Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


III . Подведение итогов урока.



2020-03-17 173 Обсуждений (0)
III . Подведение итогов урока. 0.00 из 5.00 0 оценок




Учитель: Ребята, спасибо вам большое за такую интересную работу! Итак, мы просмотрели все 4 презентации, которые вы выполнили в рамках проекта по литературе «Художественный мир эпохи символизма». Сейчас мы с вами уже с легкостью можем охарактеризовать эту эпоху как с исторической точки зрения, так и с культурной. Символизм положил начало модернистским течениям в культуре XX века, стал обновляющим ферментом, давшим новое качество литературы, новые формы художественности. В творчестве крупнейших писателей XX века, как русских, так и зарубежных (А. Ахматовой, М. Цветаевой, А. Платонова, Б. Пастернака, В. Набокова, Ф. Кафки, Д. Джойса, Э. Паунда, М. Пруста, У. Фолкнера и др.), - сильнейшее влияние модернистской традиции, унаследованной от символизма.

Сейчас вам будут даны таблицы рейтинговых оценок проектной деятельности (Приложение 4). Вам нужно проставить баллы по каждому критерию в строке «Самооценка». После самостоятельного оценивания мы отдадим ваши листочки в другие группы, чтобы они также проставили вам баллы. В конце я также вам проставлю баллы, и мы выставим все оценки в журнал.

(Проставление баллов и выставление оценок).

Учитель: После выставления оценок я хочу вам раздать небольшие опросники, в которых вы должны честно ответить на некоторые вопросы. Проанализировав ваши ответы, можно будет сделать вывод о том, что для вас было трудным в работе над проектом, чему вы научились в процессе проектной деятельности. После такого анализа будет видно, эффективно ли использовать метод проектов на уроках литературы.

(Заполнение учащимися опросников).

Учитель: Мне было очень приятно с вами работать! Желаю вам дальнейших успехов в проектной деятельности!

Для выявления эффективности применения метода проектов на уроках литературы был разработан опросник. Он состоял из 10 вопросов с несколькими вариантами ответов (Приложение 10). По результатам проведения данного опроса (Приложение 11) были сделаны следующие выводы:

.   Большинство учащихся не принимали участия в проектной деятельности до изучения темы «Символизм». Это говорит о том, что они не были знакомы с принципами организации уроков, на которых активно используется метод проектов. В связи с этим учащиеся ощущали трудности в работе, но были очень заинтересованы, поэтому старались выполнить свои минипроекты на высоком уровне.

. В процессе работы над проектом обучающиеся сделали вывод о том, что выполнить задание в группе намного легче, чем одному, так как каждый участник проектной деятельности выполняет свое поручение в группе.

. Информацию для создания презентаций обучающиеся в большинстве случаев искали в сети «Интернет». Этот факт указывает на низкий уровень организации работы с учебной литературой.

. Проект понравился большинству обучающихся, так как они смогли реализовать себя в рамках выполнения данного проекта.

. Большинство учащихся проявили самостоятельность в планировании своей деятельности, так как не нуждались в консультациях педагога.

. Наиболее развитыми проектными умениями оказались коммуникационные: письменная коммуникация, работа в группе, публичное выступление, хотя презентация проектов на итоговом уроке показалась ребятам наиболее трудным этапом проектной деятельности.

. Больше половины опрошенных обучающихся хотели бы продолжить проектную деятельность. Это говорит о том, что данная технология ребятам понравилась и заинтересовала их новыми подходами к обучению.

. Большинство обучающихся были удовлетворены продуктом проектной деятельности - созданной ими презентацией.

Таким образом, применение метода проектов сделало уроки литературы и для обучающихся, и для педагога намного интереснее и занимательнее. Участники проекта научились с уважением относиться к работе других групп, формулировать цели и задачи работы, планировать и объективно оценивать свою деятельность. В процессе создания проектов учащиеся сумели активно проявить свои способности. Также положительное влияние проектная деятельность оказала на умение оформлять компьютерные презентации и представлять их перед аудиторией. Делая общий вывод, можно отметить то, что применение метода проектов на уроках литературы повышает интерес обучающихся к изучению учебного материала, что впоследствии влияет на повышение качества полученных знаний и эффективности обучения в целом.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В числе приоритетных задач педагогики следует выделить интеллектуальное развитие учащихся, профессиональную подготовку и овладение навыками самообразования. Все это требует подбора адекватного содержания образовательного процесса, который помимо учебных элементов, соответствующих тому или иному предмету, должен включать в себя определенную деятельность, также соответствующую научному познанию в данной области. Это, в свою очередь, требует работы педагога в рамках соответствующих педагогических технологий, одна из которых - метод учебного проекта - является наиболее перспективной и методически разработанной.

Во время прохождения преддипломной практики автором была разработана серия уроков литературы по теме «Символизм» с использованием проектной деятельности. На первом уроке прошло знакомство с поэзией серебряного века. Второй урок литературы был посвящен изучению символизма как литературного направления и его отражения в живописи и музыке. На третьем и четвертом уроках прошло знакомство с творчеством «старших» символистов и поэтов-«младосимволистов». Пятый урок являлся итоговым в изучении темы «Символизм» и проектной деятельности. В рамках проекта «Художественный мир эпохи символизма» обучающимися были созданы компьютерные презентации, отражающие определенную тему данного направления. Работа над проектом оказалась очень интересной как для учеников, так и для педагога. Этот факт был получен в ходе анализа результатов опроса по проектной деятельности, проведенном на итоговом занятии по теме «Символизм». Все положительные характеристики применения метода проектов оправдались на практике.

Действительно, учебное проектирование позволяет сориентировать учебный процесс на конкретного учащегося, его познавательные потребности и возможности, дает возможность учесть его индивидуальные качества, его стремление к самосовершенствованию и самопознанию. В работе над проектом учащиеся не просто приобретают знания, но формируют и развивают навыки исследовательской работы, решения задач, умения работать с информацией. Происходит интеграция содержания образования и творческого потенциала учащегося. Это выводит обучающихся на качественно новый уровень; у них формируются и развиваются методологические умения, позволяющие выявить затруднения в собственной деятельности, формулировать возникшие проблемы, определять пути их решения, систематизируя известные знания и приобретая новые в процессе работы, адекватно оценивать качество результата и определять способы его коррекции в случае необходимости. Кроме того, помимо знаний и умений в достаточной мере развиваются мыслительные навыки: анализ, синтез, обобщение, аналогия и др. Таким образом, формируется компетентность - совокупность знаний и умений, а так же предметно-практического, профессионального и жизненного опыта учащегося, что в полной мере отвечает запросам общества к образованию.

Данную технологию следует отнести к здоровьесберегающим, т.к. она комфортна и для учащихся, и для педагогов. Это проявляется в смене деятельности учащихся, в возможности работать в индивидуальном темпе. Учитывая, что в проектной деятельности наряду с результатами рассматривается и процесс, педагог может реально ощутить динамику успешности образовательного процесса, ориентируясь не столько на отметки учащихся, сколько на развитие умения решать учебные или профессиональные проблемы.

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.  Алленова Е.М. Русские художники от «А» до «Я» / Е.М. Алленова, Н.А. Борисовская, Т.И. Володина, Е.С. Гордон, М.М. Красилин и др. - М.: СЛОВО/SLOVO, 2005. - 216с.

2. Ахматова А.А. Стихи и проза / А.А. Ахматова. - ЛЕНИЗДАТ, 1977. - 616с.

.   Банникова Н.В. Серебряный век русской поэзии / Н.В. Банникова. - М.: Просвещение, 1993. - 432с.

.   Блок А.А. Избранное / А.А. Блок. - Пермское книжное издательство, 1980. - 540с.

.   Блок. А.А. Стихотворения. Поэмы / А.А. Блок. - М.: Дрофа, 2001. - 224с.

.   Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы: Учеб. для студ. пед. вузов / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов; Под ред. О.Ю. Богдановой. - М.: ACADEMA, 2000. - 400с.

.   Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом, или технология исследовательской деятельности учащихся // Литература в школе. 2002. №7. С.39-42.

.   Брюсов В.Я. Стихи / В.Я. Брюсов. - Пермское книжное издательство, 1983. - 445с.

.   Гапоненко П.А. Биенье тревожное жизни. Лирика Иннокентия Анненского // Литература в школе. 2009. №9. С. 7-9.

.   Донцова О.В. Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы // Литература в школе. 2008. №11. С.36-37.

.   Зажигина О.А. Литература. 10-11 классы: организация самостоятельной работы на уроке / О.А. Зажигина, И.И. Федорова, Н.М. Сулицкая, К.Г. Сапелкина, А.И. Жданова, Н.Ю. Кадашникова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 219с.

.   Ионин Г.Н. Русская литература XIX века. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Ч.1 / В.М. Акимов, Е.И. Анненкова, Т.Г. Браже, Г.Н. Ионин и др.; Под ред. Г.Н. Ионина. - М.: Мнемозина, 2001. - С. 81-92.

.   Казымова Т.П. Русские поэты XIX века. Вторая половина / Т.П. Казымова. - М.: Просвещение, 1989. - 576с.

.   Краткое изложение школьной программы по литературе. XX век. - Спб.: Сова; М.: Изд-во Эксмо, 2003. - С.102-136.

.   Кукушин В.С. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / В.С. Кукушин, М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, Г.В. Сучков; под ред. В.С. Кукушина. - Москва-Ростов-на-Дону: Март, 2006. - С.237-248.

.   Лыссый Ю.И. Русская литература XX века. 11 класс: Практикум для общеобразовательных учреждений / Ю.И. Лыссый, Г.И. Беленький, Л.Б. Воронин, А.С. Карпов, А.Г. Коваленко, Э.А. Красновский, С.А. Леонов, Н.А. Соснина, В.Н. Пименова, В.М. Шамчикова; под ред. Ю.И. Лысого. - М.: Мнемозина, 1998. - 527с.

.   Лыссый Ю.И. Русская литература XX века. 11 класс: Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений / Ю.И. Лыссый, Л.Б. Воронин, В.М. Акимов; под ред. Ю.И. Лысого. - М.: Мнемозина, 2000. - 544с.

.   Миронычева В.Ф. Метод проектов на уроке литературы // Школьные технологии. 2003. №6. С.100-109.

.   Никонова Т.В. Метод учебного проекта как личностно-ориентированная развивающая педагогическая технология: Методические рекомендации / Т.В. Никонова. - Пермь: ПОИПКРО, 2005. - 52с.

.   Обернихина Г.А. Литература: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / Г.А. Обернихина, И.Л. Вольнова, Т.В. Емельянова; под ред. Г.А. Обернихиной. - 6-е издание. - М.: Академия», 2010. - 656с.

.   Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. Л.И. Скворцова. - М.: ОНИКС Мир и Образование, 2010. - 1360с.

.   Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист. 2004. №1. С.39-46.

.   Пахомова Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы // Методист.2004. №3. С.44-49.

.   Петрова В.С. Серебряный век. Символисты / В.С. Петрова. - Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2001. - 416с.

.   Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педвузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2001. - 272с.

.   Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы: Научно-методическое пособие для преподавателей образовательной области «Технология» / М.Б. Романовская. - М.: АПКиПРО, 2004. - 32с.

.   Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч. 2003. №6. С.96-111.

.   Смирнова О.В. Литературные направления: символизм и акмеизм // Литература. 2011. №12. С. 34-38.

.   Суховой Н.П. Поэты серебряного века / Н.П. Суховой. - М.: Детская литература, 2000. - 301с.

.   Чечель И.Д. Метод проекта, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. №3. С.46-50.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

Уровневая дифференциация проектных умений

Основные проектные умения

Уровни проектных умений

1 Мыследеятельностные умения Уровень 1 Уровень 2 Уровень 3 Уровень 4
Проблематизация - называет причины, по которым он приступил к работе над конкретным проектом - описывает идеальную с его точки зрения (желаемую) ситуацию; - указывает на то, что надо изменить в конкретной ситуации - самостоятельно формулирует противоречие между реальной и идеальной ситуацией, обращая его в проблему с помощью учителя; - указывает на причины существования проблемы - самостоятельно формулирует проблему на основе анализа ситуации; - указывает на возможные последствия существования проблемы; - обозначает тех субъектов, которые могут быть заинтересованы в решении проблемы
Целеполагание и планирование - демонстрирует понимание цели проекта, выработанной совместно с учителем; - расставляет в хронологии шаги (действия), которые необходимо сделать для достижения цели; - дает описание продукта, который будет получен в результате реализации проекта - самостоятельно ставит задачи на основе цели, сформулированной с помощью учителя; - дает полную характеристику продукта своей деятельности в рамках проекта; - контролирует соблюдение последовательности действий - самостоятельно ставит цель проекта на основании проблемы; - самостоятельно определяет, какие действия следует предпринять для решения задач на основе общего подхода (стратегии, технологии), выработанного совместно с учителем; - определяет внешнюю(социальную, научную и т.п.) потребность в планируемом продукте - предлагает стратегию (технологию, процедуру) достижения цели на основе анализа альтернатив; - анализирует необходимые ресурсы; - прогнозирует последствия появления продукта; - корректирует план на основании промежуточных результатов
Оценка результата - сравнивает полученный продукт с его описанием; - определяет, какие новые знания он получил в рамках реализации проекта; - определяет, какие действия по проекту вызвали затруднения и почему - определяет соответствие полученного продукта запланированному на основе заранее заданных критериев; - определяет, как изменились его интересы, какие новые знания и умения он получил в результате реализации проекта; - обосновывает, что из своего замысла ему удалось реализовать полностью, в чем не достиг успеха и почему - разрабатывает критерии оценки качества полученного продукта, оценивает продукт по этим критериям; - дает рекомендации по использованию полученного продукта, определяет, какие новые способы деятельности он освоил в результате выполнения проекта; - обоснованно указывает на сильные стороны своей работы, анализирует причины неудач - определяет возможные дальнейшие действия, связанные с использованием продукта; - определяет, в чем состоят его основные личные достижения при работе над проектом; - предлагает пути преодоления трудностей и снижения риска неудачи в дальнейшем; = оценивает степень достижения цели выступления на основе обратной связи с аудиторией
2 Коммуникационные умения Уровень 1 Уровень 2 Уровень 3 Уровень 4
Письменная коммуникация - соблюдает правила оформления документации (материалов, выводов и т.п.), предложенные учителем - демонстрирует владение способами предъявления информации в различных формах (текст, графики, схемы, таблицы); - соблюдает жанр, нормы и правила оформления документа - определяет цель и аудиторию для предъявления информации; - текст имеет ясную структуру и при его составлении использовались вспомогательные средства (справочный аппарат, анонсы, ссылки) - самостоятельно определяет адекватные форму и структуру представления информации носителей информации в зависимости от цели ее предъявления и предполагаемых потребителей продукта
Публичное выступление - готовит выступление и грамотно рассказывает о цели, ходе и результатах работы по проекту; - отвечает на уточняющие вопросы - готовит по образцу (жанр, форма), предложенному учителем, и делает публичное выступление о цели, ходе и содержании полученной информации и результатах проекта; Обращает аудиторию к наглядному материалу; - отвечает на вопросы, связанные с содержанием выступления - самостоятельно ставит цель публичного выступления; - самостоятельно выбирает жанр публичного выступления в соответствии с его целью и характером информации; - использует общепринятые средства невербального воздействия на аудиторию; - отвечает на вопросы, направленные на развитие содержания выступления - демонстрирует владение способами (риторические, невербальные, логические и т.п.) воздействия на аудиторию; - отвечает на вопросы, направленные на дискредитацию своей позиции; - организует обратную связь с аудиторией
Групповая коммуникация - принимает и выполняет правила группового обсуждения, предложенные учителем; - предлагает группе свои идеи; - адекватно выражает свое отношение к чужим идеям; - выполняет порученную часть работы, понимая ее значение для общего результата - договаривается о правилах обсуждения в группе; - убеждается в том, что его идея понята группой; - задает вопросы, направленные на понимание идей других членов группы; - самостоятельно определяет свою зону ответственности в работе группы, берет на себя определенные обязанности и участки работ; - оценивает свой вклад в работу группы - эффективно использует процедуру обсуждения, развернуто аргументирует свои высказывания; - подвергает аргументированной критике идеи других членов группы; - указывает собеседнику на точки совпадения и расхождения мнений; - использует идеи других членов группы для развития своих; - согласует распределение зон ответственности в работе над проектом; - высказывает свои ожидания от группового обсуждения, оценивает успешность работы группы - корректирует цель и содержание коммуникации в зависимости от полученной обратной связи; - оценивает эффективность группового обсуждения, предлагает иную процедуру в случае необходимости; - использует высказывания собеседника для построения своих аргументов; - осознанно выполняет свою роль в группе; - определяет цель группового обсуждения, оценивает её достижение; - оценивает вклад каждого участника в работу группы
3 Умение работать с информацией Уровень 1 Уровень 2 Уровень 3 Уровень 4
Поиск информации - задает вопросы, указывающие на отсутствие информации, необходимой для определенных действий в рамках проекта; - следует технологии работы с конкретным источником, предложенной учителем - определяет, какие его знания могут быть использованы для работы над проектом; - определяет «белые пятна» в имеющейся информации; - демонстрирует владение технологиями поиска информации в источнике определенного типа (источник задает учитель); - использует бумажные и электронные каталоги - определяет общее направление поиска и возможные источники недостающей информации; - прогнозирует минимальный и максимальный объем информации по определенному вопросу, необходимый для выполнения проекта; - формирует тематические каталоги любым способом на любом носителе - указывает на противоречия или неполноту информации, которую он имеет на предпроектном этапе; - обосновывает свой выбор источников информации по вопросам проекта, дает им характеристику; - вырабатывает критерии для отбора и первичной систематизации материала
Обработка информации - структурирует полученную информацию в форме и на носителях, предложенных учителем; - высказывает свое отношение к полученной информации на основе имеющегося опыта; - делает выводы, касающиеся темы проекта, аргументируя их на основе полученной информации - систематизирует и структурирует полученную информацию в соответствии с принципами, определенными совместно с учителем; - понимает и самостоятельно интерпретирует полученные данные (статистические, расчетные и т.д.); - соглашается или не соглашается с полученными сведениями; - определяет необходимость в той или иной информации для выполнения проекта; - использует полученную информацию для аргументации (опровержения) идей, лежащих в основе проекта, уточнения или коррекции своей работы - самостоятельно определяет структуру для размещения полученных данных или других выводов; - интерпретирует полученную информацию в контексте темы проекта; - дает объяснение выявленным в информации противоречиям и выпавшим из общего ряда фактам; - сопоставляет информацию, полученную из разных источников; - делает самостоятельные выводы на основе полученной информации, основанную на основных мыслительных операциях (анализ, синтез, аналогия) - предлагает и реализует способы проверки новой для себя или противоречивой информации; - делает аргументированный вывод на основе информации, полученной из всей совокупности источников

Приложение 2



2020-03-17 173 Обсуждений (0)
III . Подведение итогов урока. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: III . Подведение итогов урока.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)