Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

СТРУКТУРЫ ВНУТРЕННЕГО МИРА





ЛИЧНОСТИ, НАХОДЯЩИЕСЯ

В КОНФЛИКТЕ


ВИД ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА


 


«ХОЧУ» («Я ХОЧУ»)


«НАДО» («Я ДОЛЖЕН»)


«МОГУ» («Я ЕСТЬ»)


МОТИВАЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ (МЕЖДУ «ХОЧУ» И «ХОЧУ»)


0^


^0


НРАВСТВЕННЫЙ КОНФЛИКТ (МЕЖДУ «ХОЧУ» И «НАДО»)


 


0^


^0


КОНФЛИКТ НЕРЕАЛИЗОВАННОГО

ЖЕЛАНИЯ (МЕЖДУ «ХОЧУ»

И «МОГУ»)


 


0<^>0


РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ (МЕЖДУ «НАДО» И «НАДО»)


 


о*


*0


АДАПТАЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ (МЕЖДУ «НАДО» И «МОГУ»)


^ КОНФЛИКТ НЕАДЕКВАТНОЙ

< > САМООЦЕНКИ

(МЕЖДУ «МОГУ» И «МОГУ»)


Глава 14. Внутриличностные конфликты



Для того чтобы построить типологию внутриличностного конфликта, нужно осно­вание, которое объединяет разнообразие всех внутренних конфликтов. Принятие ценностно-мотивационной сферы личности за основание для построения единой типологии внутриличностного конфликта позволяет выделить основные структу­ры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт (А. Шипилов).

Мотивы, отражающие стремления личности различного уровня (потребно­сти, интересы, желания, влечения и т. п.). Могут быть выражены понятием «хочу» («Я хочу»).

Ценности, как принятые личностью, так и навязанные обществом, воплоща­ющие в себе общественные нормы и выступающие как эталоны должного. Обозначаются как «надо» («Я должен»).

Самооценка, определяемая как самоценность себя для себя, оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Выражается как «могу» или «не могу» («Я есть»).

К основным видам внутриличностного конфликта относятся следующие.

1. Мотивационный конфликт: между бессознательными стремлениями (З. Фрейд); между стремлениями к обладанию и к безопасности (К. Хорни); между двумя положительными тенденциями (К. Левин); как столкновение различных моти­вов.

2. Нравственный конфликт — моральный или нормативный конфликт (В. Бак-штановский, И. Арницане, Д. Федорина). Он рассматривается как конфликт между желанием и долгом, моральными принципами и личными привязан­ностями (В. Мясищев); стремлением действовать в соответствии с желанием и требованиями взрослых или общества (А. Спиваковская); долгом и сомне­нием в необходимости следовать ему (Ф. Василюк, В. Франкл).



3. Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности, между возможностью «хочу быть таким, как они» и невозможностью это реализовать (А. Захаров). К данному виду относятся и внутренние конфликты связанные с сексуальными патологиями (С. Кратохвил, А. Свядощ, А. Харитонов).

4. Ролевой конфликт — переживания невозможности одновременно реализовать несколько ролей, различное понимание требований самой личности к выпол­нению одной роли, конфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни.

5. Адаптационный конфликт — нарушение равновесия между субъектом и окру­жающей средой (в широком смысле), социальной или профессиональной адап­тацией (в узком смысле).

6. Конфликт неадекватной самооценки — между притязаниями и оценкой сво­их возможностей (А. В. Петровский, М. Я. Ярошевский); между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности (Т. Юфере-ва); между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений; между стремлением повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и понизить притязания, чтобы избежать неудачи (Д. Хекхаузен).



Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии


Последствия внутриличностных конфликтов

СПОСОБСТВУЕТ ПЕРЕХОДУ ЛИЧНОСТИ НА НОВЫЕ УРОВНИ

СЛУЖИТ ОСНОВОЙ МОРАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА

ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ОСОЗНАНИЯ СЕБЯ ЛИЧНОСТЬЮ

СПОСОБСТВУЕТ ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ

КОНСТРУКТИВНО РАЗРЕШЕННЫЙ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ

9 4

ДЕСТРУКТИВНО ЗАВЕРШЕННЫЙ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ


СПОСОБЕН ФОРМИРОВАТЬ КОМПЛЕКС

НЕПОЛНОЦЕННОСТИ, ВЕДЕТ К ПОТЕРЕ СМЫСЛА

ЖИЗНИ

 

НЕСЕТ РИСК ПЕРЕРАСТАНИЯ В НЕВРОТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ


Глава 14. Внутриличностные конфликты



Внутриличностные конфликты могут быть конструктивными (продуктивными, оптимальными) и деструктивными (разрушающими личностные структуры чело­века).

Конструктивнымявляется конфликт, который характеризуется максималь­ным развитием конфликтующих структур и минимальными личностными затра­тами на его разрешение, — это один из механизмов гармонизации личностного развития.

Конфликты такого рода обладают рядом характеристик:

□ усложняют психическую жизнь, способствуют ее переходу на новые уровни функционирования (В. Афонькова, Л. Божович);

□ являются основой морального развития. Опорой совершения морального поступка является «больная совесть», которая побуждает человека действо­вать вопреки собственной выгоде и подниматься к высшим моральным цен­ностям;

□ позволяют осознавать себя личностью на основе разрешения внутрилично-стных противоречий и конфликтов. Характеристика личности лежит в соот­ношении разных систем сложившихся жизненных отношений, порожда ющих борьбу между ними;

□ закаляют характер, способствуют формированию решительности, устойчиво­сти поведения, независимости от случайных обстоятельств, становлению ста­бильной направленности личности;

□ могут способствовать формированию адекватной самооценки, что в свою оче­редь помогает самопознанию и самореализации личности.

Деструктивнымисчитаются внутриличностные конфликты, которые усугуб­ляют раздвоение личности, перерастают в жизненные кризисы или ведут к разви­тию невротических реакций.

Такого рода конфликты обладают рядом следующих характеристик:

□ угрожают эффективности деятельности;

□ могут тормозить развитие личности;

□ способны привести к утрате уверенности человека в своих силах, формиро­ванию устойчивого комплекса неполноценности, а иногда — и к потере смыс­ла жизни;

□ как правило, приводят к деструкции существующих межличностных отноше­ний в семье, на работе. Они могут быть причиной повышенной агрессивности, тревожности, раздражительности в общении;

□ имеют тенденцию перерастания внутриличностного конфликта в невротиче­ский. Присущие конфликту переживания становятся источником заболева­ния в том случае, когда занимают центральное место в системе отношений личности. Человек не может изменить конфликт так, чтобы исчезло патоген­ное напряжение и был найден рациональный выход из сложившегося поло­жения.

Такой конфликт, несомненно, занимает ведущее место в жизни человека. Он оказывается для него неразрешимым и, затягиваясь, создает сильное аффективное напряжение. Это напряжение постоянно обостряет существующие противоречия, в значительной степени усиливает трудности, повышает неустойчивость и возбу­димость. В результате углубляются переживания личности, происходит болезнен­ная их фиксация, а значит, снижаются продуктивность и самоконтроль.



Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии


Механизмы разрешения внутриличностных конфликтов

Отрицание


Проекция


Регрессия


Замещение


Подавление


 


Изоляция


Интроекция


 


 


Интеллектуализация


Аннулирование


 


Сублимация


Рационализация


 


Реактивное образование


Компенсация


Идентификация


Фантазия


Глава 14. Внутриличностные конфликты



Разрешение (преодоление) внутриличностного конфликтавосстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жиз­ненного качества.

Факторы конструктивного разрешения внутриличностных конфликтов:

□ глубинные мировоззренческие установоки личности, содержание ее веры, опыт преодоления себя;

□ развитость волевых качеств, способствующая успешному преодолению чело­веком внутренних конфликтов. Воля приводит в соответствие внешние тре­бования и внутренние желания;

□ тип темперамента, свойства которого влияют на динамическую сторону реше­ния внутриличностных противоречий: на скорость переживаний, их устойчи­вость, интенсивность и т. п.;

□ половозрастные особенности личности.

Механизмы разрешения внутриличностных конфликтов(психологической за­щиты):

отрицание — подмена принятия решения игнорированием конфликта;

проекция — приписывание источнику трудностей негативных качеств как ос­нова для его неприятия и самопринятия на этом фоне;

регрессия — возвращение к детским стереотипам поведения;

замещение — снятие напряжения, обращение агрессии на более слабый объ­ект или на самого себя;

подавление — сдерживание страха посредством забывания его источника, а так­же обстоятельств, ассоциативно связанных с ним;

изоляция — восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги;

интроекция — присвоение ценностей или черт характера других людей для предупреждения угроз с их стороны;

интеллектуализация — произвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией;

аннулирование — поведение, мысли, способствующие символическому сведе­нию на нет предыдущего акта или мысли, вызвавших сильное беспокойство, чувство вины;

сублимация — удовлетворение вытесненного неприемлемого чувства социаль­но одобряемыми альтернативами;

рационализация — нахождение причин для оправдания действий, вызванных подавленными, неприемлемыми чувствами;

реактивное образование — выработка и подчеркивание в поведении противо­положной установки;

компенсация — сдерживание чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты и т. п.;

идентификация — моделирование поведения другого лица для повышения самоценности;

фантазия — уход от реальных проблем в воображение.


 


Раздел 4

КОНФЛИКТЫ

В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


Глава 15. Семейные конфликты

Основные причины супружеских конфликтов (по В. А. Сысенко)



Психосексуальная несовместимость супругов

Неудовлетворение

потребности в значимости

своего «Я»,

неуважение чувства

достоинства со стороны

партнера


Л


Неудовлетворение

потребности

во взаимопомощи

и взаимопонимании по

вопросам ведения домашнего хозяйства, воспитания детей, в отношении к родителям и т. д.

Пристрастие одного из супругов к чрезмерному

удовлетворению своих

потребностей (алкоголь,

финансовые расходы и т. д.)


 


Недостаток положительных эмоци й,

отсутствие понимания

_____________________


Различия в потребностях

по проведению досуга,

увлечениях


Психотравмирующие последствия супружеских конфликтов

СОСТОЯНИЕ ПОЛНОЙ СЕМЕЙНОЙ НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТИ

СЕМЕЙНАЯ ТРЕВОГА





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (834)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)