Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-педагогическое значение, сущность, функции нестандартных форм как проблема психолого-педагогической науки



2020-03-19 222 Обсуждений (0)
Социально-педагогическое значение, сущность, функции нестандартных форм как проблема психолого-педагогической науки 0.00 из 5.00 0 оценок




Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной педагогике.

Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.

Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.

На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда.

Нетрадиционный урок - одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.

С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического эксперимента.

Снижение уровня знаний учащихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.

Но надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определятся самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя. [1]

Урок в общеобразовательной школе по факту является формой передачи знаний от учителя ученику. Сегодня учитель может выбирать форму преподнесения материала, изучаемого на любом предмете, преследуя только одну цель - как можно доступнее донести до своих учеников смысл урока. Нетрадиционный урок - экспериментальная форма преподнесения материала. Педагог лучше знает свою аудиторию, ему проще выбрать подход к любому из своих учеников. Как правило, такие уроки разрабатывают педагоги с большим опытом работы и по сути своей являющиеся новаторами. Для нетрадиционных уроков нет методических пособий. На педагогических семинарах обсуждаются только общие структуры проведения уроков подобного порядка. Педагог обязан просчитать каждый фрагмент урока во временном отрезке. При этом очень важно знать, с какой скоростью дети включатся в предлагаемый сценарий. Класс не может состоять из одних отличников или детей, которым нужно дополнительное время на решение поставленной задачи. Грамотный учитель просчитает заблаговременно каждую минуту, отведённую на объяснение новой темы в экспериментальном ключе. [2]

Любое занятие, выстроенное в схеме нетрадиционных уроков, расширяет кругозор учащихся. Они видят гораздо большее количество наглядного материала, чем на уроках, которые проводятся по стандартной программе. Часто изучение химии на уроках, выстроенных в форме эксперимента, ведёт к дополнительной заинтересованности учеником предметом с названием «Основы информатики». Казалось бы, что прямой связи нет. Но, если педагог проводил свой урок с использованием слайд-шоу и снабдил этот показ интересными спецэффектами, то ученики начинают интересоваться алгоритмом программы, используемой для этого интересного урока. Дети крайне быстро воспринимают всё новое, если оно преподнесено в форме игры, или хоть чем-то шире обычных школьных рамок. В итоге может получиться интересный синтез новых технологий и школьной программы. [3]

Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала. [4]

Урок как форма организации обучения прочно занял свое место в школе в качестве основной организационной формы обучения. Хороший урок - дело не простое. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения. Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация. [4]

К традиционным школьным занятиям принадлежат, как известно, уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы или раздела. Наряду с этими формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные. Это, в частности, уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, уроки - экскурсии, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, тематичные игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива. [6]

Что мы подразумеваем под понятием нетрадиционная форма урока?

В отечественной педагогике выделяют два основных подхода к пониманию нетрадиционных форм урока. Первый подход нетрадиционных форм урока как отход от четкой структуры комбинированного отхода и сочетание разнообразных методических приемов. То есть основной формой учебного процесса все же остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся. А это, прежде всего шестиуровневое развитие познавательных способностей: знание; понимание; применение; анализ; синтез; оценка. Исходя из этого, более тщательно отбираются фактический материал к уроку, тексты документов, источники по теме, задания, тексты и т.д. На уроках используются разные виды деятельности: составление таблиц, опорных конспектов, заполнение карточек, кроссвордов по различным источникам, дискуссии и рассказы на заданную тему, подготовка и защита рефератов, игры и др. [7]

Второй подход трактует нетрадиционные формы урока как инновационные, современные формы урока, появившиеся в последнее время и имеющие широкое распространение в современной школе (уроки-конференции, уроки - круглые столы, уроки-аукционы, уроки-дискуссии и т.д.). Что же касается научной литературы, то здесь видим тенденцию рассматривать нетрадиционные формы урока как формы интерактивного обучения или учебные занятия в «режиме интерактива» (от англ. слова interaction - взаимодействие). Интенсивное общение - выработка тактики и стратегии взаимодействия, организация совместной деятельности. Основные виды интерактивного общения - кооперация и конкуренция. Упор делается на межличностные коммуникации, в основе которых берется способность индивида встать на позицию другого человека или группы людей, и только с этой позиции оценить свои собственные действия (самооценка). По мнению О.В. Трофимовой: «…сам термин «нетрадиционная форма урока» требует более конкретной проработки в этимологическом аспекте. Можно ли, например, говорить о «нетрадиционном уроке», в то время как именно классно-урочная система, базирующаяся на принципах дидактики Я.А. Коменского, является основой «традиционного обучения?» говоря иначе, может ли урок, традиционная единица учебного процесса, характеризоваться как нетрадиционный». [29] В учебном пособии Подласого И.П. «Педагогика» выделены десятки типов нетрадиционных уроков (перечислено 36), в том числе уроки - деловые игры, уроки-речевые игры, уроки-игры типа «Поле чудес» и т.д. [24]

Все они отнесены к различным типам, хотя очевидно, что это уроки одного типа или близкие друг к другу. Г.В. Селевко рассматривает нетрадиционные формы урока как «технологии», «нетрадиционные технологии урока». Он характеризует их как «основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методах». Г.В. Селевко предложил свою структуру сравнения традиционных и нетрадиционных форм урока. Основными элементами данной структуры являются: концептуальная основа; содержательная часть обучения; процессуальная часть. [6]

Наиболее распространённая форма нетрадиционных уроков - интеграция нескольких форм проведения занятий. Учителя имеют большие возможности импровизировать, а ученикам легче воспринимать сложный материал. Собственно, именно для более лёгкого восприятия любого материала и проводятся уроки в нетрадиционной форме.

Урок - это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

Эти же элементы являются основными в структуре соотношения традиционных и нетрадиционных форм урока, предложенные Г.В. Селевко. Исходя из концепции и классификации педагогических технологий, нетрадиционную форму урока «можно определить как технологию локального (модульного) уровня» (О.В. Трофимова). Хотя при разработке нетрадиционных уроков происходит соприкосновение с другими технологиями. [7]

Далее приводим таблицу 1. (Традиционные и нетрадиционные уроки) и таблицу 2 (Соотношение традиционных и нетрадиционных форм урока), составленные Г.К. Селевко. [6]

 

Таблица 1. Традиционные и нетрадиционные формы урока

Элементы

Традиционный урок

Нетрадиционный урок
Концептуальная основа

Субъект - объективные взаимодействия в системе «учитель - ученик»

Субъект - субъектные позиции в системе «учитель - ученик»

Содержательная часть

Цели

Формирование знаний, умений и навыков, воспитание личности с заданными свойствами

Развитие личности учащихся
Содержание учебного материала

Изучаемый материал соответствует содержанию учебного предмета, информация носит преимущественно фактологический характер

Выход за рамки содержания одного предмета (интеграция знаний), соответствие материала критериям проблемности, альтернативности, критичности

Процессуальная часть

Организация учебного процесса

Формы урока: лекция, лабораторное занятие, семинар, практическое занятие, итоговое собеседование

 
Методы и формы учебной деятельности школьников

Преимущественно репродуктивный характер учебной деятельности: сообщение готовых знаний, обучение по образцу, индуктивная логика от части к целому, механическое запоминание, вербальное изложение, репродуцированное воспроизведение

Формы урока: урок - учебная игра, учебная дискуссия, исследование
Методы и формы работы учителя

Учитель определяет цели урока, планирует деятельность учащихся, осуществляет итоговый анализ и оценивание деятельности школьников

Игровая (моделирующая), оценочно - дискуссионная, рефлексивная деятельность: «метод прямого доступа»
Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала Инициатива у учителя, управление и контроль в его руках

Совместная работа учителя и учащегося в областях целепологания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности

Диагностика учебного процесса Использование критерия количественной пятибалльной шкалы оценки знаний учащихся

Учитель - координатор, приоритет стимулирующий деятельности учителя; Рефлексивная деятельность учителя и учащихся

       

 

Таблица 2. Соотношение традиционных и нетрадиционных формуроков

Элементы

Традиционный урок Нетрадиционный урок

Концептуальная основа

Недостатки: субъект - объектные взаимодействия в системе «учитель-ученик», изоляция учащихся от коммуникативного диалога друг с другом Достоинства: субъект - субъективные позиции в системе «учитель - ученик», возможность коммуникативного (интерактивного) диалога между учащимися

Содержательная часть

Цели

Достоинства: формирование знаний, умений и навыков Достоинства: развитие творческого потенциала личности учащихся

Содержание учебного материала 

Достоинства: наибольший объем информации, систематичность Достоинства: более глубокое изучение учебного материала Недостатки: меньший объем изучаемого материала

Организация учебного процесса

Недостатки: низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция, отсутствие возможностей критического мышления Достоинства: внутренние источники мотивации, опора на самоуправляющие механизмы личности. Недостатки: большие затраты времени
Методы и формы работы учителя

Достоинства: контроль со стороны учителя за содержанием, ходом урока, его временными рамками

Недостатки: меньшие возможности для контроля со стороны учителя
Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала. Диагностика учебного процесса

Достоинства: предсказуемость, контролируемость результатов обучения Недостатки: слабая обратная связь

Достоинства: сильная обратная связь Недостатки: трудности в прогнозировании и диагностики результатов обучения
       

 


Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-игры, урока-дискуссии - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Ф.И. Фрадкина, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие - чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т.п.

На нетрадиционных уроках активизируются психические процессы учащихся: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. В настоящее время ученые выяснили разницу функционального назначения правого и левого полушарий головного мозга. Левое полушарие специализируется на вербально - символических функциях, а правое - на пространственно - синтетических. Так, например, при активной работе правого полушария проявляется высокий уровень ассоциаций, абстрактного мышления, обобщения понятий, а при функциональном лидировании левого полушария облегчаются стереотипные двигательные операции, а ассоциации становятся конкретными, с низким уровнем обобщения понятий. Вот, что по этому поводу пишет И.И. Макарьев: «Образная память, способность сохранять длительное время впечатления от увиденного - это тоже правое полушарие, а также ориентироваться в пространстве: помнить обстановку в своей квартире, расположение районов и улиц в городе. Именно правое полушарие мозга напоминает нам, где лежит та или иная вещь, как пользоваться различными приборами и приспособлениями».

При исследовании творческого процесса можно выделить два разных типа: аналитический, рациональный - левополушарный; интуитивный, с доминированием интуиции - правополушарный.

При планировании и организации нетрадиционных форм проведения занятий технологии, как и при проведении уроков, учитель должен опираться на общедидактические принципы, представляющие собой основные, исходные положения, определяющие эффективность и целесообразность педагогической деятельности (принцип систематичности, научности отбора учебного материала, принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей школьников, принцип связи теории с практикой, принцип сознательности и активности школьников в различных видах деятельности и пр.). (Таблица 3)

 

Таблица 3. Общедидактические принципы организации нетрадиционных форм проведения занятий технологии

Принцип Реализация принципа на практике
Принцип индивидуального подхода к учащимся Требует построения внеклассного мероприятия с учетом личных запросов школьников, создания условий для развития их индивидуальных задатков, интересов, склонностей
Принцип связи теории с практикой Требует осуществления более тесной связи нетрадиционных форм обучения с уроками: теоретический и практический материал уроков получает во внеклассной работе дополнительное подтверждение; внеклассное мероприятие обогащает полученные знания, умения, навыки, расширяет и совершенствует их. Учителю необходимо реализовать стремления подростков поспорить, посоревноваться в умениях и навыках, реализовать интерес к перевоплощениям и импровизациям. Все это прекрасно реализуется, например, на уроках - играх или на уроках - дискуссиях. В подростковом возрасте внешние игровые действия свертываются и переносятся в воображение (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Ф.И. Фрадкин и др.). Игровые действия позволяют расширить границы собственной жизни ребенка, и, по словам Л.С. Выготского: «вообразить то, что он не видел, может представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было». НФУ создают особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении «на равных», где исчезает робость, возникает ощущение - «я тоже могу», т.е. На таких уроках происходит внутреннее раскрепощение.
Принцип сознательности и активности деятельности школьников Предполагает создание условий для возникновения интереса школьников к внеклассному мероприятию, творческой деятельности по его подготовке и проведению, удовлетворенности ее результатами
Принцип избирательности Предполагает отбор форм, методов и средств проведения нетрадиционного занятия осуществлять с учетом возраста и подготовленности учащихся, наличия у них интересов к урокам технологии, тематики данного мероприятия, традиций школы и данной местности
Принцип связи теории с практикой Предполагает раскрытие школьникам роли труда и технологии в различных сферах человеческой жизнедеятельности, практической значимости получаемых ими на уроках знаний, умений, навыков, вовлечение учащихся в активную преобразовательную трудовую (производственную) деятельность
Принцип добровольности участия школьников в деятельности Предполагает наличие у детей конкретного круга интересов, что позволяет им среди многих видов деятельности выбирать тот, который в наибольшей степени соответствуют их внутренним потребностям и физическим возможностям
Принцип занимательности Требует использовать разнообразные формы, методы и средства обучения

 

Следует сказать, что нетрадиционные формы урока применялись в виде так называемого «Метода проектов» в конце 20-х гг. XX в., что говорит о том, что нетрадиционные формы урока не являются чем-то новым в педагогической практике. Правда, о том, насколько эффективным оказалось применение этих методов, единого мнения среди исследователей нет. Так, по мнению Ф.А. Фрадкина: «негативные последствия этого метода стали одной из причин отказа в дальнейшем от активных методов обучения в современном понимании». [31] Иной точки зрения придерживается Н.Г. Осухова, которая считает, что: «это была законченная педагогическая концепция, полностью адекватная своим целям и способствующая искусственной социализации ребенка и проникновению идей «передового класса» в среду». [22] Анализ психолого-педагогической и методической литературы, показывают не только споры вокруг нетрадиционных форм урока, но и то, что само понятие «нетрадиционная форма урока» до сих пор остается крайне расплывчатым. В ряде работ встречается понятие «нетрадиционный вид уроков». [7] Стоит отметить и множество названий таких как «нестандартный урок», «нетрадиционные технологии урока» и др. С.В. Кульневич и Т.Н. Лакоценина используют термин «не совсем обычный урок». По их словам, отказ от термина «нетрадиционный урок» закономерен; «потому что его широкое использование в методической литературе отличается от традиционной организации обучения только внешними, процессуальными средствами активизации познавательной активности». [1] Однако большая часть исследований все же используют в своих работах термин «нетрадиционный урок». В частности авторы методических пособий по истории Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, И.Н. Ионов, М.В. Короткова, Л.П. Борзова посвящают ряд своих работ урокам с «нетрадиционными формами обучения».

Так что мы можем подразумевать под понятием «нетрадиционная форма урока»? О.В. Трофимова дает следующее определение: «нетрадиционные формы урока - это интерактивные формы урока, характеризующиеся субъект - субъектной позицией в системе учитель-ученик, многообразием видов деятельности субъектов (игровая, дискуссионно-оценочная, рефлексивная), базирующихся на активных методах обучения (проблемном, исследовательском, «методе прямого доступа»)». [29]

Значимость указанных выше занятий в общем учебно-воспитательном процессе обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что сама по себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективом учащихся в целом требований базовой школьной программы, не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью, способна, как это ни парадоксально, привести к торможению интеллектуального развития детей. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал.

С другой стороны, решение одних лишь типовых задач обедняет личность ребенка, поскольку в этом случае высокая самооценка учащихся и оценка их способностей преподавателями зависит, главным образом, от прилежания и старательности и не учитывает проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу. Таким образом, одним из основных мотивов использования развивающих упражнений является повышение творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает ее, так и для школьников, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными именно с недостаточным развитием базовых психических функций.

Урок можно определить как специально организованный процесс развития у учащихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих специальное и личностное значение в различных сферах деятельности. Указанное понимание сущности уроков создает предпосылки для решения многих актуальных проблем педагогической практики, а именно проблемное обучение, использование активных и интерактивных методик в преподавании. Последние годы ознаменовались поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения в школе.

Цель обучения состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и подготовки школьника как субъекта своей образовательной деятельности. Но задачи остаются неизменными многие десятилетия: это все, то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность. Немалая роль в формировании познавательной активности учащихся отводится так называемым нетрадиционным формам уроков. Процесс развития современного образования требует применение различных моделей урока и методов активного развивающего обучения. Нетрадиционные формы урока помогают в формировании базовых понятий, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор. Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Следовательно, необходимы изменения, в том числе и в методике школьного исторического образования. Жизнь сама подсказывает новые формы проведения уроков, нужно только их увидеть и осмыслить. Любой учитель применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Они представлены и как фрагменты в ткани урока, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях скромного количества предметных часов, на усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников. [32]

Нетрадиционные формы урока базируются на понимании учащихся как субъекта образовательного процесса, нацелены на развитие личности школьников, их творческого потенциала и мотивационно-ценностной сферы. В связи с этим учебный материал отбирается в соответствии с критериями проблемности, альтернативности, критичности, возможности интеграции знаний из различных научных дисциплин. Нетрадиционные формы урока имеют большое многообразие и очень трудно поддаются систематизации, однако их все же можно сгруппировать по следующим позициям: урок-игра или урок - учебная игра; урок - учебная дискуссия; урок-исследование.

В их основе лежит критерий ведущей деятельности субъектов учебного процесса. Характер же деятельности самих учащихся на нетрадиционных уроках (игровая, оценочно-дискуссионная, рефлективная) предполагает: использование «методов прямого доступа»; стимулирования интереса и мотивации учащихся.

Это достигается за счет совместной, творческой работы учителей и учащихся в областях целеполагания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности. Учитель становится координатором в этой деятельности. Его задача заключается в стимулировании развития творческого потенциала учащихся. Нетрадиционные формы уроков дают возможность реализовать качественный подход к оценке результатов. В связи с этим обязательным этапом в их организации, является анализ, благодаря которому происходит перевод внешних результатов обучения во внутренний план личности, т.е. интериоризация. Принципы, лежащие в основе концепции нетрадиционных форм урока (субъект - субъектная позиция в системе учитель - ученик, интерактивность, развитие творческой личности) способствуют развитию самой личности учащихся.

В концептуальном блоке приоритет принадлежит нетрадиционным формам урока, с их субъект - субъектной позицией, которая обеспечивает коммуникативный диалог учащихся. Содержательный блок предполагает меньший объем информации, однако обуславливают более глубокую ее проработку. В процессуальном блоке нетрадиционные формы урока, задействуют внешние источники мотивации и самоуправляющие механизмы личности, создают условия для многообразия деятельности учащихся (игровой, дискуссионно-оценочной, рефлексивной), формирования у них критического мышления, активизации познавательной деятельности.

Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-игры, урока-экскурсии - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Ф.И. Фрадкина, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие - чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т.п. [31]

На нетрадиционных уроках активизируются психические процессы учащихся: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.

Учителю необходимо реализовать стремления школьников поспорить, посоревноваться в умениях и навыках, реализовать интерес к перевоплощениям и импровизациям. Все это прекрасно реализуется, например, на уроках - играх. В младшем школьном возрасте внешние игровые действия свертываются и переносятся в воображение (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Ф.И. Фрадкин и др.). Игровые действия позволяют расширить границы собственной жизни ребенка, и, по словам Л.С. Выготского: «вообразить то, что он не видел, может представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было». [15] Нетрадиционные формы урока создают особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении «на равных», где исчезает робость, возникает ощущение - «я тоже могу», т.е. На таких уроках происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения важно, что при организации нетрадиционных форм урока, ограничено, заложена познавательная задача, где ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний.

На нетрадиционных формах происходит и воспитательная работа. Так, например, достаточно ярко воспитательную сущность урока - игры показывает В.М. Букатов: «Для педагога, работающего в социо-игровой стилистике, учебный материал - это россыпи счастливых предлогов для того, чтобы каждый из учеников занялся установлением (возобновлением, укреплением, обновлением и т.п.) деловых взаимоотношений со сверстниками. Идеал социо-игровой педагогике не «передача знаний», а формирование поколения. Начинается оно с появления у учеников чувства ровесничества, при котором для учеников очевидна и уважаема взаимная и равная заинтересованность в проявлении себя друг перед другом. И первоначально именно учебный материал и продвижение в нем делают эту заинтересованность очевидной. Тривиальный стиль обучения открывает ученикам глаза на неравенство. Это, конечно, не способствует формированию поколения. Поэтому оно начинает формироваться не в классе, а во дворе, в подворотне, на дискотеках, в подвале. «Лучше там, чем нигде!» - считают юные представители грядущего поколения. Лучше в счастье, пусть иллюзорном или подозрительном, чем в трясине скуки! Но для них было бы лучше, если - в стенах школы! Во время урока! Легально! На дневном свету, когда, казалось бы, все условия для доброго знакомства друг с другом, для открытия в других и в себе родственной таинственности, человеческой прозрачности. Но чаще всего дневной свет используется для выявления и демонстрирования неравенства…». А на уроке, где присутствует игровое действие, «именно овладение знаниями становится новым уникальным условием сплачивания сверстников, условием обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу - и «обретения себя». [5]

Далее рассмотрим, какое значение оказывает проведение нетрадиционных уроков на формирование личности младших школьников.

Наиболее популярные формы нетрадиционных уроков:

Изучение предмета с помощью интернета. Форма, предлагаемая учителем для проведения такого урока, может быть совершенно свободной. Например, легче учить иностранные языки, если есть возможность воспринимать на слух звук иностранной речи. Особенно этот момент актуален на первых порах обучения. Преподаватель ищет он-лайн урок нужной тематики: виртуальная экскурсия, фильм на изучаемом языке, кем-то подготовленный урок и вместе с классом поэтапно разбирает материал. Интернет всегда предлагает широкие возможности. От педагогов требуется только одно - быть достаточно подготовленным пользователем виртуального пространства.

Уроки - проекты проходят с предварительной подготовкой, или всё происходит в течение академического часа. Главная цель - дать детям возможность почувствовать себя сопричастными некоему воображаемому важному делу. Этот метод сложно назвать иллюзией, ибо часто именно на таких уроках в специализированных школах, где практикуется наиболее углублённое изучение предмета, ученики действительно предлагают очень неформальные решения проблем. В школах, где есть творческий уклон, практически вся программа выстроена на уроках - проектах. Сопричастность взрослой проблеме повышает уровень ответственности и даёт мощный толчок к неординарному решению задачи.

Уроки с использованием видеоряда. Учителя младших классов стали особенно часто применять такую форму подачи материала. Видео - презентация, созданная в программах Microsoft Word и PPS - шоу (презентация созданная в созданной в Microsoft PowerPoint) позволяет превратить любой сложный для восприятия материал в занимательное действо. Нужно заметить, что развиваются не только ученики, но и учителя повышают свои знания в пользовании РС, что весьма отрадно. Особенно важны подобные уроки для сельских школ, где возможности пользоваться интернетом есть не у всех детей. Педагоги, как правило, проводят кропотливую работу по подготовке каждого подобного занятия. [45]

Уроки - экскурсии проводятся довольно давно и носят тематический характер. Например, довольно часто это занятия по истории или естествознанию. Их задача



2020-03-19 222 Обсуждений (0)
Социально-педагогическое значение, сущность, функции нестандартных форм как проблема психолого-педагогической науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально-педагогическое значение, сущность, функции нестандартных форм как проблема психолого-педагогической науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)