Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Результаты экспериментальной работы и их интерпретация



2020-03-19 292 Обсуждений (0)
Результаты экспериментальной работы и их интерпретация 0.00 из 5.00 0 оценок




Задачами данного параграфа дипломного исследования являются:

ü изучение и объяснение качественных и количественных изменений, полученных нами в ходе экспериментальной работы в соответствии с выделенными критериями;

ü анализ полученных результатов и формирование общих выводов.

Основанием для обсуждения полученных исходных и окончательных результатов в ходе экспериментальной работы являются критерии эффективности методики способствующей развитию творческих способностей учащихся, ведущей к более осмысленному усвоению нового материала.

Под критериями мы понимаем внешние свойства, признаки изучаемого объекта, которые дают возможность судить о его состоянии, уровне функционирования и развития.

Показатели - это количественные или качественные характеристики сформированности каждого качества, свойства, признака изучаемого объекта.

В параграфе 2.1. были представлены показатели, позволяющие отследить динамику развития познавательных процессов и их состояние на начало эксперимента.

В соответствии с выделенными нами компонентами развития познавательных процессов первоклассников были определены критерии оценки результатов формирующего эксперимента.

Приведём ниже те основные признаки, на основании которых оценивались эффективность педагогического воздействия исследователей:

- уровень развития речи;

-   уровень развития памяти;

    уровень развития мышления;

    уровень развития воображения;

- активизация деятельности учащихся;

-   уровень развития внимания и познавательного интереса к предмету;

    сотрудничество, взаимопомощь в процессе деятельности;

Заключительный этап эксперимента предположил введение контрольного класса. Было диагностировано 25 человек экспериментального 1 «Б» класса (ЭК) и 23 человека контрольного 1 «В» класса (КК) Соколовской средней школы №1.

Учащимся были предложены задания, аналогичные заданиям, использовавшимся при проведении нулевого среза:

рассказать о друге;

восстановить цепочку событий;

ответить на вопросы по прочитанному тексту (текст закрыт во время ответов);

придумать продолжение рассказа.

Предложенные задания подразумевали, что учащиеся овладели определенными знаниями, а значит, требовали более серьезных, полных, точных, аргументированных ответов.

Оценивание велось по методике, используемой на нулевом срезе:

- полные ответы - оценка «5» - группа - «высоко»;

ответ с небольшими неточностями - «4» - группа «хорошо»;

выполнено 50% задания - «3» - группа - «удовлетворительно».

задание не выполнено - «2» - группа - «низко».

Анализ результатов позволяет нам констатировать, что оценочные показатели познавательных учащихся 1 «Б» класса (ЭК) выше, чем показатели учащихся 1 «В» (КК) класса (таблица 3,4; рисунок 5,6) (В соответствии с рисунком 5,6)


Таблица 5. Диагностика познавательных процессов учащихся 1 «Б» класс (ЭК)

   

познавательные процессы

Ф.И. учащегося речь память мышление воображение
1. Ира М. 4 4 5 5
2. Максим С. 5 4 4 4
3. Марина Е. 4 3 4 3
4. Игорь И. 4 5 4 4
5. Юля В. 3 4 3 4
6. Антон Ч. 4 4 4 5
7. Дамир У. 5 5 4 5
8. Олег С. 3 3 4 4
9. Аслан М. 4 5 5 4
10. Василий Ч. 4 4 3 4
11. Кайрат Д. 5 4 5 4
12. Михаил О. 4 4 3 3
13. Андрей У. 4 3 3 4
14. Марина К. 4 4 5 4
15. Ольга Р. 3 4 4 3
16. Сергей К. 4 4 4 3
17. Анна Ф. 5 5 5 5
18. Марат Б. 4 4 5 5
19. Даурен О. 4 3 4 3
20. Ольга Т. 4 5 4 5
21. Иван М. 5 5 4 4
22. Анна К. 4 3 4 5
23. Светлана К. 4 4 4 5
24. Ринат С. 5 4 5 5
25. Тимур А. 5 5 5 5

 

Таблица 6. Диагностика познавательных процессов учащихся 1 «В» класс (КК)

   

познавательные процессы

Ф.И. учащегося речь память мышление воображение
1. Максим И. 3 4 3 4
2. Сергей С. 4 3 4 3
3. Арина У. 3 2 3 3
4. Валерий Г. 4 3 4 4
5. Олег П. 3 4 3 4
6. Георгий К. 3 3 4 4
7. Азат Р. 4 3 4 3
8. Диана Т. 2 3 4 3
9. Айдар Н. 4 3 4 4
10. Борис М. 4 4 3 4
11. Карина В. 5 4 4 3
12. Лина Г. 4 4 3 3
13. Лариса М. 4 3 3 4
14. Фаина С. 3 4 5 4
15. Евгений О. 3 4 3 3
16. Павел Т. 4 5 4 3
17. Михаил Я. 5 4 4 5
18. Серик Л. 3 4 3 5
19. Меруерт М. 4 3 4 2
20. Денис И. 3 5 4 2
21. Дмитрий К. 5 4 4 3
22. Нина С. 3 3 4 5
23. Арина Ч. 4 4 3 3

Анализ качества сформированности диагностируемых познавательных процессов в классах выглядит следующими образом (в соответствии с рисунком 6)

 

Рисунок 6. Качество сформированности диагностируемых познавательных процессов


Данные показывают, что в группе «низко» отсутствуют учащиеся 1 «Б» класса. Анализ результатов эксперимента показал изменения количества учащихся 1 «Б» класса по «сформированным» группам (рисунок 7).

 

Рисунок 7. Изменения количества учащихся 1 «Б» класса по «сформированным» группам

 

Качественные изменения произошли и в уровне сформированности познавательных процессов в сравнении с первоначальным срезом

Итак, результаты исследования убеждают в значимости организации и проведения занятий в нестандартной форме в качестве средства развития познавательных интересов детей. Таким образом, оценка результатов свидетельствует о том, что разработанные занятия для развития познавательных интересов младших школьников являются эффективными.

Вывод: во второй главе мы описали проведенные исследования по выявлению познавательного интереса у младших школьников экспериментальной и контрольной групп на контрольном и констатирующем этапах исследования, а также описали проведение формирующего эксперимента.

На основании полученных данных нами сделаны следующие выводы:

Включение в учебный процесс нетрадиционных форм обучения позволило значительно повысить уровень сформированности познавательных процессов, необходимых для полного восприятия получаемой информации.

Результаты контрольного среза в экспериментальном и контрольном классах подтверждают предположение о необходимости использования нетрадиционных форм организации обучения в учебном процессе, в частности, на уроках русского языка в начальной школе. [50]

Оценка и анализ результатов исследований, по нашему мнению, позволяют считать задачу поиска и разработки нетрадиционных форм, способствующих лучшему изучению нового материала на уроках русского языка решённой.


Заключение

 

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Школа чрезвычайно заинтересована в знании особенностей психического развития каждого конкретного ребенка. Не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.). [51]

Система влияния школы на познавательные интересы учащихся во многом определяется психологическим климатом в педагогических коллективах, способностью и готовностью работников школы к постоянному педагогическому поиску. И в этом источник вдохновения для решения тех современных задач, которые поставлены перед школой «Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы».

Пробуждение любознательности, воспитание и развитие познавательных интересов и потребности в самообразовании - сложная проблема и важнейшая задача школы, с особенной очевидностью встающая в настоящее время. В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления.

В связи с этим возникает актуальность в разработках проведения нетрадиционных форм для современной школы.

Изученная литература, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали возможность определить теоретические основы конструирования и использования уроков разных типов, предназначенных для применения на уроке русского языка.

Анализ литературы и практики преподавания подвел нас к необходимости разработки комплекса уроков, направленных на формирование творческих способностей школьников при изучении нового материала.

Изученный в процессе творческой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным. [82]

Методологический анализ проблемы позволил нам более четко сформулировать цель, гипотезу и задачи исследования. Полученные результаты позволяют сделать вывод о достижении цели исследования. Разработана авторская система игр для работы с новым учебным материалом в начальной школе, выявлены дидактические условия ее эффективного функционирования.

В аспекте достижения цели нам удалось подтвердить гипотезу исследования: изучение нового материала на уроках русского языка в начальных классах будет более эффективным, если:

· в учебном процессе использовать игровые технологии, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся и ведущие к более осмысленному усвоению знаний;

·   изучение нового материала будет более эффективно при следующих условиях:

ü учёт особенностей развития младших школьников;

ü мотивация обучения;

ü целенаправленное и систематическое применение различных видов игровых технологий.

В дипломном исследовании решен комплекс задач, вытекающих из цели и гипотезы.

А именно:

. Проведен теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы с целью выявления сущности игры. Определены подходы к проблеме исследования.

2. Выявлены педагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий.

. Разработаны игровые технологии, которые могут успешно использоваться при изучении нового материала.

Считаем, что исследование и его результаты позволяют говорить о решении поставленных задач.

Исследование показало, что включение в урок игровой технологии (дидактические игры) активизирует познавательную деятельность на всех стадиях изучения нового материала, используя возможности методических приемов, направленных на изучение русского языка. Данная технология эффективно функционирует при соблюдении следующих условий:

- соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

-   доступность для данного возраста;

    умеренность в использовании.

Проведенная экспериментальная работа с учащимися 1 «Б» класса Соколовской средней школы обеспечила изменения в познавательных процессах младших школьников, что способствовало более лучшему усвоению нового материала на уроках обучения грамоте, о чем свидетельствуют результаты. [83]

Таким образом, актуальность темы дипломного исследования, ее практическая и теоретическая значимость в современной системе образования способствовали решению ряда задач, поставленных в начале исследования:

. Мы изучили и проанализировали психолого-педагогическая теория и методическая литература по проблеме формирования творческих способностей у младших школьников;

.раскрыли сущность нестандартных форм организации обучения, уточнили понятия «урок», «нестандартные формы организации», «интерес», «познавательные интересы», «развитие»;

.определили критерии, показатели и уровни познавательного интереса;

.разработали методические и практические рекомендации по развитию познавательного интереса на нестандартных уроках.

Таким образом, можно считать правомерным и результативным решение цели, задач и адекватность формулировки гипотезы данной дипломной работы.

 


Список использованной литературы

 

1. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Сов. педагогика, 1944. №8-9.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991 - С. 31-42.

.   Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры // Хейзинга Й. Номо Ludens: Статьи по истории культуры. М., 1997 - С. 21,22.

.   Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М., 1994 - С. 14.

.   Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. М., 1988 - С. 23, 44, 50, 58.

.   Эльконин Д.Б. Некоторые итоги развития детей дошкольного возраста // Психологическая наука в СССР. Т.2.М., 1960 - С. 124.

.   Крутецкий В.А. Психология. М., 1986 - С. 65.

.   Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. М., 1996 - С. 5.

.   Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии. М., 1949 - С. 70.

.   Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. М., 1989 - С. 18.

.   Кавтарадзе Д.Н. Учеб. пособие для учителей. М., 1998 - С. 78.

.   Педагогические технологии / Под ред. Кукушкина В.С. Ростов н/Д. 2002 - С. 97.

.   Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе: [Пед. вузы]/ А.Б. Плешакова // Современные проблемы философского знания. Пенза, 2002. Т. Вып.3 - С. 44-53.

.   Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В. Финогенов, В.Э. Филиппов. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001.

.   Степанова, Ольга Алексеевна Профилактика школьных трудностей у детей: Метод. пособие/ О.А. Степанова. - М.: Сфера, 2003.

16. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. М., 1998.

17. Азаров Ю.Л. Искусство воспитывать. М., 1985.

.   Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. Екатеринбург, 1993.

.   Андреева Г.Н. Социальная педагогика. М., 1996.

.   Аркин Е.А. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. М., 1935.

.   Асеев В.Г. Возрастная психология. Иркутск, 1989.

.   Асмолов А.Г. Знаем ли мы себя? М., 1989.

.   Бабанский Ю.Н. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985.

.   Бабанский Ю.Н. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект). М., 1977.

25. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Екатеринбург, 1992.

26. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. М., 1996.

.   Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.

.   Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.

.   Богусловская З.М. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры // Известия АПН РСФСР. Вып. 64, М., 1955.

.   Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

.   Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М., 1997

.   Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 1924.

.   Возникновение человеческого общества. Палеолит Африки. Спб., 1977.

.   Вуд Г.Ф. Морские млекопитающие и человек. Спб., 1979

.   Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

.   Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966. №6.

.   Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 2. М., 1982.

.   Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1996.

.   Гарбузов В.И. От младенца до подростка. Спб., 1996.

.   Гросс К. Душевная жизнь ребенка. К., 1916.

.   Давыдов В.В. Виды общения в обучении. М., 1972.

.   Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

.   Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. М., 1992.

.   Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994.

.   Колоцця Д.А. Детские игры, их психологическое и педагогическое значение. М., 1909.

.   Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.

.   Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. М., 1977.

.   Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 1996.

.   Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.

.   Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.

.   Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы, эмоции: Конспект лекций. М., 1971.

.   Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959.

.   Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

.   Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974.

.   Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. М, 1992.

.   Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. М., 1940.

.   Мухина В.С. Возрастная психология: учебник для студентов. М., 1997.

.   Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. М., 1990.

.   Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты. М., 1995.

.   Пиаже Ж. Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избр. труды. М., 1969.

.   Пирс Дж. Символы, сигналы, шумы. М., 1967.

.   Плеханов Г.В. Письма без адреса. Письмо третье // Плеханов Г.В. Соч. Т. 14. М., 1925.

.   Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте / Сб. ст. под ред. Д.Б. Эльконина. М., 1957.

.   Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии / Под. ред. Ю.М. Забродина. М., 1990.

.   Психологические исследования общения. М., 1979.

.   Психология личности и деятельности дошкольников / Под. ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М., 1965.

.   Психология и педагогика игры дошкольника / Материалы симпозиума. М., 1966.

.   Психология учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1982.

.   Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Отв. ред. А. Пономарев. М., 1990.

.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.

.   Рудик П.А. Игры детей и их педагогическое значение. М., 1948.

.   Русский язык в школе. 1989, №4.

.   Русский язык в школе. 1992, №5.

.   Русский язык в школе. 1993 г., №3.

.   Русский язык в школе. 2000 г., №6.

.   Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

.   Технология игровой деятельности: Учеб. Пособие / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина; Науч. ред. В.А. Фадеев. Рязань: Изд-во РГПУ, 1994.

.   Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Т. 1 // Ушинский К.Д. Соч. Т. 8. М., 1950.

.   Чкаников И. Игры и развлечения. М., 1957.

.   Эльконин Д.Б. Возрастная психология. М., 1991.

.   Эльконин Д.Б. Игра // Педагогическая энциклопедия / Гл. Ред. И.А. Каиров и Ф.Н. Петров. Т. 2. М., 1965.

.   Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.

.   Эльконин Д.Б. Игры и психологическое развитие ребенка-дошкольника // Тр. Всероссийская научная конференция по дошкольному воспитанию. М., 1949.



2020-03-19 292 Обсуждений (0)
Результаты экспериментальной работы и их интерпретация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Результаты экспериментальной работы и их интерпретация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (292)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)