Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Personal History («Персональная история»).



2020-03-17 692 Обсуждений (0)
Personal History («Персональная история»). 0.00 из 5.00 0 оценок




Персональная история ( Personal History ) – отрасль исторической науки, изучающая биографии людей, как совокупность их поступков, событий и умонастроений; выявляет исторические, национальные, социальные обусловленности, психологический тип личности. По Л.П.Репиной, «исторической биографией в полном смысле слова принято считать лишь такое жизнеописание, где в центре внимания находится развитие неповторимой человеческой личности, раскрытие ее внутреннего мира, разумеется, в тесной связи с эпохой и делом, которому эта личность себя посвятила». Типы ИБ: летопись жизни и деятельности, научная биография, критико-биографический очерк, научно-популярная биография, краткая биографическая справка. Каждый тип имеет свои особенности, свои цели и задачи. Классификации ИБ: 1) В зависимости от сферы деятельности различаются биографии производственные, социально-политические, нравственные, эстетические, религиозные, философские. 2) В зависимости от объекта исследования: одиночный портрет, парный и групповые портреты. Другие авторы подразделяют ИБ на серийную, биографию, воссоздаваемую на основе контекста (история ментальностей), и биографию, воссоздаваемую на основе текста (историческая антропология).

А.И.Патрушев разделил портреты историков на две группы. В первой на переднем плане находится личность, во второй – творчество. Портреты первой группы, как правило, написаны женщинами. Таковы очерки о П.Н. Милюкове (М.Г. Вандалковская), Б.Д. Грекове (Н.А. Горская), П.Г. Виноградове (Л.И. Моисеенкова) и др. Напротив, в «творческих» очерках обстоятельно, но сухо излагается творчество ученого, а человека почти нет. Таковы очерки о В.Н. Татищеве (А.И. Юхт), В.Д. Блаватском (П.А. Кошеленко) и др. Для понимания личности ученого огромное значение имеет его творческая лаборатория, показать которую можно лишь на основе личного знакомства с его архивом, либо с самим историком. Некоторые очерки, написанные теми, кто был лично знаком со своими героями, отличаются заметной человеческой теплотой и показывают нам живых людей с их привычками и увлечениями (напр., очерки, посвященные А.В. Адо, Н.Е. Застенкеру, А.А. Губеру и И.П. Дементьеву).

Подходы к ИБ (по С.Л.Тихвинскому): 1) Первый подход свидетельствует об определенной совокупности теоретических, источниковедческих, историографических представлений об отечественной биографистике как области исторических исследований; 2) Второй поход объединяет вопросы обсуждения теоретических проблем биографии в целом с анализом биографического слова как формы слова литературного с рассмотрением биографии писателя. Обязательными признаками научной биографии является: библиография, академический стиль изложения, научный аппарат, экскурсы в историографию, а также определение места личности в ходе исторического процесса. Современная тенденция в понимании исторической биографии сконцентрирована на интеллектуальной истории (интеллектуальной биографии). Историки ИИ акцентирует внимание на тексте, на том, что оставалось всегда за кадром исследования. Они изучают исторический нарратив – язык, структуру, содержание текста, создаваемого исследователем в процессе прочтения исторических данных. В поле изучения попадает вся творческая лаборатория, результаты профессиональной деятельности. Одним из важнейших является анализ текста или ситуации, межличностных отношений в среде. Одной из производных биографического метода является гендерная история.

Рассматривая два современных подхода к исторической биографии, отметим, что оценка роли воспоминаний в обретении смысла жизни, акцент на психологию личности могут существенно дополнить «социальный» подход, главной целью которого является «реконструкция личной жизни отдельных исторических индивидов» (по Л.П.Репиной). Одним из преимуществ обогащения микроистории биографическим подходом состоит в том, что он работает на экспериментальной площадке, максимально приспособленной для практического решения тех сложных теоретических проблем, которые ставит перед исследователем современная историографическая ситуация. Для второго направления характерно сосредоточение внимания на психологических характеристиках личности. Биография требует не только полного изучения интеллектуальной биографии, но и изучение социокультурной среды, а также выяснения динамики изменений на всех уровнях, характерных только для этой эпохи.

Важным представляется вопрос о методологических проблемах ПИ как жанра исторического исследования. Одной из главных среди них является взаимодействие 2 структур: герой биографии (предмет), вписанный в свое время и неразрывно связанный с ним, биограф, испытывающий столь же глубокую и разностороннюю зависимость от своей эпохи. Поэтому для написания ИБ необходимо полное погружение не только в эпоху, но и в саму личность, ее творчество, жизненную ситуацию. Для исследователя историк представляет интерес по тому, какой вклад личность внесла в развитие науки. Научная биография дает возможность выявить процессы преемственности научной мысли, уяснить истоки эволюцию исторических концепций, особенностей формирования научных взглядов и творчества отдельных школ, научных направлений. Задача историографа состоит в тщательном отборе и осмыслении массива свидетельств прошлого, относящихся к характеристике времени жизни «своего» историка, состояния исторической науки той эпохи, его кругу общения, условий жизни и деятельности, теоретико-методологических основ исследования, оценке вклада в развитие исторической науки. Все эти элементы исследования в совокупности органично вплетаются в ткань биографии историка.

Методы ПИ: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный, биографический и просопографический (изучение личности в контексте истории групп). Контакты истории с социальными и гуманитарными науками расширяют возможности истории. Поскольку социокультурные представления, ценности, нормы социального поведения закреплены в знаках, изучение культурно-исторически детерминированного человека невозможно без привлечения методов анализа символических систем, имеющихся в арсенале семиотики. Благодаря существованию знаковых систем осуществляется трансляция культурного опыта, социальное и культурное взаимодействие в обществе. Отрицая крайности постмодернистского подхода к трактовке языка как самодостаточной системы, историк может плодотворно использовать достижения семиотики в анализе исторических текстов, творящих социальную реальность и одновременно являющихся ее порождением. Большой интерес как методологии представляют такие научные дисциплины, как историческая и социальная психологии. Выводы о существовании культурно-исторической, этнической и социальной обусловленности психологии индивидов стали основой разработки проблем психического склада, привычек, традиций, обычаев, самосознания, установок стереотипов восприятия и других относительно стабильных явлений психологии этнических и социальных общностей.




2020-03-17 692 Обсуждений (0)
Personal History («Персональная история»). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Personal History («Персональная история»).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (692)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)