Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Интеллектуальная история.



2020-03-17 238 Обсуждений (0)
Интеллектуальная история. 0.00 из 5.00 0 оценок




Интеллектуальная история или «история идей» начиная с XIX в. часто выступали синонимами и связывались главным образом с историей философии. Американский философ и историк Артур Лавджой, автор книги «Великая цепь бытия» (1936), ставшей классикой интеллектуальной истории, отдавал приоритет термину «история идей». Его подход состоял в изолировании и изучении странствующих во времени универсальных «идей-блоков», которые последовательно использовались как составные части (модули) в сложных конструкциях самых разных учений и теорий. В такой методологии крупные идейные комплексы и философские системы превращались из главного объекта внимания историка всего лишь в исходный материал для выделения тех идейных единиц, которые и были его главным предметом. Конечная цель исследования состояла в том, чтобы создать максимально полную биографию изучаемой идеи, описать её манифестации на всех стадиях исторического развития и в разных сферах интеллектуальной жизни, будь то философия, наука, литература, искусство, религия или политика. При этом предполагалось изучение проявлений «идей» не только в учениях или суждениях мыслителей или выдающихся писателей, но и в коллективной мысли больших групп людей, а также исследование воздействия разных факторов на убеждения, верования, предрассудки, склонности, стремления целого поколения или многих поколений. Иными словами, речь идет об «идеях, которые получили широкое распространение и стали частью мыслительного инвентаря многих людей».

Одной из исходных предпосылок современной ИИ является осознание неразрывной связи между историей самих идей и идейных комплексов, с одной стороны, и историей условий и форм интеллектуальной деятельности, с другой. Ещё в 1969 г. в своей программной статье о задачах интеллектуальной истории Хейден Уайт подчеркивал, что последняя нуждается в «опоре на социальную реальность, которой ей так долго недоставало». В настоящее время принципиальным становится учет взаимодействия, которое существует между движением идей и их историческим контекстом, теми социальными, политическими, религиозными, культурными контекстами, в которых идеи порождаются, распространяются, извращаются, модифицируются, развиваются. В такой перспективе речь может идти о реализации проекта «новой культурно-интеллектуальной истории», которая видит свою основную задачу в исследовании интеллектуальной деятельности и процессов в сфере гуманитарного, социального и естественно-научного знания в их конкретно-историческом социокультурном контексте. Итак, с точки зрения нового подхода, человеческая субъективность выступает в ее целостности, неразрывно соединяющей категории сознания и категории мышления. Именно в этом варианте культурная и интеллектуальная история – под объединяющим влиянием культурной антропологии, «лингвистического поворота» и теоретического литературоведения – как бы сливаются воедино.

Свое максималистское выражение интегральная установка ИИ нашла в определении Дональда Келли: «Интеллектуальная история – это скорее не раздел истории, а способ целостного рассмотрения прошлого человечества; задача интеллектуального историка – изучить все области человеческого прошлого, в которых сохранились его поддающиеся расшифровке следы (как правило, письменные и изобразительные), и придать им современный смысл средствами языка».

Как отмечает Лорина Петровна Репина, современная ИИ стремится преодолеть оппозицию между «внешней» и «внутренней» историей идей и текстов, между их содержанием и контекстом. Например, в истории наук заметна тенденция сосредоточить внимание скорее не на доктринах и теориях, а на изучении реально стоявших перед учеными проблем, раскрыть диапазон рассматриваемых ими вопросов, восстановить более общий интеллектуальный контекст, организационные структуры и структуры знания, отраженные в энциклопедиях и учебных программах.Особое внимание отводится, с одной стороны, выяснению того, какие именно из более ранних идей воспринимались и удерживались (пусть избирательно и непоследовательно) не претендующим на оригинальность массовым сознанием. А с другой стороны, исследуются пути и способы распространения новых идей, в частности через популярную литературу, прежде всего в переломные периоды. Между этими двумя перспективами остается место и для изучения т.н. «безлюдной» истории идей: например, идеи свободы, равенства, справедливости, прогресса, тирании и др. Историки политической мысли сконцентрировали свое внимание не на идеях, текстах и традициях, а на изучении политического «языка» (полного политического словаря того или иного периода) с целью выявить тот интеллектуальный контекст, на почве которого выросли «великие тексты» и в трансформацию которого они внесли свой вклад. Аналогичный подход к интеллектуальной истории состоит в анализе политических дискурсов.

Неотъемлемая территория современной ИИ – история знания, история науки и т.н. дисциплинарная история. В отличие от традиционной истории науки, которая была историей открытий, воплощающих прогрессивное движение человечества к познанию истины, сегодня она отказывается от интерпретации знаний прошлого исключительно с точки зрения современной научной ортодоксии. Существуют разные подходы к истории науки, но ведущая тенденция состоит в смене «интерналистского» (или сконцентрированного на самой науке) подхода более широким контекстуальным подходом, который соотносит науку с современным ей обществом. Новая историография науки рассматривает ее как одну из форм общественной деятельности и часть культуры, которая не может исследоваться в изоляции от социального, политического и других аспектов интеллектуальной истории. Произошла легитимизация не только «социальной», но и «культурной истории» науки, важнейшей предпосылкой которой является признание культурно-исторической детерминированности представления о «науке» и «псевдо-науке», о том, чем отличается знание «естественное», или «научное» от «социального» и «культурного».

В качестве примера можно привести книгу «Половина человечества» К.Хендерсона и Б.МакМануса, провели обстоятельный анализ литературного и социального контекстов «памфлетной войны» по поводу женских качеств, которая выявила диалогическое сосуществование противоположных комплексов представлений о женщинах в Англии эпохи Возрождения, и пришли к заключению, что «хотя защитницы женщин и не требовали реформ, которые могли бы улучшить их социально-политическое положение, они помогли заложить основание для более активного феминизма, воспитывая в женщинах уверенность в своих интеллектуальных и нравственных достоинствах».




2020-03-17 238 Обсуждений (0)
Интеллектуальная история. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Интеллектуальная история.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)