Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Особенности и пути предупреждения детского алкоголизма



2020-03-17 224 Обсуждений (0)
Глава 1. Особенности и пути предупреждения детского алкоголизма 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение

Глава 1. Особенности и пути предупреждения детского алкоголизма

Понятие и сущность алкоголизма

Факторы риска, вызывающие приобщение детей к алкоголизму

Особенности использования психолого-педагогических путей в предупреждении детского алкоголизма

Выводы по главе 1

Глава 2. Использование психолого-педагогических путей в предупреждении детского алкоголизма

Исследование уровня сформированности антиалкогольных установок у детей младшего школьного возраста

Формирование антиалкогольных установок у детей младшего школьного возраста

Результаты экспериментального исследования по формированию антиалкогольных установок у детей младшего школьного возраста

Выводы по главе 2

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

 

В наши дни резко снижается возраст первого знакомства с алкоголем. Как свидетельствуют данные наркологических служб, большинство малышей впервые узнали вкус алкоголя в 5-7 лет. В России зарегистрировано 6,5 тысяч детей в возрасте до 14 лет и 41 тысяча подростков до 18 лет, которым поставлен диагноз "хронический алкоголизм".

О проблеме детского алкоголизма в России специалисты впервые заговорили в начале 90-х гг. И с каждым годом этот социальный недуг прогрессирует: как показывает статистика, за последние 10 лет количество детей и подростков, систематически употребляющих алкоголь, увеличилось почти в три раза.

В настоящее время имеется много литературы, где в популярной форме рассказывается о вреде алкоголя и наркотиков. Однако в ней зачастую раскрываются либо медицинский и юридический аспекты, либо внешняя сторона этой сложной проблемы.

Авторы-публицисты (Д.Д. Еникеева, В.Н. Ягодинский, Б.М Левин, М.Б Левин, З.В. Бажанова, Л.Богданович, С.Шевердин и др.) в популярной форме рассказывают о сущности алкоголизма, особенностях его формирования и развития, природе предрасполагающих к заболеванию факторов, рассказывают истории из жизни людей, ставших на путь алкоголизма, призывают "всем миром" встать на борьбу с этим злом.

Авторы-врачи (наркологи, психиатры, педиатры) (В. Бенюмов, О. Костенко, К. Флоренсова, А.В. Веко, Ю.С. Бородкин, Т.И. Грекова, Н.Я. Копыт, Е.С. Скворцова, Н.Н. Иванец, А.Л. Игонин, И.Н. Пятницкая и др.) обычно акцентируют внимание на трагических последствиях для жизни и здоровья ребенка, употребляющего алкоголь.

Авторы-юристы (А.И. Алексеев, С.И. Герасимов, А.Я. Сухарев, В.В. Горинов, Т.Б. Дмитриева, Т.П. Печерникова, Б.В. Шостакович и др.) приводят подробную статистику преступлений, совершенных или в состоянии опьянения, или с целью добыть деньги на приобретение алкоголя, наркотиков.

Ознакомившись с работами отечественных исследователей, педагоги, психологи и родители могут достаточно полно представить, что ждет ребенка, если у него разовьются пагубные привычки. Однако ответить на вопрос как предупредить возникновение алкоголизма у детей, эти исследования не могут.

Среди множества книг, посвященных проблемам алкоголизма практически нет работ, рассматривающих именно психолого-педагогический аспект предупреждения этих явлений у несовершеннолетних. В основном, все выше названные авторы в своих исследованиях предлагают меры по борьбе уже с формировавшимся алкоголизмом. Среди этих мер наиболее актуальными считаются информационные меры (широкое распространение информации о вредном воздействии алкоголизма на здоровье ребенка), медицинские (лечение от алкоголизма), правовые (административное наказание родителей за ненадлежащее воспитание детей). И лишь в отдельных исследованиях рассматриваются психолого-педагогические меры по предупреждению алкоголизма (Д.В. Колесов, Н.Ю. Максимова, Т.И. Шерер, С.И. Петухов).

Между тем именно педагоги и школьные психологи в первую очередь должны быть вооружены знаниями о том, как предвидеть и не допустить возникновение психической зависимости от алкоголя у учеников. Педагог и психолог должны уметь распознать тех детей, которые уже начали употреблять алкоголь, и самое главное, знать, какие меры следует предпринять для коррекции таких отклонений в развитии их личности. Особое внимание необходимо обратить на предупреждение зависимости, ведь золотое правило медицины гласит - "болезнь легче предупредить, чем лечить".

Анализ научно-педагогической литературы и практики показал, что процесс антинаркогенного воспитания детей психолого-педагогическими методами является одним из менее разработанных вопросов. Существующее противоречие между необходимостью предупреждения алкоголизма у детей и недостаточным научным и организационно-методическим обеспечением этого процесса обусловило проблему исследования: использование каких путей предупреждения алкоголизма может сделать процесс антиалкогольного воспитания более эффективным. В связи с этим был сделан выбор темы нашего исследования: "Психолого-педагогические пути предупреждения алкоголизма у детей".

Объект исследования - предупреждение алкоголизма у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Мы ограничиваем наше исследование этим возрастным рубежом, так как считаем, что антиалкогольное воспитание должно начинаться задолго до того, как у ребенка появится реальная возможность встречи с наркогенным соблазном, будь то алкоголь, курение или наркотики.

Предмет исследования - психолого-педагогические пути предупреждения алкогольной зависимости у детей.

Цель исследования - выявление возможностей психолого-педагогических путей в предупреждении алкогольной зависимости у детей.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс предупреждения алкоголизма у старших дошкольников и младших школьников будет эффективным, если будут использованы следующие психолого-педагогические пути:

1. превентивное образование детей и взрослых, в целях формирования установки на здоровый образ жизни;

. психокоррекционная работа детьми "группы риска" по профилактике аддиктивного поведения;

. психологическая помощь детям из семей, отягощенных алкогольной зависимостью.

Задачи исследования:

1. проанализировать литературу по теме и выявить основные понятия исследования;

2. определить особенности отношения к алкоголю детей дошкольного и младшего школьного возраста;

.   выявить эффективность психолого-педагогических путей предупреждения алкогольной зависимости у детей;

4. сделать выводы и разработать программу превентивного образования по формированию здорового образа жизни и предупреждения вредных привычек у детей.

Методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы, наблюдение, анкетирование, беседы, эксперимент.

Теоретическое значение исследования определяется тем, что в нем охарактеризованы психолого-педагогические пути предупреждения алкогольной зависимости у детей.

Материалы исследования могут быть использованы при разработке программы по формированию здорового образа жизни и антиалкогольному воспитанию детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.


Глава 1. Особенности и пути предупреждения детского алкоголизма



2020-03-17 224 Обсуждений (0)
Глава 1. Особенности и пути предупреждения детского алкоголизма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Особенности и пути предупреждения детского алкоголизма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)