Употребление эпитетов в поэтическом языке Сергея Есенина.
Анализ языка поэзии Сергея Есенина позволяет констатировать, что эпитеты в его стихах всегда необычайно ярки. Они часто возникают из диалектных слов, которые активно живут в поэтическом слове Есенина. По-особому вплетенные в ткань его стихотворной речи, они помогают создать неповторимый творческий почерк поэта. Вот какой предстает нам из стихов Есенина вьюга: "Стегает злая вьюга Расщелканным кнутом". ("Пушистый звон и руга..."); Как будто тысяча гнусавейших дъячков, поет она плакидой... Есть у поэта пурговый кашель,смрад, бурунный вспург, пурговый свист. Пороша у Есенина имеет особый ( диалектный) оттенок. Осознание смысловой "особости" этого существительного позволяет глубже воспринять его метафорическое употребление: Но болен я. . . Сиреневой порошей Теперь лишь только душу излечу. (Письмо к сестре). Дорога довольно хорошая, Приятная хладная звень. Луна золотою порошею осыпала даль деревень. (Анна Онегина). В синонимической связке выступают у Есенина образные определения ласковый и лазушновый: "...Слово ласковое поцелуй"... ("Я спросил сегодня у менялы...") - "Ой ты, лазушновый баторе, Выручай ты Русь от лихости!" ("Песнь о Евпатии Коловрате). В картотеке Рязанского Областного словаря отмечено: "лазушный - ласковый"; в "Словаре современного русского народного говора...", описывающего говор рязанской деревни Деулино, сказано: "Ласковый, общительный, умеющий расположить к себе". В группе синонимов может присутствовать дв. и несколько диалектов разных типов. Ср.: Плачет леший у сосны - жалко летошней весны... ("За рекой горят огни..."); "Много лонешнего смолота з закромах его затулено" ("Песнь о Евпатии Коловрате"). Летошний, лонешний - в рязанских говорах - прошлогодний. Мастерская цветопись, многокрасочность изображения в поэзии С.А.Есенина общеизвестна. Сложная цветовая гамма, насыщенные тона и остро подмеченные оттенки, прямое и метафорическое употребление "цветовых" прилагательных, существительных, глаголов, использование общеупотребительных и окказиальиых способов характеристики и цвета - все это есть у Есенина, все эти яркие признаки его поэтического почерка. Приведем лишь некоторые цветообозначения: синий-голубой-сиреневый-васильковый; красный-алый-розовый-рдяный; Желтый-золотой-овсяный-лимонный-шафранный-соломенны-золотитъ-желтизна-лунностъ... Например: О розовом тоскуешь небе и голубиных облаках. ("За темной прядью перелесиц"). Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды, и не искать следа Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда. ("Не бродить, не мять в кустах багряных..."). В последнем ряду свое место занимает и диалектное слово (рязанское) жолклая (синоним к прилагательному желтая). В одном из диалогов в поэме «Пугачев» читаем: Оболяев: Что случилось? Что случилось? Что случилось? Пугачев: Ничего страшного. Ничего страшного. Ничего страшного. Там на улице жолклая сырость. Гонит туман, как стада барашковые. Жолклая сырость - неприятный, тяжелый, желтый туман. Точное есенинское определениепозволяет уловить мрачное настроение героя и понять нарисованную поэтом ситуацию. "Есенинская Русь" - это понятие вызывает вполне определенный круг эмоционально-образных ассоциаций. Одна из загадок "есенинской Руси" - в поражающей разноликости , разноплановости, многозначности образа. Такой художественный эффект достигается благодаря использованию самых различных изобразительно-выразительных средств языка, и в том числе - эпитетов в сочетании с опорным словом "Русь". Из отмеченных 70 словоупотреблений примерно в 30 случаях слово "Русь" употребляется без эпитета и в 40 - с эпитетами (см. 16а ,с 3). Рзнообразие их удивительно. Дважды повторяются только эпитеты: родная ("Гей ты, Русь, моя родная...") и "Песнь о великом походе") и святая ("Песнь о великом походе" и Песнь о Евпатии Коловоате"). Остальные эпитеты не повторяются ни разу. С помощью эпитетов в поэтическом творчестве Есенина решаются многие художественно-эстетические задачи. Эпитету "подвластно" выразить всю полноту эмоционального отношения лирического героя к родной земле. Край мой! Любимая Русь и мордва! ("Синее небо, цветная дуга"). Эпитет способен стать той "краской", которая сделает поэтический портрет родины ярким, колористически насыщенным: Например: Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. («Я покинул родимый дом, …»)
Звени, звени, златая Русь, Волнуйся, неуемный ветер! («О верю, верю, счастье есть!») Эпитет может выразить и чувство глубокой сердечной боли за вековую отсталость России- боли, перемешанной с характерной есенинской горько-веселой иронией: Не народ, а дрохва Подбитая! Русь нечесаная, Русь немытая… («Песнь о великом походе…»). Наконец эпитет может "перебросить" мостик из вчерашнего дня в завтрашний, воплотив не только ностальгию о "прекрасной прошедшей Руси". ("Страна негодяев"), но и мечту поэта увидеть родину могучей, процветающей державой: И всё же хочу я стальною Видеть бедную, нищую Русь. ("Неуютная, жидкая лунность..."). В творчестве Есенина слово "Русь" предстает в самых различных смысловых значениях: как географическое понятие и историческая реальность, как духовная колыбель поэта и исток его творческой биографии, как гигантское социально-политическое пространство с происходящими на нем бурными революционными событиями и как национально-социальная общность людей, соотносимая с понятием "русский народ". В зависимости от смыслового наполнения слова "Русь" группируются и семантические "гнезда" эпитетов. Многообразна группа эпитетов, выраженных причастиями, имеющими значение обновления; движения, перехода в новое качество: воспрянувшая Русь ("О Русь, взмахни крылами..."), прозревшая Русь ("Пришествие"), отчалившая Русь ("Иорданская голубица" Коммуной вздыбленная Русь ("Издатель славный: В этой книге...") Индивидуально-авторскими антонимами к данным эпитетам являются следующие определения со значением возвратного движения в прошлое:
Русь уходящая ("Русь уходящая"); Прошедшая Русь ("Страна негодяев"). Эпитеты, выраженные причастными формами, интересны своим метафорическим содержанием, которое основано на переносе признаков других предметов и явлений по принципу сходства. Как правило, полный смысл эпитета обнаруживается только в контексте стихотворения в целом. Так, образ "воспрянувшей" Руси соотносится с гигантской птицей, "взметнувшей крылами" и изготозившейся к полету, образ "отчалившей" Руси- с огромным кораблем, пустившимся в плаванье к неводомым берегам: «Коммуной вздыбленная Русь»- вызывает ассоциации с могучем конем, поднявшимся на дыбы (см. 17,с 10). Наряду с метафорическими эпитетами в произведениях Есенина встречаются и метонимические, основанные на переносе признаков других предметов и явлений по принципу смежности. Таков, например, эпитет "деревянная" Русь, служащий символом русской деревни: Русь моя, деревянная Русь! Я один твой певец и глашатай. ("Хулиган"). Метонимическим является и другой чисто "есенинский" эпитет -"березовая" Русь, указывающий на характерный признак ландшафта России - березу, ставшую национальным символом: За березовую Русь С нелюбимой помирюсь. ("Вижу сон. Дорога черная...").
Интересны есенинские эпитеты с метонимической основой, характеризующие определенный социальный срез русского общества: "мужицкая" ("Пугачев"), "кабацкая" ("Анна Онегина"), "бесприютная", ("Русь бесприютная"). В сочетании со словом "Русь" они выявляют семантику тесной общности, объединенности людей общей судьбой. Встречаются у Есенина и эпитеты традиционные, связанные с духовными истоками русского православия. За святую Русь ("Песнь о великом походе"); На святую Русь крещеную ("Песнь о Евпатии Коловрате"). Такие эпитеты вполне отвечают авторской задаче - стилизации поэтического слога обеих поэм в духе торжественной риторики старинных воинских летописей о "великих походах" и сражениях. Они органично вписываются и в рамки теории "официальной народности", которой Есенин отдал дань в ранних своих произведениях : "Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу". ("Русь"). Примечательно, что позднее поэт разрушит ещё живую "магию" этого мифа, и тогда появится у него составной по структуре, "полемический" эпитет: «ложноклассическая Русь», подводящий черту под благолепным образом кроткой родины - "монашки" и намечающий штрихи нового поэтического облика России (см.16а,с. 6).: И небо и земля всё те же, Всё в те же воды я гляжусь, Но вздох твой ледовитый реже, ложноклассическая Русь. ("И небо и земля всё те же..."). Особый разряд эпитетов к слову "Русь" в поэзии Есенина составляют эпитеты- приложения, выраженные существительными с зависимыми словами и стоящие, как правило, после определяемого слова. Благодаря своему распространенному составу они обладают повышенной содержательной емкостью и выполняют роль развернутой поэтической характеристики: Ой ты, Русь моя, милая родина,
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (658)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |