ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В ПРОФИЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ: РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В ШКОЛЕ
Студентки 5 курса: Васько Валентины Федоровны Научный руководитель: Гайнутдинов Р.К. д.ю.н., доцент
МУРМАНСК 2010 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В ПРОФИЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 1.1 Проблемы и перспективы школьного экономического образования Задачи и содержание экономического образования школьников Особенности школьного экономического образования в профильном обучении 1.4 Организационные формы проведения занятий и виды активных методов обучения при изучении экономики в школе ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОГРАММ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ И РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УРОКОВ ПО ТЕМЕ «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ» В ПРОФИЛЬНОМ КЛАССЕ 2.1 Анализ учебных программ школьных курсов экономики Раздел «Семейный бюджет» в системе экономических знаний 2.3 Методика преподавания темы «Семейный бюджет» и разработка системы уроков для профильного класса ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ СИСТЕМЫ УРОКОВ ПО ТЕМЕ «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ» Констатирующий эксперимент по выявлению знаний в области экономики у обучающихся профильного и базового уровней Формирующий эксперимент. Апробация системы уроков по теме «Семейный бюджет» 3.3 Количественная и качественная обработка полученных данных по результатам экспериментов ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ преподавание экономика школа обучение Нет в человеческом обществе ни одной сферы жизни, ни одной профессии, ни одной страны, где бы человек мог почувствовать себя абсолютно независимым от мира экономики, мог не подчиниться ее законам. Экономика - это особый мир, со своими законами и проблемами, драмами и противоречиями. Он сложен и загадочен, этот мир экономики, а главное - открыт для каждого, кто хочет войти в него активным участником. Сегодня экономическое образование является неотъемлемой частью общего среднего образования и приобретает всё большее значение для успешного развития современного общества. Это обусловлено тем, что жизнь требует от каждого из нас овладения экономической культурой. Знание законов и принципов экономики придает людям уверенность, позволяет им правильно оценивать сложные экономические процессы и самостоятельно принимать правильные хозяйственные решения. В правительственной программе развития страны до 2010 года экономическое и правовое образование в школе названы в числе главных приоритетов [9]. Благодаря целенаправленному обучению, подрастающее поколение получает возможность войти во взрослую жизнь в качестве всесторонне образованного человека и гражданина, с достаточно адекватным представлением об окружающем мире. Экономическое образование всё прочнее утверждается в стенах российской школы и направлено на формирование профильного мышления, экономической культуры, развитие предприимчивости, инициативы, способности принимать нестандартные решения в экономической деятельности, умение анализировать причины экономических событий и явлений, происходящих в стране. Во многих школах ведётся преподавание экономики как отдельного предмета, который вводится, как правило, в старших, реже в средних классах, и совсем редко в младших классах. Это позволяет создать некий базовый уровень экономической грамотности для ориентации обучающихся в окружающем мире, так как жизнь в условиях рыночной экономики требует даже от школьников усвоения элементарных экономических понятий и приобретения рыночных навыков поведения. В преподавании экономики в общеобразовательных учреждениях накоплен определенный опыт, разработано информационное и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, развернуты программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей экономики. Большой вклад в разработку учебно-методической литературы по школьным курсам экономики внесли И.В. Липсиц, Б.А. Райзберг, И.В. Ермакова, Е.В. Савицкая, С.И. Иванов и др. Вопросы развития экономического образования в организации профильного обучения в школах на современном этапе получили широкое освещение в работах С.А. Белозерова, Е.Н. Землинской, С.С. Кравцова, Н. Левиной, И.А. Сасовой, С.Н. Рягина и др. [3; 5; 11; 14; 15; 25; 27]. В центре мира экономики стоит человек, семья. Поэтому жизнь семьи постоянно привлекает пристальное внимание экономической науки. Ведь происходящие в домашней мини-экономике процессы оказывают огромное влияние на национальную экономику в целом. Актуальность выбранной нами темы дипломной работы «Семейный бюджет: реализация в практике преподавания экономики в школе» обусловлена необходимостью приобретения в средней школе теоретических знаний и практических навыков, необходимых для ориентации и существования в современном рыночном мире, создания основ для дальнейшего изучения экономики в ВУЗах, развития экономического мышления и предпосылок правильного ведения домашнего хозяйства. Целью исследования является разработка и апробация системы уроков по теме «Семейный бюджет» в практике преподавания экономики в школе. Для достижения поставленной в дипломной работе цели необходимо решить следующие задачи: - изучить и проанализировать научно-педагогическую, учебно-методическую и учебную литературу по теме исследования; проанализировать имеющийся педагогический опыт экономического образования в школе; разработать систему уроков по теме «Семейный бюджет» для обучающихся 11 профильного (экономического) класса; провести педагогический эксперимент по апробации разработанной системы занятий. Объект исследования: преподавание темы «Семейный бюджет» в классе экономического профиля при изучении экономики. Предмет исследования: процесс разработки и апробации системы уроков по теме «Семейный бюджет» в курсе экономики для старшеклассников. Гипотеза исследования: если в процессе преподавании темы «Семейный бюджет» в курсе экономики применять активные методы обучения, информационные технологии и практико-ориентированные задания, то это позволит повысить качество знаний, усилить интерес обучающихся к изучаемой теме. Для решения поставленных задач, доказательства выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ, синтез, моделирование. эмпирические: наблюдение, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической обработки результатов. Теоретическая значимость дипломной работы состоит в том, что подробно рассмотрены подходы к экономическому образованию в профильном обучении старшеклассников, освещены понятия, проблемы, сущность преподавания темы «Семейный бюджет» в школьном курсе экономики. Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что результаты исследований и методические разработки могут быть использованы для организации учебного процесса по экономике в профильном образовании. Структура работы: дипломная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В ПРОФИЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (323)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |