Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Результаты экспериментального исследования по формированию антиалкогольных установок у детей младшего школьного возраста



2020-03-17 258 Обсуждений (0)
Результаты экспериментального исследования по формированию антиалкогольных установок у детей младшего школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для выявления результатов экспериментального исследования использовался та же беседа для детей и наблюдения, что и при проведении исследования на первом этапе. Результаты представлены на диаграмме 2. Сравнив показатели диаграмм 1 и 2,, можно сделать вывод о том, что у нас существенно повысился уровень антиалкогольных установок у детей. Так в группу с высоким уровнем можно отнести уже 53% учеников (было 12%). Теперь эти дети понимают опасность алкоголя для своего здоровья, у них сформированы представления о негативном воздействии наркогенных веществ на организм человека. Кроме того, для этой группы детей характерен высокий уровень общения, они быстро адаптировались и уверенно держаться в коллективе. Участие в формирующем эксперименте помогло детям правильно организовать свое свободное время, получить навыки ухода за своим организмом.

С 59 % до 35% уменьшилась группа со вторым уровнем формирования антиалкогольных установок, к третьей группе, с низким уровнем, после эксперимента можно отнести лишь двух детей.

В две последние группы вошли дети из "группы риска" и неблагополучных семей. Хотя результатом работы по программе и отдельных консультаций и занятий с психологом стало снижение детей из "группы риска", для профилактики алкоголизма в этих группах потребуется более продолжительная и комплексная работа, как с детьми, так и с их родителями. Это может быть работа психолога в школе, а также социального педагога и валеолога СРЦН г. Прокопьевска.

В целом можно отметить положительный результат эксперимента, выразившийся не только в росте антиалкогольных представлений у младших школьников, расширению представлений о негативных последствиях их употребления для организма, но и в пробуждении интереса к собственному организму и здоровью, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.

Полученные результаты позволяют нам сделать вывод, что гипотеза нашего исследования о том, что процесс предупреждения алкоголизма у старших дошкольников и младших школьников будет эффективным, если будут использованы превентивное образование детей и взрослых в целях формирования здорового образа жизни; психокоррекционная работа детьми "группы риска" по профилактике аддиктивного поведения и психологическая помощь детям из семей, отягощенных алкогольной зависимостью, полностью подтверждена.

Однако на этом не следует останавливаться. Для формирования полноценной антиалкогольной установки у детей необходима постоянная работа в этих направлениях в течение всех лет обучения, а не только в младших классах. Кроме школы и СРЦН в этом процессе должны принимать участие и родители детей. Взрослые должны понять, что от того насколько здоров их ребенок, насколько он сможет противостоять наркогенному воздействию микросреды, зависит будущее их ребенка. Особое внимание следует обратить на семьи, где родители постоянно употребляют алкоголь. Детям из этих семей необходимо постоянное внимание со стороны педагогов и психолога. При необходимости эти семьи должны быть поставлены на учет в СРЦН, где и родителям и детям может быть оказана квалифицированная помощь специалистов Центра.

Выводы по главе 2

 

Итак, нами был проведен эксперимент, в ходе которого были выявлен уровень антиалкогольной установки у детей класса, дети из неблагополучных семей и дети из "группы риска". На основе полученных сведений нами была разработана и внедрена программа "Здоровым быть" для превентивного образования детей. В ходе занятий использовались различные формы и методы их проведения, соответствующие младшему школьному возрасту. Особый интерес у детей вызвали игровые формы, такие как ролевые игры, игры-инсценировки, игры-обсуждения.

Формирование негативного отношения к наркотизации осуществлялось через воспитание у детей мотивации здорового образа жизни, формирование представлений о собственном теле, понимания его красоты и совершенства, осознания важности заботливого отношения к своему организму.

Кроме работы по программе проводилась дополнительные занятия психолога школы с детьми из семей, отягощенных алкогольной зависимостью и "группы риска" по коррекции взаимоотношений и социальной адаптации, уровня самооценки детей. Несмотря на имеющиеся положительные результаты работы с детьми из этих групп, нужно отметить, что здесь в первую очередь необходима работа с семьями, так как нарушения взаимоотношений в семье является одним из главных социальных факторов возникновения алкоголизации. Именно поэтому родителям детей, нуждающихся в психологической и иной помощи, были даны рекомендации обратиться к специалистам СРЦН г. Прокопьевска.

В целом результаты эксперимента можно признать положительными. Нам удалось сформировать у первоклассников:

§ основные приемы укрепления здоровья;

§ знания о последствиях употребления наркогенных веществ;

§ правила предупреждения вредных привычек;

§ способы развития полезных привычек и активного образа жизни.


Заключение

 

Тема нашей выпускной квалификационной работы "Психолого-педагогические пути предупреждения алкоголизма у детей".

Выработка у подрастающего поколения устойчивости к наркогенному влиянию среды требует пристального внимания социальных педагогов, поскольку общество остро нуждается в работе по ограждению детей от пагубного влияния алкоголя. При этом профилактика алкоголизма среди детей должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания и обеспечивать решение не только собственно антинаркогенных, но также и общих задач воспитания.

На основе исследования теоретических и практических материалов нами выявлено, что важнейшими направлениями в психолого-педагогической антиалкогольной работе являются:

а) обучение детей умению противостоять жизненным трудностям и конфликтам, навыкам социальной адаптации;

б) формирование у детей отрицательного отношения к наркогенным веществам и последствиям их употребления, личностного иммунитета к соблазну;

в) формирование у детей навыков здорового образа жизни.

На этой основе становится возможной способность противостоять наркогенному воздействию микросреды, в том числе испытать на себе действие того или иного вещества.

Теоретический анализ литературы и проведенный нами эксперимент подтвердили актуальность проблемы обозначенной в работе.

В ходе экспериментального исследования для предупреждения алкоголизма по отмеченным выше направлениям, нами были использованы различные психолого-педагогические пути предупреждения алкоголизма у младших школьников, а именно:

§ внедрение программы превентивного образование детей и взрослых "Здоровым быть"";

§ проведение психокоррекционной работы с детьми "группы риска" по профилактике аддиктивного поведения;

§ психологическая помощь детям и их родителям из семей, отягощенных алкогольной зависимостью.

Значительный рост уровня антиалкогольных представлений у первоклассников подтвердил гипотезу исследования, тем самым доказал эффективность использования психолого-педагогических методов в предупреждении алкоголизма. Мы доказали, что существует прямая связь между характером и содержанием психолого-педагогической работы по предупреждению алкоголизма и уровнем формирования антиалкогольных установок у младших школьников.

Новизна нашего исследования заключается в разработке и внедрении на этапах практического эксперимента программы "Здоровым быть", позволяющей уже на этапе младшего школьного возраста сформировать личностный иммунитет к наркогенным воздействиям среды.


Список литературы

 

1. Алексеев А.И. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы / А.И. Алексеев, С.И. Герасимов, А.Я. Сухарев. - М.: НОРМА, 2001. - 481с.

2. Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи.- М.: Юрид. лит., 1988.- 176 с.

.   Антиалкогольное гигиеническое воспитание в школе: Метод. рекомендации.- М.; Минздрав СССР, 1984.-24 с.

.   Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников / Под ред. А.Л. Гройсмана. - М.: Магистр, 1999. - 95с.

.   Бажанова З.В. Человек и алкоголь - кто победит?: (Научно-популярный очерк). - Новокузнецк, 1997. - 47с.

.   Балякин В.А., Токсикология и экспертиза алкогольного опьянения.- М.: Наука, 1962.

.   Бездна: Бич XX века: пьянство, наркомания, СПИД.- М.: Мол. гвардия, 1988.-318 с.

.   Большая медицинская энциклопедия: 3 изд., Т. 1. -М., - 1976. - С. 244-53.

.   Бородкин Ю.С. Алкоголизм: причины, следствие, профилактика/ Ю.С. Бородкин, Т.И. Грекова. - Л: Наука, 1987. - 160 с. - (Серия "Трезвость - норма жизни").

.   Брайен Дженни. Алкоголь [Текст]. - М. : Махаон, 1998. - 31с. : ил. - (Серьезный разговор).

.   Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 175 с.

.   Бубнов, В.Г. Основы медицинских знаний: Спаси и сохрани: Учеб.пособие для учащихся 9-11 кл. общеобр. учр. и препод.-орг. курса "ОБЖ". - М. : АСТ-ЛТД, 1997. - 398с. : ил.

.   Валежин А. Секреты нарколога / Валежин А. - Красноярск: Бонус, 1998. - 110 с.

.   Веко А.В. Алкоголизм: избавление от зависимости, лечение, профилактика. - МН.: Современный литератор, 1999.-192 с.

.   Вуилстик К. Санитарное просвещение по вопросам курения, алкоголизма и наркомании//Европейское национальное бюро ВОЗ. -Копенгаген, 1981. - С.27-33.

.   Глоссарий.ру: Словари по естественным наукам [Электронный ресурс] // http:slovari.yandex.ru. - Проверено 15.10.2005.

.   Демьянов Ю.Г. Диагностика психических нарушений [Текст]: практикум / Ю.Г. Демьянов. - СПб. : МиМ: Респекс, 1999. - 224с.

.   Дольто Ф. Концепции отрочества: [Статьи] / Ф. Дольто // Подросток и семья: Хрестоматия. - Самара. - 2002. - С.175-231.

.   Европейский план действий по борьбе с потреблением алкоголя. - Киев: МПП "Друкар", 1993. - 74 с.

.   Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: Учеб. пособие для сред. и высш. пед. учеб. заведений / Д.Д. Еникеева. - М.: Академия, 1999. - 144с. - (Педагогическое образование).

.   Еникеева, Д.Д. Как помочь пьющему человеку. - М.: БИНОМ [Восточная Книжная Компания], 1997. - 192с. - (Беседы с доктором).

.   Завьялов В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости. - Новосибирск: Наука, 1988. - 116 с.

.   Иванец Н.Н., Игонин А.Л. Клиника алкоголизма// Алкоголизм. Руководство для врачей/Под ред. Г.В. Морозова. -М.: Медицина, 1983.

.   Канторович H. В. Медицинская психология: Учебник для студентов мед.ин-тов / H.В.Канторович. - Ташкент: Медицина Уз СССР, 1971. - 304с.

.   Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание: Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт - Воронеж: МОДЭК, 2001. - 192 с.

.   Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. - М.:Педагогика, 1984. - 127 c.

.   Коробкина З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учебное пособие для вузов / З.В. Коробкина, В.А. Попов. - М.: Академия, 2002. - 189с. - (Высшее образование).

.   Короленко И.П., Завьялов В.Ю. Личность и алкоголь.- Новосибирск: Наука, 1987. - 96 с.

.   Коррекционная педагогика: Учебное пособие / И.А. Зайцева, В.С. Кукушин, Г.Г. Ларин и др.; Под ред. В.С. Кукушина. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2002. - 301с. - (Педагогическое образование).

.   Кочеткова Р.В. Результаты анонимного анкетного опроса учащихся по поводу употребления алкоголя//Вопросы организации психиатрической и наркологической помощи подросткам.- Тамбов, 1984. -С. 99-101.

.   Левин Б.М., Левин М.Б. Не оступись. М.: Мысль, 1988. - 129 с.

.   Легальные и нелегальные наркотики: Российско-германское учебное пособие: Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков: [В 2 ч.]: Ч.1 / Центр международных молодежных контактов; Под ред. В.А. Ананьева. - СПб.: ИМАТОН, 1998. - 69с. - (В помощь школьному психологу и учителю).

.   Макеева А.Г. Долго ли до беды?: Педагогическая профилактика детского наркотизма / А.Г. Макеева, И.А. Лысенко; Худож. Е. Чернова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. - 159с.: ил. - Приложение к журналу "Обруч".

.   Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 384 с.

.   Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона [Электронный ресурс] // http:slovari.yandex.ru. - Проверено 15.10.2005.

.   Мастюкова Е.М. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме [Текст] : книга для учителя / Е.М. Мастюкова, Г.В. Грибанова, А.Г. Московкина. - М : Просвещение, 1989. - 76,[2]с.

.   Матвеев В.Ф., Гройсман А.Л. Профилактика вредных привычек школьников: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1987.-94 с.

.   Маюров А.Н. Антиалкогольное воспитание.- М.: Просвещение, 1987.- 189 с.

.   Медико-социальные аспекты алкоголизма. (В помощь лектору).- М.: Минздрав СССР, 1986.-55 с.

.   Методические рекомендации по изучению проблемы потребления алкоголя и разработке соответствующих мероприятий ВОЗ.-Женева, 1988.

.   Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь: В семье зависимость от алкоголя или наркотиков; Как выжить тем, кто рядом? / В.Д. Москаленко. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 335с.

.   Наркология / Ред. Л.С. Фридмани др.; Пер. с англ. Н. Андреевой и др. - 2-е изд., испр. - М. : БИНОМ;СПБ.: Невский диалект, 2000. - 319с.

.   Николаева З.А. Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания: Понятие. Вопросы квалификации. Рекомендации. - М.: Юристъ, 1998.

.   Островский Ю.М., Сатановская В.И., Садовник М.Н. Биологический компонент в генезисе алкоголизма.- Мн, 1986.

.   Панченко Л.Ф., Брусов О.С. Опиатные системы мозга// Биологические основы алкоголизма. -М.: МЗ СССР, 1984. -С. 31-39.

.   Парень, ты попал...: [Энциклопедия]. - М. : РИПОЛ КЛАССИК; Саратов: Научная книга, 1998. - 480с. : ил. - (Энциклопедия для юношей).

.   Педагогика здоровья: Программа и методическое руководство для учителей начальной школы / Л.М. Феррои, Е.О. Смирнова, И.В. Вачков и др.; Под ред. В.Н. Касаткина. - М.: Линка-Пресс, 1998. - 336с.

.   Подласый И.П.. Курс лекций по коррекционной педагогике [Текст]: Учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 350с. - (Коррекционная педагогика).

.   Положение детей и молодежи в России. Проблемы, политика, благотворительная деятельность: Обзор / Авт.-сост.: О. Здравомыслова, М. Арутюнян, Ю. Качалова и др.; Международный молодежный фонд. - М.: Агенство социальной информации, 1998. - 80с.

.   Профилактика наркоманий и токсикомании у подростков /Сост. В.Ю. Котляков, О.В. Смердов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.-

.   Пятницкая И.Н. Злоупотребление алкоголем и начальная стадия алкоголизма.- М.: Медицина, 1988.

.   Родители и подростки: [Статьи]// Подросток и семья: Хрестоматия.-Самара. - 2002. - С.519-646

.   Скворцова Е.С. Алкоголь, женщины, подростки [Текст] / Е.С. Скворцова. - М.: Медицина, 1988. - 40с. - (Научно-популярная медицинская литература. Противоалкогольная пропаганда.).

.   Социальная педагогика [Текст] : курс лекций / [М.А. Галагузова и др.] ; под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 415, [1] с. - (Учебное пособие для вузов).

.   Социальная психология [Текст]: Учебное пособие для вузов / И.И. Аминов, О.В. Афанасьева, М.Г. Дебольский и др.; Под ред. А.М. Столяренко. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 543с. - (Психология XXI в.).

.   Социальная энциклопедия / Гл. ред. А.П. Горкин; Авт. предисл. А.А. Ткаченко; М-во труда и соц. развития РФ. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 437с.

.   Социология молодежи [Текст]: Учебное пособие для вузов / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, Ф.Д. Кадария и др. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 575с.

.   Судебная психиатрия: Учебник для вузов / Горинов В.В., Дмитриева Т.Б., Печерникова Т.П., Шостакович Б.В.; Под ред. Б.В. Шостаковича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Зерцало, 1997. - 383с.

.   Тихорский Е. Как бросить пить: [Действенный способ избавления от пьянства]. - СПб.: Комплект, 1997. - 221с. - (Рука помощи).

.   Углов Ф.Г. Ломехузы: [Очерк]. - Л.: Б.и., 1991. - 159с.

.   Уолш Д. Медико-социальные проблемы, связанные с употреблением алкоголя, и их предупреждение//Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген, 1985.

.   Хомик В.С., Шихирев П.Н. Алкоголизм: опыт психологических исследований в СССР //Психологический журнал.- 1987.- Т. 8.- № 6.- С. 130-139.

.   Чумаков Б.Н. Валеология: Избранные лекции: Учеб. пособие. - М. : Рос. пед. агентство, 1997. - 245с.

.   Шабанов П.Д. Руководство по наркологии. - 2-е изд. - СПб.: Лань, 1999. - 349с. - (Мир медицины).

.   Шабанов П.Д. Биология алкоголизма: [Монография]. - СПб.: Лань, 1998. - 271с.

.   Шерер Т.И. Психолого-педагогические подходы к профилактике наркомании в образовательных учреждениях/Т.И. Шерер, С.И. Петухов: Методическое пособие. - Новокузнецк, 2002. -100 с.

.   Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. - 2-е изд., расшир. и доп. - СПб.: Питер, 1999. - 652с. : ил. - (Мастера психологии).

.   Ягодинский В.Н. Уберечь от дурмана: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 96 с.

.   Яценко Ю.Т. Двойная жизнь [Текст]: Девиртуализация алкоголизма: пособие для алкогользависимых людей и членов их семей / Яценко Ю.Т. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. - 94 [1] с. - (Новые технологии лечения зависимостей; Вып.1).


Приложение 1. Беседа с детьми "полезные и вредные продукты"

 

1. а) Какие продукты могут помочь человеку стать здоровым? б) Какие продукты могут ухудшить здоровье человека?

2. Какие вещества могут изменить настроение человека: сделать его грустным, печальным, злым?

.   Какие вещества могут изменить настроение человека: сделать его веселым, озорным, смешливым?

.   Какие вещества нельзя использовать никому и никогда?

.   Какие вещества нельзя использовать детям, так как они опасны для их здоровья, а взрослым от них вреда не будет?

.   Какие вещества можно использовать очень редко (при частом применении они могут навредить здоровью)?

.   У каких веществ может быть приятный вкус, цвет, запах?

.   Вкус каких веществ тебе знаком? (Этот вопрос требует уточнения со стороны взрослого. Если ребенок отвечает, что пробовал алкоголь или курил, следует спросить, сколько раз и при каких обстоятельствах это происходило. Беседу нужно вести очень доброжелательно и не настаивать на ее продолжении, если ребенок неохотно отвечает на вопросы.)

.   Какие вещества ты не пробовал, но попробуешь, когда станешь взрослым (если никто не узнает, если сможешь достать и т. д.)?

.   Какие вещества из тех, что нарисованы на табличках, ты видел (уточнить - где и при каких обстоятельствах ребенок сталкивался с одурманивающими веществами)?

.   Видел ли ты, как другие люди используют эти вещества? Используют ли эти вещества твои родители?

 




2020-03-17 258 Обсуждений (0)
Результаты экспериментального исследования по формированию антиалкогольных установок у детей младшего школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Результаты экспериментального исследования по формированию антиалкогольных установок у детей младшего школьного возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)