Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы и перспективы школьного экономического образования



2020-03-17 392 Обсуждений (0)
Проблемы и перспективы школьного экономического образования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для многих людей в нашей стране стало аксиомой, что без экономических знаний нельзя чувствовать себя полноправным членом общества, а экономическая подготовка является необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности. С другой стороны, явственно ощутима потребность общества в экономически грамотном человеке, способном сочетать личные интересы с интересами общества, деловые качества - с нравственными.

Содержание экономического образования в современной школе определяется предметом экономики как науки. В настоящее время экономику принято относить к социально активным дисциплинам, которые не только дают обучаемому теоретические знания о мироустройстве, но и характеризуют последнее, прежде всего, с поведенческой стороны общества, социальной группы, отдельной личности.

Экономическое образование - это личностно-ориентированные виды образовательной деятельности, направленные на формирование научных и практических экономических знаний, умений, эмоционально-целостного отношения к миру, обеспечивающих способность к творческому решению жизненно важных проблем в условиях ограниченности средств их решения [5].

Сегодня предъявляются высокие требования к личности на рынке труда из-за всё возрастающей конкуренции. Поэтому экономическая подготовка может развивать не только социально-востребованные качества личности, но и формировать нравственно-ценностные мотивы экономической деятельности.

Проблема экономического образования затрагивает интересы и обучающихся, и их родителей, и учителей, и администраторов образовательной сферы. По мнению администраторов, такое образование даёт определённые преимущества в жизни: экономические знания расширяют кругозор, помогают разбираться в экономических проблемах общества. Кроме того, изучение экономики ориентирует обучающегося в выборе профессии, помогает если не найти работу, то открыть собственное дело, а также усвоить программу ВУЗов и ССУЗов.

Государственная система экономического образования ориентирована на развитие навыков экономического мышления, экономической культуры, отвечает общественным потребностям. В то же время важной проблемой экономического образования школьников является определение содержания учебного предмета как целостной системы, обеспечивающей формирование необходимого уровня знаний, умений и навыков. С 1999 года экономика - федеральный курс, содержание которого определено во «Временных требованиях к обязательному минимуму содержания основного общего образования» (приказ Минобразования России от 19 мая 1998 года № 1236), в «Обязательном минимуме содержания начального общего образования» (приказ Минобразования России от 19 мая 1998 года № 1235) и «Обязательном минимуме содержания среднего (полного) образования» (приказ Минобразования России от 30 июня 1999 года № 56).

Согласно нормативно-правовым документам экономика обязательна для изучения в 10-11 классах. Она включена как компонент образовательной области «Обществознание», которая имеет сноску: «представленное в образовательном минимуме содержание может быть реализовано в отдельном курсе «обществознание», «география», «технология». В пояснительной записке рекомендовано изучать экономику за счёт часов вариативной (необязательной) части, однако в «Базисном учебном плане образовательных учреждений РФ» (приказ Минобразования России от 9 февраля 1998 года № 322) часы на преподавание экономики не выделены. Такая неопределённая ситуация вызывает массу вопросов. В результате школы выделяют на курс экономики от 1 до 5 часов в неделю в зависимости от учебного плана и заинтересованности родителей учащихся, учителей и администрации общеобразовательного учреждения.

Для средней (полной) общеобразовательной школы разработан минимум содержания образовательных программ по экономике. Углублённое её изучение, так же как и профильное, организуется по программам, разработанным и рекомендованным Минобразования России [14].

Среди получивших распространение учебных программ по экономике для старшеклассников упомянем такие как американская программа «Прикладная экономика» фирмы Джуниор Эчивмент, авторские программы Л.Л. Любимова, Л.В. Антоновой и И.В. Липсица, Б.А. Райзберка и А.С. Прутченкова. Известны другие программы, в том числе региональные, применяемые в отдельных республиках и областях. Появились естественные тенденции сопряжения школьного предмета «Экономика» с другими дисциплинами обществоведческого цикла, прежде всего, с вновь вводимыми курсами обществознания и граждановедения [25].

Экономические знания образуют сердцевину информации об обществе: о достоинствах и недостатках экономических систем и вариантов общественного выбора, о трудном выборе между равенством и эффективностью, об избирательном процессе, о деятельности фирм и об организации отраслевых рынков, о маркетинге и менеджменте, о рынке труда, о рынках капитала и денег, о семейной экономике и поведении потребителей, о национальной и мировой экономике и так далее.

Кроме общего, стандартного объема знаний для обучающихся всех школ России, определенная часть необходимых молодому поколению экономических сведений может и должна иметь региональные источники. Регионы отличаются друг от друга по значительному числу параметров, связанных с производством, наличием сырья, а также экологическими и социальными проблемами.

Предмет экономики считается важной частью среднего образования, входит в региональный базисный учебный план; в подавляющем большинстве школ экономика преподается либо как часть интегрированных курсов, либо как самостоятельная дисциплина [47].

Современное экономическое образование школьников практически ориентировано на получение экономических знаний. Эту общую целевую установку можно конкретизировать через категории учебных целей, такие, как «понимание», «применение», «анализ», «синтез», «оценка». Прежде всего обучающиеся должны знать базовые экономические концепции и понятия (потребности, труд, деньги, цена, товары, рынок, спрос, предложение, факторы производства, издержки производства, основной и оборотный капитал, инфляция, налоги, госбюджет, банки, кредит, процент, валюта и др.), уместно их употреблять, уметь логично рассуждать о ключевых экономических проблемах, оказывающих влияние на обучаемых как граждан, работников и потребителей, будущих семьянинов. Естественно, показатели, отражающие ключевые социально-экономические проблемы развития страны и региона, постоянно меняются. Поэтому обучение должно стимулировать самостоятельные поиски обучающимися новой информации [17].

Ряд авторов выделяет причины, определяющие необходимость экономической подготовки школьников:

. Социально-личностное развитие обучающегося, то есть формирование ценностных установок, нравственно-экономических качеств, развитие личностных ресурсов, мотивов, потребности в самопознании, адекватной оценке своей готовности к различным видам социально-экономической деятельности.

. Воспитание субъекта хозяйственных отношений, потребителя, собственника, хозяина, ориентирующегося в сути происходящих макро- и микроэкономических событий, умеющего принимать грамотные и обоснованные решения при рассмотрении хозяйственных вопросов, при планировании экономики семьи.

. Гражданское становление человека: как гражданин демократической страны может (и должен) видеть причинно-следственную зависимость экономических процессов, сознательно вырабатывать и отстаивать своё мнение, влиять на решение общественных вопросов [5].

Необходимость радикального изменения экономического образования вызвана идущими в обществе преобразованиями, экономизацией социальных связей, необходимостью формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развитых и развивающихся стран. Особенно важно готовить молодежь к жизни и работе в непростых условиях рынка. Наблюдаются быстрые темпы распространения экономического образования в учебных заведениях, что обусловлено прежде всего возросшим спросом на знания в области экономики, предпринимательства, актуализацией задачи формирования массовой деловой культуры. Характерной чертой экономического образования в общеобразовательных учреждениях страны является то обстоятельство, что оно включено в процесс профилизации и специализации самого общего образования (начиная с уровня начальной школы). Профильная дифференциация выражается либо в выборе общего экономического направления всей школы, либо в открытии классов экономического профиля. При этом экономическая профилизация чаще всего сводится к выбору учебных программ по углубленному изучению отдельных предметов, либо к введению единичных дополнительных учебных курсов в старших классах по специальным дисциплинам.

Потребность средней школы в углубленном изучении экономических дисциплин возникла практически одновременно с введением курса «Основы экономики» в учебный план. Она реализуется в рамках экономических профильных классов и специализированных учебных заведений (типа гимназий и лицеев). Нормативной основой их функционирования является Закон РФ «Об образовании» [47].


1.2 Задачи и содержание экономического образования школьников

 

Опыт экономической подготовки школьников последних десятилетий наиболее полно удалось обобщить в «Концепции развития социально-экономического образования и воспитания в общеобразовательной школе», которая ведущей идеей считает обращение к человеку, подготовку каждого учащегося к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях [10].

Для достижения этой цели в процессе школьного экономического образования необходимо решить ряд задач:

. Научить делать экономический выбор (принимать решение о выборе). При этом выбор совершается на нескольких уровнях. Например, совершая покупку в магазине, человек выбирает: что именно купить и в каком количестве, сопоставляя свои потребности и денежные ресурсы.

. Научить понимать базовые экономические понятия. Среди них наиболее важные следующие: потребности; ресурсы и их ограниченность; выбор; разделение труда и специализация; цены и ценообразование; собственность и богатство; производительность; рынок, спрос и предложение и ряд других.

. Развить экономически значимые качества и умения: чувство собственника, реального хозяина; экономически осознанное отношение к труду и его результатам; стремление к повышению трудовых доходов, улучшению качества жизни; ориентация на рационализацию труда и повышение его эффективности; готовность участвовать в разнообразных формах деятельности, связанных с рыночной экономикой; способность к достойному нравственному выбору в ситуациях, связанных с экономическими трудностями; умение использовать действующий механизм социально-экономической защиты своих и общественных интересов; потребность в самосовершенствовании и обновлении экономических знаний.

В соответствии с уровнем приобретаемых знаний, умений и навыков выделяются три направления экономического образования: программы в общеобразовательных школах, профильных экономических классах (общеобразовательных школ) и экономических лицеях.

Особенность экономических знаний - в комплексности их содержания, поскольку они объединяют естественнонаучные, гуманитарные, экологические, социальные, политехнические, краеведческие, профессиоведческие и другие сферы. Одной из проблем, касающихся содержания экономического образования, является доминирование знаниевого подхода, где выдвигается на первое место задача заучивания школьниками большого числа экономических терминов в ущерб формированию их функциональной грамотности и нравственной основы выбора. Так, существует ряд понятий и терминов, которые ученикам 1-4-х или 5-8-х классов можно пояснить на интуитивно-конструктивном уровне (например, «монополия», «ликвидность» и др.). Целесообразно включать базовые, концептуальные экономические понятия уже в 1-2-х классах на доступном уровне, а затем обсуждать и использовать их в последующих классах на более высоких уровнях. В классах с углублённым изучением экономики стоит более сложная задача - освоение специальной экономической терминологии и абстрактных экономических моделей [5].

Содержание учебного материала начальной экономической подготовки должно стать основой для дальнейшего изучения экономики в основной школе и предусматривать: формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; ознакомление с наиболее употребляемыми экономическими терминами и понятиями; приобщение к бережливости, экономности; создание условий для творческого отношения к использованию всех видов ресурсов; приобретение начальных экономических знаний и умений через включение в экономическую жизнь семьи, школы, ближайшего окружения; нахождение своего места в экономическом пространстве.

Особенность формирования экономического мышления учащихся средних классов образовательных школ связана с расширением границ изучаемых понятий, с выявлением их свойств, функций, факторов, экономических суждений. Этот этап характеризуется интеграцией экономического и трудового обучения, что очень важно для становления практических экономических навыков и умений, операций и действий, интереса к предпринимательству.

Экономическое образование в старших классах также исходит из социально-психологических особенностей мышления учащихся этого возрастного периода. Здесь возможно уже интеллектуальное обучение с освоением обобщенного теоретического и практического экономического знания, необходимого для конструктивного решения реальных хозяйственных задач и принятия экономических решений. В это время оформляется экономическое мировоззрение, познавательный интерес к принципам функционирования и развития экономических систем, универсальным законам природы и общества, обобщению разрозненных знаний, фактов, информации. Продолжают формироваться практические экономические навыки и умения [47].

Цель экономической подготовки учащихся старшей школы - заинтересованность в непосредственном участии в жизни общества и демократических процессах. Старшеклассники должны:

овладеть знаниями об основных общественно-экономических понятиях, взаимосвязях и проблемах;

получить знания о международном экономическом сотрудничестве и зависимости экономики страны от экономических связей с другими странами;

- научиться разбираться в проблемах, связанных с взаимоотношениями между экономикой, экологией, распределением общественных благ, национальными и интернациональными интересами;

получить знания о сути экономических циклов;

овладеть знаниями основных разделов экономической теории и научиться ими пользоваться при анализе экономических и общественных проблем;

научиться использовать теоретические знания в решении конкретных практических задач и др.

Главная задача учителя - сделать так, чтобы ученик был вовлечен в рабочий процесс и был открыт к усвоению новой информации. Преподавание экономики целесообразно проводить параллельно с практическими занятиями, которые помогают получить полезные навыки. Например, создать воображаемую школьную компанию, в которой ученики приобретут навыки предпринимательской деятельности. Контакт ученика и учителя - вот основа успеха.

Учебное время на экономическую подготовку обучающихся основной школы планируется на основе школьного компонента базисного учебного плана из расчёта 34 часа в год (1 час в неделю), в том числе и за счёт занятий во второй половине дня. Преподавание экономики в старшей школе организуется за счёт часов регионального компонента образовательной обрасти «Обществознание» базисного учебного плана (1 час в неделю) [28].



2020-03-17 392 Обсуждений (0)
Проблемы и перспективы школьного экономического образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы и перспективы школьного экономического образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (392)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)