Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Негативное воздействие конфликта на группу (организацию)





Формируется установка на приемлемость насильственных действий: успех применения насилия в отстаивании интересов группы формирует ее убеж­денность в необходимости его использования.

Происходит «деиндивидуализация» взаимного восприятия сторон конфликта, что является результатом эмоциональной напряженности. Противостояние оппонентов, их групп поддержки в коллективе ослабляет самосознание каж­дого в отдельности и ориентирует на цели группы. Поскольку позиция и цели такой группы «единственно правильные» и значимые, противоположная сто­рона всегда не права, каких бы взглядов ни придерживались отдельные ее члены. Восприятие друг друга осуществляется по принципу «Мы — Они».

Разрушаются традиции общения, коммуникативных взаимосвязей в коллек­тиве, организации. Конфликтное взаимодействие в любых своих проявлениях предполагает общение оппонентов. Оно выступает как средство воздействия, оказания давления, приобретая в условиях эскалации ярко выраженный нега­тивный характер.

Возрастает возможность отрицательного влияния на взаимоотношения в кол­лективе. Анализ конфликтной ситуации показывает, что достаточно часто на стороне обеих конфликтующих сторон выступают другие члены коллектива. Подобное разделение способно не только внести разлад в функциональные взаимосвязи, но и породить новые конфликты между сторонниками противо­положных позиций. В конечном итоге снижается удовлетворенность бывших коллег принадлежностью к своему коллективу, вернуть которую зачастую оказывается невозможно.

Ослабевает ценностно-ориентационное единство группы, снижается группо­вая сплоченность. При всем разнообразии мнений, установок в коллективе фиксируется совпадение позиций по ключевым целям. Связующим звеном выступает деятельность, объединяющая индивидуальности. Конфликтная ситуация приводит к разделению коллектива, разрушая сложившееся поло­жение.

Ухудшается качество совместной деятельности коллектива, которое проис­ходит, когда конфликт медленно затухает; когда своих целей добился оппо­нент, который был неправ; когда конфликт оказался длительным и др.



Возрастает возможность подкрепления деструктивного лидерства в коллек­тиве того, кто способен играть такую роль только в конфликтной ситуации.

Ухудшается социально-психологический климат в группе.


130 Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии

Конструктивные функции конфликтов по отношению к оппонентам


Глава 12. Функции конфликтов



К конструктивным функциям конфликта по отношению к основным участникам

можно отнести следующие.

Происходит полное или частичное устранение противоречия, возникающего в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, от­дельных работников и т. п. Конфликт высвечивает нерешенные вопросы, ко­торые привели к возникновению непримиримых противоречий. Данная функ­ция стоит одной из первых в ряду факторов, обеспечивающих жизнестойкость конфликтного поведения.

Позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, их порядочность и деловитость, тестирует ценностные ориентации че­ловека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя и т. д. Наконец, важным итогом конфликтной ситуации становится вы­явление степени психологической устойчивости к стрессовым факторам, ко­торую члены коллектива будут обязательно учитывать в ходе совместной дея­тельности, влекущей новые трудные ситуации.

Позволяет ослабить психическую напряженность — реакцию участников на конфликт, одной из характеристик которого всегда являются негативные эмо­ции. Конфликтное взаимодействие способно снять у человека эмоциональную напряженность, вызванную осознанием трудноразрешимых противоречий. Впоследствии разрешение конфликта через компромисс или сотрудничество может и вовсе свести их на нет.

Служит источником развития личности, опыта в межличностных отношени­ях. Процессы социализации и адаптации, сопровождающие человека, прохо­дят и через плоскость конфликтных отношений, в значительной мере обогащая информацией о возможностях и вариантах преодоления противоречий. Это, безусловно, расширяет сферу и способы взаимодействия человека с окружа­ющими, дает новый социальный опыт решения трудных ситуаций.

Может улучшить качество индивидуальной деятельности. Парадоксальная, на первый взгляд, функция конфликта нашла подтверждение в исследова­тельской практике. В первую очередь это характерно для начальных этапов конфликта, когда демонстрация персональных результатов может способст­вовать занятию более выгодной позиции, влиянию на общественное мнение. Наиболее выражено это в деятельности молодежи.

При отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих. Несмотря на то что в целом справедливость целей может быть достаточно относительным понятием, для группы сторонников оппонента, да и за пределами этого круга, в коллективе представления о ней однозначны. Решение идти на конфликт ради нее становится в восприятии людей вполне конструктивным шагом.

Является одним из средств самоутверждения личности. Попытка решения противоречий, пусть и конфликтным путем, может стать возможностью про­явления своей позиции по отношению к проблемам коллектива, возможностью выделиться как личности, имеющей собственный взгляд на них. В конечном итоге это становится путем формирования активной позиции во взаимодей­ствии с окружающими.



Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии


Конструктивные функции конфликтов по отношению к группе



3-0
с
ш с
Dj о. >> 0.
тп. н
^м, (>
ш ш г>
К-0 X
зи
mx LU fi
н
0. ш ш
xm

 

 

 

-Q   _>s
СОБСТВОВАТ ИЮ НОВЫХ, ГОПРИЯТНЫХ ОВИЙ   оЗ
  СТВУЕТ П 1ВНЫХ РЕ РОБЛЕМ
По-  
может с ПОЯВЛ БОЛЕЕ Б У   СПОСОБ ПРОДУКТ Г

 

 

 

 

 

S 1*   о; -OS
  hi
СЛУЖИТ СРЕДСТВ АКТИВИЗАЦИИ социальной жиг ГРУППЫ, ОБЩЕСТ   к ш 1т
 
  Осц-о
  МОЖЕТ ВЬ ФУНКЦИЮ С ГРУП

\

 

^


<

с*

^

',


Глава 12. Функции конфликтов



Конструктивные функции конфликта по отношению к социумузаключаются в сле­дующем.

Высвечивает нерешенные проблемы в деятельности группы, особенно там, где члены группы привыкли скрывать или гасить их. В одном случае конфликт дает возможность выработки мер «по канализации социального недовольства и негативных эмоций» (Л. Козер), а в другом — выступает инструментом пре­вентивного пресечения недобросовестного поведения, с помощью которого руководитель или группа могут регулировать поведение отдельных лиц.

Зондирует общественное мнение, коллективные настроения, социальные уста­новки, актуализирует гуманистические ценности, позволяет оценить их общ­ность и антагонизм. Как указывает Л. Козер: «Борьба может соединять вместе индивидуумов и группы, не связанных какими-либо отношениями. Коали­ции и временные союзы в большей степени, чем постоянные и сплоченные группы, будут являться результатом конфликтов, в которых затрагиваются, в первую очередь, прагматические интересы участников».

Выступает средством активизации социальной жизни группы или общества, поддерживает социальную активность людей, способствует предотвращению застоя, служит источником развития. Нужно учесть и тот факт, что отсут ствие конфликтов может быть свидетельством слабости групповой структуры, ко­торая накапливает негативизм и враждебность вместо того, чтобы открыто разрешать противоречия, осознав конфликт как допустимое при определен­ных условиях средство.

Способствует созданию новых, более благоприятных условий, к которым легче адаптируются члены коллектива. Обстановка, в которой существует группа, деятельность, которой она занимается, подвержены изменениям. Гибкое отно­шение к конфликту дает возможность учесть это и сформировать новые нор­мы, традиции, позволяющие успешно жить и работать с учетом изменений.

Выполняет функцию сплочения группы перед лицом внешних трудностей (К. Кэмпбелл), группа приобретает качественно новое состояние. В первую очередь это касается ситуаций конфликтов с другой группой, имеющей иные интересы и ценности. В таких конфликтах мобилизуются усилия всех чле­нов и стираются внутренние различия.

Способствует поиску продуктивных решений проблем. Данная функция про­является особенно ярко там, где при наличии четких критериев оценки дея­тельности значим вклад каждого члена коллектива и имеется опыт конструк­тивного преодоления противоречий. В первую очередь это касается групп, ориентированных на предметно-познавательную деятельность.

Оптимизирует межличностные отношения, может благоприятно влиять на взаимоотношения в коллективе. Конфликт позволяет устранить проблемы в отношениях. Факт снижения напряженности между оппонентами играет стабилизирующую роль, в результате чего устанавливается более доброжела­тельная обстановка, что происходит почти в каждом втором конфликте. В то же время ярче всего это проявляется в ситуациях, когда ключевые интересы и ценности не затронуты.


Глава 13. Динамика конфликта Основные периоды и этапы динамики конфликта


i S щ 0F1 £Sh UIUI с: ш 8 %
set 5° X ■>■ ош о« - л ^н 00 О. Б* gs и

 

 

 

 

 

 

 

 

i к ^* астичная олная нормализа- нормализа­ция ЦИЯ отношений отношений ь
РАЦИЯ   г
ИНТЕГ   нцидент скалация баланси- авершение рованное конфликта противодей­ствие L
/ 1 Г  
     
    г
1КТА НЦИАЦИЯ     сознание опытки объективной решить проблемной проблему ситуации неконфликт- ными способами L
СТИ К0НФЛ1 ДИФФЕРЕ    
СТЕПЕНЬ НАПРЯЖЕННО г   г

Глава 13. Динамика конфликта



Динамика конфликтапредставляет собой ход развития, его изменение под воздей­ствием внутренних механизмов конфликта, а также внешних факторов и условий. В ней можно выделить ряд периодов и этапов.

1. Предконфликт(латентный период). Он включает следующие этапы:

возникновение объективной проблемной ситуации. Сущность данного этапа состоит в появлении противоречия, которое еще не осознано и конфликтных действий нет. Если не считать случаев, когда возникает ложный конфликт, то обычно конфликт порождается объективной проблемной ситуацией;

осознание объективной проблемной ситуации. Реальность воспринимается как проблемная, возникает потребность принять меры для разрешения про­тиворечия. Ряд объективных и субъективных причин способствуют иска­жению воспринимаемой ситуации;

попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию некон­фликтными способами . Они заключаются в разного рода информировании противостоящей стороны — убеждении, разъяснении, просьбе и пр. В лю­бом случае, на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фик­сируют позиции;

возникновение предконфликтной ситуации воспринимается как наличие непосредственной угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия или общественно важным интересам.

2. Собственно конфликт(открытый период), который включает в себя этапы:

инцидент — первое столкновение сторон, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов до­статочно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом кон­фликт может и ограничиться;

эскалация — резкая интенсификация борьбы оппонентов; та часть конфлик­та, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта;

сбалансированное противодействие. Здесь обнаруживается, что использо­вание силовых методов не дает результата, интенсивность борьбы снижа­ется, но действия по достижению согласия еще не предпринимаются;

завершение конфликта — переход от конфликтного противодействия к по­иску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам.

3. Послеконфликтная ситуация(латентный период). Она включает в себя сле­
дующие этапы:

частичная нормализация отношений: негативные эмоции не исчезли, про­исходит осмысление своей позиции, коррекция самооценок, уровней при­тязания, отношения к партнеру;

полная нормализация отношений. Данный этап наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Это­му способствуют преодоление негативных установок, продуктивное уча­стие в совместной деятельности, установление доверия.

В конфликте можно выделить временной отрезок, который характеризуется диф­ференциацией сторон. Здесь конфликт развивается по восходящей, разногласия ме­жду сторонами усиливаются. Конфронтация продолжается до тех пор, пока дальней­шая эскалация не теряет смысл. С этого момента начинается процесс интеграции.



Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии


Регрессия сознательной сферы психики в процессе эскалации конфликта (с позиции соответствия эмоционально-познавательных функций определенному возрастному уровню)

^

    4-6 лет
    6-8 лет
    8-10 лет
    10-14 лет
Уровень конфронтации в конфликте   Реальный уровень развития психики

Глава 13. Динамика конфликта



Под эскалацией конфликтапонимается прогрессирующее во времени обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппо­нентов друг на друга по интенсивности выше, чем предыдущие. Для эскалации конфликта характерны:

сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности, переход к более при­митивным формам отражения;

вытеснение адекватного восприятия «другого» «образом врага», который по­степенно становится доминирующим. «Образ врага» как целостное представ­ление об оппоненте начинает формироваться в ходе латентного периода кон­фликта в результате восприятия, детерминированного негативными оценками. Пока нет противодействия, пока угрозы не реализованы, образ врага носит очаговый характер;

рост эмоционального напряжения как реакция на рост угрозы возможного ущерба;

переход от аргументов к претензиям и личным выпадам;

рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поля­ризации;

применение насилия в целом провоцируется не только уже осуществленной угрозой, но и угрозой потенциальной;

потеря первоначального предмета разногласий — противоборство перерастает в столкновение, где первоначальный предмет конфликта уже не играет основ­ной роли;

расширение границ конфликта, то есть переход к более глубоким противоре­чиям, возникновению множества разных точек столкновения;

увеличение числа участников, приводящее к изменению характера конфликта, расширению набора применяемых в нем средств.

Обострение конфликта сопровождается регрессией психики, которая основы­вается на бессознательном и подсознательном уровнях психической деятельности, развивается поэтапно, воспроизводя онтогенез психики, но в противоположную сторону.

Два первых этапа отражают развитие предконфликтной ситуации, рост психической напряженности. Принимаемые меры понимаются противоположной стороной как сигнал к эскалации.

Третий этап — собственно начало эскалации. Стороны надеются путем на­жима изменить позиции оппонента, при обоюдной неготовности уступить. Зрелый взгляд на реальность уступает упрощенному подходу, который легче поддерживать эмоционально.

На четвертом этапе психика регрессирует приблизительно до уровня, соответствующего 6-8 годам. У человека еще присутствует образ «другого», но он больше не готов считаться с его мыслями, чувствами.

На пятом этапе эскалации признаки поступательной регрессии проявля­ются в форме абсолютизации негативной оценки оппонента и позитивной — себя. На карту ставятся «священные ценности», убеждения и высшие моральные обяза­тельства. Сила и насилие принимают обезличенные формы, восприятие противо­положной стороны застывает в жестком «образе врага».


138 Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии

Модель эскалации конфликтного противодействия (по Ф. Глазлу)


 

8-й этап

Й этап

2-й этап 1-я фаза: Vстратегия [«выиграть — выиграть» 3-й этап
4-й этап
5-й этап
2-я фаза: стратегия «выиграть — проиграть»
6-й этап
3-я фаза: стратегия "^^^ 9-й этап «проиграть — проиграть»

Й эт а п


Глава 13. Динамика конфликта



Процессы, протекающие в ходе развития конфликта, требуют пристального вни­мания в силу своей противоречивости и радикальных отличий от повседневного социального взаимодействия.

В частности, динамика конфликта была изучена Ф. Глазлом, который предста­вил ее в виде эскалации противодействия, включающей 9 этапов. По его мнению, это процесс движения вниз от конструктивного взаимодействия к острому проти­водействию и «упрощению интерпретации причин и событий».

П е р в а я ф а з а включает начальные три этапа. На первом действия сторон позволяют сохранить совместную деятельность и сотрудничество. Напряжение проявляется только в случаях необходимости улучшить свою позицию. Но уже на втором этапе происходит поляризация оппонентов. На первый план выходят соб­ственные точки зрения. Стороны еще не стремятся к победе, а стараются привлечь оппонента на свою сторону путем постановки его в безвыходное положение. Тре­тий этап ведет к переходу от обсуждения противоречия к первым провокационным действиям. Приоритет своих целей требует блокирования целей противоположной стороны. В целом же первая фаза при осознании сторонами напряжения и измене­нии отношения друг к другу позволяет искать конструктивное решение в услови­ях взаимодействия.

В т о р а я ф а з а, включающая этапы с четвертого по шестой, проходит под знаменем стратегии «победитель — проигравший». В первой ее части эскалация конфликта приводит к осознанию оппонентами того, что завершить конфликт со­вместными и мирными усилиями не удастся. Противодействие усиливается, сопро­вождаясь все более четким разделением образа «Я» и «образа врага». Собственная репутация и поддержка окружающих становятся главной задачей. Пятый этап ста­вит точку в вопросе о доверии оппонентов друг другу — его больше нет. Компро­миссы неприемлемы. Последний в этой фазе этап демонстрирует преобладание стратегий угроз и радикальных мер. Противодействие скатывается к насилию. Та­ким образом, основным содержанием данной фазы является стремление оппонен­тов достичь исключительно собственных целей в том виде, в каком каждый пред­ставляет их. Вина за сложившуюся ситуацию целиком возлагается на «врага».

Заключительная т р е т ь я ф а з а требует от сторон нового поворота во взгля­дах. Речь идет не столько о собственной победе, сколько об уничтожении против­ника. Седьмой этап характеризуется действиями, снижающими способность оппо­нента на ответ. Впоследствии, на восьмом этапе, целью становится произвести максимальное впечатление на противника, повлиять на его «нервную систему». В заключении эскалация достигает той степени, когда цель уничтожения оппонен­та может достигаться даже путем самоуничтожения.

Ф. Глазл отмечает, что в процессе эскалации важную роль играют «пороговые или поворотные моменты» каждого этапа, когда оппоненты находят в себе силы сделать очередной шаг, осознавая, что поворот назад становится все менее возмож­ным. Конфликт расширяет «социальный объем», даже порождает другие конфлик­ты, а сам все более персонифицируется.



Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии


Формирование «образа врага» в конфликте


 


ВОЗНИКАЕТ НА ОСНОВЕ:

> инстинкта самосохранения;

> недоверия к субъекту общения;

■ ощущения возможной опасности со стороны оппонента;

• чувства групповой принадлежности;

• напряженных межличностных отношений;

• этноцентризма


ФОРМИРОВАНИЮ СПОСОБСТВУЮТ:

усиление отрицательных эмоций;

негативный прогноз развития

ситуации;

деструктивные действия другой

стороны;

межгрупповое деление на «МЫ»

и «ОНИ»;

стереотипы;

ухудшение взаимоотношений

сторон;

эскалация конфликта;

важность объекта конфликта

для личности (или группы);

затяжной характер конфликта


ПРОЯВЛЯЕТСЯ В:

>возложении вины на «врага»;

>отождествлении оппонента со злом;

>деиндивидуализации;

>делегитимизации оппонента;

>мобилизации группы на борьбу с «врагом»;

>отказе оппоненту в сочувствии;

> стремлении причинить оппоненту
максимальный ущерб


Глава 13. Динамика конфликта



Формирование «образа врага»является одним из этапов формирования инфор­мационной модели ситуации у оппонентов в ходе эскалации конфликта. Первые его признаки заключаются в создании представления об оппоненте, интегриру­ющем искаженные и иллюзорные черты. Они появляются в ходе скрытого перио­да развития конфликта в результате восприятия, детерминированного негативны­ми оценками. Пока отсутствует противодействие, пока угрозы не реализованы, «образ врага» носит очаговый характер. Его можно сравнить со слабо проявленным фотографическим снимком, где изображение нечеткое и бледное.

В ходе эскалации «образ врага» проявляется все более выраженно и, что самое главное, постепенно вытесняет объективный образ. Этому способствуют как лич­ностные психологические особенности реакции человека на конфликтную ситуа­цию, так и специфика межличностных отношений.

Человек обычно придает значительную личностную окраску плодам собствен­ного интеллекта. Критика результатов его интеллектуальной деятельности про­тивоположной стороной может быть воспринята как негативная оценка его как личности. Критика воспринимается как угроза самооценке личности, а попытки защитить себя ведут к смещению предмета конфликта в личностный план. Это усиливает негативное восприятие оппонента, добавляя характеристике дополни­тельные черты, способствующие восприятию его как врага, который обесценива­ется до состояния «вещи» и лишается человеческих черт. Однако те же люди спо­собны нормально функционировать внутри своей группы. Из-за этого неопытному наблюдателю трудно заметить их глубоко регрессировавшее восприятие других и принять меры по регулированию конфликта.

Результатом становится оправдание любых действий (вплоть до физического насилия), направленных против оппонента, отказ от попыток поиска любых форм конструктивного взаимодействия.

О том, что «образ врага» становится доминирующим в информационной модели конфликтной ситуации, свидетельствуют следующие признаки:

□ недоверие (все, что исходит от «врага», — либо плохо, либо, если это разумно, преследует нечестные цели);

□ возложение вины на «врага» («враг» ответствен за все возникшие проблемы и виноват во всем);

□ негативное ожидание (все, что делает «враг», он делает с единственной це­лью — нанести нам вред);

□ отождествление со злом («враг» воплощает противоположное тому, что я есть и к чему стремлюсь, он хочет уничтожить то, чем я дорожу, и поэтому должен быть сам уничтожен);

□ представление «нулевой суммы» (все, что выгодно «врагу», вредит нам, и на­оборот);

□ деиндивидуализация (всякий, кто принадлежит к данной группе, автомати­чески является нашим «врагом»);

□ отказ в сочувствии (мы не имеем ничего общего с нашим «врагом», никакая информация не сможет побудить нас проявлять к нему гуманные чувства; руководствоваться этическими критериями по отношению к «врагу» опасно и неблагоразумно).



Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии


Модели развития конфликтного взаимодействия (по Н. В. Гришиной)


Прежний опыт

Взаимодействия

Участников

Конфликта


ПОЗИТИВНЫЙ


НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ


НЕГАТИВНЫЙ


 


Отношение к ситуации


Уверенность

в возможности

договориться,

стремление

к поиску

взаимопонимания


Отсутствие

уверенности

в возможности

договориться,

стремление и поиск

формального выхода

из ситуации


Нежелание договариваться,

актуализация негативных чувств


 


ПАРАМЕТРЫ ВЗАИМОДЕЙ­СТВИЯ

Цель

Неформальные компоненты в общении

Восприятие

п роти востоя щей

стороны

Средства воздействия


Договориться Решить проблему

«Формализация общения»

Позитивные

неформальные

компоненты

ОППОНЕНТ

ПАРТНЕР

Использование формальных компонентов, апелляция к формальному порядку

Использование

неформальных

компонентов:

убеждение,

аргументация,

попытки договориться


 

 


Победить

Негативные

неформальные

компоненты

ПРОТИВНИК

Использование

средств борьбы:

силовое давление,

эмоциональные

воздействие

и т. п,


 


Типы взаимодействия


СОТРУДНИЧЕСТВО


КООПЕРАЦИЯ


КОНКУРЕНЦИЯ


Глава 13. Динамика конфликта



Конфликтное взаимодействиеоппонентов (по Н. В. Гришиной) развивается на фоне ситуационного контекста, включающего общий кооперативный или конку­рентный характер взаимодействия сторон, условия протекания конфликта, нали­чие «третьих сил», а также прежний опыт взаимодействия сторон и др.

Прежний опыт отношений определяет формирование определенного отноше­ния к ситуации, типа взаимодействия с партнером:

□ позитивный опыт отношений (разногласия успешно преодолевались или от­сутствовали) — позитивная установка на достижение договоренностей;

□ оппонентам не всегда удавалось достичь соглашения и полностью преодоле­вать возникавшие противоречия (неопределенный опыт преодоления разно­гласий) — неопределенная установка, связанная с отсутствием уверенности в возможности договоренности;

□ опыт негативного эмоционального взаимодействия (в прежних конфликтных ситуациях непонимание оппонентами друг друга сопровождалось яркими не­гативными эмоциями) — нежелание договариваться, актуализация негатив­ных эмоций.

Сформировавшиеся установки начинают определять параметры взаимодействия сторон. Характеризуя их, важно учитывать целевые компоненты в решении возник­ших противоречий, которые они ставят перед собой в сложившейся ситуации. Это сказывается на различиях в восприятии каждым другого участника конфликта. В од­ном случае целью оппонентов по конфликтной ситуации будет стремление прийти к обоюдному взаимопониманию. В другом случае речь пойдет о простом решении проблемы, устранении ее причины, когда вовсе не обязательно понимать друг друга или искать согласие. Наконец, третий вариант развития событий может предусмат­ривать еще одно направление — путь, связанный с соперничеством.

Несмотря на то что предмет разногласий может казаться достаточно устойчивой составляющей конфликтной ситуации, объем рассогласований способен изменять­ся исходя из характера взаимоотношений с партнером.

В зависимости от восприятия противостоящей стороны развивается само взаи­модействие и происходит выбор средств воздействия, которые используют участ­ники конфликта по отношению друг к другу. Они реализуются в конкретных типах взаимодействия:

сотрудничество— тип взаимодействия в конфликтной ситуации, при кото­ром его участники стремятся к разрешению возникшего между ними проти­воречия, ориентируясь на сохранение позитивных отношений и опираясь на них в процессе взаимодействия;

кооперация— тип взаимодействия, участники которого стремятся к разре­шению возникшего противоречия независимо от фактора взаимоотношений между ними, опираясь на формальные возможности решения противоречий;

конкуренция— тип взаимодействия в конфликтной ситуации, при котором участники в первую очередь стремятся не к разрешению существующих между ними противоречий, а к «победе» над противоборствующей стороной сред ства­ми, используемыми при борьбе с противником.



Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии


Динамика частоты конфликтов в зависимости от их длительности



Частота конфликтов, %

» 35,2


 


В экстремальной обстановке

В повседневных условиях

10 8 6 4


. 10,2


10 15 20 25 30


0,4 Длительность

~~* о 1 конфликта, дни

—i---------------------------------- ►


Соотношение длительности конфликтов и их итогов

Относительное число конфликтов, %


Победу одержал подчиненный

Победу одержал руководитель

40


Длительность конфликта


7 30

Дни


3 4

Месяцы


Глава 13. Динамика конфликта



Исследования, проведенные в социологии и психологии, показывают, что суще­ствуют различия в длительности конфликтов в зависимости от того, какие сто­роны в нем участвуют.

В этих работах выявлено следующее:

большинство конфликтов «по вертикали» (более 78 %) длится не более трех
месяцев;

половина из них (55,8 %) продолжается до одного месяца.
Тогда как:

□ 71 % конфликтов между руководителями первичного и среднего звена завер­шается в течение трех месяцев;

□ до одного месяца продолжается 49 % подобных конфликтов;

□ в то же время только 65 % конфликтов между госслужащими разрешаются в течение полугода.

В экстремальных условиях, которые выступают мощным катализатором про­цессов конфликтного взаимодействия, конфликты развиваются в «ускоренном» темпе:

□ в течение одной недели завершаются около 70 % конфликтов, происходящих в экстремальных условиях;

□ более 55 % разрешаются в течение первых трех дней.

Существует зависимость длительности конфликтов и их итогов, в частности в отношении конфликтов «по вертикали».

□ Руководитель обычно добивается своих целей в скоротечных конфликтах.

□ Противоположным является соотношение длительности конфликта и его ус­пешности для подчиненного.

Чем справедливее требования руководителя к подчиненному, тем больше у него шансов на разрешение конфликта в свою пользу и тем скоротечнее конфликт. И на­оборот, чем менее начальник прав, тем настойчивее подчиненный и тем длительнее конфликт, так как руководитель не настроен на уступку.

В длительных конфликтах уменьшается деловая и увеличивается эмоциональ­но-личностная его основа.При таком противоборстве объект, по поводу которого начался конфликт, отходит на второй план, борьба идет по поводу претензий, оскорблений, грубости, которые были допущены в ходе этого процесса, происхо­дит замена деловой сферы конфликта личностной.

Важной особенностью динамики криминальных конфликтов является быст­рая эскалация конфликтного взаимодействия, завершающаяся применением насилия.В таких конфликтах количество циклов взаимодействия, состоящих из одноразового «обмена» реакциями, ограничено, и чем выше «стартовый уровень», тем меньше подобных циклов предшествует применению насилия.

Помимо указанных характеристик, на исход конфликта всегда оказывают влия­ние временные параметры. Поэтому для изучения специфики конфликтного взаи­модействия исследователям может быть интересна оценка зависимости динамики частоты конфликтов от циклических изменений характера совместной деятель­ности в течение года.Особенности того или иного временного периода наклады­вают свой отпечаток на эту сторону межличностного взаимодействия.



Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии


Динамика среднемесячной частоты конфликтов в течение года

%


6 4 2


8,7 _£


8,8


LL5


9,4


5 6,3


7,8



9,2


5,3


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 МЕСЯЦ

Конфликты между офицерами


20 15 10


17,8

12,3

12,3

8,2
8,2

9,6

4,1

5,5 4 1 5'5

ПпПм

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 МЕСЯЦ

Конфликты между госслужащими


 


20 15 10 5


 

13,3

15,4

10,6 113

4 5,3 6,6 4

2,1 I I

^ппПп

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 МЕСЯЦ

Конфликты между курсантами


 


а

20 15 10 5


 

18,5

20,2

12,2

8,1

6,2

3,8

& °

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 МЕСЯЦ


Конфликты между суворовцами


Глава 13. Динамика конфликта



В различных исследованиях уделяется большое внимание динамическим харак­теристикам, оказывающим влияние на конфликтное взаимодействие. Связано это с тем, что помимо индивидуальных характеристик, присущих каждому конфлик­ту, на конструктивный или деструктивный его исход, на последствия для оппо­нентов и коллективов, в которых конфликт протекает, оказывают влияние вре­менные параметры.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (827)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.076 сек.)