Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Целостность и осмысленность



2020-03-18 186 Обсуждений (0)
Целостность и осмысленность 0.00 из 5.00 0 оценок




Достижение целостности личности, несомненно, важный шаг на пути к психическому здоровью и благополучию, поэтому крайне важно интегрировать прошлое и будущее в психологическое настоящее: «Чем глубже нам дано понять причины происходящих в настоящее время событий, то есть связь прошлого и настоящего, и чем теснее происходящее связано с поставленными целями и ожидаемыми результатами, то есть с будущим, тем больший смысл приобретает текущий момент настоящего, через который проходит вся сложная структура причинно-целевых связей». [4] Построение целостной картины включает рассмотрение границ жизни, поскольку представление человека «об ожидаемых сроках смерти рассматривается как существенный регулятор его концепции времени. Человеку неизвестен срок его смерти, однако он должен распоряжаться своим временем исходя из того, что оно не безгранично… Отношение к смерти - это вместе с тем и отношение личности к жизни в ее целостности, во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Поэтому его исследование является важным условием познания психологического времени» [4].

«Наиболее важным критерием ценности времени является наличие смысла жизни, что придает значимость всему происходящему и желательность будущему» [12]. Мы считаем, что насыщение личностным смыслом любого затрачиваемого времени, повышает плотность переживаний этого времени и влияет на восприятие: «При низкой плотности переживания человек воспринимает время как растянутое, пустое, которое “еле ползет, но проходит быстро и “потом нечего вспомнить”. При средней плотности переживания темпоральный промежуток заполняется активностью внутреннего плана - мыслями, чувствами, фантазиями и планами индивида. При высокой - активность внутреннего плана в данный промежуток времени успевает проявиться и вовне, в виде деятельностной, творческой, двигательной или другой активности» [12].

Итогом осознанного внимания является развитие восприятия времени, которое «косвенно связано с четкостью внутреннего ритма и способствует (как следует из результатов связи рефлексии и восприятия) рефлексии как внутренней четкости деятельности. Здесь рефлексия в известном смысле тоже “погружена” в деятельность, неотрывна от нее, но она обеспечивается не тревожной напряженностью, а, напротив, спокойным чувством ритма времени» [12]. Проявлением развитого восприятия мы считаем своевременность - «способность личности разрешать противоречия между биологическим, психическим и социальным (индивидуальным и общественным) временами, между разными временными экзистенциями, способами существования с разными темпоральными характеристиками... это совпадение максимума активности с моментом (и условиями, образующими этот момент), адекватное этой активности и этому моменту. Ни преждевременная активность, ни максимум активности, проявленной post factum, уже не дадут желанного результата. Своевременность - это “момент истины” в жизни личности, это момент, когда достигается подлинность самовыражения, благодаря его полноте и свободе» [12].

 

Обоснование тренинга

 

Время одновременно является частью объективной (физической) и субъективной (психической) реальности. Существуют:

-      необратимые реальные процессы (в т.ч. эталоны и способы измерения физико-астрономического времени);

-      объективные требования к личности со стороны социума и окружающих (например, различные временные режимы трудововой деятельности и необходимость согласования во времени совместной деятельности);

-      субъективные социальные факторы (стереотипы, традиции и нормы);

-      объективные индивидуальные психо-физиологические различия (например, психотипические), которые влияют на переживание и освоение времени разными людьми;

-      субъективное восприятие и переживание как самого времени, так и изменений во времени.

Овладение временем или построение сбалансированных отношений со временем суть формирование нового «образ жизни и мышления». Существенной частью таких изменений является выработка навыков (например, по С. Кови - знание, умение и желание применять), освоению которых могу препятствовать «психологические проблемы» (несоответствие образа жизни и текущего поведения индивидуальным особенностям, защиты, неосознаваемые и противоречивые динамических смысловых систем и т.д.). В рамках тайм-менеджмента и бизнес подхода наработан большой набор инструментов, которые позволяет увеличить степень освоенности времени, но его освоение часто блокируется этими самыми проблемами.

В рамках практической психологии и тренингов личностного роста овладение временем видится нам как длительная программа или серия тренингов. Основные этапы:

- развитие навыков самодиагностики и самонаблюдения, осознание системы ценностей и т.д., выявления психологических задач;

- внутренняя сбалансированность, как укрепление внутренней системы (проработка психологических задач, развитие самодисциплины, освоение непосредственно инструментов и приемов работы со временем);

- внешняя сбалансированность, как повышение личной эффективности в социальном контексте (коммуникации, конфликты и т.д.).

Собственно наш тренинг относится к первому и второму этапам.

 



2020-03-18 186 Обсуждений (0)
Целостность и осмысленность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Целостность и осмысленность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)