Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Время, как социокультурный феномен



2020-03-18 232 Обсуждений (0)
Время, как социокультурный феномен 0.00 из 5.00 0 оценок




Обыденное представление о времени, в первую очередь, связано с часами и календарем, которые позволяют решать научно-технологические, социальные и экономические задачи общества. Исполнение договоренностей, использование расписаний и графиков, все это есть выполнение социальных функций, и требует усвоения принятой в конкретных общественных условиях системы отсчета времени.

Для согласования индивидуальных времён люди стали изобретать часы и календари, так как различные "субъективистские подходы" к времени породили практическую необходимость "сопоставить наши переживания длительности с объективными данными измерительных приборов" [Фресс П. Восприятие и оценка времени, цитируется по 3].

Хронология - наука об измерении времени, не смогла дать универсального инструмента, она «оказалась недостаточным средством развития знаний в различных отраслях науки. В результате произошла дифференциация содержания категории “время” и сформировались такие понятия, как: физическое, биологическое, социальное, психологическое время» [Аарелайд 1978, Каган 1982, цитируется по 4].

«Благодаря таким свойствам хронологического времени, как равномерность, непрерывность, необратимость, возможна синхронизация событий, происходящих в природе и обществе, четкая фиксация их последовательности и длительности. Но не всякое время может быть сведено к хронологии» [4]. При этом развитие самой хронологии шло «по пути приспособления условных мер времени и средств его исчисления к нуждам практической деятельности людей, поэтому степень совершенства и точности календарей и хронометров определялась уровнем развития производительных сил общества. Так, необходимость учета сезонных циклов в хозяйственной деятельности обусловила создание сложных календарей древних аграрных цивилизаций, развитие промышленного производства потребовало учета более мелких единиц времени и привело к распространению механических часов, которые первоначально (в XII-XIII веках) имели только часовую стрелку. Понадобилось три столетия для появления минутной стрелки и еще столько же для секундной» [4].

В социально-психологическом аспекте на первый план выдвигается «исследование особенностей отражения человеком времени в различных общностях и культурно-исторических условиях. В этой области работают не только психологи, но и социологи, историки, культурологи. Фактов накоплено очень много. Они говорят о том, что представления о времени меняются в процессе исторического развития. Эти представления неодинаковы также у представителей различных социальных групп: демографических, этнических, социально-экономических, региональных» [Гайденко 1969; Гуревич 1971; Cottle, Klineberg, 1974, цитируется по 4]. Таким образом, можно говорить о времени, как о согласованной психологической реальности.

 

Время физическое

Время для описания физических законов в строгой форме было введено И. Ньютоном, который считал «абсолютное, истинное математическое время, само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью» [Ньютон И. Математические начала натуральной философии, цитируется по 3]. Однако такой субстанциальный подход является парадоксальным и не согласуется с экспериментальными результатами: развитие термодинамики, теории относительности и квантовой механики привело к тому, что ко второй половине 20-го века в физике накопилось множество связанных со временем вопросов. Все эти вопросы до сих пор не имеют однозначного ответа: Что такое время? Почему оно течет и течет ли вообще? Существует ли направление времени от прошлого к будущему и почему?

Один из современный взглядов [5] на решение вопросов времени состоит в том, что «проблема физического времени неразрывно связана с познающим субъектом, ибо объяснение течения времени, его направления и необратимости следует искать в свойствах человеческой души, разума, сознания». Поэтому необходимо «подойти к субъекту-наблюдателю как к системе с особым уровнем организации, открытой термодинамической системе, удалённой от состояния равновесия. Именно в таких системах, исходя из особенностей второго закона термодинамики, возникает внутреннее время, оно начинает течь и становится необратимым» [6]. Говоря словами Пригожина «мы начинаем с наблюдателя - живого организма, проводящего различие между прошлым и будущим, и заканчиваем диссипативными структурами, которые, как было показано, содержат "историческое измерение". Тем самым мы рассматриваем себя как высокоразвитую разновидность диссипативных структур и "объективно" обосновываем различие между прошлым и будущим» [Пригожин И. От существующего к возникающему, цитируется по 3].

Стоит отметить, что М. Д. Ахундов «анализируя проблему времени и, оттолкнувшись от психологии, через мифологию, религию и философию, пришёл к выводу, что коллизии современной физики со временем оказались тесно связанными с проблемой времени в психологии» [3].

 



2020-03-18 232 Обсуждений (0)
Время, как социокультурный феномен 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Время, как социокультурный феномен

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)