Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности малого бизнеса



2020-03-17 327 Обсуждений (0)
Особенности малого бизнеса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Согласно российского законодательства к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, в которых средняя численность работников не превышает 100 человек - в промышленности, строительстве и на транспорте, 60 - в сельском хозяйстве и научно-технической сфере, 30 - бытовом обслуживании и розничной торговле, 50 - в остальных отраслях. При этом доля организаций и юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, в уставном капитале малого предприятия не должно превышать 25%.

Малый бизнес способствует не только созданию новых рабочих мест, но и является мощным стимулирующим фактором технического прогресса. Именно малый бизнес способствует более полному использованию местных ресурсов и развитию конкуренции, именно малый бизнес является смягчающим буфером для кризисных явлений, именно малый бизнес помогает структурной перестройке экономики. Малые предприятия быстро появляются и быстро исчезают, их крах не создает неразрешимых проблем для региональных и местных властей. В малом предприятии собственник часто является и руководителем фирмы. Выживание фирмы и уровень доходов ее работников прямо зависит от результатов работы. Поэтому малые предприятия более динамично реагируют на рыночные изменения. Несомненно, гибкость и высокая приспособляемость малых предприятий к рыночным изменениям является главным их достоинством.

Несмотря на то, что малые предприятия имеют массу преимуществ (в том числе перед крупными предприятиями), существуют множество причин, сдерживающих их развитие в России - неотрегулированность правовой базы, труднодоступность информации, скудость источников финансирования, слабый менеджмент, отсутствие поддержки государства, непродуманная налоговая система, пассивный маркетинг, допотопная инфраструктура поддержки малого бизнеса, недоступность необходимого оборудования и помещений, коррупция. Малые предприятия менее кредитоспособны, им труднее найти кадры, связи, финансирование.

Серия опросов представителей малого предпринимательства в России показала, что возможности его саморазвития, в основном, исчерпаны, собственных средств не хватает, реальная поддержка отсутствует, основное занятие малых предприятий - торговля и посредничество (фактически около 90% малого предпринимательства в России). Срок жизни значительной части малых предприятий - около 3 лет, около 1/4 малых предприятий не видит перспектив своего развития.

Рыночные реформы привели только к ухудшению стартовых возможностей для малых предприятий. По оценке экспертов, более одной четверти зарегистрированных малых фирм до сих пор не приступают к работе.

Динамика развития малого бизнеса в России показывает, что количество их росло в конце 80-х годов, когда наиболее активной частью населения создавались новые предприятия. В 1992-93 гг. произошел скачок вследствие приватизации магазинов, мастерских и других предприятий, входивших в объединения, управления или тресты.

До перестройки инвестиции направлялись, в основном, на развитие крупных предприятий. На предприятиях с численностью занятых до 200 человек в 1985 г. работало 6% всех занятых в промышленности, а на предприятиях с численностью занятых свыше 1000 человек - около 62%. Анализ данных предприятий показал, что небольшие предприятия, имея меньшую производительность труда, значительно опережали крупные предприятия не только по фондоотдаче, но и по рентабельности.

Виды деятельности малых фирм менялись в зависимости от изменений экономической политики государства. Быстрое развитие малого бизнеса до 1992 г. было обусловлено имевшимися неявными привилегиями у малого предпринимательства. Производство продукции государственными предприятиями уменьшалось и в результате на “рынке” исчезало все больше и больше товаров. Доходы среднего слоя во время перестройки быстро росли и производимые малым бизнесом товары реализовывались (несмотря на значительную разницу государственных и “рыночных” цен), что позволяло получать малому бизнесу средства для развития. Вышедший из “тени” малый бизнес начал теснить малоактивные госпредприятия (которые “без боя” освобождали рынки менее эффективным, но более энергичным малым предприятиям).

Реформы Гайдара, и в первую очередь либерализация цен и внешнеэкономической деятельности, начали создавать нормальный рынок и многие рыночные ниши, в которых работали малые предприятия, стали пропадать. В 1992 г. значительно выросли налоги и уровень инфляции, доходы населения снизились и одновременно стали доступны дешевые импортные товары. Сузившийся рынок привел к необходимости конкурировать с крупными и средними предприятиями, имевшими специализированное оборудование и квалифицированные кадры. Но количество малых предприятий не уменьшалось, они стали искать новые ниши - в торговле и услугах. В результате уже к середине 1992 г. занятость в промышленном малом бизнесе сократилась на треть, резко увеличилась доля торговли. Эффективность новых частных предприятий выше, но большинство государственных и негосударственных (приватизированных) предприятий может достаточно долго существовать на имеющемся оборудовании и не вкладывать денег в его модернизацию, а новым частным фирмам надо начинать практически с нуля. При нынешнем уровне инфляции самостоятельное развитие малого предприятия возможно только в сфере торговли и посредничества. Производственные малые предприятия нуждаются в стартовой поддержке и требуют особого внимания со стороны государства.

Августовский кризис 2002 года подтвердил, что малый бизнес - гибкая рыночная структура: если появилась рыночная ниша, то ее быстро заполняют возникающие фирмы. Ситуация изменилась и ниша пропала - фирмы сворачивают свою деятельность и предприниматели ищут новую нишу в другой сфере. Поэтому поддержка малого бизнеса в развитых странах состоит в том, чтобы способствовать созданию новых ниш и не мешать появлению в них новых фирм. Финансовая поддержка в значительной мере ориентирована на тех, кто ранее не занимался самостоятельным бизнесом - их надо, прежде всего, учить предпринимательству, и теоретически, и на практике, а потом помогать им с кредитами.

Главное достоинство малого бизнеса состоит в том, что он увеличивает занятость. Затраты на создание нового малого предприятия невелики, да и стоимость одного нового рабочего места меньше, чем на крупных предприятиях. Малый бизнес может помочь в решении проблемы противостояния между новыми технологиями и занятостью – чем больше новых технологий, тем меньше занятость. Приход новых технологий на крупные предприятия неизбежно приведет как к выходу их на новые рынки, так и к снижению числа работающих на единицу продукции. Увеличение производства в связи с этим будет сопровождаться снижением занятости населения. Вот здесь и придется вспомнить о малом бизнесе как о возможности трудоустройства высвобождаемых с крупных предприятий работников.

Развитие малого бизнеса в значительной степени зависит от льгот, предоставляемых государством, от помощи (или сотрудничества) крупных предприятий и иностранных фирм. Крупные предприятия имеют свободные производственные площади, но при неопределенности законодательства и незавершенности реального процесса приватизации сложно ожидать существенной поддержки малого бизнеса со стороны крупных предприятий.

Федеральные, республиканские и местные власти негативно относятся к малому бизнесу и принимаемые ими решения обычно направлены, прямо или косвенно, на ограничение деятельности малых предприятий. Этот фактор вместе с деятельностью 47 контролирующих органов (включая, в первую очередь, налоговые органы и таможню) является основной причиной того, что число малых предприятий сокращается. Дальнейшее развитие малого бизнеса невозможно без снижения налогов. Российское и карельское законодательство направлено на уничтожение легального малого бизнеса. Предприятие сложно открыть, еще сложнее им управлять не скатываясь в теневой бизнес. Поэтому развиваться могут и развиваются на самом деле лишь малые предприятия, в которых теневой бизнес составляет не менее половины всех объемов производства или торговли.

Рост численности работающих в малом бизнесе связан с увеличением числа ниш, которые могут занять малые фирмы, а это зависит и от перехода региона от экономического кризиса к экономическому росту и от административных мер, принимаемых региональной властью. Пока в России власти скорее борются с малым предпринимательством, чем помогают ему.

Власти игнорируют то, что любое ограничение (в том числе и борьба с челноками, и гонения на “диких” уличных торговцев) имеет свою цену – необходимые затраты для создания такого же количества новых рабочих мест. Необходимы практические шаги - не только выслушивать, но и помогать. Прежде всего, нужно организовать доступ предпринимателей к информации местных властей, касающейся бизнеса, создать механизм доступа малых предприятий к региональному заказу и залоговому фонду, создать вместе с банками и учебными заведениями систему первоначального обучения механизмам получения и эффективного использования кредита для начала или развития бизнеса.

Наиболее реальный путь развития малого бизнеса при отсутствии финансовой государственной поддержки - реструктуризация крупных предприятий, с выделением самостоятельных малых предприятий или созданием на базе крупных простаивающих предприятий технопарков и бизнес-инкубаторов. Но, к сожалению, власти в процессе приватизации не предпринимали активных шагов в этом направлении. Необходимо активнее формировать инфраструктуру поддержки малого бизнеса, но делать это надо не “с нуля”, а опираясь на уже действующие и зарекомендовавшие себя структуры. Ведь именно наличие региональной инфраструктуры поддержки (центры, агенства, палаты, инкубаторы, технопарки и т.д.) является одним из главных условий привлечения больших финансовых ресурсов в малый бизнес региона.

Большое значение для России имеют программы предоставления кредитов малым предприятиям (Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), немецкий банк KFV и другие). В программе ЕБРР участвуют банки Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Тольятти, Тулы и других городов. Валютные кредиты предоставляются на выгодных для России условиях - на 2-3 года под 20 % годовых.

Еще одна причина, сдерживающая развитие малого бизнеса - низкая квалификация предпринимателей. Знания большинства из них в экономике, менеджменте невелики, подготовить качественный бизнес-план они не могут. Поэтому организация и устойчивое функционирование Фондов поддержки малого предпринимательства (как республиканского, так и городских/районных) может привести к положительному результату (созданию устойчивого бизнеса и возврату средств) только при организации предварительного практического обучения предпринимателей. Такое обучение может проходить на базе учебных структур специализированных структур поддержки.

 



2020-03-17 327 Обсуждений (0)
Особенности малого бизнеса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности малого бизнеса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (327)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)