Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАБОТА С ЭПИТЕТАМИ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.



2020-03-17 336 Обсуждений (0)
РАБОТА С ЭПИТЕТАМИ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ. 0.00 из 5.00 0 оценок




Умения употреблять эпитеты лучше всего закреплять в теме "Опи­сание" на уроках развития речи.

Приведем образцы слова учителя о художественном описании (с элементами беседы по тексту).

1). Часто в жизни нам приходится описывать предметы, живот­ных, людей. Описать - значит указать, раскрыть признаки пред­мета или явления. Есть деловые (научные) и художественные опи­сания. В описании деловом (научном) важно указать в определен­ном порядке главные, существенные признаки предмета. В таком описании всё должно быть точно, логично. Эти описания часто встречаются в учебниках истории, природоведения, физике, химии, ботаники и др.

Художественное описание дает образное, яркое представление о предмете, в нем (описании) отражается восприятие автора, его настроение, мысли, чувства.

Вот как описывает Енисей А.П.Чехов ("Остров Сахалин): "...В своей жизни я не видел реки великолепнее Енисея... Енисей - могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость...

Так, по крайней мере, думал я, стоя на берегу широкого Енисея и с жадностью глядя на его воду, которая со страшной быстротой и силой мчится в суровый Ледовитый океан. В берегах Енисею тесно. Невысокие валы обгоняют друг друга, теснятся и описывают спиральные круги, и кажется странным, что этот силач не смыл ещё берегов и не пробуравил дна". (см 36,с 15).

- Говорится ли в этом описании, что Енисей - широкая полно­водная река? Как об этом пишет автор? ("Енисей - могучий неистовый богатырь", "в берегах Енисею тесно", "и кажется странным, что этот силач не смыл ещё берегов и не пробуравил дна").

Итак, художественное описание отличается образностью. Описывая Енисей, А.П.Чехов говорит о том впечатлении и о тех мыслях, которые возникли у него, когда он стоял на берегу этой широкой, сильной реки.

Отметим образные средства, используемые в описании (эпитеты выделены подчеркиванием).

2). При описании "поэтических" предметов - цветка, дерева -анализируется и сравниваются стихотворения С.Есенина "Береза" и текст Ю.Олеши.

- Как С.Есенину удалось создать поэтический образ зимней, покрытой снегом березы? Привести примеры эпитетов.

- А вот писатель Ю.Олеша по-своему увидел и описал красоту березы.

"Береза действительно очень красивое дерево... Некоторые из них (берез) очень высоки, объемисты, белый ствол, прозрач­ная, ясная листва, черные поперечные взрезы на копе ствола похожи на пароходы, топоры, на фигуры из диаграмм".

-   Что вам запомнилось в описании?

(Береза старая, большая; листья у неё ясные, прозрачные, и ветви свисают вниз.

У березки листики маленькие, поэтому они пропускают свет сол-нцаи и кажется березка тогда прозрачной, ясной. Полоски на коре у березы разной формы - как топоры, пароходы). Рассмотрим обучение описанию по аналогии. Чтобы дети овладели образными средствами, которые использу­ются в художественном тексте, предлагаются следующие задания.

Задание 1.

Какие метафоры, сравнение, эпитеты помогают вам ярче пред­ставить картины, нарисованные в данных текстах.

текст 1. День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья.

Неясные тени на снегу были пропитаны тем же тёплым снегом.

(А.Н.Толстой)

текст 2. Первый мороз Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег пер­вый мороз. Всё было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли. Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева-сосна.

(М.Пришвин).

текст 3.

Зимнее утро

 Утро белое, пушистое и радостно светлеет. На заре в далеком, высоком здании окна горят, и не можешь сказать: от зари этот свет или свой, домашний, остался забытый. Собакой прыгала в груди моей радость.

(М.Пришвин). Задание 2.

Подобрать эпитеты к словам: снег; кленовый листок, лупа, цветок.

 Задание 3.

Описать в художественном стиле один из характерных штрихов природы, используя эпитеты.

Примерные темы описаний.

1. Морозные узоры на моем окне.

2. Каким я видел снег (дым, небо, солнце,- месяц), вчера (сегодня, однажды, утром, в полдень, вечером).

3. Деревья в снегу (инее).

4. Аллея в зимнем парке (см 4'^с /- ^ ) .

Следующий этап в обучении описанию анализ ученического сочинения (текст желательно размножить - по одному на парту).

Белка

 У меня была кошка Белка. Я её очень любила. Окраска шерсти у Белки была белая, только на спине черное пятно да задние лапки черные. Шерсть была мягкая, шелковистая, как бархатная. Голова, как у всех кошек небольшая, круглая. Усы были длиной 7-8 см. Хвост длинный. Глаза у Белки видели хорошо. Днем они были серые, а ночью светились, как два зеленых фонарика.

Моя Белка любила лакомиться молоком и колбасой. По дому она ходила тихо и бесшумно, т.е. на лапках у неё были мягкие подушечки. Входила и выходила Белка из дома через форточку, не как другие кошки. А ещё она очень любила свежую рыбу. Папа приносил её Белке с речки. Он разрешал кошке таскать рыбешек из таза с водой. И Белка стала большой "специа­листкой". У них с папой были хорошие отношения. Вот какая у меня Белка, (см 5, с 47). Беседа по тексту.

- К какому стилю относится текст?

- Прочитать предложения в которых ученица описывает кошку. Какие средства при этом она использует? Можно ли по этому описанию представить Белку?

- Найти предложения в которых автор высказывает свое отно­шение к кошке.

Удалось ли автору ярко выразить его?

- О чем следовало не писать? О чем следовало бы написать подробнее?

- Найти слова и словосочетания, предложения которые не соответствуют художественному описанию.

Учащиеся должны найти в тексте эпитеты и сравнения; например: шерсть мягкая, шелковистая, как бархатная; глаза светились, как два фонарика.

В ходе анализа делается вывод; хотя тема в основном раск­рыта, автору почти не удалось выразить свое отношение к живот­ному. Здесь уместно будет вспомнить, как рассказывает А.И.Куприн в своем рассказе о Ю-Ю.

Домашним заданием может быть сочинение описание животного на основе личных наблюдений.

В программе для 7 класса по развитию речи предусмотрено обучение описанию внешности человека, как завершающий этап работы. Специальному уроку предшествует большая подготовитель­ная работа. Во-первых, определяются стилевые разновидности описаний. (Деловое, научное и художественное).

Учитель предупреждает учеников, что целый месяц они будут зна­комиться с описанием человека, в том числе и на уроках литературы, на которых можно подробнее остановиться на приемах опи­сания героев произведений. Проанализировать художественные средства, в частности эпитеты, используемые автором при опи­сании внешности. Каждое слово нужно объяснить, опираясь на контекст и на толковые словари. Можно завести тематическую тетрадь для подготовки к уроках развития речи. Приведем фраг­менты урока описания внешности человека.

ФРАГМЕНТ 1.



2020-03-17 336 Обсуждений (0)
РАБОТА С ЭПИТЕТАМИ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАБОТА С ЭПИТЕТАМИ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (336)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)