Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рекомендации по освоению времени



2020-03-18 215 Обсуждений (0)
Рекомендации по освоению времени 0.00 из 5.00 0 оценок




Человек распределяет время и наполняет его своими переживаниями, мыслями и действиями. Распределение времени описывает, сколько часов, минут и секунд человек потратил на ту или иную деятельность. В этом смысле с человеком все время что-то происходит. Наполнение времени характеризует степень вовлеченности человека в деятельность. Именно с этими двумя характеристиками: распределение и наполнение ведется работа в тренинге. Оценивая время, человек осознанно или неосознанно соотносит потраченное время и полученный результат, а также моделирует «результат каким он мог бы быть». Результат трактуется максимально широко: это могут быть предметные объекты, переживания, мысли, решения, изменения в отношениях и т.д. Сразу следует отметить, что более «наполненное» время позволяет сократить время получения результата.

Нормализация отношений со временем рассматривается как задача формирования навыков:

-      самонаблюдение и самоанализ;

-      самостоятельное движение к желаемому распределению времени;

-      более качественного наполнения внутри текущей структуры.

Применение этих навыков является взаимосвязанным процессом: большая наполненность времени высвобождает часть времени за счет более быстрого получения результата, что позволяет либо изменить структуру, либо получать более значительные результаты при той же структуре.

При этом можно выделить следующие общие принципы, соблюдение которых способствует освоению времени:

-      индивидуальность;

-  внимание;

-  ответственность;

-  мотивированность.

Принцип индивидуальности требует учитывать «ситуацию человека» и подходить к проблемам со временем комплексно - причины проблем могут быть разнообразны, варианты корректирующих изменений еще более многочисленны, но не всегда возможны. При этом играют роль личные психологические, физиологические, половозрастные, социальные и прочие особенности.

Освоение времени может рассматриваться как поиск и освоение режима оптимального функционирования, когда психические и физические возможности используются в режиме близкому к пиковому, но еще остаются резервы для непредвиденных ситуаций и предотвращения длительного перенапряжения. Такие состояния называются «потоковыми» и характеризуются слиянием действия и его осознания, ясностью целей и мгновенной обратной связью в процессе деятельности, ощущением контроля над своей деятельностью, отсутствие беспокойства по поводу возможной неудачи [18]. Поскольку, и возможности и потребности могут сильно отличаться для разных людей, то привнесение в повседневную жизнь потоковых состояний является сугубо индивидуальной задачей и, в большинстве случаев, занимает много времени.

Если время на что-то тратиться, значит это, по каким-то причинам, необходимо человеку и только он сам (быть может, с помощью психолога) может разобраться, зачем именно, и что с этим он хочет и может сделать (получать это же более экономично, отказаться и/или заменить на что-то другое и т.д.). Зазор между декларируемой желаемой и субъективно воспринимаемой структурой распределения времени является следствием скрытых от сознания «потребителей времени» (в зависимости от психологической школы это могут быть различные субличности, кластеры [19], динамические смысловые системы [13] и т.д.), которые участвуют во внутриличностном конфликте. Выявление такого рода конфликтов, ознакомление с некоторыми инструментами самостоятельной проработки и оказание консультативной помощи входят в задачи тренинга. Однако, в связи с широтой возможных вариантов, которые проявляются как проблемы со временем, более глубокая проработка в рамках тренинга всех конфликтов не представляется возможной.

На наш взгляд принцип индивидуальности является базовым - все остальные принципы необходимо интерпретировать с учетом личных особенностей. Его несоблюдение сильно мешает реализации остальных принципов, а в долгосрочной перспективе может привести к негативным последствиям (например, психосоматическим заболеваниям) или свести на нет все усилия по освоению времени.

Поскольку и «заказчиком» и основным «измерительным прибором» в процессе освоения времени является сам клиент, то в процессе освоения времени от него требуется большое внимание к внутренней сфере жизни. Такое внимание позволяет разделять свои потребности, желания, мысли и отличать их от навязываемых другими людьми и социумом, замечать особенности восприятия времени и тех дел/областей на которые оно тратится

Внутренняя честность и готовность принять результаты наблюдения - важные составляющие такого внимания. Например, далеко не каждый работник искренне согласится, что рабочее время лишь частично тратится на саму работу, а большая его доля приходится на общение не связанное с профессиональной деятельностью и пассивный отдых (чтение интернета, обсуждения, перекуры, чаепития и т.д.)

В процессе деятельности помимо связанных самой деятельностью вопросов человек постоянно принимает решения о продолжении или завершении деятельности, а так же о реагировании на внешние раздражители. Большая часть этого процесса проходит вне нашего сознания, и именно внимание позволяет более осознанно использовать эти процесса для эффективной сосредоточенности и своевременной приостановки нежелательных занятий («пожиратели времени»).

Поскольку процесс распределения и наполнения времени идет постоянно - это суть жизнедеятельности, то реализация вышеуказанных навыков невозможно без глубокой рефлексии и самонаблюдения, освоению которых посвящена большая часть тренинга.

Принцип ответственности означает выработку проактивного, а не реактивного отношения ко времени. Нарушение этого принципа приводит к невозможности что-либо изменить - «все вижу и все понимаю, но остаюсь жертвой обстоятельств и других людей». Применение этого принципа должно быть согласованно с принципом индивидуальности и учитывать возможные варианты разделения ответственности (в противном случае возможны негативные перекосы, например, гиперответственность).

Для психологического благополучия в долгосрочном периоде ответственность, в первую очередь, отвечает за поддержание баланса между различными областями жизни человека. Значимость каждой области и время, необходимое для удовлетворения потребностей в каждой сфере опять же индивидуальны, но можно указать ключевые для современно жителя мегаполиса моменты:

-      своевременный и правильный отдых;

-      регулярное выделение времени «на себя»;

-      близкое (а не социальное) общение;

-      разумное самоограничение в потреблении информации.

Важным приемом, особенно актуальным для людей умственного труда, является поддержание системы границ между сферами. Это может быть строгое разделение или полное отсутствие границ, но очень важно, насколько эта система соответствует природе человека.

В тренинге участники проводят дифференциацию временных затрат по сферам жизни и анализируют субъективную удовлетворенность текущем состоянием. Полнота, насыщенность и удовлетворенность освоенностью времени связана с мотивацией (внутренней и интегрированной [14]). Этот принцип основан на важности ощущения совпадения жизненных целей человека и его деятельности. Это означает заниматься тем, что любишь, любить то, что делаешь, и считать это занятие стоящим. Если же речь идет о «вынужденых» занятиях, то требуется знание целей и ценностей, потому что без разделения в полной мере ценностей такие действия ведут к потерям времени. Ощущение вынужденности яркий маркер внутреннего конфликта, и именно его разрешение либо делает занятие свободно выбранным, либо позволяет отказаться, тем самым сохраняя время от потери.

Важно составляющей принципа мотитвированности является ощущение достижения, потому что для многих время связано с достижениями: завершение чего-то, выполнение в срок и ощущение прогресса. При работе над долгосрочными проектами или в потоке рутинных дел бывает сложно почувствовать, что чего-то достиг, поэтому в качестве компенсации важно каждый день доводить что-то до конца (хотя бы маленький этап) и обращать внимание на завершенные дела, пусть даже очень простые или субъективно незначительные.

Качество наполнения времени связывается в первую очередь со способностью концентрации и удержания фокуса внимания на текущей деятельности. Одним из важнейших факторов при этом является мотивация (внутренняя). Деятельность в условиях низкой мотивации или стимуляции (внешняя мотивация) в рамках тренинга тоже рассматривается как одна из форм внутреннего конфликта.


Заключение

 

Освоение времени - поиск и освоение режима оптимального функционирования. Основной путь состоит в выявление и разрешение лежащих в психологическом поле конфликтов (внутриличностных, межличностных и конфликтов между личностью и социумом), при этом ключевую роль играет прояснение ценностно-мотивационной сферы и индивидуальных смыслов клиента.

Важной составляющей разрешения такого рода конфликтов является исследование клиентом своих индивидуальных особенностей с последующим их принятием и/или коррекцией (при возможности). Знание индивидуальных способов организации времени, временной ориентации, особенностей деятельности в различных временных режимах и скорости течения собственного времени позволяет находить оптимальные способы функционирования и избегать попадания в конфликты.

Второй составляющей освоения времени является развитие соответствующих умений. К ключевым можно отнести навыки:

-      самонаблюдения и саморефлексии;

-  концентрации и переключения;

-  вхождения в и поддержания потоковых состояний;

-  планирования и проектирования;

-  действия;

-  отдыха и восстановления;

-  ведения переговоров и разрешения конфликтов.

Отдельно хочется отметить важность внимания к особенностям мировоззрения клиента (в частности, отношение к смерти, и как следствие, к ограниченности времени жизни).

Овладение временем актуальная задача, как для отдельной личности, так и для общества в целом. Поскольку время одна из базовых частей психологической реальности, то решение этой задачи возможно методами практической психологии. Успешное решение повышает общее качество жизни, способствует личностному росту и самоактуализации.

 


Список литературы

 

4. Подросток на перекрестке эпох. М: «Генезис», 1997 г.

5. Гранин Д.А. Эта странная жизнь. Повести / {Даниил Гранин} - Кишинев: Лит.артистикэ, 1986 г.

6. Цуканов Б.И. Время в психике человека, АстроПринт, 2000 г.

7. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. 2-е изд., испр. и доп. Смысл, 2008 г.

8. Пригожин И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант. К решению парадокса времени. Изд. 5-е, испр. - 240 с. М: Эдиториал УРСС, 2003.

9. Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей: мощные инструменты развития личности. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006 г.

10.Аллен Д. Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса. электронная книга. Вильямс, 2007 г.

11.Архангельский Г. Тайм-драйв: как успевать жить и работать. Манн, Иванов и Фербер, 2007 г.

12.Льюис Р.Д. Деловые культуры в мировом бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. Дело, 2001 г.

13.Бондаренко Н. Тайм - менеджмент и Особенности Национального Характера. Интернет-источник

14.http://www.hrm.ru/tajjm--menedzhment-i-osobennosti-nacionalnogo-kharaktera

15.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1996 г.

16.Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001 г.

17.Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. - М.: Смысл, 2003 г.

18.Бонивелл И. Ключи к благополучию: Ключи к благополучию: Что может позитивная психология. Дело, 2009 г.

19.Шевцова И. Тренинг работы над собственным детством. Речь, 2008.

20.Тоффлер Э., Шок будущего: Пер. с англ., - М.: ООО «Издательство ACT», 2002 г.

21.Кукла А. Ментальные ловушки Глупости, которые делают разумные люди, чтобы испортить себе жизнь. Альпина Паблишерз, 2011 г.

22.Чиксентмихайи М. В поисках потока: Психология увлеченности повседневной жизнью. Basic Books, 1998 г.

23.Щербаков М. А. 7 Путешествий в структуру сознания (монография) М. 1998, 244с

 


Приложение 1

 

Пояснительная записка. Программа тренинга «Время Твоей Жизни»авторы: Полевой Д.В., Тетьякова Ю.Б.

 

Актуальность тренинга. Тренинг является актуальным, поскольку рассматриваемые темы, упражнения и техники, используемые в тренинге, закладывают фундамент, как для повышения личной результативности, так и для максимально эффективного использования способностей человека в современных социально-экономических и технологических условиях. Поскольку в тренинге участник находит для себя индивидуальные инструменты для работы с вопросами использования времени, то эффективность применения его способностей в социуме повышается как раз за счет учета его индивидуальных особенностей.

При рассмотрении актуальности тренинга непосредственно для личности, становится очевидно, что в условиях текущей современной жизни у множества людей возникает ряд проблем, связанных:

· с отклонением жизни человека от природных темпов и ритмов;

· с необходимостью постоянного согласования деятельности большого числа членов социума;

· с наличием у человека различных конфликтных ситуаций, в основе которых лежит использование времени (дефицит времени, ожидание и т.д.), разрешать которые должен он сам.

Для личности время является основным невосполняемым ресурсом жизни, и, степень «овладения» временем, а так же удовлетворенность от этого является важным показателем общего психологического здоровья и благополучия. Таким образом, задача улучшения степени освоения времени стоит почти перед каждым человеком.

Концепция тренинга строится на базовом предположении, что каждая конкретная проблема со временем (переживание) являются лишь симптомом некоторой психологической проблемы (внутреннего конфликта) человека. Соответственно, разрешение проблем со временем и овладением временем возможно только при условии разрешения исходных психологических конфликтов. Поскольку вся деятельность человека протекает во времени, то множество внутренних конфликтных ситуаций отражается в восприятии времени: «я не успеваю», «мне не хватает времени», «время уходит впустую», «зря прожигаю жизнь» и т.д., однако «проблемы со временем» могут являться лишь симптомами истинных психологических конфликтов. В частности, психологическими причинами проблем со временем могут быть:

· внутренне противоречивая система ценностей (особенно при оценке в разных временных масштабах);

· непонимание или игнорирование собственных жизненных ориентиров (целей);

· отсутствие навыка адекватной оценки временных затрат (индивидуальные особенности восприятия времени);

· отсутствие достаточной концентрации внимания в настоящем моменте, на желаемом результате, на осознании/понимании «зачем» я сейчас делаю то, что делаю;

· психологические защиты, и т.д.

Одной из важных причин возникновения конфликтов является недостаточное внимание к внутренней сфере и в частности, игнорирование существующих индивидуальных особенностей (в области времени).

Цели и задачи тренинга

Цели:

1. формирование (прояснение) индивидуального отношения участников к понятию «время»;

2. приобретение навыков для решения заявленных участниками проблем, связанных с использованием времени, а так же позитивный опыт систематического применения психологических техник, направленных на освоение времени

Задачи:

1. выявление области внутреннего конфликта - первопричины неудовлетворенности участника отношениями со временем;

2. исследование индивидуальных особенностей и определение направления желаемых изменений;

3. прояснение системы ценностей, освоение навыков целеполагания, позитивного мышления, продуктивного формулирования целей; особенности оценки результатов;

4. развитие и интеграция в жизнедеятельность участников базовых навыков (самонаблюдение и саморефлексия, переключение с одной деятельности на другую, самомотивация, самонастройка).

Целевая аудитория. Тренинг рассчитан (рекомендован) на людей от 20-25 до 45 лет (в среднем). Нижняя граница обосновывается тем, что по нашей субъективной оценке к возрасту 20-25 лет у человека проявляется период осознанной деятельности, в связи с чем, возникают вопросы, связанные со временем - как одной из сторон жизни, неотъемлемой для каждого. К 20-25 годам у человека набирается некоторый опыт, по которому он может судить о эффективности/неэффективности своей жизнедеятельности, сравнивать полученное с желаемым, давать оценку своим действиям и брать на себя ответственность за свой выбор (принимать возможность выбирать). Верхнюю границу возраста можно обосновать желанием перемен и готовностью к принятию нового в свою жизнь. Чем старше человек становиться, тем сложнее приспосабливаться к переменам. Однако, следует отметить, что в данном случае, ограничение по возрасту не является жестким.

По критерию проблематики - к целевой группе участников тренинга мы причисляем тех людей, кто формулирует проблемы, связанные с нехваткой времени, с жизненным цейтнотом, с пустой тратой времени ит.д., желающие изменений в этих областях.

Используемые методы. В связи с тем, что одной из целей тренинга является изменение отношения участников к теме времени - в большинстве упражнений в тренинге применяются методики когнитивно-поведенческого подхода. Кроме того, с целью наиболее наглядной демонстрации, а так же прояснения проблемы на чувственно-эмоциональном уровне - включены элементы системных расстановок по Б. Хелленгеру (упражнение - расстановка цели и препятствия). Для более детального рассмотрения инструментов решения вопросов с организацией времени, используются элементы трансперсональной психотерапии, связанные с техниками самоанализа и личностного роста, такими как медитация и визуализация (упражнение «Озеро», «Разотождествление»).

Планируемые результаты тренинга: участник осваивает навык самонаблюдения (необходимый в т.ч. для «замечания» возникновения проблем «со временем»), изменяет свое отношение (в сторону более глубокого понимания) к своим ценностям, целям, результатам деятельности, в результате чего участник, замечая возникновение проблем со временем, может определить «первопричины», имеющие индивидуальные особенности, имеет навыки дальнейшей работы и опыт применения психологических техник для решения возникших проблем.

Новизна, особенность и оригинальность. В настоящее время большинство тренингов по тайм-менеджменту, которые проводятся преимущественно в бизнес-среде, ориентированы на повышение эффективности деятельности участников (больше дел за меньшее время), то есть предлагается освоить возможности более рационального использования времени. Для этого осваиваются навыки планирования, целеполагания, избегания пожирателей времени, а так же навыки работы с «неприятными» делами и/или с большими проектами. Другими словами, предлагается набор техник - как лучше организовывать время. При этом, цели, ради которых следует изучать и оттачивать указанные навыки - являются корпоративными/целями бизнеса, что может не совпадать с личными целями участников. В тоже время, осваивая техники «управления временем», не каждый человек отдает себе отчет относительно соответствия целей, ради которых он это делает.

В отличии от множества тренингов по тайм-менеджменту - тренинг «Время Твоей Жизни» предлагает прежде, чем рассматривать как «сэкономить» время - разобраться для чего необходимо его экономить и организовывать более продуктивно. Решение проблем «со временем» не в рамках организации-заказчика тренинга, а для личности непостредственно не всегда связано только со временем, но часто имеет под собой корни внутренних конфликтов личности, соответственно необходимо начинать с понимания «точки назначения», то есть с прояснения ценностей и личных целей каждого участника, отмечая механизмы повышения мотивации в случае наличия «своих» целей. Таким образом, новизна, особенность и оригинальность тренинга «Время Твоей Жизни» заключается в нахождении участниками источника проблемы, исходя из чего участником определяется желаемый «пункт назначения» - до того, как осваиваются навыки «управления» временем. Иными словами вопрос «куда идти» на тренинге проясняется до того и для того, что бы следующим шагом искать наиболее удачный путь. Таким образом тренинг «Время Твоей Жизни» для каждого участника это взгляд в себя - для того, что бы определиться - куда идти, и дальше - как идти так, что бы путь был с удовольствием, и создавалось ощущение наполненной, полноценной жизни. (Не просто эффективность (делать быстрее и больше), но результативность).

Организационные условия реализации

требования к ведущему: ведущий обязан проработать тему, осознавать цели тренинга в целом, цель каждого занятия и цели процессов внутри занятия, придерживаться плана занятий, соблюдать соответствие процессов целям и задачам тренинга. Вид - аккуратный, дресс-код - в зависимости от места проведения тренинга; внятная речь, доброжелательный настрой;

требования к помещению: зал не менее 30 м2 - для свободного расположения группы участников в 15 человек; без колонн, наличие туалетной комнаты, наличие места для кофе-брейка;

требования к материальному обеспечению: стулья по количеству участников +3 для тренеров, музыкальный центр, флип-чарт и бумага, маркеры, планшеты по количеству участников, ручки, раздаточный материал, музыкальное сопровождение (cd-диски);

требования к оборудованию: музыкальный центр, флип-чарт - исправные.

Общее количество часов.

Программа тренинга рассчитана на 6 занятий по 4 часа с перерывами между занятиями не менее 5-7 дней. Последнее связано с наличием заданий для самостоятельной работы, которая проводится между занятиями в условиях «обычной жизни» участника. Дополнительным соображением является ригидность психологических структур личности, которыми обусловлено рекомендуемое время (21-40 дней) формирования и закрепления новой привычки.

Методы оценки эффективности. Оценка результатов тренинга формирует заключительную часть тренингового процесса, который начинается с определения проблемы, проходит стадию диагностики, где проблема превращается в тему программы обучения и переходит на этап планирования и организации этой программы. Именно на стадии оценки результатов обучения происходит определение того, были ли достигнуты первоначально ставившиеся цели и были ли исправлены любые возникшие недочеты. Оценка, таким образом, присутствует там, где выносится суждение об эффективности проведенного тренинга. Оценка тренинговой программы - не точная наука и существует столько же способов оценить успех тренинга, сколько способов достичь его. В большинстве случаев выбор метода оценки будет зависеть от природы проводимого курса. Выбор можно упростить, введя классификацию видов обучения про трем категориям:

.   приобретение навыков;

.   изменение установок и поведения;

.   приобретение знаний.

Оценивать эффективность тренинга возможно различными методами. Выделяют три основных метода оценки тренинга:

· анализ отзывов участников;

· опрос участников по результатам каждого занятия;

· экспресс-мотод сравниваются конкретные результаты с первоначальными задачами.

Для оценки эффективности тренинга в процессе его ведения тренеру следует сопоставлять происходящие процессы с целями и задачами конкретного занятия, а так же с целями всего тренинга. В целях оценки эффективности тренинга тренер может задавать вопросы участникам, например:

· Какие упражнения показались вам наиболее эффективными лично для вас?

· Какие упражнения вы применяли «вне тренинга»? Какие результаты получены при применении этих упражнений?

· Все ли получается, все ли понятно? Какие есть вопросы?

Кроме того, для оценки эффективности тренинга, на результирующем этапе тренинга необходимо проанализировать цели участников, сформулированные в начале тренинга и обсужденные темы и вопросы, теоретические блоки, проведенные упражнения - на предмет полноты охвата, качества проработки.

В проведенной демонстрационной версии тренинга «Время Твоей Жизни» использовался метод опроса участников путем анкетирования. (см. приложение). При анализе результатов выявлена положительная оценка участниками как информационной насыщенности тренингового занятия, так и его полезности. Кроме того, результирующее упражнение было простроено таким образом, что участники продемонстрировали свои результаты и выводы по сравнению с началом, что тоже говорит о пользе, полученной участниками в процессе занятия. В процессе занятия тренеры обращались (возвращались) к темам и задачам, сформулированным каждым участником в начале занятия, что повышало заинтересованность участников в процессе и повысило эффективность занятия в целом.



2020-03-18 215 Обсуждений (0)
Рекомендации по освоению времени 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рекомендации по освоению времени

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)