Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности использования психолого-педагогических путей в предупреждении детского алкоголизма



2020-03-17 241 Обсуждений (0)
Особенности использования психолого-педагогических путей в предупреждении детского алкоголизма 0.00 из 5.00 0 оценок




школьник алкоголизм наркогенный

Проблема предупреждения употребления детьми психотропных веществ не является лишь частью проблемы профилактики алкоголизма взрослых. Несмотря на то, что дети и взрослые пьют одни и те же спиртные напитки, в психологическом смысле это разные явления. Попытка решить проблему алкоголизма разом для детей и взрослых, применяя одинаковые методы воздействия (причем в основном медицинские, юридические, как это делается сейчас), вряд ли даст положительный эффект. Это объясняется тем, что психика ребенка отличается от психики взрослого человека. Жизнедеятельность ребенка во всех своих проявлениях (включая употребление психотропных веществ) развивается по своим специфическим закономерностям.

"До эпохи Возрождения, - пишет И.Н. Пятницкая, работы которой занимают одно из ведущих мест в изучении проблем алкоголизма, - дети в изобразительном искусстве представлялись подобными взрослым (мимика, пропорции тела), только меньшими. Сейчас во многих работах детский алкоголизм изображается подобно взрослому, только тяжелее. Но ранняя форма алкоголизма ребенка отличается от алкоголизма, развивающегося у взрослого, качественно. Иное качество мы видим и в предпосылках, и в клинике, и в последствиях". [51; 124]

Систематическое употребление психотропных веществ детьми следует рассматривать, прежде всего, как психолого-педагогическую, а не медицинскую проблему. Это обусловлено тем, что пьянство детей всегда связано с другими нарушениями поведения.

Если алкоголизм у взрослого человека долгое время может развиваться скрыто, не отражаясь на трудовой деятельности, социальном статусе, то у детей, наоборот, сначала происходит социальная дезадаптация, а потом уже присоединяется употребление. Аддиктивное поведение является составным элементом отклоняющегося поведения, как бы наслаиваясь на социальную дезадаптацию ребенка.

Осуществление профилактики аддиктивного поведения на непрофессиональном уровне не приносит положительных результатов, а иногда дает и отрицательный эффект. Убеждать всех людей подряд не пить - то же, что обогревать улицу. Поэтому вместо того, чтобы призывать: "Навалимся всем миром на это зло!", целесообразнее организовать конкретную и квалифицированную работу по следующим направлениям, выделяемым Н.Ю. Максимовой, А.Г. Макеевой и И.А. Лысенко [34,33].

Превентивное образование. Смысл направления состоит в том, чтобы каждый человек осознал, что именно он отвечает за свое здоровье и еще до первой пробы какого-либо психотропного вещества имел объективные сведения о том, каковы последствия его употребления. Полученные знания должны стать реально действующими мотивами поведения. С этой целью созданы специальные методики и программы, применение которых обеспечивает формирование у человека готовности сделать правильный выбор.

Психокоррекционная работа с детьми "группы риска". Успешность процесса перехода знаний в убеждения зависит не только от качества преподавания. Большое значение имеет личность обучаемого. Если у ребенка уже сформирована установка на употребление психотропных веществ, убежденность в истинности информации, содержащейся в курсе превентивного образования, вряд ли возникнет. Кроме того, если в силу своих личностных особенностей ребенок часто испытывает потребность в изменении своего психического состояния (снять напряженность, тревогу, улучшить настроение, избавиться от скуки и т. п.), информация о негативных последствиях употребления психотропных веществ его вряд ли удержит. Поэтому с детьми "группы риска" необходимо проводить специальную работу, направленную на коррекцию их личности.

Психологическая помощь детям из семей, отягощенных алкогольной зависимостью. К сожалению, проблема детей, у которых хотя бы один из родителей пьет, обычно не рассматривается в связи с вопросами профилактики алкоголизма, Несмотря на то, что уже давно доказано, что основной контингент будущих алкоголиков составляют дети из пьющих семей, у нас не существует программ по работе с ними. Между тем изучение движущих механизмов патологического развития личности ребенка в семье, отягощенной проблемой алкоголя, позволяет говорить о психопатизирующем влиянии его социальной ситуации развития. Со временем, когда ребенок выходит за пределы семьи, психогенные факторы продолжают действовать. Поэтому даже у взрослых детей алкоголиков существуют серьезные проблемы.

Психологическая поддержка родных и близких, проживающих совместно с алкоголиком (наркоманом). Научные исследования и жизненные наблюдения доказывают серьезную значимость того, как ведут себя близкие люди и родственники (жена, мать, дети), проживающие совместно с алкоголиком. Известно, что отношение жены, ее реакция на начавшееся увлечение мужа спиртными напитками иногда играют решающую роль в том, что он прекращает пить. Второй аспект этой проблемы - отношения непьющего родителя с детьми, здесь тоже необходима психологическая помощь.

В нашем исследовании основное внимание мы обратим на превентивное образование, так как именно это направление позволяет сформировать у ребенка твердые антиалкогольные установки и дает представление о негативных последствиях алкоголя для физического здоровья человека.

Как было показано выше, уже в дошкольном возрасте у детей проявляются элементы усвоения алкогольных обычаев. Мы уже говорили в предыдущем параграфе, что в формировании у детей установки на правильное употребление спиртного ведущая роль на сегодняшний день принадлежит семье. Это касается не только общего контура алкогольного поведения - первичных установок, но и вторичных, то есть отношения к спиртному уже на основе личных впечатлений после его употребления.

Плохо не то, что первые опыты алкоголизации происходят в семье - это в принципе факт положительный, а то, что у нас, к сожалению, родители слишком рано разрешают детям употреблять спиртные напитки. Часто родители относятся снисходительно к тому, что его сын или дочь иногда употребляют спиртное. Речь идет не только о "пьющих" семьях, но и о вполне благополучных. Широко распространен обычай за праздничным столом разрешать ребенку выпить немного вина, шампанского, пива. "Ничего страшного, натуральное вино - это эликсир солнца", - говорит кто-нибудь из гостей. "Налейте ему, он уже большой", - поддерживает другой. Так происходит за семейным столом "посвящение" во взрослые. Не удивительно, что потом, собравшись на вечеринку или празднование чьего-либо дня рождения, дети тоже употребляют спиртное, следуя примеру родителей и других уважаемых взрослых.

На первый взгляд, в этом действительно нет ничего страшного, и, наверное, многие в качестве подтверждения могут привести свой собственный опыт. У большинства людей существует убеждение, что пьяницами становятся дети из семей пьяниц, а нормальной, умеренно пьющей семье это не грозит. Многие родители разрешают детям выпить за праздничным столом 150-200 граммов сухого вина или шампанского, потому что не знают о существовании биологической предрасположенности к алкоголизму, когда даже первая доза алкоголя, принятая случайно или с "лечебной" целью, либо в результате попустительства родителей, может стать "стартовой" в развитии алкоголизма.

Здесь-то и уместно обсудить вопрос о необходимости превентивного образования не только детей, но и взрослых, во всяком случае, тех, кто имеет отношение к воспитанию детей.

"Нигде, ни с кем и никогда!" - вот лозунг, который предлагают авторы многих публикаций по профилактике алкоголизма. Исходя из этого, родители должны полностью исключить из своей жизни алкоголь, надеясь таким образом оградить от него и своих детей. Это, наверное, был бы идеальный вариант. Но, к сожалению, в реальной жизни этого достичь трудно по двум причинам: редкие родители действительно полностью откажутся от употребления алкоголя; редкий ребенок, выросший в такой искусственно безалкогольной среде, не столкнется в дальнейшем с реальностью, со всеми ее негативными сторонами, в том числе и со злоупотреблением алкоголем.

Необходим дифференцированный подход к этому вопросу.

Если семья находится на уровне низкой степени риска потребления алкоголя, то особых сложностей в обеспечении формирования у ребенка правильной установки на спиртное обычно не возникает. Вполне естественно, что такая семья дружит с людьми, придерживающимися того же уровня потребления алкоголя. Поэтому, собираясь за праздничным столом, дети могут вместе со взрослыми "чокаться" красивыми рюмками, выслушивать в свою честь тосты, но здесь никому не придет в голову налить ребенку спиртное, даже если сын или дочь выглядят уже вполне взрослыми. Сложнее, если кто-либо из членов семьи (друзей, родственников) находится на опасном уровне потребления алкоголя. Даже если умеренно пьющая семья в силу обстоятельств вынуждена общаться с людьми, которые злоупотребляют спиртным (соседи, сослуживцы, родители одноклассников сына или дочери), то следует уделить уже специальное внимание формированию правильных алкогольных установок у детей.

Пока ребенок мал, его лучше всего избавить от участия в чреватом алкогольными эксцессами праздничном застолье взрослых. Тем более, что дети и сами рады поскорее выйти из-за стола и заняться более интересным делом: поиграть, попрыгать, побегать, посмотреть мультфильмы и т. д. Вопрос об алкогольных напитках для ребенка пока еще не актуален, и лучше не привлекать к нему внимания. Иное дело, когда сын или дочь начинают сами проявлять сознательный интерес к факту потребления взрослыми спиртного. Чтобы вопросы не застали родителей врасплох, следует заранее продумать ответы на них, самим проанализировать свое отношение к алкоголю.

Основным условием присутствия детей за праздничным столом с алкоголем должна быть гарантия, что никто из присутствующих не вздумает предложить несовершеннолетнему попробовать алкогольный напиток. Этот момент родители должны специально оговорить со своими гостями.

Родители должны твердо придерживаться простого правила: никогда не уговаривать гостей выпить. Нельзя уговаривать или высмеивать тех, кто не пьет. Не надо расспрашивать их о причине отказа. Самое правильное в такой ситуации - вообще не акцентировать внимание на этом факте. Лучше всего, чтобы алкоголь воспринимался нейтрально, наряду с другими угощениями и напитками, то есть не вызывал у сидящих за столом никаких особых эмоций и разговоров.

Большое значение имеет поведение родителей в ходе алкогольного застолья, где присутствуют дети. Они не имеют права расслабляться и вести себя, как вздумается: ведь за ними постоянно следят глаза сына или дочери, которые берут с отца и матери пример. Родителям не только не следует напиваться, но они должны стараться предотвратить подобные эксцессы у гостей.

Полезно хотя бы несколько раз в год устраивать безалкогольные праздники. Подготавливать их надо особенно тщательно, чтобы и взрослым, и детям было веселее, чем за обильными угощениями с водкой и вином. Это нужно для того, чтобы обесценить в глазах подростков роль алкоголя, показать, что его отсутствие за праздничным столом ничуть не снижает настроения. Превентивное образование родителей (как и других взрослых, имеющих отношение к воспитанию детей) редко может осуществляться как самообразование. Этому препятствует не только вечная нехватка времени у родителей, но и то, что у каждого взрослого человека уже существуют свои алкогольные установки, и вопрос об их изменении вызывает у него сопротивление (как, впрочем, и вопрос об изменении любых других установок). Поэтому такого рода знания нужно пропагандировать, прежде всего, с помощью средств массовой информации: телевидения, радио и т. п.

Поскольку понимание ценности здоровья приходит к человеку в зрелом возрасте, дети (без специальных воздействий) не задумываются над этими вопросами. Отсюда та легкость, с которой они рискуют своей жизнью, стремясь к новым впечатлениям, к самоутверждению, экспериментируя с наркотиками, пренебрегая информацией о вреде алкоголя, табака и т. д.

До настоящего времени в отечественной практике пропаганды, направленной на борьбу с алкоголизмом, применяется информационно-предупреждающий метод. Например, специальные радио- и телепередачи, публикации в газетах и журналах о том, как опасно употреблять алкоголь, что такое алкоголизм и каковы последствия этого заболевания.

Однако, как убеждают зарубежные исследования 70-80-х годов, информационно-предупреждающий метод является не только малоэффективным, но и опасным. Исследование, проведенное в Нидерландах, показало, что предоставление такой информации может вызвать любопытство у молодых людей и желание испытать на себе действие того или иного наркотического вещества, стать толчком к их употреблению. [32;56]

Учитывая особенности возраста, целесообразнее, чтобы родители и педагоги не проводили с детьми нравоучительные беседы о вреде алкоголя, а применяли методы косвенного воздействия:

§ информацию о вреде употребления психотропных веществ не следует предоставлять детям изолированно, в виде лекций, специальных бесед на эту тему и т. п. Такая информация должна быть составной частью различных образовательных программ для детей;

§ комплексное и систематическое изложение всех знаний в области превентивного образования должно стать частью обязательного обучения в школе, начиная с дошкольников;

§ превентивное образование должно, прежде всего, воспитывать у детей чувство ответственности за свое здоровье и свое поведение, влияющее на здоровье;

§ превентивное образование не должно фиксироваться на какой-либо одной изолированной информации о том или ином факторе (или о негативном поведении), которое считается вредным для здоровья, а должно охватывать все факторы, влияющие на здоровье, с обязательным учетом социальных детерминант, психологических установок и поведения человека;

§ в ходе превентивного образования пропаганда трезвости должна концентрироваться не на вредных последствиях употребления алкоголя, а на реальных преимуществах, которые несет в себе трезвая жизнь.

Превентивное образование следует проводить в трех направлениях: через средства массовой информации; в ходе изучения школьных предметов, традиционно включаемых в учебные программы; как самостоятельный учебный предмет, цель которого - формирование у учащихся установки на здоровый образ жизни.

. Пропаганда здорового образа жизни является и сейчас одной из задач средств массовой информации. Однако в силу того, что радио- и телепередачи, брошюры и статьи готовят люди, некомпетентные в области психологии (а тем более возрастной психологии), эффективность их невелика. Подростки и молодежь просто не интересуются такого рода передачами, не читают статьи и брошюры о вреде алкоголя и наркотиков.

Условием действенности пропаганды знаний по превентивному образованию через средства массовой информации является психологическая грамотность авторов. Целесообразно использование методов косвенного воздействия (встроенное сообщение, присоединение и т. п.), принципов нейролингвистического программирования и др. В этом случае будет эффективно создание книжек (по типу комиксов), плакатов, радио- и телепередач, видеосюжетов и видеоклипов, компьютерных игр, а также наклеек и значков для целевых групп и групп высокого риска.

. В ходе изучения школьных предметов тоже должны присутствовать элементы превентивного образования. Хотя и сейчас учителям рекомендуется говорить о вреде алкоголя, курения и наркотиков, учителя это делают (или не делают) по своему усмотрению. Иное дело, если это требование станет обязательным, начиная уже с младшей школы.

Например, о негативных последствиях употребления алкоголя дети задумаются в результате решения задачи об автокатастрофе, где надо произвести расчет минимального расстояния, необходимого водителю, чтобы остановить автомобиль перед препятствием. Расчет следует сделать для трезвого водителя и для того, кто был за рулем после употребления алкоголя (в разных дозах) с учетом изменения времени реакции.

. Специальные занятия по превентивному образованию, цель которых - формирование у детей установки на здоровый образ жизни, следовало бы включить в курс валеологии. Они должны охватывать широкий круг вопросов. Это, прежде всего, знания, способствующие умению учащихся сделать правильный выбор в ситуациях, касающихся здоровья: сведения о важнейших физиологических, психологических и социальных сферах, помогающих вести здоровый образ жизни: гигиена, режим дня, спорт, питание и т. д.; сведения о факторах, которые могут повредить нормальному образу жизни: шум, загрязнение окружающей среды, курение, переедание, алкоголь и другие психотропные средства, недостаточная физическая активность и т. п.; информация об инфекционных заболеваниях и профилактических прививках; причины несчастных случаев и первая помощь; вопросы охраны психического здоровья: стрессы, фрустрация, переутомление; умение создавать позитивные, конструктивные и взаимоподдерживающие межличностные отношения как условие сохранения психического здоровья; вопросы сексуальности: их физиологические и психологические аспекты, отклонения от нормы, венерические болезни, СПИД, противозачаточные средства, аборты, бесплодие и др.

Итак, Н.Ю. Максимовой, А.Г. Макеевой и И.А. Лысенко выделены несколько путей предупреждения употребления детьми психотропных веществ, таких как превентивное образование, психокоррекционная работа с детьми "группы риска", психологическая помощь детям из семей, отягощенных алкогольной зависимостью, психологическая поддержка родных и близких, проживающих совместно с алкоголиком (наркоманом).

Особое внимание в профилактике алкоголизма у детей следует уделить превентивному образованию, так как именно это направление позволяет сформировать у ребенка твердые антиалкогольные установки и установки на здоровый образ жизни, дает представление о негативных последствиях алкоголя для физического здоровья человека.

В настоящее время актуальна проблема превентивного образования не только детей, но и взрослых. Ведь именно среди взрослых, в семье ребенок получает первые установки на алкоголь, и от того каковы отношения взрослых к наркогенным веществам, будет зависеть уровень формирования у ребенка личностного антиалкогольного иммунитета и твердых антиалкогольных установок.

 

Выводы по главе 1

 

Итак, подведем итоги. Не смотря на то, что понятие "алкоголизм" рассматривается специалистами различных отраслей неоднозначно, определяя сущность алкоголизма, все они единодушны в одном: главным симптомом хронического алкоголизма является патологическоевлечение к спиртным напиткам.

Хотя дети и взрослые пьют одни и те же спиртные напитки, детский алкоголизм имеет свои особенности, что объясняется тем, что психика ребенка отличается от психики взрослого человека. Если алкоголизм у взрослого человека долгое время может развиваться скрыто, не отражаясь на трудовой деятельности, социальном статусе, то у детей, наоборот, сначала происходит социальная дезадаптация, а потом уже присоединяется употребление. Аддиктивное поведение является составным элементом отклоняющегося поведения, как бы наслаиваясь на социальную дезадаптацию ребенка.

Систематическое употребление психотропных веществ детьми следует рассматривать, прежде всего, как психолого-педагогическую, а не медицинскую проблему. Это обусловлено тем, что пьянство детей всегда связано с другими нарушениями поведения.

Основная цель психолого-педагогических профилактики алкоголизма у детей заключается главным образом не только, и даже не столько в том, чтобы предотвратить реальное знакомство ребенка с алкоголем, сколько в том, чтобы сформировать у него личностный иммунитет к соблазну - твердые антиалкогольные установки. Для этого необходимо дать ему представление о негативных последствиях алкоголя для физического здоровья человека, его благополучия, научить правилам поведения, позволяющим преодолевать давление со стороны окружающих.

Чтобы сведения о негативном воздействии алкоголя веществ были восприняты ребенком личностно, нужно в доступной форме познакомить его со строением и работой человеческого организма, объяснить, что, несмотря на огромные возможности, таящиеся в нем, требуется постоянная забота о его состоянии. Хорошо на ярких примерах показать ребенку, как здоровье помогает людям добиваться успеха в жизни и почему оно является важнейшей личностной ценностью.

Психолого-педагогическая профилактика алкоголизма предполагает развитие у ребенка навыков социальной адаптации, ведь научив своего ребенка общаться с друзьями, уверенно держаться в различных ситуациях, организовывать свое свободное время и т. д., взрослые сумеют надежно защитить его от алкогольного соблазна. Алкоголизацию психологи недаром называют компенсирующей деятельностью. В сети к дурману первыми попадают дети, не умеющие найти себя в коллективе, стремящиеся любым путем завоевать признание, испытывающие трудности в общении с взрослыми или сверстниками.

Особое место в профилактике алкоголизма должна занимать психолого-педагогическая работа с семьей, так как нарушения взаимоотношений в семье является одним из главных социальных факторов возникновения алкоголизации.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что психолого-педагогическая профилактика алкоголизма является одним из направлений единого процесса формирования личности, воспитания у ребенка высокой культуры жизни, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.

 




2020-03-17 241 Обсуждений (0)
Особенности использования психолого-педагогических путей в предупреждении детского алкоголизма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности использования психолого-педагогических путей в предупреждении детского алкоголизма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)