Анализ розничного товарооборота
В соответствии с Инструкцией Госкомстата РФ под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации: • юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и организацию общественного питания; • физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. Розничный товарооборот делится на товарооборот розничной торговли и общественного питания. В розничной торговле объектами изучения являются объем товарооборота, состав товарооборота, структура товарооборота. Состав товарооборота в свою очередь изучается по видам продаж, организационным формам, формам обслуживания, формам оплаты. Характеристика товарооборота по выделенным признакам дана на рисунке 1, где представлена обобщенная группировка различных видов товарооборота на предприятии.
Рисунок 1 – Состав товарооборота розничной торговли
Состав товарооборота можно анализировать и по другим, соответствующим специфике предприятия, признакам. Структура товарооборота и соотношение реализации товаров по отдельным группам анализируются в соответствии с формой № 3-торг. Действующая система учета и отчетности позволяет изучить внутригрупповую ассортиментную структуру, которая является источником информации для деятельности маркетинговых служб. Необходима дифференциация товарооборота соответствующих групп товаров по видам, артикулам, сортам. Изучение внутригрупповой ассортиментной структуры возможно только на основе инвентаризации и первичной документации. Выбор объекта анализа зависит от цели и уровня анализа. Анализ товарооборота проводится не только на уровне предприятия, но и на макроуровне статистическими органами. Анализ товарооборота по общему объему проводится с целью установления конкурентных позиций предприятия, оценки выбранной ценовой и товарной политики. Анализ товарооборота по структуре позволяет «вычертить» жизненный цикл товара и определить стадию, на которой находится товар, принять меры к снижению потерь связанных со спадом реализации отдельных ассортиментных групп, и разработать предложения по формированию ассортиментного портфеля. Анализ общего объема и структуры товарооборота на федеральном уровне имеет целью установить конъюнктурные колебания, соотнести их со стадиями экономического цикла и принять меры государственного регулирования экономикой. Рассмотрим размер финансовых результатов, получаемых ООО «Топаз Плюс» от продажи товаров (таблица 5). Анализ данных позволяет заключить, что за анализируемый период наблюдается увеличение размера прибыли, получаемой от продажи товаров. Однако, в 2003 году ее значение ниже уровня 2002 года. Продолжая анализ данных выше приведенной таблицы, можно отметить увеличение полной себестоимости продаваемой продукции за анализируемый период в 1,3 раза. На это существенное влияние в первую очередь оказывает ежегодное увеличение затрат на оплату труда, а также материальных затрат, которые включают в себя расходы, связанные с приобретением товаров. В свою Таблица 5 - Финансовые результаты от продажи товаров ООО «Топаз Плюс» (тыс. руб.) Показатели |
Годы | 2004г. к 2002г. в % | |||||||||||
2002 | 2003 | 2004 | |||||||||||
Выручка от реализации товаров | 5708 | 6669 | 7262 | 127,22 | |||||||||
Себестоимость проданных товаров | 4651 | 5455 | 5984 | 128,66 | |||||||||
Коммерческие расходы | 805 | 975 | 1002 | 124,47 | |||||||||
Прибыль (+), убыток (-) от реализации | +252 | +239 | +276 | 109,52 | |||||||||
Рентабельность (+), убыточность (-) продаж, % | +4,62 | +3,72 | +3,95 | -0,67п. |
очередь большое влияние на увеличение материальных затрат оказывают происходящие инфляционные процессы, которые неизбежно влекут за собой удорожание производственных ресурсов.
При этом за три года рост прибыли отстает от роста себестоимости товаров. Так в 2002 году было получено 252 тыс. руб., в 2003 году 239 тыс. руб., а в 2004 году – 276 тыс. руб. прибыли от продажи. То есть наблюдаются значительные колебания в размерах получаемой прибыли от продажи товаров.
Уровень рентабельности продаж в динамике снижается на 0,67 пункта, на что существенное влияние опять же оказало увеличение размера полной себестоимости.
Размер полученной по годам прибыли от продажи продукции, можно представить в виде диаграммы 1.
Диаграмма наглядно отражает, что самый большой размер прибыли от продажи продукции получен в 2004 году.
Источниками информации для анализа товарооборота являются статистическая отчетность, первичные бухгалтерские документы.
Основным первичным документом, используемым в качестве источника данных для анализа, является товарный отчет и прилагаемые к нему документы, подтверждающие сдачу выручки и расходы, произведенные из выручки.
Диаграмма 1 - Распределение прибыли от продажи товаров по годам
Общая схема анализа товарооборота в ретроспективе представлена на рисунке 2.
Необходимо в данном случае заметить, что ретроспективный анализ товарооборота предполагает:
- построение динамических рядов товарооборота по общему объему;
- анализ товарооборота по составу;
- анализ товарооборота по структуре ассортимента;
- анализ товарооборота по внутригрупповой ассортиментной структуре;
- факторный анализ товарооборота, который в свою очередь включает в себя: анализ товарного обеспечения скорости обращения товаров на объем продаж; анализ влияния обеспеченности предприятия основными средствами (торговой площадью, торговым оборудованием) и эффективности их использования; анализ влияния изменения численности персонала и производительности труда на товарооборот; изучение стохастических зависимостей товарооборота от параметров воздействия на сбыт;
- оценку критического объема продаж по фактическим данным о затратах и доходах от реализации.
Прогнозный анализ предполагает:
Анализ
влияния товарного
обеспечения на объем продаж
Анализ
влияния скорости
обращения товаров
на объем продаж
Анализ
влияния обеспеченности предприятия основными средствами и эффективности их использования
Анализ
влияния изменения
численности персонала и производительности труда
Изучение
стохастических зависимостей товарооборота от параметров воздействия на сбыт
Рисунок 2 – Направления анализа товарооборота
- определение критического объема продаж с учетом предполагаемых изменений в издержках и доходах;
- построение альтернативных вариантов структуры товарооборота и выбор оптимального соотношения в реализации товаров.
Для выявления общей тенденции развития товарооборота следует воспользоваться методами укрупнения интервалов и сглаживания ряда с помощью скользящей средней.
Метод укрупнения интервалов применяется для выявления тренда в рядах динамики колеблющихся уровней, затушевывающих основную тенденцию развития. Этот метод основан на укрупнении периодов, к которым относятся уровни ряда динамики.
Для подобного анализа представим данные об объеме товарооборота по кварталами произведем расчет абсолютных и относительных показателей ряда динамики (Приложение Ж).
Как видно наблюдаются значительные колебания в структуре товарооборота по годам.
Подобный анализ позволил определить темпы роста и прироста получаемых результатов от продажи товаров ООО «Топаз Плюс». Не смотря на то, что в динамике наблюдается увеличение размеров выручки, все же темпы роста и прироста имеют отрицательное значение. Это объясняется тем, что наблюдается нестабильное положение с объемами продаж в разные периоды года. Поэтому в данном случае целесообразным будет проведение дальнейшего анализа с целью определения индекса сезонности.
Поэтому для дальнейшего анализа необходимы укрупненные данные. Результаты укрупнения приведены в таблице (приложение К).
В данном случае необходимо заметить, что, когда в рядах динамики наблюдается постоянная тенденция к изменению уровня (росту или снижению), простые методы выявления сезонной волны колебаний товарооборота (метод простой средней или относительных величин) непригодны. В этом случае сезонная волна должна исчисляться не к постоянной средней, а к средней переменной, изменение которой выражает тенденцию ряда.
Применение в анализе рядов динамики методов укрупнения интервалов позволяет выявить тренд для его описания, но получить обобщенную оценку тренда с помощью этих методов невозможно. Измерение тренда достигается с помощью метода аналитического выравнивания. Исследуемые динамические ряды товарооборота не имеют явной тенденции к росту, спаду или постоянству, и форма связи неочевидна. В этом случае расчет модели производится с применением нескольких уравнений регрессии.
Для измерения тренда можно воспользоваться двумя функциями:
1) прямолинейной функцией
(1)
2) функцией параболы второго порядка
(2)
Параметры уравнения а и а находятся по формулам:
; (3)
Данные для расчета параметров прямолинейной функции и теоретические значения товарооборота представлены в таблице (приложение Л).
Для начала найдем параметры а и а :
а = =1636,58;
а = = 45,87.
Таким образом, получаем прямолинейную функцию:
.
Подставляя последовательно значения времени t, получим теоретические уровни товарооборота. Ошибка аппроксимации для прямолинейной формы тренда составит:
Далее предположим, что тренд товарооборота приближается к функции параболы второго порядка
(4)
Параметры уравнения а , а и а находим из системы нормальных уравнений, при значения параметров рассчитываются по формулам:
(5)
(6)
(7)
Расчет параметров уравнения проведем по данным таблицы (приложение М).
Последовательно подставляя значения времени t и t , получим теоретические значения тренда . Результаты расчетов представлены в таблице 6.
Таблица 6 – Расчет индекса сезонности методом простых средних
Месяц | 2002 год (тыс. руб.) | 2003 год (тыс. руб.) | 2004 год (тыс. руб.) | (тыс. руб.) | |
Январь | 580 | 705 | 739 | 675 | 110,0 |
Февраль | 498 | 502 | 587 | 529 | 95,5 |
Март | 557 | 550 | 508 | 538 | 86,2 |
Апрель | 406 | 408 | 517 | 444 | 96,8 |
Май | 592 | 420 | 503 | 505 | 119,1 |
Июнь | 402 | 413 | 550 | 455 | 82,4 |
Июль | 372 | 508 | 514 | 465 | 95,7 |
Август | 354 | 490 | 598 | 481 | 128,7 |
Сентябрь | 531 | 532 | 441 | 501 | 105,6 |
Октябрь | 401 | 613 | 692 | 569 | 86,0 |
Ноябрь | 412 | 638 | 708 | 586 | 80,7 |
Декабрь | 603 | 890 | 905 | 799 | 113,2 |
Итого | 5708 | 6669 | 7262 | 6547 | * |
Как видно из данных таблицы, денежная выручка ООО «Топаз Плюс» на протяжении трехлетнего периода времени значительно увеличивается. В среднем за три года размер денежной выручки составил 6547 тыс. руб.
Далее рассчитаем ошибку аппроксимации для получения функции тренда в виде параболы второго порядка по формуле:
Из сравнения коэффициентов аппроксимации следует, что ошибка меньше при выражении динамики товарооборота в виде параболы второго порядка, значит, эта модель более адекватно описывает динамику развития товарооборота.
Однако значительных различий в применении моделей нет, поэтому в дальнейших расчетах принимается прямолинейная функция.
По данным таблицы 6 видно, что минимальное значение объема продаж приходится на середину года, а в конце года объем товарооборота растет и к декабрю достигает максимального значения, причем наблюдается резкий скачок. Это говорит о том, что при прогнозировании объема продаж на следующий год необходимо учитывать неравномерное распределение товарооборота в течение года.
Для наглядности представим индексы сезонности в виде графика (диаграмма 2).
Таким образом, подводя итоги проведенному анализу, необходимо отметить, что ООО «Топаз Плюс» свойственно устойчивое финансовое положение. Однако для сохранения стабильного финансового положения, а также увеличения размеров получаемой прибыли от продажи товаров ООО «Топаз Плюс» необходимо соблюдать следующие условия:
1) обеспечить правильную организацию материальной ответственности за товары;
2) проверять правильность документального оформления, законность и целе-
Диаграмма 2 – Индекс сезонности
сообразность товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;
3) проверять полноту и своевременность оприходования товаров материально ответственными лицами, правильное и своевременное списание реализованных и отпущенных товаров;
4) осуществлять контроль за соблюдением нормативов товарных запасов, выявлять неходовые, залежалые и недоброкачественные товары;
5) контролировать правильность применения цен;
6) своевременно и правильно выявлять финансовые результаты деятельности предприятия.
2020-03-17 | 338 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Анализ розничного товарооборота |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы