Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исследование уровня сформированности антиалкогольных установок у детей младшего школьного возраста



2020-03-17 228 Обсуждений (0)
Исследование уровня сформированности антиалкогольных установок у детей младшего школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Цели эксперимента:

§ выяснить, как дети относятся к различным наркогенным веществам, а, следовательно, и узнать, насколько актуальна профилактическая работа для каждого конкретного ребенка;

§ выявить уровень информированности детей об аспектах наркотизма;

§ выявить детей из "группы риска" и семей, отягощенных алкогольной зависимостью.

Нами было проведено тестирование 17 детей, а также анкетирование их родителей и учителей, работающих с данным классом.

Беседа с детьми "Полезные и вредные продукты".

Для проведения беседы были подготовлены таблички с изображением и подписями к ним различных веществ и продуктов, которые употребляются в обычной жизни: "вино", "молоко", "сигареты", "фрукты", "водка", "таблетки", "масло", "конфеты", "мясо", "пиво", "творог", "торт", "шампанское" и т. п. (таблички с подчеркнутыми веществами должны быть обязательно). С каждым ребенком беседовали отдельно.

Перед началом беседы детям давалась следующая инструкция: "Посмотри внимательно на таблички. Перед тобой изображения продуктов, которые используют разные люди. Все ли рисунки тебе понятны? Я буду задавать вопросы, а тебе для ответа нужно только отобрать соответствующие таблички. Ты можешь взять любое количество табличек при ответе на вопрос или не выбрать ни одной. Не бойся ответить неправильно, любой твой ответ, если ты считаешь его верным, получит хорошую оценку".

Вопросы беседы приводятся в Приложении 1.

Мы уже говорили в первой главе нашего исследования, что к 7 годам большинство детей имеют сведения не только об алкоголе, никотине, но и о наркотиках. Но, поскольку кому-то из детей этот термин может быть еще незнаком, из этических соображений нами он не использовался. Однако в ходе тестирования мы делали несколько уточняющих вопросов, позволяющих определить реальный уровень осведомленности ребенка. Так, при обсуждении вопроса 2 просили ребенка назвать вещества, не нарисованные на табличках, но которые тоже опасны для здоровья человека. Из 17 детей 10 назвали такие вещества как наркотики, двое из детей на вопрос "Как принимаются наркотики" сказали, что "Делают укол, курят или нюхают". Источниками полученной информации дети назвали кинофильмы. Один из детей смог назвать внешние признаки проявления приема наркотиков человеком. На вопрос "Откуда он это знает?" ребенок ответил, что у него соседи наркоманы. Таким образом, результаты тестирования помогли решить весьма сложный и деликатный вопрос: стоит ли включать в обсуждение тему, связанную именно с наркотическими веществами? Если дети уже знают о существовании таких веществ, о специфических эффектах, вызываемых ими, то нужно ли бояться говорить об этом вслух? Наоборот, своевременный разговор поможет предотвратить формирование у детей положительного отношения к одурманиванию.

При оценке результатов фиксировалось, сколько раз и при ответе на какие вопросы дети использовали таблички "вино", "сигареты", "водка", "вино", "шампанское", "наркотики". См. Приложение 1. Протоколы обследования. Нас насторожил выбор большого числа вышеупомянутых карточек при ответе на вопросы 3, 6, 7, 8, 9, 10. При беседе получены противоречивые, на первый взгляд, результаты. Так, отвечая на вопросы 5, 6, 7, дети называли одни и те же продукты. Например, четверо из детей считают, что у вина может быть приятный вкус, цвет, запах и в то же время они понимают, что при частом применении вино может навредить здоровью. Хотя ребята знают, что вино нельзя пить детям, так как оно опасно для их здоровья, допускают, что взрослым от вина вреда не будет. Причина такого противоречия - отсутствие представления об абсолютной опасности любых форм одурманивания.

Оценить уровень распространения наркогенных традиций в ближайшем окружении детей позволили ответы на вопросы 11 и 12. Так почти все дети (16 человек) отметили, что их родители употребляют спиртные напитки, трое детей сказали, что их папы пьют водку, часто приходят с работы пьяными. Четверо детей из класса признались, что уже пробовали вино и шампанское, трое - пиво, а главное - что алкоголь им понравился. Им использовались такие определения и эпитеты алкогольных продуктов как "вкусное, сладкое, стало весело, шампанское как газировка, также с пузырьками…".

По результатам беседы мы выделили три уровня формирования антиалкогольной установки детей: высокий, средний и низкий. (См. Приложение. Диаграмма 1)

К высокому уровню отнесли детей, у которых сформированы представления о здоровом образе жизни (необходимости режима дня, зарядки, закаливании, правильном питании, уходе за собственным организмом), о вреде наркогенных веществ и их влиянии на организм. Среди детей класса к высокому уровню формирования антиалкогольной установки по результатам первого этапа эксперимента можно отнести лишь двух детей (12%). Эти дети, начиная с детского сада, занимаются в спортивной секции, в их семьях большое внимание уделяется здоровью детей и правильной организации их учебы.

Для среднего уровня формирования антиалкогольной установки характерно противоречивое восприятие вреда наркогеннных веществ для организма. Они считают алкоголь и курение опасным для своего здоровья, однако большинство из них уверено, что для взрослых они не опасны. Также они убеждены, что если эти вещества принимать редко, то это не страшно. К этой группе относится большинство детей класса - 10 человек (59%).

К низкому уровню сформированности антиалкогольной установки мы отнесли детей, которые высказывали положительные оценочные суждения по поводу приема наркогенных веществ, считающие их прием проявлением взрослости, признаками мужского поведения, имеющие реальный опыт применения алкогольных напитков и курения. К этой группе мы отнесли пять детей (29%), которые выказывали готовность не пренебрегать рюмкой или сигаретой, когда станут взрослыми.

Первый этап эксперимента показал, что дети этого класса нуждаются в формировании антиалкогольной установки, а трое из них и в психологической помощи. Кроме того, результаты эксперимента позволили определить объем информации, который следует предоставить детям, а также выделить вопросы, на которых следует остановиться подробнее.

Как нами уже говорилось в I главе исследования, формирование антиалкогольных установок напрямую зависит от отношения к алкоголю в семье. Именно поэтому нами было проведено анкетирования не только детей, но и родителей. Анкетирование взрослых проводилось на родительском собрании класса. На собрании присутствовало 11 родителей. Остальным родителям дети отнесли анкеты домой, но три из них, так и остались не заполненными. Кроме того, на вопросы анкетирования ответили 4 учителя-предметника, которые работают с данным классом. Необходимость анкетирования учителей вызвана желанием получить наиболее полную картину поведения и установок детей класса по отношению к алкоголю самим ребенком и его семьи. Анкеты для родителей и учителей приводятся в Приложении 1.

По результатам анкетирования родителей можно сделать вывод о том, что почти половина родителей детей этого класса еще не задумывались о проблеме детского алкоголизма, считая, что "еще слишком рано", "у нас благополучная семья" и т.п. На вопросы, пробовали ли их дети алкоголь и курят ли они, все родители ответили отрицательно, хотя на тот же вопрос учителя ответили, что одного мальчика из класса видели курящим, да и дети сами сознались, что пробовали слабоалкогольные напитки. Это говорит о том, что родители не в полной мере контролируют занятия и свободное время своих детей, о безразличии некоторых родителей к собственным детям. Почти все родители отметили, что антиалкогольная профилактика в школе налажена слабо, ей не уделяется должного внимания, лишь только с ребятами старших классов проводятся мероприятия о вреде наркомании.

Результаты анкетирования учителей подтвердили слабую организацию работы по предупреждению детского алкоголизма. Целенаправленной и постоянной работы в этом направлении не ведется, проводятся лишь разовые мероприятия с детьми старших классов. По поводу курения и принятия спиртных напитков в исследуемом классе был дан только один положительный ответ, однако учителя отметили, что четверо детей из класса воспитываются в семьях, отягощенных алкогольной зависимостью. Дети из этих семей несколько раз приходили в школу с невыполненными домашними занятиями из-за пьянства родителей, они хуже учатся и конфликтны в общении.

Для выявления детей из "группы риска" аддиктивного поведения и семей, отягощенных алкогольной зависимостью, кроме анкетирования использовались методы беседы и наблюдения, изучения медицинских карт и результаты обследования школьным психологом детей класса. Во время бесед с детьми и учителями выяснялась социальная ситуация развития ребенка (в полной или неполной семье воспитывается, есть ли в семье еще дети, наличие и степень влияния алкогольного окружения).

Метод наблюдения использовался при анализе внешнего вида детей. Анализ внешнего вида позволяет сделать предположения о наличии алкогольной интоксикации в пренатальном периоде (специфические черты лица, отражающие алкогольный синдром плода); о благополучии семейной атмосферы (грязный, неряшливый вид или ухоженный).

Результаты бесед, наблюдений и изучения данных медицинского и психологического обследования детей подтвердили сведения, полученные в процессе тестирования детей и учителей о том, что четыре семьи из класса можно отнести к неблагополучным, в трех из них часто выпивают папы, в одной - мама, одна воспитывающая сына. (См. Приложение 1. Диаграмма 1.) Кроме этого в классе есть дети из двух неполных семей, где родители находятся в разводе, и одной многодетной семьи. В этих семьях хотя и нет проблемы алкоголя, но зато есть иные факторы, отрицательно влияющие на развитие личности ребенка. Этих троих детей можно отнести к "группе риска". К этой же группе можно отнести двух детей, у которых психолог определил завышенную самооценку. Эти дети подвижны, любят привлекать к себе внимание, плохо переносят однообразную обстановку, часто отвлекаются на уроках, шумливы. Психолог отнес их к гипертимному типу акцентуации. Гипертимы больше всего любят новизну, поэтому есть опасность, что в погоне за новыми впечатлениями эти дети могут охотно принять предложение попробовать наркогенное вещество.

В результате первого этапа эксперимента нами сделан вывод о наличии в этом классе психологических и социальных факторов риска, вызывающих у детей приобщение к алкоголю. Кроме того, результаты исследования показали достаточно высокий уровень сформированности у детей этого класса положительных установок в отношении алкоголизации.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения работы по предупреждению алкоголизации у детей этого класса.




2020-03-17 228 Обсуждений (0)
Исследование уровня сформированности антиалкогольных установок у детей младшего школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исследование уровня сформированности антиалкогольных установок у детей младшего школьного возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)