Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ускорение темпов жизни и адаптационная перегрузка



2020-03-18 247 Обсуждений (0)
Ускорение темпов жизни и адаптационная перегрузка 0.00 из 5.00 0 оценок




Другим фактором формирования психологических проблем, выражающихся как проблемы со временем, является ускорение жизни и ускорение перемен современной жизни человека в социуме [16]. Возрастающая скорость перемен нарушает наше внутреннее равновесие, преобразуя сам способ переживания жизни: внешнее ускорение превращается в ускорение внутреннее. Это можно проиллюстрировать, хотя в весьма упрощенном виде, если мы представим жизнь одного человека как большой канал, по которому течет опыт. Этот поток опыта состоит из бесчисленных «ситуаций». Ускорение перемен в окружающем обществе резко изменяет поток ситуаций, идущий через этот канал. Нет четкого определения ситуации, но мы не могли бы учиться на опыте, если бы мысленно не разбивали его на эти управляемые отрезки. Кроме того, хотя границы между ситуациями бывают нечеткими, каждая ситуация имеет определенную «целостность», определенную интегрированность.

Каждая ситуация имеет также определенные идентификационные компоненты. Сюда входят «вещи» - физическое окружение естественных или созданных человеком предметов. Каждая ситуация происходит в каком-то «месте» - действие происходит на определенном месте. Каждая социальная ситуация имеет, по определению, набор персонажей - людей. Ситуации также включают расположение в организационной сети общества и контекст идей или информации. Любую ситуацию можно проанализировать в терминах этих пяти компонентов. Но ситуации также включают отдельное измерение, которое, поскольку оно проходит через все остальные, часто упускается из виду. Это длительность ситуации. Две похожие во всех других отношениях ситуации вовсе не одинаковы, если одна длится дольше другой. Время решающим образом изменяет смысл или содержание ситуаций. Если похоронный марш играть слишком быстро, он превращается в веселенькую мелодию, так и ситуация, растянутая во времени, имеет явно другой оттенок или смысл, чем та, которая ударяет нас на манер стаккато, проявляясь внезапно и также быстро исчезая.

Это первая важная точка, в которой усиливающийся удар большого общества обрушивается на обыденный опыт современного человека. Ибо ускорение перемен, как мы покажем, сокращает длительность многих ситуаций. Это не только разительно изменяет их «оттенок», но подстегивает их прохождение через канал опыта. Сейчас (по сравнению с жизнью в менее быстро меняющемся обществе) больше ситуаций проходят через этот канал в любой данный интервал времени, и это обусловливает глубокие трансформации в психологии человека.

Пока мы пытаемся сосредоточиться только на одной ситуации в один момент времени, возросшая скорость, с которой ситуации протекают мимо нас, значительно осложняет всю структуру жизни, умножая число ролей, которые мы должны играть, и выборы, которые мы вынуждены делать. Это в свою очередь объясняет ощущение удушающей сложности современной жизни.

Кроме того, ускорение ситуаций требует гораздо больше работы сложных механизмов сосредоточения, с помощью которых мы переключаем наше внимание с одной ситуации на другую. Все больше переключений туда-сюда, все меньше времени на то, чтобы неторопливо углубиться в одну проблему или ситуацию в один отрезок времени. Вот что кроется за смутным ощущением, отмеченным ранее, - “Все движется быстрее”. Все действительно движется быстрее. Вокруг нас. И через нас.

Ускорение изменения в обществе увеличивает трудность преодоления жизненных проблем еще и потому, что на нас обрушивается фантастический поток нового. Каждая ситуация уникальна. Но ситуации часто похожи одна на другую. Это фактически позволяет нам учиться на опыте. Если бы каждая ситуация была абсолютно новой, без какого-либо сходства с ранее пережитыми ситуациями, наша способность справляться с ней была бы безнадежно подорвана.

Однако ускорение изменения радикально меняет равновесие между новыми и знакомыми ситуациями. Возрастающие темпы перемен вынуждают нас не просто справляться с более быстрым потоком, но со все большим числом ситуаций, к которым предыдущий личный опыт не подходит [16].

«Когда вещи начинают меняться вовне, у вас происходит параллельное изменение внутри», - говорит Кристофер Райт из Института по исследованию влияния науки на человека. Характер этих внутренних изменений настолько глубок, что по мере того, как ускоряющий рывок набирает скорость, он будет проверять нашу способность жить в тех рамках, которые до сих пор определяли человека и общество. По словам психоаналитика Эрика Эриксона, «в нашем обществе в настоящее время ”естественный ход событий” заключается как раз в том, что темп перемен должен продолжать ускоряться до пока еще недостигнутых границ человеческой и институциональной приспособляемости» [16].

4.
Овладение временем, как задача прикладной психологии

 

Философы и физики, социологи и психологи, а так же простые обыватели в одном сходятся по отношению ко времени: время - для каждого человека это великая ценность и решение возникающих вопросов по организации времени позволяет личности вырастать, и, изменяя отношение к жизни в целом, проживать ее с лучшим качеством.

Основная задача освоения времени состоит в том, чтобы «научиться обращаться с ним так, чтобы оно способствовало нашему благополучию» [13]. С точки зрения практической психологии, которая в современном виде в первую очередь есть психология развивающегося человека, «насколько в человеке развита личность, настолько она и организует свое время… вместе с развитием личности внутреннее время человека становится все более личностным и свободным» [12]. У других авторов эта же мысль звучит несколько по-другому: «Отношения со временем, безусловно, являются показателем его личностной зрелости. Существует даже особая шкала в самоактуализационном тесте Эверетта Шострома (POI)…названная отношением со временем. Именно характер этих отношений, или компетентность “во времени”, является одним из основных показателей самоактуализирующейся (зрелой) личности» [1].

Овладение временем связано с поиском пути разрешения таких мировоззренческих проблем человеческого бытия, которые издавна принято называть вечными: «По каким критериям можно вычленить в потоке жизни реально существующее настоящее, не приняв за него ошибочно то, чего еще нет, или то, чего нет уже? Как правильно распорядиться временем всей своей жизни, предусмотреть отдаленные последствия собственных поступков, сохранить от забвения каждый ценный миг жизни? Можно ли обрести бессмертие, оставив свой след в истории культуры, в памяти потомков?» [4]

4.1
Социальные аспекты овладения временем

 

Значительная часть вопросов времени связана с его социальными функциями и проявлениями, поэтому успешное овладение временем зачастую отождествляется (в первую очередь в тайм-менеджменте) с достижением социальной успешности. Такой подход видится нам несколько однобоким и в некоторой степени даже вредным: «существуют, как минимум, два представления о жизненном пути творческих личностей и особенностях взаимоотношения творческой личности с социумом…существуют разные личности, одни развиваются в удивительной гармонии с социумом, другие - противореча ему» [12]. К носителям первого представления можно отнести гуманистических психологов (А. Маслоу, Г. Олппорт, К. Роджерс и др.), «связывающих творческое развитие личности (самоактуализацию) с социальным ростом, эмоциональной и психологической зрелостью, возрастанием социальной адаптивности, уравновешенности, жизненного спокойствия и оптимизма». В то же время, другие авторы подчеркивают противоречие между личностью и социумом: «между отдельным человеком, личностью, тем более яркой индивидуальностью и социальной действительностью всегда существует противоречие. Оно существует потому, что социум никогда не удовлетворяет потребностей индивида, а индивид никогда не отвечает требованиям социума» (Абульханова-Славская К. А. Субъект - символ российского самосознания, цитируется по [12]).

Влияние социума необходимо учитывать и при работе с переживаниями успешности жизненного масштаба, поскольку «в сознании членов различных социальных групп представлен определенный временной порядок (своеобразное “расписание”) основных событий жизни, причем отставание от этого расписания субъективно рассматривается как жизненный неуспех. Это означает, что представление о будущих событиях жизни, само будущее время человека не является чистым феноменом индивидуального сознания, а обусловлено объективными факторами социальной среды личности» [4].

Противоречия могут иметь место не только между личностью и социум, но и между разными людьми, имеющих разные переживания в основе оценки успешности деятельности: «для одних - это объективный критерий продуктивности деятельности (отсутствие ошибок), для других - субъективный (легкость способа деятельности, адекватная внутреннему ритму требуемая экспериментатором скорость выполнения задания). Можно себе представить, что если испытуемый сбивался со своей привычной скорости, ритма, “размерности” в осуществлении деятельности, в его рефлексии проявлялась отрицательная модальность» [12].

Внимание ко времени выявляет и обостряет многие противоречия, поскольку «основным критерием качества субъекта жизни, которое обретает личность, является способность разрешения противоречий, причем противоречий разного плана - между объективными условиями и требованиями жизни и субъективными возможностями и потребностями личности, между разными объективными условиями и требованиями жизни, в которые вовлекается субъект и которые порождают необходимость принятия им решений, наконец, противоречия, которые создаются самой активностью субъекта, его стремлением направить жизнь и ее обстоятельства в желаемое русло» [12].

 

Практические задачи

 

Вот некоторые из задач, которые могут решаться методами практической психологии:

-  «научить личность управлять собственным временем для наиболее полной творческой самореализации» [4];

-  «определить четкие границы того мгновения, в котором человек живет настоящим, а не в дымке воспоминаний и не иллюзиями будущего» [4];

-      найти способы насыщения времени разнообразным событийным содержанием

-  «создать целостную картину жизни человека, благодаря которой он сможет лучше осознать, яснее увидеть свои истоки и перспективы, связь прошлого, настоящего и будущего» [4]

-  «принять время таким, каким оно дано каждому из нас, с его длиннотами, нехватками и ненадёжностью» (Фресс П. Приспособление человека к времени, цитируется по [3]).

Решение такого рода задач «возможно при одном непременном условии: нужно исходить из индивидуальных особенностей течения переживаемого времени, обусловленных ходом собственных часов индивида, а не игнорировать законы их хода» [3]. Необходимо учитывать и особенности внесознательной сферы, поскольку «рассогласование сознательной и бессознательной сфер организации времени создает такое “напряжение” для самой личности, которое сужает пространство ее активности до момента настоящего и, не позволяя пережить всю его полноту, ограничивая способность сознания личности испытать его как ценность, одновременно блокирует и будущее. Большая слаженность, согласованность сознательной и бессознательной сфер дает личности возможность маневра, гибкости и тем самым уверенность владения временем, чувство удовлетворенности предоставленными им возможностями, отсутствие напряжения, догматической привязанности к срокам» [12]. От самого человека могут требоваться «рефлексия жизни, высокий уровень жизненных обобщений, которые осуществляются в контексте главного жизненного вектора - смысла жизни. Качество субъекта времени жизни реализуется только при раскрытии, осознании им роли пройденного жизненного пути, но не как такового, а в категориях достигнутого или постигнутого личностью отношения к жизни и к смерти, поддерживающего или обесценивающего настоящее, его роль только при взвешивании настоящих возможностей и реалий, наконец, только при видении, более того, способности “построить” свою жизненную перспективу» [12].

В любом случае, овладение временем связывается с активной субъектной позицией человека как по отношению ко времени, так и к жизни в целом: «активность человеческой личности в восприятии, переживании, осознании и организации времени своей жизни… В процессе такой личностной активности человек организует время своей жизни, влияя на него... Такая организация подразумевает воздействие человека на переживание хода времени (ускорение или замедление внутреннего времени), на осознание прошлого, настоящего и будущего своего жизненного пути (сюда могут быть включены в том числе и элементы предвидения будущего), наконец, на осуществление поведенческой и деятельностной активности по преобразованию условий окружающего мира и т. п.» [12].

 



2020-03-18 247 Обсуждений (0)
Ускорение темпов жизни и адаптационная перегрузка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ускорение темпов жизни и адаптационная перегрузка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)