в первую очередь, относятся следующие: - выбор способа начисления амортизации основных средств; - выбор метода оценки материалов, отпущенных и израсходованных на производство продукции, работ, услуг; - определение способа начисления износа по малоценным и быстроизнашивающимся предметам при их отпуске в эксплуатацию; - порядок отнесения на себестоимость реализованной продукции отдельных видов расходов (путем непосредственного их списания на себестоимость по мере совершения затрат или с помощью предварительного образования резервов предстоящих расходов и платежей); - состав затрат, относимых непосредственно на себестоимость конкретного вида продукции; - состав косвенных (накладных) расходов и способ их распределения и др. Вполне понятно, что предприятие, раз выбрав тот или иной способ формирования себестоимости реализованной продукции и прибыли, будет придерживаться его в течение всего отчетного периода (не менее года), а все дальнейшие изменения в учетной политике должны иметь веские основания и непременно оговариваться. В целом, результативность деятельности любого предприятия может оцениваться с помощью абсолютных или относительных показателей. Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность компании. Эти коэффициенты рассчитываются как отношение полученной прибыли к затраченным средствам, либо как отношение полученной прибыли к объему реализованной продукции. Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы: - Рентабельность продукции, продаж (показатели оценки эффективности управления); - Рентабельность производственных фондов; - Рентабельность вложений в предприятия (прибыльность хозяйственной деятельности). 1.Рентабельность продукции. Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат. Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели: Рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации (без НДС); Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС); Рентабельность продаж по чистой пробыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС); Рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реализации данного вида продукта к его продажной цене. Расчёт данных показателей по ЧП Горбушина представлен в таблице 3.4. Таблица 3.4. Показатели рентабельности продукции, руб.
На основе расчётов можно сделать следующие выводы. Показатель рентабельности всей реализованной продукции в конце периода 2002 составлял 8,3%, а за 2003 год он снизился до 0,7%, т.е. более чем в 11 раз; общей рентабельности 4,4%, а рентабельности продаж по чистой прибыли 2,8%. За аналогичный период 2003 года, в результате понесенного убытка, рентабельность предприятия явилась отрицательной, что негативно характеризует предприятие. Кроме того, даже за 2002 год все показатели рентабельности продукции находятся на невысоком уровне, однако тенденция к их снижению должна потребовать принятия незамедлительных мер по выравниванию ситуации. В целом можно заключить, что к концу периода 2003 г. вследствие снижения спроса на продукцию из-за неплатежеспособности большинства потребителей, а также вследствие получения убытков от финансово-хозяйственной деятельности показатели рентабельности существенно снизились. 2.Рентабельность вложений предприятия. Рентабельность вложений предприятия - это следующий показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия. Среди показателей рентабельности предприятия выделяют 5 основных: 1.Общая рентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой прибыли приходится на 1 руб. имущества предприятия, то есть насколько эффективно оно используется. 2.Рентабельность вложений по чистой прибыли; 3.Рентабельность собственных средств, позволяющий установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования. 4.Рентабельность долгосрочных финансовых вложений, показывающая эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций. 5.Рентабельность перманентного капитала. Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на длительный срок. Необходимая информация для расчёта представлена в таблице 3.5. Таблица 3.5 Показатели для расчёта рентабельности, руб.
На основе данных показателей рассчитываются показатели рентабельности вложений, которые представлены в таблице 3.6. Таблица 3.6. Показатели рентабельности вложения, %.
На основе данных таблицы можно сделать вывод о том, в течение 2003 г. все показатели рентабельности вложений ЧП Горбушина упали по сравнению с началом года из—за убытка от деятельности предприятия. Однако и в 2002 году значение данного показателя достаточно невелико для такого предприятия, что свидетельствует о недостаточно эффективном использовании активов предприятия. В целом можно отметить, что все показатели рентабельности вложений предприятия находятся на низком уровне, что говорит о недостаточно эффективном вложении средств ЧП Горбушина.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (288)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |