Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 1. ЭПИТЕТЫ И ИХ СТИЛИСТИЧЕСКАЯ РОЛЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ.



2020-03-17 679 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. ЭПИТЕТЫ И ИХ СТИЛИСТИЧЕСКАЯ РОЛЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ. 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

Едва ребенок появляется на свет, он уже чутко реагирует на интонацию: улыбается на ласковую, плачет на раздраженную, грубую. Потом малыш научится понимать слова, произносить их, складывать предложения, фразы, а затем и целые рассказы. Позднее ребенок поймет сам или кто-нибудь объяснит ему, для чего же человеку нужна речь - для общения. От того, как ребе­нок овладеет речью и культурой речевого общения, зависит многое - то, как он будет общаться со сверстниками и со взрос­лыми.

Ребенка с первых дней пребывания в школе учат не только писать и считать, но и владеть своей речью, использовать яркие, образные слова и выражения.

Выдающиеся воспитатели прошлого - И.Г.Песталоцци, Я.Корчак, А.С.Макаренко- утверждают, что важнейшей предпосыл­кой успеха обучения и воспитания является культура речевого общения. Педагогу, не умеющему ярко, образно говорить, труднее научить учащихся образной речи.

С помощью совершенствования речи можно научить понимать прекрасное. Например, при описании картин. Или когда учитель приносит на урок простой цветок одуванчика и просит рассмот­реть его, сравнить с чем-нибудь (например: облаком, снежин­ками и т.д.).

С помощью учителя учащиеся смогут не только увидеть мир, но и описать свои впечатления. Вдохновение учителя передается ученику и неизменно побуждает к творчеству.

К.Паустовский, вспоминая о своём детстве, писал: "...Светлыми и чистыми глазами мы смотрели на мир, и всё нам казалось гораздо более ярким. Ярче было солнце, сильнее пахли поля, громче был гром, обильнее дожди и выше трава. И шире было человеческое сердце, острее горе, и в тысячу раз загадоч­нее была родная земля - самое великолепное, что нам дано для жизни". А.Стендаль утверждал, что именно природа была для него основным побудителем к творчеству. Он писал: "Я с утон­чённой  чувствительностью искал красивых пейзажей, исключительно ради этого я путешествовал. Пейзажи были смычком, игравшим на моей душе".

Следует обратить внимание на то, каким ярким, образным языком описывают писатели свои детские впечатления. Учителя должны учить детей подобному умению передать свои чувства, мысли.

Если система воспитания желает быть здравой и устойчивой, она должна быть изначально ориентирована на человека.

Воспитание учащихся на традициях русской культуры - одно из направлений обновления содержания педагогического процесса.

Современный учитель - словесник может приобщить учени­ков к русской художественной литературе. Русская культура позволяет привить учащимся нравственный, эстетический имму­нитет.

Ныне реально встал вопрос о самом существовании русской цивилизации, в руках учителя будущее нации.

Без знания основ русской народной жизни, родного фольк­лора, классического искусства невозможно воспитать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия- многонацио­нальное государство.

Учитель видит в некоторых средствах массовой информации откровенно враждебное отношение к русской культурной традиции, русскому человеку, русскому языку.

Попытки через средства массовой информации изуродовать одно из высочайших сокровищ - русский язык. Достаточно прочи­тать газетную фразу типа: "Эксклюзивное интервью о ноу-хау в маркетинге дал дистрибьютер префектуры при мэрии Москвы".

Невольно вспоминаются проникновенные слова И.С.Тургенева: "Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбе моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя, как не впасть в отчаянье при виде всего, что совершается дома".

Таким образом, перед учителем стоит важнейшая задача - обучать ребенка яркому, образному русскому языку. С помощью языка прививается интерес к истории страны, к будущей профессии, к жизни.

Изучение эпитетов как изобразительных средств языка занимает большое место в лингвистике.

Эпитеты получили широкое распространение во многих стилях. Они встречаются и в разговорной речи, и в языке художест­венной литературы, особенно в поэзии.

Материалом для дипломной работы послужили тексты устного народного творчества, поэзия М.Лохвицкой и С.Есенина. В текс­тах нашли свое отражение все типы изобразительных средств языка, особенно эпитетов, которые и являются объектом нашего изучения.

1. Актуальность работы определяется прежде всего возросшим интересом лингвистики к изучению коммуникативно-прагматических функций языка, что неизбежно требует специального обращения к тексту и обязательно к эпитетам.

Цели дипломной работы:

1. Рассмотреть образные средства языка, выполняющие стилисти­ческую роль в художественном произведении.

2. Усовершенствовать методику изучения эпитетов в средней обще­образовательной школе.

Основные цели определили конкретные

II. Задачи исследования по русскому языку и методике преподавания русского языка

1) дать толкование термина "эпитет" в литературоведении и языкознании;

2)отметить лексико-грамматические классы слов в роли эпите­тов;

3)проанализировать функционирование эпитетов в произведе­ниях устного народного творчества и поэтических текстах;

4)показать изучение эпитетов в средней школе с точки зрения существующих программ и учебников, а также методики препода­вания русского языка.

III. Теоретическая и практическая значимость работы

а) состоит в уточнении системы эпитетов, более детальном их изучении как стилистического средства в художественном тексте; б)результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания русского языка и литературы в средней школе.

IV. Методы исследования: в качестве основных были использованы описательный метод, заключающий наблюдения, сопоставления, обобщения и методы контекстуального анализа.

ГЛАВА 1. ЭПИТЕТЫ И ИХ СТИЛИСТИЧЕСКАЯ РОЛЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ.

1.1. Понятие о художественно-изобразительных средствах языка (тропах) в литературоведении.

В широком смысле слова - эпитету - это определение, в которое вкладывается смысл понятия "художественный образ". "Это называемый признак, сопутствующий какому-нибудь слову" (см.23,с 222), т.е. в простейшей форме это прилагательное при существительном.

Обратимся к дефинициям толковых словарей: "Эпитет -образное, художественное определение. Постоянный эпитет (в народной словесности, например: синее море, златы кудри). Нелестный эпитет (переносное; о неодобрительной характеристике кого-чего-нибудь) (см. 18,с 899).

Принято считать, что эпитет - это литературоведческий термин. Л.И.Тимофеев отмечает, что троп представляет собой употребление слова в переносном значении, т.е. выделение вто­ричных его признаков для характеристики какого-либо явления.

Иначе говоря, троп есть сочетание слов, образующее новое значение, благодаря перенесению одного из вторичных признаков слова на другое слово.

Язык наш вообще насыщен тропами. Говоря опешить или ошеломить, мы не думаем о том состоянии, которое когда-то было действительно присуще человеку, оказавшемуся в трудном положении из-за того, что он потерял коня или получил удар по шлему: слова "разлука" не связано у нас с представлением о двух разошедшихся в противоположные стороны концах лука; слово "лукавый" не вызывает у нас представлений о кривизне лука.

Сами по себе тропы - явление языка, и могут быть встречены в любой области языковой деятельности, но именно в литературе они в особенности существенны, так как становятся чрезвычайно гибким средством индивидуализации изображения жизни.

В самом деле, так как троп выделяет чрезвычайной отчетливостью какой-либо один определенный признак явления, то, наряду с познавательным своим значением он дает писателю еще очень существенное средство для того, чтобы во-первых, индиви­дуализировать явление, а во-вторых, дать ему субъективную оценку (см 23 с 220).

О языке троп имеет, следовательно три основные задачи: познавательную, индивидуализирующую и субъективно-оценочную.

Поэтому именно в художественной литературе тропы, в осо­бенности эпитеты, распространены и чаще всего встречаются. Именно поэтому-то и говорят о языке художественной литературы как о языке образном, что в нем так часты' художественно-изоб­разительные средства.

Как уже отмечалось, в широком смысле эпитетом является всякое слово, определяющее, поясняющее, характеризующее и т.д. какое-либо понятие. В этом смысле эпитетом является любое прилагательное.

У нас до сих пор часто пытаются отделить понятие эпитета ("художественное определение") от понятия определяющего слова по тем соображениям, что эпитет - художественное определение, т.е. красочное, образное и т.п., тогда как простое определяю­щее слово этой художественности не несет. С этой точки зрения в выражении "деревянные часы" перед нами не эпитет, а опреде­ление, а в выражении "роковые часы" - не определение, а эпитет. Эпитет есть слово или предложение, примененное к существительному или к его эквиваленту для того, чтобы под­черкнуть в изображенном явлении какое-нибудь его отличи­тельное свойство, индивидуальное или родовое.

Таким образом, всякое одностороннее определение, усили­вающее, подчеркивающее какое-нибудь характерное выдающееся качество предмета, является эпитетом.

Эпитет индивидуализирует, характеризует явление, выде­ляет в нем те признаки и свойства, которые кажутся писателю важными и значительными на основе его представления об этом явлении, понимания и знания его, отношения к нему. Благодаря эпитетам писатель выделяет те свойства и признаки рисуемого ни явления, на которые он хочет обратить внимание читателя.

    Формой эпитета может служить всякое значащее слово, поскольку оно выступает как определяющее по отношению к другому (существительное: бродяга-ветер, царица грозная - чума, дева-роза; прилагательное: серебряная береза; наречие и деепричастие: жадно смотря, несутся сверкая).

В отличие от логического определения, эпитет не содержит в себе разделительного значения. В то время как логическое определение отделяет признак одного предмета от признаков дру­гих, эпитет, как и другие изобразительно-выразительные сред­ства языка, вызывает в нашем сознании целостное представление об изображаемом предмете, рассматриваемом писателем в том или ином аспекте (см.23?с.223).

В вузовских пособиях (см.9, с.143) выделяются метафори­ческие и метонимические эпитеты.

Как известно, метафоризация значений часто происходит в результате переноса качеств, свойства, действий неодушевлен­ных предметов на одушевленные: железные нервы, золотые руки, пустая голова и наоборот: ласковые лучи, рев водопада, говор ручья.

Всё ранее сказанное дает основание заключить, что эпитет - это образное, иногда метафорическое или метонимическое сло­во, которое используется в художественных и поэтических тек­стах для наиболее яркого, образного, выразительного описания реалий.

 



2020-03-17 679 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. ЭПИТЕТЫ И ИХ СТИЛИСТИЧЕСКАЯ РОЛЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 1. ЭПИТЕТЫ И ИХ СТИЛИСТИЧЕСКАЯ РОЛЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (679)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)