Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История развития законодательства о лизинге



2020-03-19 386 Обсуждений (0)
История развития законодательства о лизинге 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Количество нормативных документов, где имеется хоть какое-то упоминание о лизинге, составляет более 800, включая законы. Естественно, что такое многообразие приводит к большому количеству противоречий и несоответствий между различными документами. Но, помимо всего прочего, существуют и акты, содержащие противоречивые нормы внутри самих себя.

Можно выделить три периода становления законодательства о лизинге.

Первый период - до начала 90-х годов.

Этот период характеризуется отсутствием специального законодательства о лизинге, неразвитостью этой формы предпринимательства, отсутствием четких представлений о правовом положении сторон сделки.

До начала 90-х годов в нашей стране отсутствовало специальное законодательство о лизинге. В 70-х -80-х годах лизингом занимались только внешнеторговые объединения, в частности, такие компании как "Совфрахт", "Совавтотранс", "Автоэкспорт", "Тракторэкспорт". Такое положение дел было обусловлено, в частности, наличием на экономическом пространстве бывшего СССР только государственного сектора экономики.

Второй период - с начала 90-х годов.

С началом так называемых "рыночных" реформ и переходом к многоукладной экономике в деятельности компаний начали появляться договоры, которые носили в себе элементы лизинговых сделок. Однако специальное законодательство все еще отсутствовало.

Данный период можно охарактеризовать следующими признаками:

- отсутствием специальных нормативных актов в сфере лизинга. Но лизинг развивался с применением норм законодательства об аренде;

- большой степенью риска для участников лизинговой деятельности, что сдерживало развитие лизинга.

До 1996 года лизинг мог осуществляться в качестве сделок, "хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему" (статья 4 ГК РСФСР 1964 года).

В этот период для договоров лизинга характерно наличие элементов договора купли-продажи и имущественного найма.

Третий период в развитии законодательства о лизинге в России.

Первые нормативные акты, регулирующие лизинговую деятельность, появились в 1994 г. Указ Президента РФ № 1929 от 17 сентября 1994 г. "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности" дал определение лизинга и признал его роль, как инструмента, открывающего доступ к инвестициям в различные сферы экономики.

Указ Президента от 17 сентября 1994 г. № 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности" и ряд последующих нормативных актов Правительства знаменуют начало третьего периода развития лизинга в России.

Указ Президента РФ № 1929 - первый нормативный документ, который непосредственно определил лизинг как самостоятельный вид сделки, дал определение лизинга и его объектов, декларировал важность использования лизинга "в целях поддержки и развития малого и среднего предпринимательства".

Постановление Правительства РФ № 633 от 29 июня 1995 г. "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности" содержало ряд рекомендаций:

- по осуществлению специальных возможностей лизинга в привлечении инвестиций при проведении конверсии оборонных предприятий, атомных станций, инвестиций на развитие сельского предпринимательства и строительство дорог;

- созданию специального федерального фонда поддержки лизинга;

- установлению налоговых льгот, по включению в полном объеме в себестоимость продукции лизинговых платежей и платежей по процентам за кредиты банков и других кредитных учреждений, которые были использованы на осуществление лизинговой деятельности.

Последняя рекомендация впоследствии была включена в Постановление Правительства № 1133.

Существенно повлияло на развитие международного лизинга письмо Центрального Банка РФ от 30 июня 1995 г. № 12-16-1/2422, содержащее положение о том, что лизинговые платежи не являются текущими валютными операциями. Это означает, что для реализации договоров международного лизинга необходимо наличие лицензии ЦБ, причем для каждого договора отдельно. Подобное требование снижает привлекательность международного лизинга, так как на получение лицензии требуется достаточно много времени и это требует дополнительной отчетности перед Центральным Банком.

Большой вклад в развитие лизинга в нашей стране внесло Постановление Правительства РФ от 20 № 1133 "О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли". Предоставив лизингодателю возможность отнесения процентов по кредиту, используемому для реализации лизингового договора, на себестоимость продукции (услуг), указанное постановление позволило лизинговым компаниям уменьшить налогооблагаемую базу налогов, уплачиваемых из прибыли.

В Постановлении Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 167 "Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации" определен порядок получения лицензии лизинговыми компаниями. Полномочия по выдаче лицензий были предоставлены Министерству Экономики РФ.

Постановление Правительства РФ № 752 "О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в РФ" от 27 июня 1996 года предусматривает применение механизма ускоренной амортизации к переданному в лизинг движимому имуществу, которое относится к активной части основных фондов, с коэффициентом не выше 3. Также данное Постановление предусматривает право выбора стороны, на чьем балансе отражается сданное в лизинг имущество (за исключением объектов лизинговой сделки, на покупку которых были использованы средства из государственного бюджета) и выделение средств из федерального бюджета на финансирование инвестиционных проектов, реализуемых с использованием финансового лизинга. Это Постановление помогло определить разницу между правом собственности на имущество и правом пользования имуществом.

Вступление в действие в марте 1996 г. части 2 Гражданского Кодекса явилось важным шагом на пути формирования стабильной законодательной базы для развития лизинга.

До 1996 г. в соответствии с гражданским правом РСФСР лизинговые операции могли проводиться в качестве сделок "хотя не предусмотренных законом, но не противоречащих ему". [Ст. 4 ГК РСФСР 1964 г., ст.8 ГК РСФСР 1994 г.]. Наличие в финансовой аренде элементов договора купли-продажи и имущественного найма делало возможным применение по аналогии [ст. 10 ГПК РСФСР, ст. 6 ГК РФ] норм, регулирующих упомянутые виды договоров.

В новом Гражданском Кодексе РФ лизинговые сделки описаны в параграфе 6 главы 34 ("Аренда"). Этот параграф носит название "Финансовая аренда (лизинг)". Он состоит из шести статей, в которых даны определение договора финансовой аренды, предмета договора, порядок передачи предмета договора, перехода к арендатору риска случайной гибели, ответственности продавца.

Предметом регулирования становятся трехсторонние отношения между арендодателем, арендатором и продавцом, принцип распределения между ними прав и обязанностей, а также ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.

Необходимо отметить, что с принятием нового Гражданского кодекса количество нормативно-правовых проблем, связанных с лизингом, не уменьшилось. В частности, в дополнительном регулировании нуждались отдельные аспекты лизинга.

16 января 1998 г. был принят Федеральный Закон "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге". Присоединение к Конвенции является позитивным шагом, поскольку во всем мире она рассматривается в качестве серьезной базы для написания национальных законов о лизинге.

Федеральный Закон "О лизинге" был принят Государственной Думой 11 сентября 1998 года. В Законе определяется сфера применения закона "О лизинге", даются основные определения и классификация лизинга, устанавливаются юридические нормы, регулирующие условия лизинга, дается содержание договора лизинга, регламентируется характер экономических взаимоотношений субъектов договора лизинга, определяются меры государственной поддержки деятельности лизинговых организаций (компаний, фирм), рассматривается право на инспекцию по лизинговой сделке и право лизингодателя на финансовый контроль.

Как следует из вышеизложенного, развитие лизингового законодательства идет с высокой интенсивностью. Но это не означает, что процесс формирования законодательной базы по лизингу уже подходит к своему логическому завершению. Он не лишен проблем, противоречий между субъектами лизинговой деятельности (лизинговыми компаниями, другими лизингодателями, различными лизингополучателями) и законодателем. В развитии и становлении лизинга в Российской Федерации нужно обязательно опираться на опыт работы национальных лизинговых компаний, и не в коем случае не забывать и учитывать международную практику лизинговой деятельности.

 



2020-03-19 386 Обсуждений (0)
История развития законодательства о лизинге 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История развития законодательства о лизинге

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (386)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)