III. Анализ признаков символизма.
Учитель: Давайте сейчас вновь обратимся к ранее прочитанному стихотворению (название стихотворения учащимся не объявляется). Вам нужно прочитать это стихотворение и попробовать написать комментарий к данному произведению, стараясь понять, что пытается донести до читателя автор (Слайд 7). (Ученики зачитывают свои комментарии). Учитель: Стихотворение возмутило читателей того времени кажущейся бессмысленностью. Философ и поэт Владимир Соловьев написал пародию, где высмеивал «двойную луну». Публиковались толковые комментарии к этому стихотворению: «Тени домашних пальм-латаний (заготовки для лаптей) отражается в блестящих, как эмаль, кафелях печи, за большим фонарем напротив окна, напоминающим лазоревую луну, видно небо, где восходит уже настоящий месяц». Ребята, как, по вашему мнению, может называться данное стихотворение? Ученик: «Несозданные созданья», «Тайны созданных созданий». Учитель: Все, казалось бы, понятно, но поэт дает особое название стихотворению - «Творчество». Значит, автор показал процесс творчества, раскрыл тайну «созданных созданий». Давайте попробуем это доказать. Сейчас попробуйте выписать из стихотворения слова и словосочетания, обозначающие путь создания творения. (Ученики зачитывают свои варианты). Ученик: «Несозданные создания» «Колыхаются во сне» «Чертят во сне» «Звонко-звучно» «Вырастают словно блестки» «Звуки ластятся» «Звуки реют» «Созданные создания» Итак, вы записывали комментарий к стихотворению после первого его прочтения. Сейчас попробуйте вновь написать небольшой комментарий с учетом проведенного совместно с учителем анализа. (Ученики зачитывают свои комментарии). Ученик: «В полутемной комнате все преображается в ожидании вдохновения. Творцу-поэту за обычным окружающим миром видится иной, слышится звучание будущих стихов, смутно наплывают образы, делая мир странным, совсем не похожим на привычный». Учитель: «Создания искусства, - писал Брюсов, - это приотворенные двери в Вечность». Мы подошли к одному из основных признаков символизма - двоемирию. Как вы поняли, что такое двоемирие? (Слайд 8). Ученик: В поэзии существует два мира: мир - реальный, земной, и мир - инобытия, высший, совершенный. Поэтическое творение - это едва уловимое, навеянное иным, другим миром поэту. Учитель: Определив идейный замысел стихотворения, обратимся к изобразительно-выразительным средствам, с помощью которых автор создает художественные образы. Сейчас мы поделимся на 4 группы. Каждая группа должна найти в стихотворении оксюморон, олицетворения, сравнения, метафоры, эпитеты (Слайд 9). Затем каждая группа зачитает свой анализ, и мы вместе запишем в тетрадь самые яркие средства выразительности. (Ученики зачитывают свои анализы, затем вместе записывают в тетради недостающие средства выразительности). (Примерный анализ: несозданных созданий - оксюморон; колыхается во сне, с лаской ластятся, звуки реют - олицетворение; словно лопасти латаний - сравнение; фиолетовые руки, месяц обнаженный, прозрачные киоски, трепещет тень латаний - метафора; в звонко-звучной тишине, лазоревой луне - эпитет). Учитель: Поэт-теург сквозь мозаику символов: ярких метафор, необычных сравнений, эпитетов, оксюморонов - проводит нас в мир ирреальный, в мир вечный, совершенный. В поэзии символисты укореняли не всем доступный, достаточно элитарный, по выражению Иннокентия Анненского, «беглый язык намеков и недосказов». В поэзии символистов появляются целые гнезда слов-символов, слов-сигналов, которым придается особый мистический смысл. Итак, мы пришли ко второму основному признаку поэзии символистов, в том числе и В.Я. Брюсова, - необычному содержанию, которое облекается в необычную форму (Слайд 10). Понятен ли был смысл стихотворения в начале урока? Что позволило нам пронять глубину содержания стихотворения? Ученик: В начале урока смысл стихотворения был не очень понятен. Однако после совместного с вами анализа стихотворение стало более понятным. Учитель: Да, действительно, стихотворения поэтов-символистов рассчитаны на элитарных, т.е. подготовленных читателей. Этот принцип является третьим признаком творчества поэтов-символистов (Слайд 11). Но не только необычное настроение, необычные символистические формы привлекали внимание Брюсова к символизму. Прочитайте стихотворение «Юному поэту» [25; 17] и попробуйте определить основную мысль стихотворения, проанализировав «заветы» автора (Слайд 12): «Не живи настоящим, только грядущее - область поэта»; «Никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно»; «Поклоняйся искусству». (Ученики зачитывают стихотворение, определяют его основную мысль и смысл заветов, провозглашенных автором). Учитель: Итак, проанализировав данное стихотворение, мы пришли к следующему выводу: Первый завет подтверждает мысль о двоемирии. Второй показывает следование традициям поэзии 19 века: определение особой роли личности поэта, ее яркости, первостепенности. «В поэзии, в искусстве на первом месте сама личность художника, всякое общение с душою художника есть наслаждение», - напишет В. Я. Брюсов. И третий показывает, что у символистов была велика вера в искусство, в его верховную роль, преображающее земное бытие. Они ставили искусство выше жизни. И именно Брюсову принадлежат слова: «Искусство, может быть, величайшая сила, которой владеет человечество».
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |