Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II . Изучение нового материала.



2020-03-17 298 Обсуждений (0)
II . Изучение нового материала. 0.00 из 5.00 0 оценок




Учитель: Так сложилось, что с древних времен жизнь лирического поэта сопровождают легенды, и это не случайно. Если в эпическом произведении нам интересен мир, воссозданный автором, то в лирике на первый план выступает отношение автора к этому миру. К тому же тайна творчества часто заложена в самой личности поэта, его биографии. Отсюда необходимость обращения к биографии Блока.

Жизнь Блока на редкость небогата внешними событиями. Он часами пропадал в лавках букинистов, бродил по окраинам Петербурга, ходил в театры и кинематограф, вел и выслушивал бесконечные интеллигентские разговоры на «вечные» темы, влюблялся в актрис и писал стихи - вот как будто и все «тихое сумасшествие» его дня. Романтические случайности словно избегали поэта. Дважды должен был драться на дуэли, но обе дуэли не состоялись. Живя в эпоху революций и, более того, в городе, где они совершались, Блок не сражался на баррикадах, а будучи современником трех войн, - ни разу не участвовал в бою. Все так. А между тем, есть ли в 20 веке другой русский поэт, который бы жил жизнью более интенсивной, чем Блок, жизненный путь которого больше бы говорил уму и сердцу современного человека, чем путь А. Блока. Трудно назвать другого поэта, который с такой смелостью сумел заглянуть в свою душу и в котором служение духу в такой мере сочеталось бы с врожденным чувством справедливости и благородством.

Внешнее однообразие жизни Блока только сильнее подчеркивает загадочность его личности. Очень хорошо сказал об этом сразу после смерти Блока Ю.Тынянов: «Как человек он остался загадкой для широкого литературного Петербурга. Но во всей России знают Блока как человека, и если случится кому увидеть хоть раз его портрет, то уже чувствует, что знает его досконально» (Слайд 2).

Перед вами портреты А.А. Блока. Вглядитесь в черты поэта. А что говорят портреты вам? (Слайд 3).

Ученик: Чувственность, благородство, утонченность, отрешенность…

Учитель: Вам интересен этот человек, который так пристально вглядывается в нас?

(Ответы детей).

Учитель: Нам будет легче понять лирику Блока, так как мы с вами хотя бы слегка погрузились в историческую эпоху, в которую жил и творил Александр Александрович Блок. Взгляните на дату рождения поэта - 1880 год. Период его взросления совпал с «сумерками века». Какое бы печальное событие не становилось предметом разговора, кто-то непременно произносил: «конец века» (Слайд 4). Это выражение как бы объясняло все многочисленные признаки пессимизма и безыдейности.

Как жить? Во что верить? Где найти применение своей душе? Каждый по-своему пытался выбраться из хаоса жизни. В поэзии в это время на смену энергичным гражданским стихам Некрасова пришли бессильные стоны. Это были исповеди одиноких, уставших от жизни людей. Именно в таком русле появились первые стихи поэтов-символистов, зачинателей серебряного века русской поэзии (Слайд 5). Свой поэтический путь Блок начал как символист.

Итак, на смену традиционной поэтике пришла нарочитая эскизность, отрывочность, невнятность. Эта невнятность, отсутствие четкой психологической мотивировки возмущали людей старшего поколения, в частности Л. Толстого. «Кто вышел, кто пришел, кто умер?» - восклицает он по поводу одного стихотворения поэта-символиста. Что-то вроде этого, наверное, он сказал бы, попадись ему на глаза строки Блока, тогда ещё не написанные:

 


Вздыхал о чем-то я, чего-то было жалко,

Какою-то мечтой горела голова…

 

Итак, поэзия символистов - это криптография, тайнопись, понятная только посвященным. Давайте с вами попытаемся постичь тайну поэзии А. Блока и вооружимся для этого вечными орудиями познания: любовью и пытливым беспристрастием.

III . Изучение стихотворений А.А. Блока.

Учитель: Изучение стихотворений А.А. Блока мы начнем с чтения стихотворения «Глушь родного леса…» (Слайд 6).

(Чтение стихотворения учителем).

Учитель:

 

Глушь родного леса,

Желтые листы.

Яркая завеса

Поздней красоты.

Замерли далече

Поздние слова.

Отзвучали речи -

Память все жива.

А. Блок. 1901 г. [4; 43].

Учитель: Ребята, о чем это стихотворение - о природе или человеческих отношениях?

Ученик: Это стихотворение о природе.

Учитель: Почему в I строфе нет ни одного глагола? Какой это тип речи?

Ученик: Iстрофа создается с помощью описания, поэтому в тексте нет ни одного глагола.

Учитель: Какое время года изображено автором?

Ученик: Осень.

Учитель: Осень - любимое время года многих поэтов и художников. Очаровательные осенние пейзажи вышли из-под кисти И.Левитана, Поленова, Куинджи, Остроухова (Слайд 7). Взгляните на репродукции этих картин. Каким настроением они проникнуты: грустью, восторгом, унынием, радостью? Какой отклик вызывают у нас?

Ученик: Что-то светлое, праздничное, хочется любоваться и восхищаться.

Учитель: Какие краски использованы на этих картинах?

Ученик: На картинах используются яркие краски, теплая цветовая гамма.

Учитель: Перечитаем 1 строфу стихотворения. Созвучна картина, нарисованная Блоком, картинам художников? …

Ученик: Сначала можно подумать, что схожи. Но взгляните: краски те же, картина та же, но что-то тревожное в ней, и это очень сильно чувствуется.

Учитель: А почему поэт использует устаревшее слово «далече»? Что достигается этим?

Ученик: Стихотворение связано с образом родины. Автор использует устаревшие слова, чтобы отразить ту эпоху, культуру того времени.

Учитель: А какое слово из первой строфы повторяется во второй? Подберите к этому слову синонимы.

Ученик: Поздние - запоздалые, уже ненужные.

Учитель: Вот оно - слово-ключик. Слова запоздали, и что-то очень дорогое и важное ушло. А что осталось, ребята?

Ученик: Боль утраты, память о минувшем.

Учитель: Да, боль, ощущение потери - ведь память не умирает. Попробуйте озаглавить это стихотворение. О чем оно? Обдумайте свои ответы.

Учитель: А сейчас мы с вами поработаем с одним из самых таинственных, загадочных стихотворений А.Блока «Ожидание».

(На партах - распечатки текста стихотворения и задания по группам).

Учитель:

 

Дни текут молчаливо,

Непонятные дни.

Жду речного разлива,

Притаившись в тени.

В отдаленные страны,

В сероватую высь

Все былые обманы

Без следа унеслись.

Но наутро чудесней

Вновь предстанут они:

Вслед таинственной песне

Светозарные дни [4; 358]. (Слайд 8).

Учитель: Для того чтобы полно проанализировать данное стихотворение, мы разделимся на группы. Каждая группа будет отвечать на 2 вопроса по данному стихотворению. Затем мы вместе проверим все ответы и составим полный анализ данного стихотворения.

Задание 1 группе:

. Какое настроение передает поэт в этом стихотворении?

. Попробуйте объяснить смысл названия: чего ожидает лирический герой - только ли речного разлива? Какой символ скрывается в этом выражении «речной разлив»?

Задание 2 группе:

. Найдите в стихотворении словосочетания, которые создают атмосферу загадочности. Можно ли назвать эти слова ключевыми?

2. Попробуйте объяснить значение слова «светозарный», не обращаясь к словарю. Что поможет это сделать? (разберите по составу). Какие ассоциации пробуждает это выражение?

Задание 3 группе:

. Какова стилистическая окраска слова «светозарный»?

. Обратите внимание на первую строфу. Сравните: дни идут, дни летят, дни текут. Какой смысл вносит глагол «текут» в предложение?

Задание 4 группе:

. Обратите внимание на то, как перекликаются начало и конец стихотворения: непонятные дни - светозарные дни. Что помогает превращению «непонятных дней» в «светозарные»?

. Расскажите, в чем заключается идейный замысел данного стихотворения.

(Проверка выполнения анализа стихотворения) (Слайды 9-12).



2020-03-17 298 Обсуждений (0)
II . Изучение нового материала. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II . Изучение нового материала.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (298)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)