Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Научно-теоретические аспекты использования нестандартных форм как средство развития творческих способностей в процессе обучения



2020-03-19 197 Обсуждений (0)
Научно-теоретические аспекты использования нестандартных форм как средство развития творческих способностей в процессе обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

В связи с тем, что происходят изменения в обществе, повышаются требования к школьным системам, появляется необходимость подготовки творчески активных личностей. Целью образования является не просто получение знаний, умений и навыков, а развитие умственных сил, способностей и склонностей учащихся.

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.

Проблема развития творческих способностей всегда была в центре внимания педагогов и психологов. Эта проблема является одной из актуальных. Педагогической наукой доказана крайняя необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её на практике обучения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на достижение этой цели должны быть направлены усилия педагогов. Тяга к творчеству, которая является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания, эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания.

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).

Использование на уроках нестандартных форм обучения, подробно рассматривается в таких областях знания как частные методики преподавания. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется нестандартным формам обучения (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокина, Н.Р. Эйгес и др.) и младших школьников (Ф.КБлехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают нестандартны формы как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И. Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.

Казахские просветители А. Кунанбаев, И. Алтынсарин, общественные деятели и педагоги А. Байтурсынов, М. Жумабаев, Ж. Аймауытов в своих трудах и практической деятельности также призывали к активизации познавательной деятельности путем развития творческих способностей учащихся. Советские дидакты и психологи Л.С. Выготский, БГ. Есипов, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Р.Г. Лемберг, И.ЯЛернер, М.Н. Скаткин внесли заметный вклад в теорию и практику развивающего обучения и активизации познавательной деятельности учащихся. [2]

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания русского языка, относятся проведение нестандартных форм обучения.

Нестандартные формы являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной является то, что проведение таких форм способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Актуальность нетрадиционных форм в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в Казахстане в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Важной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является нетрадиционные формы, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы послужили основанием для определения темы исследования: «Особенности использования нестандартных форм обучения в начальной школе как средство развития творческих способностей».

Теоретическая значимость исследования: обоснованы принципы построения, содержательного наполнения и использования нестандартных форм организации обучения направленных на развитие творческих способностей у младших школьников.

Практическая значимость исследования состоит: в разработке программы диагностики творческих способностей, системы и методики развития способностей у младших школьников, выводы и результаты дипломной работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.

Научная новизна исследования: исследования состоит в том, что уточнен понятийно-терминологический аппарат, описывающий процесс развития творческих способностей детей младшего школьного возраста через использование нестандартных форм организации обучения.

Объект исследования: педагогический процесс школы.

Предмет исследования: нестандартные формы обучения, как средство развития творческих способностей младших школьников.

Гипотеза: изучение нового материала на уроках в младших классах будет более эффективным, если:

· в учебном процессе использовать нестандартные формы обучения, способствующие развитию творческих способностей учащихся и ведущие к более осмысленному усвоению знаний;

Изучение нового материала будет более эффективно при следующих условиях:

1. учёт особенностей развития младших школьников;

2. мотивация обучения;

3. целенаправленное и систематическое применение различных видов игровых технологий.

Цель исследования заключалась втом, чтобыраскрыть сущность нестандартных форм организации обучения как средства развития творческих способностейпри изучении нового материала на уроках в начальных классах.

Достижение этой цели требовало решения следующих задач:

. изучить и проанализировать психолого-педагогическую теорию и методическую литературу по проблеме исследования; Определить подходы к проблеме исследования;

. раскрыть сущность нестандартных форм организации обучения, уточнить понятия «урок», «нестандартные формы организации», «способности», «творческие способности», «развитие»;

.определить критерии, показатели и уровни творческих способностей;

.разработать методические и практические рекомендации по развитию творческих способностей на нестандартных уроках.

Основные этапы исследования.

Исследование состояло из трех этапов.

Базой исследования явилась Соколовская средняя школа, Узынкольского района Костанайской области.

На первом этапе осуществлялось осмысление теоретико-методологических аспектов исследования, выявлялось состояние проблемы усвоения нового материала младшими школьниками, определялись ведущие позиции исследования (объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, база исследования).

На втором этапе уточнялись задачи, гипотеза исследования, выявлялась специфика развития творческих способностей, дидактические условия развития для эффективного усвоения нового материала.

Третий этап включал экспериментальную работу, итоговую обработку результатов эксперимента, формулировку выводов и оформление дипломной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:

участия в конкурсе учителей начальных классов Соколовской средней школы.

обсуждений на заседаниях методобъединения учителей начальных классов Соколовской средней школы.

Архитектоника дипломной работы соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.

 


Научно-теоретические аспекты использования нестандартных форм как средство развития творческих способностей в процессе обучения

урок обучение нестандартный педагогический



2020-03-19 197 Обсуждений (0)
Научно-теоретические аспекты использования нестандартных форм как средство развития творческих способностей в процессе обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Научно-теоретические аспекты использования нестандартных форм как средство развития творческих способностей в процессе обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)