Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Факторы риска, вызывающие приобщение детей к алкоголизму



2020-03-17 219 Обсуждений (0)
Факторы риска, вызывающие приобщение детей к алкоголизму 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для того чтобы предупредить детский алкоголизм, педагог должен иметь представление о тех факторах, которые способны подтолкнуть малыша к знакомству с дурманом. Риск приобщения к одурманивающим веществам неодинаков для различных групп детей.

Специалисты традиционно выделяют три группы факторов риска: биологические, психологические и социальные.

Основными биологическими причинами ранней алкоголизации детей являются: пьяное зачатие, употребление алкоголя в период беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.

Так как плод беззащитен перед алкоголем, он не может предотвратить проникновение алкоголя в головной мозг, в результате чего наблюдается его недоразвитие, водянка или мозговые грыжи. Такие дети если и не погибают в раннем возрасте, то на всю жизнь остаются умственно отсталыми.

Большой процент в ранней алкоголизации занимают дети родителей, страдающих алкогольной зависимостью.

Нарушения физического развития могут быть вызваны не только алкоголизацией родителей, но и различными инфекционными заболеваниями, перенесенными ребенком, травмами, болезнями матери во время беременности и т. д. Все это также порождает ощущение нездоровья, а значит, может быть отнесено к факторам риска ранней алкоголизации.

К психологическим факторам риска относятся так называемые возрастные ситуационно-личностные реакции детей на окружающее.

Прежде всего, здесь следует упомянуть о реакции имитации. Через стадию "маленьких обезьянок", копирующих определенного человека или образ, проходят практически все. Ребенок может подражать походке, манере одеваться, голосу своего кумира. Однако при этом малыш не способен критически относиться к копируемому образу и усваивает не только положительные характеристики. В полной мере это относится и к алкоголизации. Стремясь стать таким, как мама или папа, близкий друг, ребенок может очень рано перенять у них и отрицательные привычки.

Определенную роль в приобщении к алкоголю играет и реакция оппозиции. Ребенок знает, что алкоголь опасен и вреден. Однако использует его "назло" - для того, чтобы привлечь к себе внимание, "наказать" кого-то из членов семьи за грубость, несправедливость по отношению к себе. Обычно такое приобщение к одурманиванию происходит в семьях, где дети оказываются заброшенными, родителям на них просто не хватает времени, к проблемам детей папы и мамы относятся невнимательно, пренебрежительно. В такой ситуации ребенок нередко начинает руководствоваться принципом "чем хуже, тем лучше" - "пусть мне будет плохо, зато они (взрослые) будут за меня переживать!"

Для многих старших дошкольников и младших школьников (главным образом, мальчиков) факторы внешнего мира, обладающие повышенной опасностью, зачастую оказываются весьма привлекательными. При этом поведение ребенка может просто пугать взрослого: отчаянный сорвиголова перебегает дорогу прямо перед мчащейся машиной, бесстрашно взбирается на высокие деревья и т. д. Таким образом, ребенок проверяет себя на прочность, пытается узнать, какой он, на что способно его тело. В силу возрастных особенностей мышления он нередко не в состоянии прогнозировать возможные плачевные результаты такого поведения. По этой же причине дети начинают экспериментировать с одурманивающими веществами, пытаясь испытать новые ощущения. И опасение за собственное здоровье не всегда способно выполнить здесь защитную функцию.

Реакции, перечисленные выше, являются приметой определенного возраста. Но у ребенка могут проявляться и индивидуальные черты, способные сделать его уязвимым к алкогольному соблазну.

Так, например, дополнительного внимания со стороны родителей и воспитателей требуют неусидчивые дети, которым трудно сосредоточиться на выполнении даже не очень сложного задания. Обычно их называют шалунами, непоседами. Однако такая непоседливость не столь уж и безобидна. Жажда легких развлечений становится неотъемлемой чертой характера. Но сами занять себя такие дети не могут и постоянно нуждаются в источнике развлечений, получении новых ощущений, в том числе и за счет одурманивания.

Высок риск ранней алкоголизации и для детей с завышенной самооценкой. Они подвижны, решительны, любят привлекать к себе внимание. При общении со взрослыми им не всегда удается соблюдать дистанцию, отсюда нередко возникают конфликты. Такие дети плохо переносят однообразие обстановки, монотонность работы, изоляцию от сверстников. Такой ребенок быстро адаптируется в "плохих" компаниях, легко соглашается на предложение попробовать алкогольное вещество.

Дети с истероидными чертами характера стремятся постоянно быть в центре событий, чрезвычайно контактны, эмоционально неустойчивы. Поведение их сплошь и рядом демонстративно, они очень внушаемы и склонны к фантазированию. В группе редко занимают роль лидера, чаще всего их устраивает роль "шута". Алкоголь для истероидного ребенка служит одним из способов привлечения к себе внимания.

Среди социальных факторов возникновения алкоголизации самый главный - нарушение взаимоотношений в семье. Принято считать, что раньше попадают под влияние дурмана дети из неполных семей. Однако, как показывает практика, важна не столько формальная структура семьи, сколько характер отношений между ее членами. Отсутствие отца или матери вовсе не обрекает ребенка на алкоголизм, точно так же, как и полная семья не гарантирует защиту от наркогенного соблазна.

Подвержены ранней алкоголизации дети из деформированных, распадающихся семей. Здесь ребенок оказывается свидетелем постоянных ссор между родителями, нередко выполняя роль переходящего приза, которым взрослые шантажируют друг друга. Сами родители зачастую искренне считают, что сохраняют семью ради интересов ребенка, не осознавая, что постоянное пребывание "на поле боя" оказывается тяжелейшей психологической травмой для их сына или дочери.

Определенную роль в развитии алкоголизма может сыграть и семейное воспитание по типу гипопротекции и гиперпротекции. Понятно, как отсутствие контроля и внимания со стороны родителей может спровоцировать раннее приобщение к одурманивающим веществам. Однако не менее опасна и повышенная опека, когда ребенка с малых лет постоянно балуют, контролируют, восхищаются действительными и мнимыми талантами, избавляют от малейших трудностей и необходимости самому чего-либо добиваться. В этом случае дети привыкают к тому, что все желаемое им будет преподноситься на блюдечке с голубой каемочкой. Но в реальной жизни им приходится испытывать разочарование: окружающие их люди ведут себя иначе, чем родители. Поэтому дети из гиперпротекционных семей сталкиваются с серьезными трудностями, когда они вынуждены встречаться с проблемой один на один. Попадая в непривычную обстановку, они легко поддаются влиянию сверстников, подчиняются любому внешнему давлению, в том числе и наркогенному.

Прежде, чем человек реально познакомится с одурманивающим веществом, у него формируется определенное отношение к нему, так называемая установка. Именно она способна в дальнейшем провоцировать приобщение к одурманиванию или отказ от него.

Формирование установок в отношении к наркотизации происходит очень рано, психологи считают, что их фундамент закладывается у ребенка уже в возрасте 3-5 лет. Установки имеют определенную структуру, включая в себя информационный, оценочный и поведенческий компоненты.

Как правило, к 5-6 годам детям известны названия различных одурманивающих веществ, особенности их внешнего вида, свойства (цвет, запах, консистенция). Малыши знают, как и при каких обстоятельствах используется алкоголь (водку и шампанское пьют по праздникам, при покупке новых вещей, при неприятностях на работе и т.п.).

Надо сказать, что сведения о наркотизации, которые имеются у дошкольников, весьма противоречивы. Конечно, им известно, что алкоголь вреден для здоровья человека. Однако объяснить, в чем именно заключается этот вред, ребята не могут. И вот тут кроется весьма серьезная проблема. Дело в том, что, с одной стороны, малыши осведомлены о том, что пить алкогольные напитки и т. п. вредно. С другой стороны, они ежедневно видят, что пьют в разных обстоятельствах их родители и знакомые и никаких видимых негативных последствий это не вызывает. В сознании ребенка возникают несоответствующие представления противоречия. Стремление преодолеть их (выяснить, в чем же, правда) способно провоцировать раннюю наркотизацию.

Информация о наркогенных веществах поступает из семьи, от сверстников или более старших детей, средств массовой информации. Редкий "взрослый" фильм или передача обходятся без эпизодов, где мудрые решения принимаются под дымок сигарет, а самые интересные разговоры ведутся за ресторанным столом при звоне бокалов. Такие кадры часто могут служить своеобразной инструкцией по применению дурмана. Более того, зачастую без сигарет и рюмки не обходятся и герои мультфильмов. Увы, чаше всего подобные сцены формируют представление об обыденности одурманивания, его общепринятости.

Однако для ребенка в таком возрасте мало лишь получить информацию. Информация, связанная с алкоголизмом лишь тогда оказывается способной влиять на поведение малыша (положительно или отрицательно), когда становится личностно значимой.

Прежде всего, ребенок усваивает оценки наиболее значимых для него людей, пользующихся особым авторитетом. Понятно, что таким образцом для подражания являются родители. Так, к примеру, у ребенка, чей отец курит, сам процесс курения тесно связывается с образом взрослого. Следовательно, отношение к этому виду одурманивания во многом будет зависеть от отношения ребенка к отцу.

В большинстве случаев в семьях господствуют либеральные оценки использования алкоголя и курения. А они, в свою очередь, способствуют формированию у детей противоречивого представления о наркотизации.

В ходе опросов, проведенных А.Г. Макеевой и И.А. Лысенко [33], выяснилось, что все дошкольники и младшие школьники считают алкоголь опасным для собственного здоровья. Однако для взрослых, уверено большинство детей, эти вещества не опасны. Поэтому в будущем (когда станут взрослыми) ребята не собираются от них отказываться. Для детей алкоголь часто является символом взрослости, реальное знакомство с ним может рассматриваться как престижное.

Многие дети убеждены в том, что алкоголь не опасен в том случае, если его употреблять редко. Дети рассказывают о том, что уже пробовали алкогольные напитки, и "ничего страшного" с ними не произошло. Легко понять, что несформированность представления об абсолютной опасности алкоголя в значительной степени облегчает возможность наркогенного заражения.

Как уже было сказано, у значительной части дошкольников и младших школьников имеется реальный опыт применения алкогольных напитков и курения.

Зачастую первая проба алкоголя происходит дома, в семье. Иногда она носит характер "контрабанды": дети тайком от родителей допивают, к примеру, вино из оставленной без присмотра рюмки. Порой ребенок по ошибке выпивает алкогольный напиток: "Я думал, что это - вода, компот..." Однако весьма часто знакомство ребенка с алкоголем происходит с одобрения родителей. У многих взрослых существуют заблуждение о том, что применение алкоголя в малых дозах способствует росту аппетита у ребенка, лучшему засыпанию малыша, излечивает от простуды, снимает боль.

Кроме того, взрослые члены семьи считают, что от одного глотка вреда не будет, а, разрешив ребенку попробовать напиток, можно снять у него "нездоровый интерес". Определенная логика в таких рассуждениях есть (мы не касаемся вопроса о реальном вреде глотка алкоголя для здоровья). Действительно, после пробы вино уже теряет для ребенка свою таинственность, притягательность. Но первая проба снимает в детском сознании и некий психологический барьер, и отныне использование алкоголя будет носить для него некий элемент обыденности. А к чему это может привести, объяснять излишне.

Как правило, первый опыт использования алкоголя оказывается неприятным. Ребенок остается разочарованным - он так много ждал от этого, действительность же обманула ожидания: головокружение, рвота - вот награда за проявленную "смелость". Часто пережитых неприятностей оказывается достаточно, чтобы надолго избавиться от желания экспериментировать с алкоголем. Однако, негативный опыт может и подтолкнуть развитие событий - ребенок будет стремиться доказать себе или окружающим, что он взрослый и запросто может делать то, что делают старшие.

Надо сказать, что на поведение ребенка в отношении к алкоголю способен влиять и специфический игровой опыт. Дети старшей группы детских садов в игре с достаточной точностью копируют внешние атрибуты взрослого застолья с имитацией чоканья бокалами, тостов, качающейся походки гостей. У младших школьников неосознанно начинает формироваться представление об алкоголе, как об особом, обязательном спутнике торжеств и встреч, притягательном символе взрослой жизни.

Обсуждая вопросы поведения ребенка по отношению к алкоголю, следует учитывать не только то, пробовал ли он когда-либо пить, но и его планы на будущее: так, ребенок может выказывать готовность не пренебрегать рюмкой, когда станет взрослым, или при условии, что об этом никто не узнает. Понятно, что такие суждения должны насторожить взрослого.

Важно не только рассказывать детям об опасности использования одурманивающих веществ, но и на примерах, близких ребенку доказать вредность алкоголя, а также научить их приемам отказа. Ведь в нынешних условиях, когда процесс алкоголизации, к сожалению, идет по нарастающей, возможность поступления ребенку опасного предложения принять алкоголь делается все более реальной.

Итак, нами рассмотрены биологические, психологические и социальные факторы риска, которые могут вызвать алкоголизацию ребенка. Отмечено значение одного из главных социальных факторов возникновения алкоголизации - нарушения взаимоотношений в семье.

Кроме того, большая роль среди факторов риска отводится так называемой установке к алкоголю, формирующей определенное отношение к нему. Именно эта установка способна в дальнейшем провоцировать приобщение к одурманиванию или отказ от него. На сегодняшний день приходится признать - дети владеют довольно обширным объемом информации об алкоголе. К сожалению, при этом превалируют сведения, способные облегчать реальное знакомство с дурманом. Данные же, способные защищать от алкогольного соблазна, весьма незначительны.



2020-03-17 219 Обсуждений (0)
Факторы риска, вызывающие приобщение детей к алкоголизму 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Факторы риска, вызывающие приобщение детей к алкоголизму

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)