Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Причинно-целевая концепция психологического времени



2020-03-18 738 Обсуждений (0)
Причинно-целевая концепция психологического времени 0.00 из 5.00 0 оценок




В биографическом масштабе большой объяснительной силой обладает разработанная Кроником и Головахой причинно-целевая концепции психологического времени, при этом дается теоретическая база для феноменологии времени личности, которая включает в себя такие парадоксальные явления, как многомерность, нелинейность, обратимость, прерывность времени и многие другие (см. [4]).

Ключевое положение это концепции можно определить следующим образом: «психологическое время формируется на основе переживания личностью детерминационных связей между основными событиями ее жизни» [4]. Такого рода связи являются единицами анализа психологического времени личности и характеризуются: «направлением, знаком, протяженностью, субъективной вероятностью, принадлежностью к прошлому, настоящему или будущему. По своему направлению связи разделяются на причинные (из прошлого в будущее) и целевые (из будущего в прошлое). По своему знаку - на положительные (“благодаря”, “достичь”) и отрицательные (“вопреки”, “избежать”). Протяженность связи определяется хронологическим интервалом между событием-причиной и событием-следствием (или событием-целью и событием-средством). Субъективная вероятность межсобытийной связи характеризует степень уверенности личности в том, что одно событие выступает детерминантой другого. Представления личности о связи событий ее жизни и уверенность в наличии тех или иных связей зависит от сформированности в обществе различных социальных норм, регулирующих жизненный путь (“жизненное расписание”) человека, а также от степени интериоризованности этих норм личностью» [4].

Проблема взаимосвязи психологического прошлого, настоящего и будущего в рамках причинно-целевой концепции решается следующим образом: «Содержание психологического прошлого определяется совокупностью так называемых реализованных связей, которые соединяют между собой события хронологического прошлого. Психологическое настоящее включает в себя актуальные связи, то есть те связи, реализация которых уже началась, но еще не завершилась, и которые соединяют между собой события хронологического прошлого, с одной стороны, и будущего - с другой. И, наконец, психологическое будущее личности составляют потенциальные связи, реализация которых еще не началась, поскольку они соединяют между собой предполагаемые события хронологического будущего» [4].

Краткий обзор теоретических работ показывает широту и глубину темы времени, которая оказывается неисчерпаемой как атом. В тоже время, даже такое рассмотрение предоставляет достаточное число инструментов для решения практической задачи оказания психологической помощи в освоении времени.

3.4
Источники проблем со временем

 

В силу включенности времени в саму ткань психологической реальности человека, проблемы со временем являются скорее диагностическим признаком, а их решение состоит в выявлении и разрешении истинного психологического конфликта. Рассмотрим несколько вариантов формирования такого рода проблем.

 

Страх времени

Причиной психологических проблем со временем может быть «страх времени» [15], сформированный в детстве установками, которые ребенок воспринимал от значимого в его жизни Взрослого. Этот страх может проявляться самыми различными способами - от страхов опоздания, страха не успеть что-то сделать вовремя или потерять время впустую, до глобального ужаса перед течением времени и его неумолимостью. Время - категория абстрактная, дети начинают понимать суть времени к 5-6 годам. Педагоги знают, с каким трудом дается усвоение временных понятий дошкольникам, - даже если заставить ребенка вызубрить названия дней недели и научить называть время по часам, постичь его сущность дети не в состоянии. Ребенок живет по принципу «здесь и сейчас»: прошлое слишком быстро исчезает из его памяти, будущее слишком трудно сформировать в воображении, а значит, его для ребенка пока не существует. Такая «беспечность» может раздражать взрослых, и они стремятся как можно раньше дать понять: если ты потеряешь время сегодня, то завтра будет плохо.

Платит за такое воспитание выросший ребенок, и плата весьма высока - неумение жить настоящим, бесконечная гонка в малопонятном направлении, стремление все спланировать и предугадать, что приводит к неизбежным разочарованиям. Уже во взрослом возрасте человек даже не идентифицирует свой страх, он находится в постоянной тревоге, и это становится его стилем жизни. При этом страх времени широко поддерживается в социуме: начальникам выгодно иметь таких подчиненных, учителям - учеников, родителям - детей. Привычным состоянием взрослого становятся спешка, суета, стрессы, неврозы.

К проблемам, в корне которых так же может лежать страх времени, так же относится другая крайность поведения: нежелание подчиняться временным требованиям, стремление тянуть время, опоздания. Нежелание подчиняться требованиям родителей оборачивается глобальным протестом вообще считаться со временем. Очевидно, что у людей с таким образом жизни также возникают психологические проблемы, выражающиеся в ряде комплексов и неудовлетворенности жизнью.

Страх времени очень трудно распознать. Ведь время для каждого из нас - как вода для рыб: «время - это ткань, из которой соткана жизнь» (Ричардсон С.). Человек просто живет в постоянном конфликте со временем и думает, что так и должно быть. А если возникают проблемы, то причина видится во внешних обстоятельствах, а не во внутреннем состоянии: меньше спать, больше работать, быстрее ехать, планировать и не позволять себе отклоняться от плана. Доведение темпа жизни до максимальных скоростей не для всех может служить решением проблемы.

 



2020-03-18 738 Обсуждений (0)
Причинно-целевая концепция психологического времени 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Причинно-целевая концепция психологического времени

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (738)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)