Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СИТУАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ



2015-11-10 2108 Обсуждений (0)
СИТУАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ 4.50 из 5.00 4 оценки




Ситуативные ошибки,

Допускаемые

Руководителями

И подчиненными

В процессе решения конкретных задач


Несоответствие

Качеств

Сотрудников

Требованиям

Занимаемой

Должности


Глава 11. Причины конфликта



Организационно-управленческие причины конфликтовобстоятельства, свя­занные с созданием, развитием и функционированием организаций, коллективов, групп. Можно выделить четыре типа подобных причин.

1. Структурно-организационные — несоответствие структуры организации тре­
бованиям той деятельности, которой она занимается. Структура организа­
ции должна определяться целями и задачами, которые эта организация будет
решать или решает. Вместе с тем добиться идеального соответствия струк­
туры организации задачам, которые она постоянно решает, практически не­
возможно.

Чем больше структура организации не соответствует требованиям деятель­ности, которой она занимается, тем менее эффективно функционирование организации, тем больше межличностных и межгрупповых конфликтов воз­никает в ее коллективах. Несоответствие структуры организации решаемым задачам может быть вызвано:

♦ ошибками при проектировании структуры организации. Трудно точно спрогнозировать все и создать структуру, которая до деталей отражала бы требования будущей деятельности;

♦ непрерывно изменяющимися задачами и деятельностью организации. Чем менее гибка структура организации в этих условиях, тем более вероятно возникновение большого количества конфликтов.

 

2. Функционально-организационные причины конфликтов вызваны неоптималь­ностью функциональных связей организации с внешней средой; между раз­личными структурными элементами организации; между отдельными работ­никами. Внешние функциональные связи организации должны максимально соответствовать решаемым задачам и обеспечивать их выполнение. Любая организация является элементом системы более высокого порядка. Эффек­тивная работа организации невозможна без отлаженных функциональных связей с внешней средой. Нарушение этих связей приводит к конфликтам.

3. Личностно-функциональные — несоответствие или неполное соответствие работника требованиям занимаемой должности по его профессиональным, нравственным и другим качествам. Существенные требования к личностным качествам работника предъявляют деятельность и характер взаимодействия с окружающими. Если человек не соответствует этим требованиям, то воз­можны конфликты между ним и руководителями, подчиненными, сослужив­цами.

4. Ситуативно-управленческие обусловлены ошибками, допускаемыми руково­дителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других за­дач. Принятие ошибочного управленческого решения объективно создает возможность конфликтов между авторами решения и его исполнителями. Не­выполнение работниками задач, поставленных руководством, также вызыва­ет опасность конфликта по этому поводу.

В результате исследования производственных конфликтов установлено, что по вине конфликтогенных решений руководителей возникает 52 % конфликтных си­туаций, по причине социально-психологической несовместимости работников — 33 %, из-за неправильного подбора кадров — 15 % (В. Рубахин, А. Филиппов). Данные показывают, что организационно-управленческие факторы могут высту­пать причиной 67 % конфликтов в трудовых коллективах.



Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии


Социально-психологические причины возникновения конфликтов

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ


Потери и искажения информации

в процессе межличностной

и межгрупповой коммуникации


Несбалансированное ролевое взаимодействие людей


 


Естественный различный подход к оценке сложных событий


Различия в способах оценки

результатов деятельности

и личности друг друга


 

П|

сихологическая несовместимость


Напряженные межличностные отношения


Внутригрупповой фаворитизм


Конкурентный характер взаимодействия


 


Ограниченные способности людей кдецентрации


С


тремление к власти и др.


Варианты статусного взаимодействия в диаде


■ ■   ■ ■ (с)
(р)   ®
(м)    

 

■ ■ •   р ■
(р)   ф
■ ■   *(м) ■ ■

 


Партнер А


Партнер Б


Партнер А


Партнер Б


Сстарший, Р—равный, М — младший


Сбалансированное взаимодействие


Возможен статусный конфликт


Глава 11. Причины конфликта



Социально-психологические причины конфликтовобусловлены непосредствен­ным взаимодействием людей, фактором их включенности в социальные группы. К их числу относят следующие варианты.

1. Возможные значительные потери и искажения информации в процессе меж­личностной и межгрупповой коммуникации. Человек не может без существен­ных искажений в общении передать всю информацию, касающуюся пробле­мы, обсуждаемой с партнером. Партнер в свою очередь оценивает ее и делает свои выводы.

2. Несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей. В ситуации межлич­ностного общения партнеры могут играть не те роли, которых ожидает от них противоположная сторона.

3. Непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы несовпадение пози­ций может быть вызвано не принципиальным расхождением во взглядах, а под­ходом к проблеме с различных сторон. Проблемы, обсуждаемые людьми, слож­ны, имеют много оттенков. Мы иногда болезненно относимся к точкам зрения, отличным от нашей, что может быть причиной конфликтов.

4. Различия в способах оценки результатов деятельности и личности друг друга. Основные способы — сравнение с возможным идеальным положением дел; с требованиями к данной деятельности нормативных документов; со степе­нью достижения цели деятельности; с результатами, достигнутыми другими людьми; с положением дел в начале деятельности. Таким образом, деятель­ность может быть оценена по-разному и даже противоположно.

5. Психологическая несовместимость. Известны четыре уровня психологиче­ской несовместимости: психофизиологический, индивидуально-психологиче­ский, социально-психологический и социальный. Индивидуально-психологи­ческая несовместимость проявляется в неудачном сочетании темпераментов и характеров взаимодействующих людей. При социально-психологической несовместимости фиксируется противоречие в жизненных ценностях и идеа­лах, мотивах, целях деятельности. Социальная несовместимость может прояв­ляться в несовпадении убеждений, мировоззрений, идеологических установок и т. п. Очень часто социальная несовместимость связана с большими разли­чиями в образовании, социальной принадлежности и т. п.

6. Напряженные межличностные отношения. Конфликты в организациях чаще возникают между работниками, отношения которых характеризуются напря­женностью, взаимными негативными установками и т. п. Возникает пороч­ный круг: чем хуже отношения, тем чаще конфликты, а чем чаще конфликты, тем хуже отношения.

7. Внутригрупповой фаворитизм, то есть предпочтение членов своей группы представителям других социальных групп.

8. Конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами.

9. Ограниченные способности человека к децентрации, то есть к умению поста­вить себя на место другого человека и понять его интересы, к изменению соб­ственной позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей.

10. Стремление к власти.



Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии


Личностные причины возникновения конфликтов

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ


СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА

ПОВЕДЕНИЯ ПАРТНЕРА КАК

НЕДОПУСТИМОГО


НИЗКИЙ УРОВЕНЬ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ


 


НИЗКАЯ КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТЬ


НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ЭМПАТИИ


 


ЗАВЫШЕННЫЙ

ИЛИ ЗАНИЖЕННЫЙ

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ


ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА, АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА И ДР.


Оценка допустимости поведения партнера по межличностному взаимодействию




Партнер Б

Недопустимое поведение

Нежелательное поведение

Допустимое поведение

Желательное поведение партнера Б

Партнер A ^V* Нежелательное поведение

Допустимое поведение

Недопустимое поведение


Глава 11. Причины конфликта



Личностные причины конфликтасвязаны с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, проис­ходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с окружающими.

К причинам, которые в большей степени являются психологическими, можно отнести следующие.

1. Оценка поведения другого как недопустимого. Ожидаемое поведение, обще­ние, деятельность со стороны другого человека, являющегося партнером по взаимодействию, представлены желательными, допустимыми, нежелатель­ными и недопустимыми вариантами. Характер поведения зависит от индиви­дуально-психологических особенностей человека, его психического состоя­ния, отношения к конкретному партнеру по взаимодействию, особенностей актуальной ситуации взаимодействия. Если реальное поведение партнера укла­дывается в рамки желательного или допустимого, то взаимодействие продол­жается бесконфликтно.

2. Низкий уровень социально-психологической компетентности. Конфликтная ситуация — это трудная ситуация социального взаимодействия. К конфликту приводит неподготовленность людей к эффективным действиям в подобных ситуациях. Человек может не иметь представления о том, что существует не­сколько способов и десятки приемов бесконфликтного выхода из предкон-фликтных ситуаций без ущерба для собственных интересов. Он может иметь представление об этих приемах и способах, но не иметь умений и навыков их применения на практике.

3. Недостаточная психологическая устойчивость к отрицательному воздейст­вию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия. Важней­шим направлением профилактики разрешения межличностных конфликтов является содержательная и психологическая подготовка людей к оптималь­ным действиям в предконфликтных и конфликтных ситуациях.

4. Плохо развитая у человека способность к эмпатии, то есть к пониманию эмо­ционального состояния другого человека, сопереживанию и сочувствию. Не­достаточность эмпатийных личностных качеств приводит к тому, что человек ведет себя в ситуации социального взаимодействия не так, как ожидают парт­неры по общению, или не понимает чувств партнера по взаимодействию.

5. Завышенный или заниженный уровень притязаний также способствует воз­никновению межличностных и внутриличностных конфликтов. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих. Заниженная оценка имеет следствием повышенную тревожность, неуверен­ность в своих силах, тенденцию избегать ответственности и т. д.

6. Холерический тип темперамента человека относительно чаще может при­водить к разрешению им противоречивых ситуаций конфликтным спосо­бом. Одной из наиболее часто встречающихся личностных причин конфлик­тов являются также различные акцентуации характера. Они проявляются в чрезмерной выраженности отдельных черт характера или их сочетаний у конкретного человека и представляют крайние варианты нормы, гранича­щие с психопатиями.



Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии


Потери и искажения информации в процессе общения как причина конфликта



A о

P P



>s Ф g 1 2 x s о m и s s eg ra s eo ю a. Ф m к

i

J] о


< ш

I

LU

Zr о

Ю 0-

O

M О


 

 


i-

|i

U Я

2 >s a> q. ш 1 о i

2-е-*

о s s

CO D-'l

°1

о н

X Р

¥й ^р

Ф X со о 2 с & с Ч Р Р S t s

О ев с 2

К S

QQ К

м

S * а. а р U S S a Si ш о Р- fe СО Р

_ со Р

=Г 2 а

СО ш л со со о ш

п- со s c

Р 2 х Р

S _ ф S О о

со

Ш р

О S CU I- m о о со с; о
о i a со о о о I- p § I со ra ra s s p. a)

Р. S 2 a k P

f

L- IS Р Р

I X

Ч га

Р со

р р р I- L. 1_ Р

С a

Со со

Со га

со со § § га со s s Л Д, о; о; га со s s s s J J Р-Р- *. *> ф Ф со со У- V- X £ о о о о С С S S

Со со со га

Со га и s s

fc s s sec

I I I I I

т- см ет ■<* ю со Г4-


X

ф

X

Р с с р


Глава 11. Причины конфликта



Потенциальной причиной конфликтов выступают потери и искажения информа­циине только при общении оппонентов, но и в самом восприятии людьми окружаю­щего мира. Человек достаточно избирательно воспринимает бесконечно многооб­разную информацию об окружающем. Роль фильтра играют ценности, мотивы, цели, которые зависят от мировоззрения человека, его образованности, профессионализ­ма, нравственности, культуры, жизненного опыта. Рассмотрим основные причины.

1. Часть информации, которая в принципе может быть выражена словами, не высказывается человеком из-за ограниченности его словарного запаса. Обога­щение словарного запаса человека способствует предупреждению конфлик­тов, вызванных трудностями в понимании людьми друг друга.

2. По причине недостатка времени в процессе общения теряется существенное количество информации. Чем насыщеннее жизнь человека, тем больше време­ни у него уходит на деятельность, тем меньше времени он может посвятить общению. Это затрудняет понимание людьми друг друга.

3. В ситуациях межличностного общения значительная часть информации, каса­ющейся предмета разговора, существует на уровне бессознательного и в прин­ципе словами выражена быть не может. На уровне бессознательного и подсоз­нания в психике человека содержится значительное количество существенной информации. Часть этой информации может восприниматься собеседником с помощью невербальных средств коммуникации.

4. Многое из того, что человек может выразить словами, он не считает нужным говорить. Причина может быть следующей: часть того, что он думает, вслух высказывать не принято, часть информации он не высказывает потому, что она характеризует его самого с негативной стороны, а часть информации он считает для данного разговора незначимой. Хотя на самом деле она может быть значима для собеседника.

5. Часть словесной информации слушающий не усваивает потому, что просто ее не слышит, так как отвлекается, думает о своих проблемах и т. п.

6. Не все, что говорит один человек, бывает сразу понятно другому. Информа­ция теряется из-за того, что собеседник не успевает сразу понять все то, о чем идет речь. Вот почему устная речь должна быть более простой и понятной по сравнению с речью письменной.

7. На основании одной и той же информации разными людьми могут быть сдела­ны не только разные, но и противоположные выводы о позиции говорящего. Ин­формация, которая исходит от кого-либо, может быть оценена как положи­тельная одними людьми и как отрицательная другими. Каждая из этих групп может аргументировать свою оценку. Это происходит в силу разного жизнен­ного опыта слушающих, в силу разного знания ими проблемы, о которой идет речь, в силу их разного отношения к говорящему и других причин.

Охарактеризованные выше потери и искажения информации могут приводить к тому, что представление оппонента Б о позиции оппонента А в связи с обсуждае­мой проблемой может весьма заметно отличаться от истинной позиции последне­го. Сотрудники А и Б могут начать спорить из-за мнимого. Это расхождение в пози­циях может перерасти в конфликт, причины которого будут иметь информационный характер.


Глава 12. Функции конфликтов

Деструктивные функции конфликтов по отношению к оппонентам

Cfr<



оо.

>

el

о


ь

sOhg

3mot= ^ т I

m ш Д о

is

I Я

> -я

I- 5 У i

оаош 8 s

о


m

О

x£§

DO hS

CD


LU -Q

so

HOO

к So

№£

<ls

со 3-0 oft


X Ш Ш Q_

ЭО

us

Ш H

<9


 

ti?
ко
so
c;x
m x
?5
л ш
5?
I-S
<m xrn
s<c
0.0-
5x

to£l>s

S 3 51

Q_ CQ OS

ЦТ LQ ^O

LU

X


Cfr<


Глава 12. Функции конфликтов





2015-11-10 2108 Обсуждений (0)
СИТУАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ 4.50 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: СИТУАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2108)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)