ТЕМА: Стилистическая роль определений (эпитет) (8 класс).
Цель: 1.1. Знать стилистическую функцию определений (эпитетов) 1.2. Уметь находить определение (эпитеты) в тексте. 1.3. Знать определение эпитета. 1. Начало урока. 1. Запись наизусть отрывка из "Осени" А.Пушкина. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье. В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. Проблема: показать на этом тексте мастерство великого поэта. сказать о выборе определений. П. Основная часть урока, посвящена теме "Стилистика согласованных и несогласованных определений" 1. Беседа. - Назовите известные вам стили речи? - Как вы думаете, в каждом ли стиле речи будут употребляться определения? (в каждом). - Одинакова ли их роль, скажем в художественном, публицистическом стилях и в научном, деловом? (В художественном, публицистическом стилях определение чаще всего выступают в роли эпитетов). - А что такое эпитет? Приведите примеры. 2. Записываем примеры об осени после того, как ученики прочитают известные им строчки разных писателей. Проблема: выявление функций определений: Почему писатель выбирает именно это определение из многих возможных, какое настроение передает автор. Предлагается выяснить стилистическую роль определений, назвать стиль следующих отрывков: 1. А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, и гонит упавшие покоробленные листья. (И.Тургенев). 2. Не видно птиц. Покорно чахнет Лес, опустевший и большой. В оврагах сыростью грибной. (И.Бунин). 3. Роняет лес багряный свой убор Серебрит мороз увянувшее поле, Проглянет день, как будто поневоле, И скроется за край окружных гор. (А.Пушкин). 2. Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком (С.Есенин). ВЫВОДЫ: Велика роль эпитетов среди других стилистических средств литературного языка. Удачный, свежий эпитет усиливает выразительность и образность нашей речи, обогащает содержание высказывания, подчеркивает индивидуальный признак определяемого предмета или явления. Недаром эпитеты наряду с синонимами и фразеологическими выражениями нередко относят к золотому фонду -национального языка. Общепризнано и то, что русский литературный язык необыкновенно богат эпитетами, (см 10 с 3). В методической литературе разработаны задания по "Словарю эпитетов русского литературного языка" авторы ГорбачевичК.С., Хабло Е.П. 1). Подобрать определения к слову "осень" (в словаре эпитетов - 75 определений). а) о характере погоды; б) о листве, об окраске её, о нарядности; в) о времени наступления осени; г) о впечатлении от осени, об оценке осени. Выслушать надо многих, записать такие: багряная, ненастная, туманная, цветная ("цветная осень - вечер года - мне улыбается светло". С.Маршак), поздняя, запоздалая, первоначальная (обязательно должна прозвучать строчка поэта - "Есть в осени первоначальной. ..") , безрадостная, грустная, чудесная. Для работы можно взять картины: "Золотая осень" И. Левитана и текст К.Паустовского об "осенних" картинах И.Левитана (см. приложение 4). 2. Такую же работу можно провести со словом "дождь". О дожде писали: Л.Толстой, И.Бунин, А.Твардовский, К.Паустовский, Дм.Кедрин, Вл.Солоухин, Вл.Тендряков и др. Пожалуй о дожде, как и об осени, писали почти все писатели. Задание: подобрать эпитеты к слову "дождь". Записать текст: ("Дождь обрушился. Он был какой-то ясный. Хлещущая с неба вода словно пронизана внутренним светом. Берег, темные рябые волны, пароходная палуба с рулевой будкой купались в этом неистовом, весёлом, сияющем дожде" (Вл.Тендряков)). В "Словаре эпитетов" свыше 150 эпитетов к слову "дождь". Записать и проанализировать примеры. 1). Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, как шли бесконечные, злые дожди. (К.Симонов). 2), Стеклянный, редкий и ядреный, С веселым шорохом спеша, Промчался дождь, и лес зеленый Затих, прохладою дыша. (И.Бунин). 3. Обязательно отметить, что не каждое определение - эпитет. Задание: продолжите эту работу. Что может быть медвежьим, львиной, крокодиловым, мышиным, рыбьим, лебединым и т.д. 4. Запись синонимов-определений: Дивный, чудный, чудесный, волшебный, сказочный, фантастический, - поражающий, удивляющий своей красотой, своим великолепием, роскошью. Багровый, багряный, пурпурный, густо-красный (см 21 с 69). Ш. Домашнее задание: 1 группа - составить сочинение-миниатюру, употребив нужные эпитеты (тема определяется учеником). П группа - из "Золотой розы" К.Паустовского выписать описание дождя (любого!) (см 21 с 69). Таким образом, к концу XX века сложилась методика изучения эпитетов на уроках грамматики. Эпитетам уделяется большое внимание в школах с углубленным изучением русского языка, в лицеях и гимназиях. Полагаем и в основной школе надо больше работать с эпитетами. Умения и навыки образной речи нужны всем детям. Они должны уметь пользоваться богатым словарным запасом нашего языка и понимать красоту русской речи.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (295)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |