Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цели и задачи экспериментальной работы по развитию творческих способностей в процессе обучения



2020-03-19 199 Обсуждений (0)
Цели и задачи экспериментальной работы по развитию творческих способностей в процессе обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Первая глава настоящего исследования посвящена теоретическим аспектам проблемы поиска эффективного условия усвоения нового материала на уроке в начальной школе при проведении нетрадиционных уроков.

При этом в ходе ее теоретического осмысления были выдвинуты предположения, требующие экспериментальной проверки - изучение нового материала на уроках в младших классах будет более эффективным, если: в учебном процессе использовать нестандартные формы обучения, способствующие развитию творческих способностей учащихся и ведущие к более осмысленному усвоению знаний;

ü учёт особенностей развития младших школьников;

ü мотивация обучения;

ü целенаправленное и систематическое применение различных видов игровых технологий.

Названные положения проверялись нами в ходе осуществления экспериментальной работы, которая проводилась в Соколовской средней школе в 1 «Б» классе. Всего в эксперименте приняло участие 25 учащихся.

Констатирующий этап эксперимента направлен на диагностику степени усвоения младшими школьниками нового материала по традиционной системе (при использовании традиционных форм обучения).

На этом основании нами были сформулированы следующие задачи:

a. обследовать состояние формирования навыка запоминания новой информации;

b. проверить, повышается ли показатель уровня усвоения нового материала у младших школьников в результате применения нетрадиционных форм по сравнению с начальным уровнем;.    выяснить, будет ли комплекс выявленных нами методов и приемов способствовать лучшему запоминанию нового материала.

Вторым направлением констатирующего этапа эксперимента явилось определение показателей уровня усвоения нового материала младшими школьниками.

С этой целью нами была проведена проверочная работа с учащимися в начале учебного года.

В качестве показателей нами были взяты следующие характеристики (познавательные процессы), необходимые учащимся для понимания и восприятия новой информации:

ü уровень развития речи;

ü уровень развития памяти;

ü уровень развития мышления;

ü уровень развития воображения.

Учащимся было предложено выполнять ряд заданий, показывающих степень развития указанных критериев у учащихся класса:

ü рассказать о себе;

ü восстановить цепочку картинок;

ü ответить на вопросы по прослушанному;

ü придумать продолжение сказки.

Итоги говорят о том, что у преобладающего большинства учащихся диагностируемые процессы развиты недостаточно для качественного восприятия новой учебной информации.

Полученные данные представлены в таблице 4

Результаты оценивались по четырехбалльной шкале.

 


Таблица 4. Степень развития познавательных процессов, необходимые для понимания и восприятия новой информации

   

познавательные процессы

Ф.И. учащегося речь память мышление воображение
1. Ира М. 3 3 5 3
2. Максим С. 5 4 4 4
3. Марина Е. 4 3 3 2
4. Игорь И. 4 5 4 4
5. Юля В. 2 3 3 2
6. Антон Ч. 2 3 2 3
7. Дамир У. 4 4 4 5
8. Олег С. 2 2 4 3
9. Аслан М. 4 5 5 4
10. Василий Ч. 3 4 3 3
11. Кайрат Д. 5 4 4 4
12. Михаил О. 4 2 3 2
13. Андрей У. 2 3 2 2
14. Марина К. 4 4 5 4
15. Ольга Р. 3 4 4 3
16. Сергей К. 2 3 4 3
17. Анна Ф. 5 5 5 5
18. Марат Б. 4 4 5 5
19. Даурен О. 3 2 4 3
20. Ольга Т. 4 5 4 5
21. Иван М. 5 5 4 4
22. Анна К. 3 2 3 2
23. Светлана К. 4 4 4 5
24. Ринат С. 5 4 4 5
25. Тимур А. 4 4 5 5

 

В результате обработки данных школьники были распределены по группам - уровням отдельно по каждому процессу: высокий, хороший, удовлетворительный, низкий.

Дети, давшие полные ответы, получали оценку «высоко», что позволило отнести их в соответствующую группу.

Ответ, содержащий небольшие неточности, оценивался на «хорошо».

Ребенок, выполнивший большую часть задания, имел некоторые неточности, оценивался на «удовлетворительно».

Если ребенок не выполнял задание, то получал оценку «низко» и был отнесен в соответствующую группу.

Диагностика показала следующие результаты сформированности у детей проверяемых познавательных процессов (В соответствии с рисунком 1)

 

Рисунок 1. Сформированность познавательных процессов

 

У 20% учащихся класса низкие показатели в области развития речи; 8% - в области мышления. Данные процессы взаимосвязаны и играют большую роль в восприятии и обработке информации.

В группу «удовлетворительно» по всем диагностируемым качествам вошла четвертая часть класса (в среднем 23%).

В результате анализа можно отметить, что почти у половины учащихся необходимые познавательные процессы развиты не на должном уровне, а значит, полноценное восприятие информации затруднено (рисунок 2) (В соответствии с рисунком 2)


Рисунок 2. Степень развитости познавательных процессов

 

Количество учащихся выполнивших задания на «высоко» и «хорошо» составляет 44%. «Удовлетворительно» и «низко» - 56% (рисунок 3) (В соответствии с рисунком 3)

 

Рисунок 3. Количество учащихся выполнивших задания на «высоко» и «хорошо»

 


Учащиеся, вошедшие в группы «удовлетворительно» и «низко» отличаются застенчивостью, страхом неправильного ответа, ответами невпопад, отказом от ответа или выполнения задания, если оно вызвало небольшие затруднения. Они не пытались искать альтернативных путей выхода из затруднений, боялись задавать уточняющие вопросы, были пассивны.

Показатели контрольного среза позволяют выявить, что меньше половины учащихся 1 «Б» класса могут усвоить новый материал в необходимом объеме. Хотя потенциал у учащихся данного класса есть(рисунок 4) (В соответствии с рисунком 4)

 

Рисунок 4. Показатели контрольного среза

 

Анализ проведения нетрадиционных занятий, даже включая группы «высоко» и «хорошо», показывает, что при достаточной логичности детского высказывания и удовлетворительной точности используемых языковых средств, наблюдается скудность и однообразие лексических, однотипное построение несложных фраз, отсутствие в речи прямой и косвенной речи; в явно недостаточном использовании языковых средств.




2020-03-19 199 Обсуждений (0)
Цели и задачи экспериментальной работы по развитию творческих способностей в процессе обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цели и задачи экспериментальной работы по развитию творческих способностей в процессе обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)