Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Последовательность в обучении механике чтения: буквы-слоги-простые слова- простые тексты.




Буквы. Ребенок должен знать буквы перед тем, как он перейдет к слогам. В какой-то момент стоит, может быть, повесить картинки с буквами. Я вам покажу, фотка не очень хорошая, но это вот так выглядела наша стена в определенное время, у нас такая большая стена в детской есть, где ничего не висит. И в какой-то момент я вывесила туда буквы и цифры, это когда у нас приемные появились, дети мои уже с этим справились к тому моменту. Но вообще Мейсон рекомендуют в принципе завести коробку с буквами, то есть деревянные какие-то буковки. Многие, я знаю, используют магнитную азбуку, они обычно не очень надежные, но сами буквы народ сохраняет и правильно делает. И просто в игрушки ребенка и эту коробку поставить в ноги, смотреть, он( ребенок): «Мама, это что?» Начинаешь по одной букве, в принципе до пяти букв ребенок может усвоить. Но тем более, что мы сейчас говорим с вами о шести-семи годах, а если этого не случилось раньше - ничего страшного, в какой-то момент все мои дети начали интересоваться, что висит-то? Я прямо спросила: «Ты серьезно хочешь знать, что это такое?» Это начало «серьезного» обучения. Опять же - серьезного так, в кавычках, но со стороны педагога это систематическое обучение, не то что как в два годика: он показал мне одну букву, там в месяц я ему сказала, что это такое. Здесь мы уже куда-то пойдем с этим. Я, например, говорю: «Хорошо, какую букву бы ты хотела узнать, какая тебе больше нравится?» И у меня есть указка, этой указкой дети показывают на географической карте, это же мы использовали здесь, потому что ребенку прям очень нравятся взять эту указочку и показать на букву. Я ее перевешиваю в начало. И говорю, что те буквы, которые мы изучили, будут висеть в началае, давай все буквы так выучим. Внизу у нас висела азбука «Флажки Михаила Ареста», довольно интересная штука. Вот если вы посмотрите на «А», здесь акробат нарисован, который вот в позе буквы «А», то есть такое сравнение. Не все мне здесь нравится, поэтому мы пытались разработать свою, но пока мы еще не там, но если будет спрос, может быть, мы продвинемся. Таким образом вы работаете над буквами, пока ребенок не выучит все буквы. Можно сделать маленькие карточки, здесь у меня еще из гофрированной бумаги. Я делала из гофрированной, потому что можно было закрывать глаза, наощупь эту букву трогать, но это мы начинаем пораньше, не в 6 лет. Вот поэтому и хорошо начать пораньше, тогда у вас побольше времени, это просто занятие, это не урок. Но в 6 лет, наверное, эти все штучки можно делать, смотрите опять же по ребенку. Можно играть в memory, сделав маленькие карточки с буквами. Все дети любят мемори, я еще не встречала ребенка, который не любит эту игру. Таким образом ты очень-очень легко учишь буквы. Один комплект можно в другую комнату вынести, ты здесь показываешь ребенку букву и говоришь, «Какая это буква? Принеси мне из другой комнаты эту же букву». А там, например, 10 букв лежит. Всегда, всегда у Мейсон то, что меня просто поражает и, не знаю, в восторг приводит, что она достигает не одной цели: то есть не просто мы выучим буквы, но она тренирует все способности, и характер ребёнка, то есть внимание. Ему нужно здесь заострить внимание, как выглядит эта буква, запомнить этот образ, идти туда, там выбрать. Столько всего происходит на самом деле, все очень просто. Вам не нужен букварь для этого даже. Карточки я использую, у многих, я думаю, есть, у меня вот такие «Зверобуквы» от «Банды умников» https://bandaumnikov.ru/product/zverobukvy/ .

 

Так что здесь первый этап, все пошагово, не идите к слогам, пока у вас не автоматизирован навык. Автоматизация навыка - очень важное понятие, потому что чтение - это в принципе навык, и для того, чтобы мы дошли до автоматизации навыка чтения в целом, нам нужно все эти предварительные шаги автоматизировать. Автоматизированность навыка мы проверяем: это значит мы берем карточки, и я просто подаю ребенку, говорю: «Называй, как можно быстрее каждую карточку». Можно ответить за три секунды , то есть если он будет думать дольше, это значит что еще не автоматизирован навык, мы просто продолжаем работу с карточками. Вот здесь как раз то, почему в школе многие штуки проседают: потому что с каждым из 30 детей невозможно автоматизировать навык одновременно, у каждого свой темп, дети все вообще разные. Кто-то будет быстрее, у меня 7-летка намного быстрее, чем ее старшая 9-летняя сестра. Это не плохо и не хорошо, это просто так. Мы автоматизируем навык тогда, когда мы дойдем до этого. Понятно что ты стараешься не растягивать, как мама, процесс, то есть ты стараешься, собственно, работать с этим. Но с другой стороны, бывают ситуации, когда... у меня у знакомой такая ситуации, она начинает буквы, вообще никак, а он уже взрослый, 6 уже. Ну подожди месяцок, если совсем уж постоянно у вас там все плохо, и потом через месяц, может быть, как-то вы выправите ситуацию. Наблюдения и,да, может быть, надо с кем-то посоветоваться здесь. Но наша цель - автоматизировать знание букв.

 

Буквы автоматизировали, в какой-то момент вы можете перейти к слогам. Что я имею в виду? Мы с Еленой моей любимой сделали для вас вот такие карточки https://vk.com/market-164530585?w=product-164530585_4864054%2Fquery , они прям совершенно только из типографии в понедельник приехали к нам, они очень классные. Мне нравятся, прям приятно держать. Раньше я делала просто ( и можно до сих пор так делать): распечатывала листы, рубашку к ним цветную делала, чтобы не просвечивали (эти вообще не просвечивают), потом ламинировала, потому что мы будем использовать долго-долго, особенно если у вас много детей. Я просто очень вам рекомендую, они недешевые. Вы знаете меня, что я стремлюсь сделать все как можно минимальнее по деньгам, там, где мы можем. Но совсем уж такую дешевизну мы не будем вам давать, нужны качественные материалы. Мы сделали их массу, я выставлю их потом как товар в группе «Учим дома». Ну, как масса, у нас 20 комплектов, но мы выставим это на продажу. но смотрите с карточками: там две буквы, открытые слоги, и мы выбираем их, раскладываем. Например, вот эти вот карточки - это согласная буква и «А». Первое, что я делаю, я просто показываю ему карточку и сама читаю: ца, ла, ма, и так далее, он просто смотрит. Но я смотрю, чтобы он смотрел, а не где-то витал в облаках. Я предварительно говорю: «Ну все, смотри, мы с тобой буквы уже изучили, можем перейти к чтению, чтение слогов - это в принципе уже чтение. Но в чтении самое важное - это внимательность, поэтому внимательно сейчас послушай, как мама слоги читает». В принципе удержать внимание на это время ребенок легко может, это не те 15 минут, о которых мы часто говорим, когда говорим про короткий урок, это еще короче. В первый день вы просто читаете, если ребенок еще не совсем уплыл после этого, вы ему предлагаете: «Хочешь попробовать?» И какие-то, может быть, он прочтет, где-то вы ему помогаете, но наша цель, чтобы эти вот навыки были автоматизированы, то есть мы стремимся к тому, что ты просто показываешь карточку, а он сразу говорит слог, то есть чтобы он не долго думал над тем, как это читается. Для чего это нужно, и многие здесь критикуют и говорят, что нужно сразу словами, чтобы ребенок понимал смысл, и ты сама говоришь про смысл. Да и аминь, но если у него не будет это автоматизировано, то, когда он придет к словам, будет очень долго-долго читать слова. Поэтому я всегда использовал эти карточки со всеми. Когда у него будет автоматом уже «ма-ма», тогда это будет намного быстрее и намного эффективнее в дальнейшем. Потом вы автоматизировали, вы берете слоги на «о». Я всегда беру немножко фонетику, что есть гласные, которые показывают твердость согласного, который стоит перед ним, это гласные а, о, у, ы, э. А есть гласные, которые показывают мягкость звука, который стоит перед ними, например, е, ю, я, и пр. Эта буква для этого специально стоит, чтобы показать, что перед ним этот звук мягкий. Мягкие согласные звуки не очевидны для ребенка. 

Обычно раньше я своим детям говорила: «Смотрете, это буква «р», но она так назвается. А когда она читается, то это или [р], или [рь]: рыба, речка. Это не очень сложно для ребенка, потому что я не хочу недооценивать своих детей, но приемным своим, особенно одной, мне нужно было просто говорить «р», иначе бы она запуталась. Все дети разные, смотрите по своему ребенку. Каждый новый набор, каждую новую стопочку на новую гласную, мы начинаем с того, что я прочитываю ребенку, чтобы он видел образец того, как читается, это не очевидный процесс. И вот здесь у нас разница с математикой, то есть какие-то вещи мне нужно объяснить ребенку, как они читаются, а в математике немножко по-другому поступаем. Заметьте вот это, и мы вернемся, когда про математику будем говорить. Потом, допустим, 2 стопки прошли, на «а» и на «о», перемешиваем эти обе стопочки, и я ребенку предлагаю уже и тот, и другой вариант в перемешку. Это сложнее, потому что он должен прежде всего собрать внимание, нужно смотреть глазками. Ребенок способен на это, но просто это будет небольшая заминка, наша-то цель, чтобы все слоги были автоматизированы и именно в разброс, а не по столбикам. Поэтому в конечном итоге у нас там скапливается такая уже небольшая стопочка, мы можем брать не всю стопку, половину, смотрите по тому, насколько внимание вашего ребенка развито. Потому что если вы будете переходить черту внимания, вы будете сталкиваться с проблемами. Мейсон тоже всегда говорит о том, что в идеале учеба всегда должна быть радостью для ребенка. Мы все этого хотели бы, и для мамы, и для ребенка, но наши иногда реалии превращают это в борьбу. И просто лучше, если вы видите, что он тормозит: «Давай завтра». Но если это превращается в вечное «завтра», то заставляйте его поработать. Вы будете видеть лень, я считаю, что лень есть у детей, что бы ни говорили другие, но я остаюсь на своем мнении. Лень будет проявляться в разных сферах жизни, не только в учебе, и надо с ней бороться: «Нет, давай». Для этого таймер очень хорош. Я купила каждому своему ребеночку таймер. Но это какая-то магическая штука, которая вызывает большой интерес у ребенка. Я говорю, что поставлю на одну минуту, я учу пользоваться таймером, и мы с тобой минуту будем читать эти слоги, но ты держишь темп, потарапливаешь. С мальчишкам вообще хорошо работает. Можно сделать таблицу, куда заносите его результат за каждый день. «Давай посмотрим, сколько слов ты можешь прочитать за минуту, или там определенную стопочку ты сегодня за такое-то время прочитал». Здесь главное не переиграть, Мейсон постоянно говорит о том, что на одной какой-то черте характера или потребности ребенка нельзя постоянно играть, иначе ты ее вырастишь до каких-то размеров, от которых сами заплачем. Мы не хотим вырастить ребенка, который просто всегда везде соперничает со всеми. Можно в играть в игры, как-то превращать,подумайте,короче. Но в принципе большинству детей это абсолютно достаточно, то есть просто берем и читаем слоги, эту стопочку, потом эту стопочку, вместе, на время. Когда у вас слоги более-менее автоматизированы, вы переходите к простым словам. И вот в этот момент, даже еще раньше, вы можете начать... Когда вы читаете эту стопку на «А», вы можете начать готовиться к письму. Но к письму в плане орфографии и переноса звукового образа в письменной. Например, мы прочитали стопку на «А», потом я беру «Зверобуквы», и из этих карточек раскладываю на полу, чтобы ребенок видел все эти буквы, не надо выбирать. И говоришь, что мы с тобой этот слог читали, я тебе сейчас скажу этот слог, а ты попробуй из букв мне его составить.

 

0:49:30 Этот процесс для ребенка, особенно в самом начале очень сложен: ему нужно удержать вот эти два звука, найти в буквенном изображении, выцепить это, положить, и потом еще «А» удержать.Когда мы пытаемся писать простые слова,это то, к чему мы идем дальше, читать и писать простые слова, например, «шар» у ребенка превращается в «шр», он напрочь выпускает этот гласный звук вообще,хотя он слышит его. Но начинается все, собственно, вот отсюда. Прочитав, например, столбик на «А», ты можешь парочку написать буквами с ребенком. И потом, когда у тебя уже несколько стопочек с разными гласными, ты тоже миксуешь, «ра», а потом «НО», то есть задание посложнее для ребенка. И в принципе детям очень нравится процесс, мои все очень любили. Но начинается это со слогами, то есть мы здесь как бы раздваиваем процесс: с одной стороны мы все еще учим механике чтения, с другой стороны, мы выходим на письмо, на самые простые базовые вещи.

С простыми словами в самом начале, когда у меня более менее автоматизированные слоги, и этот процесс может идти опять же двойственно, то есть ты можешь немножко слогов почитать, потом здесь же, в наши эти 15 минут, переходишь к простым словам. Первое, что я делаю вот здесь, и поэтому мне не нравятся буквари, потому что часто слова, которые там, это слова, которые ребенок не знает, значение не понимает. Исходя из того, что все дети разные, я-то знаю, какие слова мой ребенок знает, поэтому я даю им именно эти слова и читать, и потом писать. Я просто беру блокнот и ручку, и пишу ему слово, например, часто имена очень хороши здесь, потому что мы только что читали слоги, и два открытых слога - это уже имя. Но я пишу с большой буквы сразу, правильно уже пишу, объясняю, что все имена пишутся с большой буквы. Это как бы так, мимоходом, потому что русский язык теорию, все это мы оставляем далеко потом. Я объясню, в какой момент она входит. Но в принципе, объяснить, почему ты пишешь с большой буквы, когда до этого были только маленькие, без всяких там подробностей, можно. И ты пишешь 2 открытых слога, это ее имя, конечно, ей будет намного интересней читать это, чем абсолютно непонятное ей слово.

Вы можете выложить простые слова: тетя, мама, баба, но так, чтобы для ребенка это имело какой-то близкий смысл. И когда вы выкладываете карточками, это лучше, потому что он привык к ним, визуально знает, как читать, проговаривает один слог, проговоривает другой слог. Если же вы используете блокнот, иногда но опять же не перебарщивая с этим, я использую вот этот метод: когда ты просто объясняешь один-два раза, не нужно каждое слово объяснять. Это недооценивание ребенка, не надо 10 раз одно и то же повторять, будет проблем с послушанием, потому что он привыкает к тому, что вы 10 000 раз одно и то же долбите. Здесь просто покажу, смотри ты же видишь, какой здесь слог? «ЛУ». А дальше какой ты видишь слог? «ПА», получается «ЛУПА», ты вместе читаешь. Но будут у нас трехбуквенные слова, можно их придумывать, берешь слоговую карточку, например, «ША» и рядом кладешь буквенную «Р», получается, «ШАР». Вот здесь вот точечки под буквами, они показывают эти отдельные чтения букв, то есть ты ребенка наталкиваешь на вот это, не надо делить слова на слоги. Я не знаю, как это может помочь, я не знаю, откуда возникло деление слова на слоги, это ничуть не легче, и потом, когда у вас будут большие слова, представьте, как он это может сделать в голове? У него достаточно мозгов для этого, у всех. Можете сами придумывать слова. Трехбуквенные слова, 4-хбуквенные, открытые слоги вообще легко читаются, и пятибуквенные слова, в принципе, и в разных комплектациях. Например, «ТОЛПА», два слога, которые он знает, как читаются, а между ними еще буква. Ребенок, довольно скоро на опыте всех моих детей, в принципе соображает, что нужно сделать, и простые слова начинает хорошо читать. И здесь ты начинаешь давать ему для письма (выкладывания карточками) эти слова. Вы, например, прочитали какое-то количество, у меня прям столбики из слов, которые он читает (это после этапа, когда ребенок легко читает в блокноте), и обязательно проговариваю значение слов. Какие-то слова можно вводить, которые ребенку не знакомы, чтобы расширить его словарный запас. Потому что это одна из наших целей, не просто сложить «ЛУПА», а что такое лупа? Кто знает смысл? В текстах немножко по-другому, потому что там из контекста хотя бы может догадаться, здесь вообще никак не может, ты каждое слово должна с ним проговаривать. Вы помните, да, что это короткий урок, то есть 15 минут? Вам нужно будет планировать, особенно на первом этапе, вам нужно будет смотреть, как это идет, вот в этом трудность, вот это наша роль, как мамы. Мы не разжевываем, мы не упрощаем, мы предоставляем ребенку самому брать ответственность за свое образование, это то, что мы хотим донести до него. И он с этим легко справится и даже будет ценить на самом-то деле это, хотя, может, в начале он будет немножко... если он не привык к такому способу обращения, если вы все это до него делали, то очень скоро уважение они оценят.

 Наша цель на самом деле, чтобы в конце первого класса они многое могли делать самостоятельно. Чтение я все еще контролирую, это самый базовый, самый важный навык. Ну и дальше, после того, как мы простые слова с вами почитали, ребенок уже в принципе легко справляется с этим, можно пройти на простые тексты. И то пособие, которое здесь я рекомендую, но я рекомендую покупать его в электронном виде, можно купить электронную книгу и распечатывать, делая шрифт побольше. Потому что шрифты, к сожалению, когда вот для детей книги выпускают, как-то вот об этом мало кто думает. Пособие называется «Короткие интересные рассказы. Обучение чтению учеников 1-2 классов» , Узорова и Нефедова.

 

1:00:00Ну, и вы сразу тут объясняете, что каждое слово в предложении начинается с большой буквы, заканчивается точкой. Коротко, не вдаваясь в подробности, все это уложится в курсе русского языка, в теории, которая будет значительно позже. На данном этапе ему просто нужно понять, что каждое слово читается отдельно, пишется отдельно. Но в предложении есть какой-то смысл. «У Наты шар». О чем здесь? И вот здесь идёт пересказ, то есть если у него нет навыка пересказа, это сложно, когда ты читаешь и тебе же надо пересказать, но вы просто работаете над этим тогда. Старайтесь, чтобы он не твердил по 10 000 раз, максимум два, Мейсон говорит - 1. Мы идем к тому, что он читает и тут же сразу представляет и может перевести на свой язык. Если вам совсем тяжело, можете читать по одному-два предложения, если вам тяжело, не весь текст. Хотя Мейсон рекомендует в день целый текст. Смотрите по своему ребенку, может быть, здесь будет неуважением, спускаться на одно предложение в день.

Очень часто просят порекомендовать простые тексты, потому что ребенку трудно читать. Трудно читать бывает по двум причинам: 1) у него не автоматизированы предыдущие этапы, он все еще буквы вспоминает. 2) это то, что сам текст неинтересен. Понятно, что мы не можем каждый текст превратить в интересный, но мне кажется, в этом пособии неплохая подборка текстов. Но всегда думайте о том, что вам нужно набирать такие маленькие, короткие тексты. Я рекомендовала и Толстого, и Ушинского, у меня есть вебинар о пересказе на моем ютуб канале «Пересказ по методу Шарлотты Мейсон», и там я рекомендовала короткие тексты других авторов. Но здесь они просто подборкой, стоит посмотреть. Сколько у вас займет времени путь от букв и слогов до простых текстов, полгода? Может быть, больше. Ваша цель, чтобы вот за этот год первый ребенок читал хорошо, бегло, с пониманием того, что он читает, и умел пересказывать.

Давайте, пока вы собираетесь с вопросами, я Елизавету позову свою (дочь,1 класс), и она вам прочитает. Сразу скажу, что она сейчас читает гораздо более серьезные тексты, это для нее легкий текст. Но я специально выбрала короткий, просто для того, чтобы сильно долго у нас здесь не было сидения.

 






Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (152)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)