III. Изучение символизма как литературного направления.
Учитель: Первым течением модернизма, возникшим на русской почве, был символизм. Откройте тетради и запишите тему урока «Русский символизм и его истоки». (Слайд 3). Этой теме мы посвятим несколько уроков. Символизм мы будем изучать с помощью метода проектов. Этот метод подразумевает под собой самостоятельное приобретение знаний, умений и навыков по изучаемой теме посредством выполнения практических заданий - проектов. Наш проект будет называться «Художественный мир эпохи символизма». Весь класс будет разделен на 4 группы. В конце изучения темы «Символизм» группы должны будут представить на уроке презентации по определенной теме. Основой для вашей работы послужит материал, изучаемый на уроках, а также дополнительный материал, найденный вами в различных источниках. Непосредственно перед самим созданием презентаций, мы с вами обговорим то, что должно включаться в содержание презентации. А сейчас давайте перейдем к изучению темы «Символизм». Познакомившись с творчеством поэтов, художников и композиторов эпохи символизма, мы должны будем создать модель символизма. Посмотрите внимательно на термин «символизм». Как вы думаете, от какого слова образовалось название этого направления? Ученик: От слова «символ». Учитель: Как вы понимаете, что обозначает это слово? Ученик: Символ - многозначный образ, выражающий суть какого-либо явления. Учитель: Дадим точное определение символа: «Символ - это предмет, действие и т.п., служащие условными обозначениями какого - либо образа, понятия, идеи» (Слайд 4) [21; 1057]. Запишите это определение у себя в тетрадях. А для того, чтобы понять, что такое символизм, кто такие символисты, каковы были их программы, манифесты (обращения общественных организаций, политических партий или литературных групп, имеющие программный характер) мы обратимся к статьям символистов. Каждой группе даны манифесты различных символистов. Сейчас вам нужно прочитать содержимое статьи и выделить основные идеи, принципы, провозглашенные некоторыми символистами (Слайд 5). . Д.С. Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892 год) [17; 69]. Ответ: «Три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности» . К.Д. Бальмонт «Элементарные слова о символической поэзии» (1900 год). Ответ: «Основные черты символической поэзии: особый язык, богатый интонациями; подобно музыке и живописи, она возбуждает в душе сложное настроение… трогает наши слуховые и зрительные впечатления, заставляет читателя пройти обратный путь творчества: поэт, создавая произведения, идет от абстрактного к конкретному, от идеи к образу, от картины к душе её, от образов к скрытой в них духовной идеальности» (тайные строки…) . В.Я. Брюсов «Ключи тайн» (1903 год). Ответ: «Искусство есть постижение мира иными, нерассудочными путями. Искусство - то, что в других областях мы называем откровением. Создание искусства - это приотворенные двери в Вечность» . А. Белый «Символизм как миропонимание». Ответ: «Символ пробуждает музыку души. Задача нового искусства не в гармонии форм, а в наглядном уяснении глубин духа, вследствие чего оно кричит, заявляет, приглашает задуматься …» Учитель: Молодцы, ребята. Вы верно определили основные принципы символизма. Символизм с самого начала оказался неоднородным течением. Поэтому по внешним признакам принято выделять в русском символизме два основных этапа. Давайте составим схему (Слайд 6):
Символисты:
«старшие» «младшие» -х годов 1900-х годов Д. Мережковский, Ф. Сологуб, А. Блок, А. Белый, З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт И. Анненский, В. Иванов Не принимали действительности Принимали реальность через и обращались к запредельному миру в преодоление разрыва между ней мистических переживаниях и запредельным
Учитель: Запишите эту схему у себя в тетрадях. Какие различия существовали между старшими и младшими символистами? Ученик: Различие между старшими и младшими символистами состояло во времени их появления и во взглядах. Учитель: Вы правы. А уже в 1910 году произошёл кризис символизма. Символизм был тесно связан с декадентством. Знакомо ли вам значение данного термина? Ученик: Декадентство - это тип сознания, отношения к миру в кризисную эпоху, чувство уныния, тревоги, страха перед жизнью, неверие в возможность человека познать мир, изменить его и самому измениться. Учитель: Декадентское мироощущение было свойственно на разных этапах почти всем символистам. Ещё раз посмотрите на схему, обратите внимание на связь символизма с декадентством. Как вы считаете, принимали ли символисты окружающий их мир? Какую особенность символизма в связи с этим вы бы выделили? Ученик: Символисты не принимали окружающего мира и стремились создать картину мира идеального. Учитель: Молодцы. Чтобы понять точку зрения символистов, нам нужно выяснить, что же повлияло на них, каковы источники символизма. Философия и эстетика символизма складывались под влиянием различных теорий - от взглядов Платона, высшей сферой жизни для которого была область идей, до Ф. Ницше и Вл. Соловьёва. Послушаем сообщение о философии Ф. Ницше (Слайд 7). (Сообщение ученика о философии Ф. Ницше). Ученик: Немецкий философ Ф. Ницше был одним из основоположников «философии жизни». Он выступал против рационализма, взывая к иррациональному в человеческой психике. Ницше уделял главное внимание критике христианства и рационализма, которые «угнетают волю к жизни». Он предлагал преодолеть это угнетающее воздействие путём освобождения «жизненных сил» человека, чтобы раскрыть путь к «сверхчеловеку», стоящему «по ту сторону добра и зла». Художественную интеллигенцию начала 20 века привлекала эта особая образность, своеобразная художественная форма, афористичность и загадочность. Учитель: Да, мнение немецкого философа действительно оказало воздействие на символистов. Ещё в большей степени повлияли на символистов взгляды Владимира Соловьёва (Слайд 8). (Сообщение ученика о Владимире Соловьеве). Ученик: Владимир Соловьёв (16.01.1853 - 31.07.1900) - поэт, критик, публицист, философ. Наиболее знаменитые его сочинения: «Теоретическая философия» (1897-1899), «Оправдание добра» (1897- 1899), «Духовные основы жизни» (1882- 1884) и т.д. Соловьёв исходил из того, что помимо наличной действительности существует сфера божественного, т.е. абсолютных, безусловных начал, оказывающих положительное влияние на человечество. Особенность его идеализма в стремлении выразить языком философских понятий принадлежность человека к двум мирам - материальному и идеальному. По Соловьёву, добро, истина и красота - три ипостаси идеального бытия, важнейшие категории, выражающие его всеединство. Подлинное искусство, по Соловьёву, должно отличаться синтезом жизненно важного содержания и идеи необходимости пересоздания действительности таким образом, чтобы в ней сочетались божественный, человеческий и природный элементы. Поэтическим выражением идеи всеединства служат символы «вечной женственности», «души мира», «золотистой лазури», «неземного света» и «созвучия вселенной». Учитель: Хорошо. Чтобы подтвердить мнение о воздействии данных философов на творчество поэтов-символистов, проведём небольшой литературный опыт. Перед вами два текста стихотворений Владимира Соловьёва и З. Гиппиус. Я прочту вам первое стихотворение «Милый друг, иль ты не видишь…» Послушайте его.
Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимое нами - Только отблеск, только тени От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий - Только отклик искаженный Торжествующих созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете - Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете? В. Соловьев (Слайд 9). г. [24; 290].
Можно ли сказать, что для поэта существует два мира, которые он обозначил в своём стихотворении? Ученик: Да. Учитель: Разграничим их. Каков первый мир? Назовите черты этого мира. Какую характеристику даёт ему поэт? Запишите данные определения в столбик. Ученик: Это мир реальный. Видимое Отблеск, тени Слышишь Житейский шум трескучий Отблеск искажённый Чуешь Целый свет Учитель: Каков второй мир? Что говорится о нём? Запишите определения во второй столбик. Ученик: Мир идеальный Незримое Торжествующие созвучия одно Только то Учитель: Сделайте вывод об отношении Владимира Соловьёва к этим мирам. Ученик: Первый мир можно познать с помощью зрения, слуха и т.д., а мир идеальный - это нечто высшее и таинственное. Учитель: Сравним с этим стихотворением второе, написанное З. Гиппиус. Прочитайте самостоятельно стихотворение «Мне мило отвлеченное…».
Мне мило отвлеченное: Им жизнь я создаю... Я всё уединенное, Неявное люблю.
Я - раб моих таинственных, Необычайных снов... Но для речей единственных Не знаю здешних слов... В. Соловьев (Слайд 10). г. [20; 425].
Можно ли сказать, что и здесь есть два мира, противопоставленных друг другу? Докажите это. Ученик: Да, в стихотворении З. Гиппиус «Мне мило отвлечённое…» также есть мир реальный и мир идеальный, которые она противопоставляет. Мир идеальный не всегда можно увидеть («Неявное люблю…»). Учитель: Какое явление поэтизируется лирической героиней? Мимолётно ли оно? Какому миру отдаётся предпочтение? Ученик: Поэтизируется область снов, которые мимолётны. Лирической героине ближе мир идеальный. Это доказывают утверждения «мне мило отвлечённое», «неявное люблю», «я - раб моих таинственных, необычайных снов». Она считает, что «здешними словами» не всегда можно передать смысл «речей единственных». Учитель: То есть, мы можем сделать вывод о том, что символисты относились к слову, как к шифру некоей духовной тайнописи, ценили миг, мимолётность. Это ещё одна характерная черта символизма. Посмотрите ещё на одну особенность, которую мы не отметили: от какого лица написаны стихотворения? Какими чертами обладает человек, написавший их? Ученик: Стихотворения написаны от первого лица. Они принадлежат перу личности незаурядной, скорее всего, это человек искусства, художник, творец, приобщённый к высшей реальности. Учитель: Как обращается к своему читателю лирический герой Владимира Соловьёва? Почему? Ученик: «Милый друг», то есть он видит в читателе своего единомышленника, хочет приобщить к высшему миру тайн. Учитель: Но для того, чтобы читатель смог понять тайный смысл, нужно было как-то его выразить. Именно символ и явился таким средством. Символизм, как мы уже убедились, был тесно связан не только с философией, но ещё и с музыкой, которую символисты считали высшим видом искусства. Сейчас прозвучит музыка композитора А. Скрябина «Этюд» соч.8 №2. Внимательно послушайте её (Слайд 11). Учитель: Из скольких частей состоит это произведение? Ученик: Музыка состоит из двух частей. Учитель: Какова по настроению первая часть? Какой мир воссоздан в ней? Ученик: Первая часть этюда очень лирична, она звучит негромко. Это мир идеального, мир гармонии. Учитель: Отличается ли вторая часть этюда от первой, какие настроения звучат в ней? Ученик: Если говорить о второй части, то это - мир катастроф с криком, трагедией. Особенно усиливаются тревожные ноты в конце произведения. Учитель: Вы очень верно отметили все особенности. Возвращаясь к утверждению символистов о музыке как о высшем виде искусства, скажите, согласны ли вы с этим утверждением? Ученик: Да. Учитель: Что передаёт музыка? Ученик: Музыка передаёт эмоции, чувства. Учитель: А используются ли при этом слова? Ученик: Нет, в музыке и без слов всё становится ясно. Разные люди без слов могут понять друг друга. Учитель: Символисты, зная это достоинство музыки, зная её очарование, стремились обогатить поэтическую фонетику. Послушайте, например, стихотворение Ф. Сологуба.
Лила, лила, лила, качала Два тёмно-алые стекла, Белей лилей, алее лала Бела была ты и ала. Ф. Сологуб (Слайд 12) [13; 543].
Что придаёт этому стихотворению музыкальность? Ученик: Звук [л], повторяющийся в стихотворении, придаёт ему очень напевность, музыкальность. Учитель: Также музыкальность стиха позволяла обострить восприятие читателя, которого символисты считали своим соавтором. Также сильно, как и с музыкой, символизм был связан с живописью. Послушаем доклад о связи символизма с живописью, он послужит и своеобразным комментарием к репродукциям картин, которые вы видите на доске. (Сообщение ученика о связи символизма с живописью). Ученик: Символизм в живописи выразился в картинах таких художников, как И. Крамской, В.Э. Борисов-Мусатов, М. Врубель [1; 26]. Наиболее известны следующие работы этих художников: «Призраки» (1903) В.Э. Борисова-Мусатова (Слайд 13), «Неизвестная»(1883) И. Крамского (Слайд 14). На картине изображена молодая женщина, принадлежащая к аристократическим кругам. Об этом свидетельствуют её одежда, украшения, гордый взгляд. Но кроме этого нам о ней ничего неизвестно. Мы становимся свидетелями мимолётной картины: неизвестная едет в экипаже, создаётся впечатление, что ещё минута, и она вновь скроется из виду. М. Врубель во многом прославился благодаря своим «Демонам» (Слайд 15). В его палитре преобладают синий и сиреневый цвета. Образ Демона - это символ эпохи мучительных поисков и невозможности раскрытия сокровенных тайн бытия. Огромные глаза, в которых застыло страдание, и титанический образ незаурядной личности (Демону сидящему словно малы рамки картины), «мозаичность» картины заставляют задуматься об отсутствии цельности в современном человеке. Учитель: Обратите также внимание на другие картины М. Врубеля «Царевна-лебедь», «Пан» (Слайд 16). Что вы знаете об этих существах? Какие особенности картин вы заметили ещё? Ученик: Пан - это бог лесов и полей в древнегреческой мифологии, Царевна-лебедь тоже скорее мифическое существо. Можно сделать вывод, что художников-символистов привлекала мифология, что и отразилось в их творчестве. Учитель: Верно, но мифологией интересовались не только художники, но и поэты-символисты. Особенно ими ценилась греческая и римская мифология, сюжеты которой символисты могли заимствовать, переделывать. Вы убедитесь в этом, когда познакомитесь с лирикой раннего А. Блока, Ф. Сологуба. Как и у живописцев, в творчестве поэтов-символистов важную роль играла символика цвета. Послушайте стихотворение И. Анненского «Аметисты».
Когда, сжигая синеву, Багряный день растет неистов, Как часто сумрак я зову, Холодный сумрак аметистов.
И чтоб не знойные лучи Сжигали грани аметиста, А лишь мерцание свечи Лилось там жидко и огнисто.
И, лиловея и дробясь, Чтоб уверяло там сиянье, Что где-то есть не наша с в я з ь, А лучезарное с л и я н ь е... И. Анненский [9; 8]. (Слайд 17).
Вспомните, как выглядит аметист. Какого он цвета? Ученик: Фиолетового. Учитель: С картинами какого художника можно увидеть связь? Ученик: С картинами М. Врубеля, в палитре которого также преобладают синий и сиреневый цвета. Учитель: Фиолетовый соединяет в себе два цвета: синий - небесный и красный - цвет крови, земных страданий. Посмотрите, есть ли эти цвета в стихотворении? Какое звучание придают они стихотворению? Ученик: Эти цвета встречаются в первой строфе («Когда сжигая синеву, Багряный день растёт неистов…»), придавая ощущение тревоги, катастрофичности. Учитель: Изменяется ли настроение во второй строфе? Если да, то как? Ученик: Во второй строфе происходит традиционное для символистов противопоставление мира идеального миру земному. Ярким лучам солнца противопоставляется неясное мерцание свечи. Учитель: Каков финал стихотворения? Ученик: В финале стихотворения звучит мечта о слиянии двух миров, о гармонии и умиротворении («Что где-то есть не наша связь, А лучезарное сиянье…»). Учитель: Вспомните ещё раз, чему уподобляется сверкание аметиста? Ученик: Блеску сечи. Учитель: А свеча имеет символическое значение в христианской культуре. То есть, и аметист становится таким же символом. Помимо цвета, большую роль играет в стихотворении и звукопись. Какие звуки преобладают? Ученик: [с], [и]. Учитель: Звук [с] придаёт звучанию приглушённость, а [и], напротив, преодолевает пространство, как горение свечи. Кроме того, немаловажен и размер стихотворения. Что это за размер? Ученик: Это ямб. Учитель: Верно, это традиционный размер для русской медитативной лирики. Итак, рассмотренные примеры убеждают нас в том, что никогда ещё в светской русской культуре слово не было так тесно связано с музыкой и живописью, как в символизме. Итак, познакомившись с творчеством представителей эпохи символизма, мы должны сформулировать, что же такое символизм. Для начала попробуйте письменно в тетради дать определение этому направлению. (Ученики зачитывают свои определения). А сейчас давайте запишем литературное определение этого термина: «Символизм - это литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы» (Слайд 18). Какие основные черты символизма вы можете назвать? Ученик: Музыкальность, стремление показать идеальный мир, тайна. Учитель: Молодцы, вы назвали много особенностей символизма. Давайте сейчас запишем в тетрадь более полную информацию. Основные черты символизма: поэтика намёка и иносказания; отношение к слову, как к шифру некоей духовной тайнописи, знаковое наполнение обыденных слов; апология (восхваление) мига, в котором отражается Вечность; стремление создать картину идеального мира, существующего по законам Вечной Красоты; глубокий историзм, с позиций которого видятся и современные события; изысканная образность, музыкальность и лёгкость слога (Слайд 18).
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (619)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |