Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА: Имя прилагательное (5 класс).



2020-03-17 375 Обсуждений (0)
ТЕМА: Имя прилагательное (5 класс). 0.00 из 5.00 0 оценок




 Цели: 1. Познавательные:

1.1. Наблюдение за ролью эпитетов в речи 3-й этап урока.

Выполняем упражнение 547 (см 30 с 227).

Прочитать стихотворение. Подготовиться к чтению вслух.

Береза

Люблю березку русскую,

То светлую, то третную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками

С зелеными сережками

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную плакучую.

(А.А.Прокофьев).

Беседа по стихотворению.

-   Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать
березку? Назвать их.

- Подобрать синонимы к слову "грустная" (безрадостная, тоскливая, печальная), а - затем антонимы (веселая, радостная и т.д.).

- возможно ли в научном стиле такое описание березки?

Задание на дом: Повторить сведения об эпитетах и олицетворении; подобрать из известных учащимся произведений (стихов, прозы) примеры, доказывающие, что эти художественные средства помогают читателю ярче, точнее представить предмет.

 ФРАГМЕНТ III

ТЕМА: "Имя прилагательное как часть речи" (5 класс).

Цель: 1.1. Знать роль прилагательного в тексте;

Знать морфологические признаки прилагательного; 1.3. Знать синтаксическую функцию его в предложении;

2.1. Уметь употреблять прилагательное в речи; определять морфологические признаки прилагательного;

2.2. Уметь определять синтаксическую роль в предложении;

3.1. Уметь находить эпитеты в тексте; Ход урока.

1. Устная синтаксическая пятиминутка.

Задание: определить количество основ в предложении, назвать их. Составить схему предложения.

А кругом роса жемчужная

Отливала блестки алые

И над озером серебряным

Камыши, клонясь, шепталися.

(С.Есенин).

-   Использование каких художественных средств помогает поэту
создать яркую, образную картину? (эпитетов, олицетворений).

-   придумайте и запишите синонимы к прилагательному алый.
(багряный, рдяный, пунцовый, кумачовый и т.д.).

2. Проверка домашнего задания.

Учащиеся приводят примеры, которые подобрали дома. Если возникнут затруднения в выполнении этого задания, учитель может предложить для анализа свои примеры:

1. Никнут шелковые травы. 2. Из-за леса, леса темного подымалась красна зорюшка. 3. В это время лебедь белая оглянула даль зеркальную.

Беседа.

- Словами какой части речи являются эпитеты?

- для чего служат эпитеты?

3. Запись предложений под диктовку.

Подчеркивается основа и определение, выраженное прилагательным:

1. Мелькает желтый лист на зелени дерев. (Н.Греков) 2. Осы­пается весь наш бедный сад. (А.К.Толстой). 3. Приближалась довольно скучная пора. (А.С.Пушкин).

Делается вывод, что прилагательные могут показывать не только самые яркие качества и свойства предмета, но и выражать чувства человека, его впечатления от предмета.

4. Анализ текста, записанного на доске или спроецированного с помощью графопроектора. Задание: прочитать текст.

Снег начал идти с раннего обеда, шел беспрестанно, час от часу гуще и сильнее. Я всегда любил наблюдать тихое падение снега. Чтобы полнее насладиться этой картиной, я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим: все безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверглись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух уважением и поразительной тишиной.

Наступали длинные зимние сумерки; снежные хлопья начали закрывать все предметы и белым мраком одевали землю.

(по Аксакову).

При языковом анализе текста учитель подчеркивает, что с помощью прилагательных писатель рисует образную картину природы, которую легко можно себе представить по этому описанию: тихое падение снега, безграничное пространство, снежный поток, белый мрак и пр., выражает и отношение к увиденному - состоя­ние восторга, удивления: чудное зрелище, поразительная тишина и т.д.

В одном из предложение писатель передает контрастность картины (воздух наполнен движением и поразительной тишиной).

ВЫВОД: использование в тексте эпитетов, контрастных описаний характерно для подлинно художественных произведений.

Беседа. - Что вы узнали нового о роли прилагательного в речи? (Прилагательное может использоваться не только для обозначе­ния признаков по цвету, запаху, форме и пр., но и для передачи впечатления человека о предмете. Домашнее задание; § 89, упр.548 (см 30 с 227);

вспомнить в названиях каких сказок встречаются имена прилагате­льные.

 

ФРАГМЕНТ IV .

ТЕМА: "Имя прилагательное как часть речи".

Цель: 1.Познавательные:

1.1. Знать, с какими частями речи согласуется прилагатель­ные;

1.2. Знать, по каким грамматическим категориям могут изменяться прилагательные.

2.

2.1. Уметь употреблять прилагательные - эпитеты при описании внешности человека.

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания.

а) имена прилагательные встречаются в следующих названиях
известных сказок. А.С.Пушкин: "Сказка о золотом петушке";
"Сказка о золотой рыбке"; "Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прек­
расной царевне Лебеди";

Г-Х.Андерсен: "Снежная королева"; "Стойкий оловянный солдатик".

б) какие из них характеризуют героев сказки?

(стойкий солдатик, храбрый портной, Василиса Премудрая, могу­чий богатырь и т.д.).Анализ 2-3 словосочетаний:
Образец записи стойкий солдатик

ВЫВОД: прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже.

2. Учитель сообщает учащимся, что прилагательные часто
используются в портретном описании. Одни из них помогают пред­
ставить внешность человека (при описании лица, фигуры, одежды,
жестов и пр.) другие - его внутренний мир.

а)Записать словосочетания, определить, какие из них отра­жают внешний вид человека, какие его внутреннее состояние, черты характера.

Глаза (карие, задумчивые), лицо (доброе, круглое), девочка

(аккуратная, высокая), мальчик (стройный, заботливый).

- б). Подобрать синонимы к прилагательным: застенчивый мальчик (робкий, несмелый, стеснительный), обая­тельная девочка (очаровательная, прелестная)-, энергичный чело­век (активный, деятельный), верный друг (надежный, преданный).

3. Учитель читает текст, составленный по повести В.Г.Коро­ленко "В дурном обществе".

Проблема: найти эпитеты, с помощью которых автор описывает девочку.

Маруся всякий раз всплескивала ручонками, и глаза её загорались радостным огоньком. Бледное лицо девочки вспыхивало румянцем. Она смеялась. Смех нашей маленькой приятельницы отдавался в наших сердцах. Это было бледное, крошечное создание. Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками.

Руки её были прозрачные и тонкие. Голова покачивалась на тонкой шее, как головка полевого цветка. Платье у нее было грязное и старое, но волосы были длинные и роскошные.

ВЫВОД: прилагательные могут использоваться для описания внеш­ности человека, его внутреннего мира (см 30 с 228). Домашнее задание: упр. 551, (см 30 с 228),

подготовить связный рассказ о роли прилагательных в речи (с при­мерами).

ФРАГМЕНТ V .

ТЕМА: "Имя прилагательное как часть речи".

Цель: Уметь использовать прилагательные в речи.

1.2. Уметь отличать прилагательные по стилевой направлен­ности.

В части V урока проводится работа по формированию умения использовать прилагательные в речи.

Сообщение учителя: в научной литературе прилагательные используются, как правило, в прямом значении, так как представ­ление о предмете должно быть точным и конкретным.

В произведениях художественной литературы описание обычно имеет образный характер, поэтому прилагательные могут употребляться в переносном значении.

Проблема: данные прилагательные употреблять в прямом и перенос­ном значении, подобрав к ним соответствующие существительные. Записать образованные словосочетания, выделить в них окончания. Какие из этих слозосочетаний найдут место в научной литера­туре, какие в художественной?

Теплый (погода, слова), острый (нож,язык), свежий (ветер,вид), холодный (взгляд,напиток), каменное (лицо,здание), сильный (зверь, ветер, характер), аккуратный (почерк, ученик).

2. На доске записаны слова: Снег (белый, мягкий, пушистый, мокрый, обильный, серебристый, голубой, колючий).

Дождь звонкий, сильный, монотонный, кратковременный, теплый, мелкий, ночной).

= Какие прилагательные могут быть употреблены с данными существительными, например, в сообщении по радио о сводке погоды? Какие прилагательные уместны в художественном описании? Составьте с данными словами по два словосочетания, где прила­гательные обозначают признак предмета со стороны восприятия его зрением, слухом.

VI Выписать прилагательные вместе с именами существительными, от которых они зависят.

Образец: Лес (какой?) лиловый.

Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, Веселой, петрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Домашнее задание: упр.554 (описание дня с использованием прила­гательных (см ЗО с 229).

 

ФРАГМЕНТ VI .



2020-03-17 375 Обсуждений (0)
ТЕМА: Имя прилагательное (5 класс). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА: Имя прилагательное (5 класс).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (375)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)