Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Текущая социо-культурная ситуация



2020-03-18 209 Обсуждений (0)
Текущая социо-культурная ситуация 0.00 из 5.00 0 оценок




Психологические проблемы как «проблемы со временем»

время психологический тренинг

Примерами психологических проблем «со временем» могут быть следующие утверждения и связанные с ними негативные переживания:

1. «я убиваю время и ничего не могу с этим поделать» - человек испытывает чувство неудовлетворенности от своей низкой эффективности использования своего времени;

2. «я ничего не успеваю» - ощущение постоянной нехватки времени, постоянный цейтнот;

.   «жизнь проходит мимо», «я бегу как белка в колесе и никуда не двигаюсь» - неудовлетворенность достигнутыми результатами, и как следствие низкая самооценка;

.   «я плыву по течению, от меня ничего не зависит» - ощущение отсутствия влияние на течение жизни;

.   «я не могу ничего спланировать» - ощущение отсутствие жизненной перспективы.

Временная компонента является важной составной частью психологических недугов и системных психологических кризисов [1]. В то же время с нашей точки зрения каждая конкретная проблема со временем (переживание) являются лишь симптомом некоторой психологической проблемы (внутреннего конфликта) человека. Соответственно, разрешение проблем со временем и овладением временем возможно только при условии разрешения исходных психологических конфликтов. Поскольку вся деятельность человека протекает во времени, то конфликтные ситуации отражаются в восприятии времени: «я не успеваю», «мне не хватает времени», «время уходит впустую», «зря прожигаю жизнь» и т.д. В частности, психологическими причинами проблем со временем (подробнее см. п. 3.4) могут быть:

-      внутренне противоречивая система ценностей (особенно при оценке в разных временных масштабах);

-      непонимание или игнорирование собственных жизненных ориентиров (целей);

-      отсутствие сбалансированности жизненных сфер (семья, работа, здоровье, и т.д.);

-      отсутствие навыка адекватной оценки временных затрат;

-      отсутствие достаточной концентрации внимания в настоящем моменте, на желаемом результате, на осознании/понимании «зачем» я сейчас это делаю;

-      страх времени (нехватка, ограниченность, нерациональность);

-      психологические защиты;

-      и т.д.

Проявляться это, например, может как:

-      неверная расстановка приоритетов;

-      подчинение себя чужим целям и смыслам;

-      рассеивание внимание, низкая степень концентрации, частые переключения с одной деятельности на другую;

-      вытеснение актуальных задач и саботаж реализации каких-то дел;

-      неумение жить настоящим;

-      стремление все спланировать и предугадать.

С учетом описанных особенностей проявленные проблемы в отношениях со временем, являются более глубинными, чем просто отсутствие навыка распределять время на свои ежедневные дела, и в таком случае, их решение требует более глубокой проработки, чем обучение навыкам тайм менеджмента (управления временем).

 

Текущая социо-культурная ситуация

 

Важной составляющей возможных индивидуальных психологических проблем является текущая «ситуация человека» в современном обществе. Особенно остро это выражено для жителей Российских мегаполисов, образ жизни которых можно отнести к постиндустриальному (или информационному) типу. Патогенными для организации времени с точки зрения психологии факторами можно считать следующие изменения последних 30-50 лет:

-      урбанизация - приводит к отрыву людей, живущих в городах, от естественных природных циклов времени;

-      смещение производственной деятельности в области интеллектуальной сферы и услуг - результаты труда теряют вещественность, заменяются на деньги, становятся менее понятными, все это приводит к изменению человеком оценки своей деятельности;

-      появление новых средства и формы «мгновенной» коммуникации (например, сотовая связь и интернет, социальные сети) - многократное увеличивает доступность и резко уменьшает ценность/полезность информации и общения;

-      навязывание обществом сформированных им же представлений об успешности (власть, деньги и прочие ценности);

-      усиление давление внешнего мира в борьбе за внимание человека, общество потребления, в частности, характеризуется формированием потребностей посредством рекламы, СМИ, в результате люди перестают ориентироваться на свои истинные (действительные) желания.

В последние два столетия социум, прогресс, технические достижения человечества усиливают ощущение спешки. Скорость жизни в современном обществе объективно увеличивается, что в свою очередь отражается на психике людей. При этом прогресс технический, как бы это не было парадоксально, скорее отнимает время у людей. Вот как описал это Д.Гранин [2] в художественной форме: «Прогресс ― он ведь к тому сводится, по мнению делового человека, чтобы сэкономить этому деловому человеку время… все изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако почему-то нехватка этого времени у человека возрастает... а дефицит времени увеличивается. Не только у него ― цейтнот становится всеобщим. Недостает времени на друзей, на письма, на детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы не думая постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев, нет времени ни на стихи, ни на могилы родителей. Времени нет и у школьников, и у студентов, и у стариков. Время куда-то исчезает, его становится все меньше. Часы перестали быть роскошью. У каждого они на руке, точные, выверенные, у всех тикают будильники, но времени от этого не прибавилось”.

2.
О понятии «время»

 

Что такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время. Если бы я захотел объяснить спрашивающему - нет, не знаю

Августин Блаженный Аврелий

Погружение в тему времени и психологии очень быстро ставит перед необходимостью четкого определения сути понятия «время». Бытовые определения, на примере опроса нерепрезентативной выборки читателей блога на тему организации времени, показывают как разнообразие формулировок, так и малую конструктивность. Типичными можно считать следующие варианты завершения фразы «время это …»:

-      секунды, минуты, часы;

-      длина жизни каждого человека;

-      то, чего всегда не хватает;

-      программа такая по телевизору;

-      одна из величин, что бы посчитать скорость;

-      ткань, из которой соткана наша жизнь;

-      понимаешь, категория такая, философская.

Словари, энциклопедии, учебники - вся эта кладовая человеческого знания и опыта тоже не помогает прояснить вопрос времени:

-      толковый словарь Даля определяет понятие времени как «длительность бытия»;

-      википедия определяет время как 1) (неисч.) фундаментальная физическая и философская категория, связанная с изменениями состояния вселенной, длительностью, последовательностью различных конфигураций пространства; 2) (неисч.) конкретный момент, отдельная уникальная конфигурация вселенной, точка на оси времени в значении; 3) Время - одно из основных понятий физики и философии, одна из координат пространства-времени, вдоль которой протянуты мировые линии физических тел, а также сознание:

-      время (в литературе) определяет основную и непременную предпосылку сюжетного развёртывания;

-      время (в лингвистике) обозначает грамматическую категорию глагола, выражающую отношение времени описываемой в речи ситуации к моменту произнесения высказывания;

-      время, как философское представление, - это анизотропическое условие смены состояний в материальной действительности, в онтологии аналогичное физическому времени, в экзистенциальном представлении - экзистенциальным идеям «прошлого», «настоящего», «будущего».

Где бы ни находился человек, он старается отсчитывать время (без времени наступает хаос). Одно из основных назначений (или свойств) времени - упорядочивать. Но все интерпретации, законы времени и определения выхватывают лишь часть свойств времени, и на данный момент, нет всеобъемлющего определения.

 

Время вообще

 

С философской точки зрения есть два основных подхода к рассмотрению времени:

-      субстанциальный подход выделяет время в некую абсолютную сущность;

-      реляционный подход рассматривает время как явление, производное от структуры материальных процессов.

Дальнейшее рассмотрение ведется в рамках реляционного подхода.

 



2020-03-18 209 Обсуждений (0)
Текущая социо-культурная ситуация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Текущая социо-культурная ситуация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)